Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

Т.Н. Соколова

     

     Наша организация занимается оптово-розничной торговлей. Имеет ли она право расплачиваться с арендодателем в соответствии с договором аренды в размере 60 тыс. руб. наличными на основании выставляемых ей счета и счета-фактуры?

     
     Указанием Банка России от 14.11.2001 N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
     
     Таким образом, с момента вступления в силу Указаний Банка России от 14.11.2001 N 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 60 тыс. руб. установлен по одной сделке, то есть по одному договору, а не по одному платежу.
     

     Организация, занимающаяся оптово-розничной торговлей, ведет раздельный учет выручки по видам деятельности и сдает отчет о прибылях и убытках по опту и рознице раздельно. Розничная торговля переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Исходя из какой среднеквартальной выручки (оптовой или суммы оптово-розничной) следует определять сроки уплаты налога на прибыль: ежемесячно или ежеквартально?

     
     Согласно п. 3 ст. 286 «Порядок исчисления налога и авансовых платежей» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации, определяемая в соответствии с п. 2 ст. 249 Кодекса, согласно которому выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах, не превышала в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.
     
     При этом необходимо учитывать, что вышеуказанные организации определяют выручку исходя из фактически полученной за четыре квартала 2001 года выручки от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ, учтенной для целей налогообложения в 2001 году.
     
     В Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, в п. 1 комментария к ст. 246 разъяснено, что не являются плательщиками налога на прибыль согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     
     Организации, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль по этим видам деятельности в общеустановленном порядке.
     
     Исходя из вышеизложенного при определении выручки от реализации для порядка уплаты авансовых платежей следует учитывать выручку только по оптовой торговле.
     

     Организация произвела на арендуемой площади демонтаж, разборку и вывоз разобранных основных средств, а затем произвела ремонт внутри арендуемого помещения. Эти работы были отражены в бухгалтерском учете на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Имеет ли организация право отнести произведенные расходы к внереализационным согласно подпунктам 9 и 21 п. 1 ст. 265 НК РФ?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 260 «Расходы на ремонт основных средств» НК РФ положения настоящей  статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
     
     Что касается договорных отношений, то они определены положениями ст. 616 ГК РФ.
     
     Положения п. 9 ст. 265 «Внереализационные расходы» НК РФ применяются при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств.
     

     Наша организация была реорганизована путем присоединения к ней ЗАО.
     
     Как должна была применяться льгота по налогу на прибыль, предоставлявшаяся предприятиям отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения?

     
     В соответствии с подпунктом «а» п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (утратившего силу с 1 января 2002 года, за исключением отдельных положений) (далее - Закон N 2116-1) при исчислении налога на прибыль налогооблагавшаяся прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остававшейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставлялась вышеуказанным предприятиям, осуществлявшим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     Следовательно, при предоставлении вышеуказанной льготы организация, которая была реорганизована путем присоединения к ней ЗАО, в расчете налога на прибыль должна была принять сумму начисленного с начала года износа на дату применения льготы по основным средствам, числившимся на ее балансе до присоединения к основным средствам, переданным на баланс по передаточному акту присоединяемой организацией, при условии, что эти организации льготу до реорганизации не применяли.
     
     Кроме того, при использовании вышеуказанной льготы следовало руководствоваться п. 7 приложения к письму МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 «Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц», доведенному до управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.
     
     Согласно данным разъяснениям если оплата стоимости закупавшегося оборудования и строительных работ произведена в 2001 году, а отражение стоимости оборудования осуществлено по дебету счета 01 «Основные средства» в 2002 году, организации предоставлялась возможность заявить льготу по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений в расчете или уточненном расчете (налоговой декларации) от фактической прибыли за тот период, когда были фактически произведены (оплачены) затраты по приобретению основных фондов, то есть в расчете (налоговой декларации) за 2001 год, при выполнении всех условий, установленных подпунктом «а» п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1.
     
     С введением в действие главы 25 «Налог на прибыль предприятий» НК РФ при оплате стоимости закупаемого оборудования и строительных работ в 2002 году указанная льгота не предоставляется независимо от временного периода отражения затрат в учете.
     

     Продолжает ли действовать льгота по налогу на прибыль, которая предоставлялась малым предприятиям до вступления в силу главы 25 НК РФ?

     
     Согласно п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 в первые два года работы не уплачивали налог на прибыль малые предприятия, осуществлявшие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышала 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считался день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый годы работы указанные в абзаце первом п. 4 Закона N 2116-1 малые предприятия уплачивали налог в размере соответственно 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляла свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Указанные льготы не предоставлялись малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежала внесению в федеральный бюджет.
     
     С 1 января 2002 года Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон N 110-ФЗ) введена в действие глава 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ.
     
     Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что с 1 января 2002 года утратил силу Закон N 2116-1 (за исключением отдельных положений, которые утрачивают силу в особом порядке).
     
     В частности, сохранена льгота по налогу на прибыль малым предприятиям, установленная п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, срок действия которой не истек на день вступления в силу Закона N 110-ФЗ; она применяется малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
     
     Днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации, а исчисление льготного периода начинается со дня государственной регистрации предприятия.
     
     Таким образом, на срок, в течение которого указанная льгота действует, для малых предприятий сохраняются все условия ее предоставления, установленные п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1; малые предприятия ответственны также за последствия, связанные с прекращением их деятельности, в связи с которой им были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации).
     
     Вместе с тем необходимо иметь в виду, что вышеуказанные льготы не предоставлялись малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     Таким образом, льготный режим налогообложения не распространялся на предприятия, реорганизованные в порядке, предусмотренном ст. 57 и 58 ГК РФ.
     
     При преобразовании общества с ограниченной ответственностью, имевшего статус «малого» предприятия и правомерно пользовавшегося льготой, в закрытое акционерное общество, которое также соответствовало критериям, установленным для малых предприятий, вновь созданное закрытое акционерное общество при выполнении всех условий, предусмотренных п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, сохраняло право на вышеуказанную льготу.
     

     Как льготировались в 2001 году суммы затрат на содержание находившихся на балансе предприятий учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта?

     
     В соответствии с подпунктом «б» п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 (утратившего силу с 1 января 2002 года, за исключением отдельных положений) при исчислении налога на прибыль налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остававшейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находившихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимались в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
     
     Фактические затраты по содержанию объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы, числившихся на балансе предприятия, могли быть осуществлены независимо от наличия нераспределенной прибыли. Однако необходимым условием предоставления льготы было именно наличие источника на их содержание.
     
     Кроме того, для подтверждения правомерности применения льготы в случае наличия нераспределенной прибыли организация должна была подтвердить факт направления на указанные цели части прибыли текущего отчетного периода.
     
     Разъяснения по порядку правильности учета организациями расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы, были доведены до налоговых органов в Методических рекомендациях письмом МНС России от 07.02.2001 N ВГ-6-02/115.