Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О совершенствовании бюджетной классификации Российской Федерации


О совершенствовании бюджетной классификации Российской Федерации

     

Н.Н. Жоромская,
начальник отдела Минфина России
          
Н.Ю. Дикова,
главный специалист Минфина России

     
     Изменения, происходящие в экономической жизни страны, требуют дальнейшего совершенствования механизма управления процессами, включая бюджетную политику.
     
     Начиная с 1995 года, который можно считать началом нового этапа в развитии бюджетного процесса в Российской Федерации, впервые с начала реформ появилась реальная перспектива утверждения бюджета до наступления очередного финансового года, что создало необходимые предпосылки для нормализации бюджетного процесса в последующие годы.
     
     Отправной точкой работы Минфина России в части формирования бюджетов с учетом требования МВФ можно считать принятие Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему государственных финансов (СГФ) в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Впервые на государственном уровне перед Минфином России была поставлена задача перехода на Международные стандарты финансовой деятельности всего хозяйства России. Это не могло не повлиять на составление и исполнение бюджетов, что привело в свою очередь к изменениям структуры доходов и расходов бюджетной классификации Российской Федерации, приближенной к Международным стандартам финансовой деятельности.
     
     Бюджетная классификация Российской Федерации является одной из основных составляющих бюджетной политики, которая представляет собой эффективный инструмент группировки видов доходов и расходов при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Введение новой бюджетной классификации выдвинуло первоочередные задачи, а именно: стабилизация производства и обеспечение условий для последующего роста экономического потенциала на основе снижения уровня инфляции, создание благоприятного инвестиционного климата для реализации программы структурной перестройки, концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях экономики страны.
     
     За время разработки и принятия Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» произошли существенные изменения в его концептуальном решении: в частности, были уточнены позиции, относящиеся к функциональному принципу построения бюджетной классификации, в налоговом законодательстве, внесены изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указами Президента Российской Федерации.
     

     Руководствуясь ст. 13 и 14 Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации», а также в целях обеспечения единой бюджетной политики, сопоставимости показателей бюджетов всех уровней Минфин России издал Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвердив их приказом от 25.05.1999 N 38н (по заключению Минюста России от 21.06.1999 N 4780-ПК указанный приказ не нуждается в государственной регистрации).
     
     Приказ Минфина России от 25.05.1999 N 38н согласно приказу Минфина России от 23.07.1999 N 48н «О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 38н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации”« был введен с момента его подписания, однако Порядок распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 12) был введен с 1 января 2000 года.
     
     Федеральным законом от 09.07.1999 N 159-ФЗ был введен с 1 января 2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) и отменены все законодательные и нормативные акты по бюджетному устройству и бюджетному процессу в Российской Федерации, принятые в связи с переходом Российской Федерации с 1991 года на рыночную экономику.
     
     Основное назначение БК РФ - осуществление целей финансового регулирования, установление общих принципов бюджетного законодательства Российской Федерации, правовых основ функционирования бюджетной системы Российской Федерации и правовых положений субъектов бюджетных правоотношений, порядка регулирования межбюджетных отношений, определение основ бюджетного процесса в Российской Федерации и видов ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
     
     Как установлено в ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации», бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.
     
     В соответствии со ст. 18 БК РФ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
     

     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2002 год были определены долгосрочные и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в федеральном бюджетном планировании при составлении проекта федерального бюджета на соответствующий год. Одним из приоритетов Бюджетного послания является обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, то есть приведение в соответствие законодательных актов по бюджетной классификации Российской Федерации с законодательными актами по бюджету.
     
     В этой связи необходимо было повысить прозрачность бюджетной политики за счет придания ей более ответственного характера, предпринять значительные шаги в части исполнения федерального бюджета, открытости позиций федерального бюджета, которым содействуют бюджетная классификация Российской Федерации и развивающаяся казначейская система исполнения федерального бюджета, позволяющая усилить контроль за целевым расходованием бюджетных средств.
     
     Однако проблемы в этой области еще велики, несмотря на проведенную работу по бюджетной политике по-прежнему далеки от совершенства планирование и исполнение региональных бюджетов.
     
     Для обеспечения проведения в 2002 году единой бюджетной политики утвержден приказ Минфина России от 28.12.2001 N 118н «О продлении срока действия приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 38н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации” и внесении в него изменений и дополнений», к которому приложен Порядок распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, изложенный в новой редакции в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательстве Российской Федерации начиная с 1 января 2002 года.
     
     Так, Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» изменено наименование налога, предусмотренного по статье 1010500 «Единый социальный налог (взнос)» классификации доходов бюджетов Российской Федерации, которое излагается в следующей редакции: «Единый социальный налог». Соответственно изменяется редакция подстатей данной статьи.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации бюджетной классификации Российской Федерации вводится статья 1010600 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации» и подстатьи 1010610 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии» и 1010620 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии».
     

     В связи с введением главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) были уточнены наименования подстатей статьи доходов 1010100 «Налог на прибыль (доход) организаций»: 1010101 «Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет», 1010102 «Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации», 1010103 «Налог на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, кроме доходов, полученных в виде дивидендов и в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам», 1010105 «Налог на доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями», 1010107 «Налог на доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями и от иностранных организаций российскими организациями», 1010108 «Налог на доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам», 1010110 «Налог на прибыль организаций, зачисляемый в местные бюджеты».
     
     В связи с введением главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ и внесением изменений в Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» классификация доходов бюджетов Российской Федерации дополнена подгруппой 1050000 «Платежи за пользование природными ресурсами», статьей 1050300 «Налог на добычу полезных ископаемых», подстатьями 1050301 «Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья», 1050302 «Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных)», 1050303 «Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых», 1050304 «Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации»; в неналоговых доходах  статья 2015000 «Платежи за пользование недрами» дополнена подстатьей 2015040 «Прочие платежи при пользовании недрами».
     
     Для отражения поступлений и услуг, оказываемых федеральными органами власти, статья 2010600 «Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства» дополнена подстатьями 2010608 «Доходы от оказания платных услуг (работ) предоставления статистической информации и прочие доходы системы территориальных органов государственной статистики», 2010609 «Плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством», 2010610 «Доходы от платных инженерно-технических и иных услуг, оказываемых территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России», 2010611 «Доходы от оказания платных услуг в области надзора за ядерной и радиационной безопасностью», 2010612 «Доходы за счет отчислений, предусматриваемых в структуре цен (тарифов), регулируемых на федеральном уровне на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте».
     
     В целях реализации п. 4 постановления Правительства РФ от 03.02.2000 N 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением, находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» и для обособленного учета доходов федерального бюджета в классификации доходов бюджетов Российской Федерации статья 2010800 «Платежи от государственных и муниципальных организаций» дополнена подстатьей 2010803 «Перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей».
     

     Кроме того, классификация доходов бюджетов Российской Федерации дополнена новыми подгруппами платежей 2020000 «Доходы от использования лесного фонда» и 2030000 «Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешенных видов деятельности организаций».
     
     В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (в ред. от 24.03.2001, с изменениями от 30.12.2001) налог на пользователей автомобильных дорог (4010201) и налог с владельцев транспортных средств (4010202) являются источниками образования территориальных дорожных фондов, порядок образования и использования средств которых определяется законами субъектов Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации своими законодательными актами вправе принять решение не создавать территориальные дорожные фонды, а доходные источники их формирования зачислять в региональные бюджеты с одновременным финансированием расходов по дорожному строительству за счет средств этих бюджетов.
     
     В связи с этим Федеральным законом от 08.08.2001 N 127-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации” «для учета доходов от поступления налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств в классификации доходов бюджетов Российской Федерации в статье 1400300 «Прочие федеральные налоги» были предусмотрены соответствующие подстатьи 1400303 «Налог на пользователей автомобильных дорог» и 1400315 «Налог с владельцев транспортных средств», а в подгруппе 4000000 «Доходы целевых бюджетных фондов» - статья 4010200 «Территориальные дорожные фонды», подстатьи 4010201 «Налог с пользователей автомобильных дорог» и 4010202 «Налог с владельцев транспортных средств», что позволило субъектам Российской Федерации обеспечивать учет доходов от указанных налогов как в условиях образования территориальных дорожных фондов, так и при их ликвидации.
     
     Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» зачисление налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств в полном объеме предусмотрено в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     В целях обеспечения единообразия учета доходов от поступления указанных налогов Инструкцией о порядке составления и представления ежемесячного бухгалтерского отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета закрытого административно-территориального образования), утвержденной приказом Минфина России от 29.12.2001 N 122н, предусмотрено, что по кодам 1400303 «Налог на пользователей автомобильных дорог» и 1400315 «Налог с владельцев транспортных средств» классификации доходов бюджетов Российской Федерации поступления указанных налогов отражаются в случае, если законом о бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации не предусматривается создание территориального дорожного фонда. Если же законом о бюджете субъекта Российской Федерации предусматривается создание территориального дорожного фонда, то поступления вышеназванных налогов учитываются в территориальном дорожном фонде бюджета субъекта Российской Федерации по кодам 4010201 «Налог на пользователей автомобильных дорог» и 4010202 «Налог с владельцев транспортных средств».
     

     Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации также претерпела изменения и дополнения.
     
     Для отражения расходов по содержанию и обеспечению деятельности должностных лиц субъектов Российской Федерации раздел 0100 «Государственное управление и местное самоуправление» дополнен новым подразделом 0107 «Функционирование президента республики в составе Российской Федерации и главы администрации субъекта Российской Федерации».
     
     Раздел 3000 «Прочие расходы» дополнен новым подразделом 3005 «Туризм». Одновременно в перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации введена целевая статья 289 «Государственная поддержка туризма», а перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации дополнен статьей 286 «Средства, направленные на финансирование туризма», которые применяются при составлении и исполнении бюджетов всех уровней в 2002 году.
     
     Для финансирования федеральных целевых программ регионального паритета в раздел 2100 «Финансовая помощь бюджетам других уровней» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации вводится новый подраздел 2102 «Фонд регионального развития»; в связи с этим из перечня целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации исключается целевая статья 487 «Фонд регионального развития».
     
     Для отражения ассигнований, направляемых на инвестиции в объекты, находящиеся в собственности субъектов, по федеральным целевым программам, не входящим в группу «Региональный паритет», в разделе 2100 «Финансовая помощь бюджетам других уровней» уточняется редакция подраздела 2103 «Мероприятия в области регионального развития».
     
     Изменения, происходящие в структуре федеральных органов исполнительной власти, повлекли упразднение Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике и передачу его функций Минобразованию России, в связи с этим из раздела 1800 «Социальная политика» был исключен подраздел 1803 «Молодежная политика», а финансирование расходов, связанных с молодежной политикой, было перенесено на раздел 1400 «Образование», подраздел 1407 «Прочие расходы в области образования».
     
     Для отражения финансирования расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных Законами РФ от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федеральными законами от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов дополнен статьями 350 «Расходы на реализацию льгот, установленных Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий” по бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», 351 »Расходы на реализацию льгот, установленных Законами “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы” и “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы” по бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», 484 «Расходы на реализацию льгот, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” по бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
     

     Начиная с 1 января 2002 года федеральные целевые программы включены в перечень целевых статей расходов бюджетов Российской Федерации.
     
     В случае наличия в структуре федеральных целевых программ подпрограмм с отдельными названиями каждой подпрограмме присвоен отдельный вид расходов. Если в структуре федеральных целевых программ отсутствуют подпрограммы, то виды расходов применяются по действующей классификации. Расходы по федеральным целевым программам по предметным статьям осуществляются в соответствии с установленными расходами экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. При этом для классификации расходов федеральных целевых программ по экономическим статьям не используются экономические статьи и входящие в них подстатьи и элементы расходов: 110100 »Оплата труда», 110200 «Начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», 110300 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов», 110400 »Командировки и служебные разъезды», 110500 «Транспортные услуги», 110600 «Оплата услуг связи», 110700 «Оплата коммунальных услуг», 110900 «Оплата услуг по типовому проектированию», 111010 «Оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», 111020 »Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря», 111030 «Оплата текущего ремонта зданий и сооружений», 120000 «Выплата процентов», 250000 «Создание государственных запасов и резервов», 260000 «Приобретение земли, нематериальных и других активов», 270000 «Капитальные трансферты», 300000 «Предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения».
     
     Ассигнования по федеральным целевым программам распределяются по ведомственной классификации расходов федерального бюджета на 2002 год по всем государственным заказам и заказчикам одновременно.
     
     Существенные изменения претерпел Порядок распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации бюджетной классификации Российской Федерации.
     
     В связи с укрупнением статей и подстатей экономической классификации расходов был исключен повтор одних и тех же расходов в разных экономических статьях. В связи с этим начиная с 1 января 2002 года оплата труда внештатных сотрудников, осуществляемая на основе заключаемых договоров, перенесена из предметной статьи 110100 «Оплата труда» подстатьи 110140 «Оплата труда внештатных сотрудников» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в предметную подстатью 111040 «Прочие текущие расходы».
     

     Текст, изложенный в предметной подстатье 111040 «Прочие текущие расходы», связанный с оплатой труда внештатных сотрудников, следует читать следующим образом: «Расходы на оплату труда (с учетом начисления единого социального налога) лиц, не состоящих в штате данного учреждения и привлекаемых для выполнения работ по договорам (контрактам) гражданско-правового характера, в том числе:
     
     консультантов, экспертов, переводчиков;
     
     сезонных рабочих и других временных работников, привлекаемых для проведения экспериментальных и опытных работ в научно-исследовательских учреждениях, в сельском хозяйстве;
     
     сезонных истопников и кочегаров;
     
     оппонентов при защите диссертаций на ученую степень;
     
     временных пожарных сторожей;
     
     работников по охране гаражей, стоянок транспорта и др.;
     
     лиц из числа спецконтингента.
     
     Авторский гонорар за чтение лекций и др.
     
     Авторское вознаграждение за изобретения и рационализаторские предложения.».
     
     В вышеприведенном тексте обозначены наиболее необходимые должности лиц, выполняющих те или иные услуги, не состоящих в штате бюджетных учреждений. Это не означает, что данный перечень должностей ограничивает список лиц, не состоящих в штате бюджетных учреждений, который может содержать и другие должности в соответствии со спецификой конкретных бюджетополучателей. Это значит, что все расходы по оплате труда и начислениям на оплату труда при оплате договоров найма внештатных сотрудников, не являющихся юридическими лицами (в том числе уборщики помещений и территории, сторожа, слесари, работники по содержанию зданий и пр.), осуществляются по предметной подстатье 111040 «Прочие текущие расходы» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
     
     Новая предметная статья 110160 «Оплата труда привлекаемых лиц» в соответствии с Законом РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» предусматривает оплату труда присяжных, народных и арбитражных заседателей, привлекаемых для участия в судебных процессах, увеличение заработной платы которых зависит от увеличения заработной платы судей и минимальной оплаты труда.
     
     Предметная подстатья 110310 «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы» дополнена расходами на оказание дорогостоящих видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

     Расходы по выплате денежной компенсации взамен форменной одежды и обуви военнослужащим и приравненным к ним лицам, ранее содержащиеся в предметной подстатье 110320 «Мягкий инвентарь и обмундирование», в 2002 году отражаются по предметной подстатье 130330 «Прочие трансферты населению»; на эту же подстатью относятся расходы по выплате денежной компенсации взамен продовольственного пайка по нормам и в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, ранее содержавшиеся в предметной подстатье 110330 «Продукты питания».
     
     Для обеспечения четкого взаимодействия между российскими спасателями и спасателями других государств при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их координации в международных спасательных мероприятиях, а также для выполнения гуманитарных мероприятий по оказанию помощи населению зарубежных стран, в том числе при эвакуации российских граждан из-за рубежа в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предметная подстатья 111040 «Прочие текущие расходы» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации дополнена расходами под следующим названием: «Обеспечение мероприятий, связанных с оказанием гуманитарной помощи другим государствам и эвакуацией граждан Российской Федерации из зарубежных государств, а также доставку поисково-спасательных средств и грузов за рубеж для участия в международных учениях».
     
     С 2002 года расходы на приобретение справочной, официальной и периодической литературы (газет, журналов, бюллетеней, справочников и т.п.), кроме литературы, приобретаемой для стационарных библиотек, ранее осуществлявшиеся по предметной статье 110600 «Оплата услуг связи», отражаются по предметной подстатье 111040 «Прочие текущие расходы».
     
     В связи с исключением из предметной статьи 130300 «Трансферты населению» подстатьи 130350 »Ссуды на обзаведение хозяйством» расходы, ранее финансируемые по этой статье, перенесены в состав предметной подстатьи 380140 «Прочие бюджетные кредиты (бюджетные ссуды) внутри страны». Возврат же этих ссуд теперь производится по подстатье 380240 «Возврат прочих бюджетных кредитов (бюджетных ссуд)».
     
     В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 115-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”« Правительство РФ в ходе исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год вправе вносить изменения в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации, функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, в части целевых статей и видов расходов бюджетов Российской Федерации, экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, в связи с чем и были внесены изменения и дополнения в приказ Минфина России от 25.05.1999 N 38н в соответствии с приказами Минфина России от 27.02.2002 N 12н и от 14.03.2002 N 18н.
     

     Согласно ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» из статьи 1010500 «Единый социальный налог» классификации доходов бюджетов Российской Федерации исключена подстатья 1010511 «Задолженность, штрафы, пени по единому социальному налогу (взносу) на 1 января 2002 года, ранее зачислявшиеся в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации», так как средства по данной задолженности с 1 января 2002 года зачисляются в федеральный бюджет по подстатье 1010510 «Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет».
     
     Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» из перечня местных налогов, определенных Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1  «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», был исключен налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы; в связи с этим в классификации доходов бюджетов Российской Федерации была упразднена подстатья 1400504 «Налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы».
     
     Вышеуказанные изменения связаны со ст. 264 НК РФ в части финансирования объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.
     
     В подпункте 32 п. 1 указанной статьи НК РФ установлено, что расходы обслуживающих производств и хозяйств (включая расходы на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы) учитываются как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг).
     
     В целях урегулирования в 2002 году финансирования расходов по социальному страхованию, связанных с предоставлением льгот и компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, и принимая во внимание обращение Фонда социального страхования Российской Федерации о перечислении денежных средств в соответствии с бюджетной росписью непосредственно Фонду, перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации дополнен целевой статьей 435 «Средства, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации на предоставление льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации», а перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации дополнен новыми видами расходов: 247 »Расходы на предоставление льгот гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы», 248 »Расходы на предоставление льгот гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Производственном объединении “Маяк”«, 249 »Расходы на предоставление льгот гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
     
     В связи с тем, что согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год» предусматривается финансирование мероприятий по содействию занятости населения Российской Федерации по разделу 1800 «Социальная политика», подразделу 06 «Прочие мероприятия в области социальной политики», целевой статье 458 «Мероприятия по содействию трудоустройству населения Российской Федерации» и в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», определяющим направление государственной политики в области содействия занятости населения в виде «...проведения специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы ...», в частности молодежи в возрасте до 18 лет, в число которых входят несовершеннолетние граждане 14-16 лет, перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации дополнен новым видом расходов 368 «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет». Одновременно предметная статья 111040 «Прочие текущие расходы» дополнена абзацем следующего содержания: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет».
     

     В связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.1999 N 1089 «О порядке формирования, зачисления и расходования средств, поступающих в целевой бюджетный Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии» средства Фонда направляются на поддержку как фундаментальной, так и прикладной науки, уточнено наименование вида расходов: «Расходы на мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки».
     
     Из Перечня прямых получателей средств из федерального бюджета исключена глава 721 «Постоянный комитет Союзного государства».
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 713, касающимся реализации мероприятий федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)», предметная подстатья 130140 «Прочие субсидии» дополнена текстом следующего содержания: «Расходы на частичное возмещение затрат по фонду оплаты труда работников, высвобождаемых из военного производства, частичное (полное) возмещение затрат на передачу объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятий, в ведение органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в рамках осуществления мероприятий Федеральной целевой программы “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)”.
     
     В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2002 N 81 «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 86 «Об увеличении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации» в предметной подстатье 130330 «Прочие трансферты населению» абзац «Компенсация потерь судьям и работникам аппаратов судов, имеющим классные чины, в связи с отменой отдельных льгот» изложен в редакции: абзац «Компенсация потерь судьям и работникам аппаратов судов, имеющим классные чины, и прокурорским работникам, в связи с отменой отдельных льгот».
     
     В целях установления единообразного порядка отражения расходов на приобретение программного обеспечения и компьютерных справочных систем вышеуказанные расходы следует осуществлять по предметной статье 260200 «Приобретение нематериальных активов» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в связи с чем из абзаца седьмого предметной подстатьи 240120 «Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений» исключены слова «включая приобретение (независимо от стоимости) программного обеспечения и компьютерных справочных систем».
     

     В соответствии со ст. 47 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 13.02.2002) в предметную статью 260300 «Приобретение других активов» введен текст следующего содержания: «На данную предметную статью относятся расходы на приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг с целью получения доходов (дивидендов, процентов) по ним».