Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Либерализация порядка осуществления отдельных валютных операций физическими лицами


Либерализация порядка осуществления отдельных валютных операций физическими лицами

     

Д.В. Вольвач,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     1. Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле) определяет права и обязанности юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) при совершении валютных операций на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
     
     По общему правилу, валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России (п. 2 ст. 6 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).
     
     С июля 2001 года вступили в силу утвержденные Федеральным законом от 31.05.2001 N 72-ФЗ Изменения и дополнения в Закон о валютном регулировании и валютном контроле, которые направлены на либерализацию порядка осуществления некоторых видов валютных операций и отмену существующих ограничений. В частности, физические лица - резиденты получили право осуществлять без ограничений переводы иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тыс. долл. США в течение календарного года, в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на вышеприведенные ценные бумаги. Эти переводы должны осуществляться физическим лицом - резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством Российской Федерации. При переводе иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, физическое лицо - резидент и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение десяти рабочих дней с даты такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица - резидента, приложив банковские выписки по данному счету.
     
     В соответствии с п. 1.1.11. Положения Банка России от 24.04.1996 N 39 «О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций» (в ред. от 17.09.2001 N 152-П) (далее - Положение N 39) без ограничений осуществляются:
     

     - переводы физическим лицом - резидентом из Российской Федерации, в том числе на его счет, открытый за пределами Российской Федерации в порядке, установленном Банком России, иностранной валюты на сумму, не превышающую в течение календарного года 75 тыс. долл. США, в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте;
     
     - переводы физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию иностранной валюты, полученной от реализации физическим лицом - резидентом прав на указанные ценные бумаги;
     
     - приобретение и отчуждение физическими лицами - резидентами прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, в порядке, определенном в настоящем подпункте Положения.
     
     В письме Банка России «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля», опубликованном в «Вестнике Банка России», N 24, 24.04.2002, дополнительно разъясняется, что ни Закон о валютном регулировании и валютном контроле, ни Положение N 39 не содержат каких-либо ограничений по видам ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте (в том числе в отношении акций и иных эмиссионных ценных бумаг), приобретаемых физическими лицами - резидентами на основании вышеуказанных нормативных актов независимо от доли участия физического лица - резидента в уставном капитале. Отнесение объекта инвестирования к ценным бумагам определяется в соответствии с законодательством страны его эмиссии.
     
     В вышеуказанном письме Банка России также разъясняется, что физическое лицо - резидент вправе приобретать ценные бумаги через брокера (посредника) - нерезидента. При этом перевод иностранной валюты в оплату ценных бумаг со счета физического лица - резидента на счет посредника (брокера) - нерезидента по договору, предусматривающему приобретение ценных бумаг в иностранной валюте на финансовых рынках, осуществляется без разрешения Банка России.
     
     Перевод физическим лицом - резидентом иностранной валюты в оплату услуг посредника (брокера) - нерезидента по вышеуказанному договору производится без разрешения Банка России на основании подпункта 1.1.24 Положения N 39.
     
     Уполномоченный банк осуществляет контроль за тем, чтобы сумма переводимой физическим лицом - резидентом иностранной валюты на цели покупки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, со счетов в этом уполномоченном банке не превышала 75 тыс. долл. США в течение календарного года в случае, если:
     

     - перевод осуществляется единовременно;
     
     - переводы осуществляются в течение календарного года физическим лицом - резидентом через данный банк.
     
     В соответствии с п. 8.3 и 8.6 Положения N 39 при осуществлении вышеуказанных валютных операций физические лица - резиденты должны представить в уполномоченный банк, кроме подтверждающих документов, заявление физического лица - резидента или его представителя, а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
     
     Начиная с июля 2001 года в налоговые органы поступают уведомления от физических лиц и уполномоченных банков о состоявшихся переводах иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги. По информации налоговых органов, за период с июля по февраль 2002 года совершено переводов на сумму свыше 1,3 млн долл. США.
     
     Необходимо отметить, что порядок открытия и ведения счета в уполномоченном банке для осуществления вышеуказанных переводов до настоящего времени не определен. Не установлена также единая форма уведомления, представляемого физическим лицом - резидентом и уполномоченным банком в налоговый орган, о состоявшемся переводе в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Данное обстоятельство создает определенные трудности в обработке налоговыми органами поступающих уведомлений и использовании полученной информации в целях валютного и налогового контроля. В этой связи МНС России обратилось к Банку России с предложением разработать и утвердить в кратчайшие сроки инструкцию об открытии и ведении указанных счетов, содержащую типовую форму уведомления физическим лицом и уполномоченным банком налогового органа о состоявшемся переводе.
     
     2. С октября 2001 года вступила в действие инструкция Банка России от 29.08.2001 N 100-И  «О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации» (далее - Инструкция N 100-И), устанавливающая случаи и условия открытия физическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте в иностранных банках, порядок осуществления переводов на такие счета через уполномоченные банки, а также порядок уведомления резидентом налогового органа об открытии или закрытии этих счетов.
     
     В соответствии с п. 2.1 Инструкции N 100-И физическое лицо - резидент имеет право открывать счета в иностранных банках и их филиалах, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и/или Специальной финансовой Комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ) в соответствии с приложением 1 к данной Инструкции (всего - 34 государства).
     

     Счета в банках за пределами Российской Федерации открываются физическими лицами - резидентами для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. На эти счета могут зачисляться денежные средства в иностранной валюте, переведенные или вывезенные из Российской Федерации, а также полученные за пределами Российской Федерации, за исключением денежных средств, полученных за пределами Российской Федерации от осуществления предпринимательской деятельности.
     
     В соответствии с разделом IV Инструкции N 100-И физическое лицо - резидент при открытии (закрытии) счета в иностранном банке представляет или направляет по почте заказным письмом в налоговый орган по месту своего жительства Уведомление об открытии (закрытии) каждого счета. Уведомление представляется в двух экземплярах не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) соответствующего счета. В Уведомлении резидент дает согласие представлять выписки по счету по требованию налогового органа.
     
     МНС России письмом от 13.12.2001 N ШС-6-24/926@ довело до УМНС России по субъектам Российской Федерации порядок использования информации, поступающий в налоговые органы в соответствии с Инструкцией N 100-И. В письме МНС России от 18.03.2002 N ШС-6-24/315@ было дополнительно указано на необходимость использования налоговыми органами информации об открытии (закрытии) физическими лицами счетов в банках за пределами Российской Федерации в целях валютного и налогового контроля.
     
     Согласно информации УМНС России по субъектам Российской Федерации в период с ноября 2001 года по февраль 2002 года в налоговые органы поступило более 150 уведомлений об открытии физическими лицами - резидентами счетов в иностранных банках. Так, на банки, расположенные на территории Федеративной Республики Германия и Швейцарской Конфедерации, приходится по 16 % от общего количества поступивших уведомлений, Канады и Соединенных Штатов Америки - 13 и 11 %, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Австрийской Республики - 10 и 9 %.
     
     Столь незначительное количество счетов физических лиц - резидентов в иностранных банках, об открытии которых налоговые органы были уведомлены в установленном порядке, можно объяснить непродолжительным периодом действия Инструкции N 100-И, а также достаточно жесткими требованиями, предъявляемыми кредитными организациями стран - членов ОЭСР и ФАТФ к открытию счетов физическим лицам - нерезидентам. Кроме того, на сегодняшний день у российских налоговых органов отсутствует действенный механизм контроля за полнотой и достоверностью представления физическими лицами - резидентами информации об открытии ими счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, и применения к нарушителям мер ответственности, предусмотренных ст. 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
     

     Информация о количестве поступивших в налоговые органы уведомлений от физических лиц - резидентов об открытии (закрытии) счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, направлена в Банк России для анализа результатов принимаемых мер по либерализации валютного законодательства.