Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обложении предпринимателей налогом на доходы физических лиц


Об обложении предпринимателей налогом на доходы физических лиц

     

Н.А. Шорохова,
советник налоговой службы I ранга

     

     Несет ли ответственность ЖСК за неуплату налогов с доходов от сдачи квартиры внаем физическими лицами - членами ЖСК - жильцами дома. Платят ли жильцы дома в этом случае налог на доходы физических лиц, в том числе инвалиды и пенсионеры?

     
     В соответствии со ст. 228 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) исчисление и уплату налога производят сами физические лица исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
     
     Таким образом, физические лица, сдающие свои квартиры внаем, в том числе пенсионеры и инвалиды, обязаны платить налог на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     Физические лица, сдающие квартиры внаем, обязаны ежегодно представлять в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов в соответствии с положениями ст. 218 НК РФ.
     
     Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Если у физического лица нет основного места работы, но он получает доход, подлежащий включению в налоговую базу, стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговым органам.
     
     В случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных данной статьей Кодекса.
     
     Пунктом 1 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
     
     Исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 224 НК РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
     
     Если организация не выплачивает физическим лицам никакого дохода, то есть не является налоговым агентом, как в случае Правления ЖСК в отношении жильцов дома, то никакой ответственности за неуплату налогов с доходов от сдачи квартир членами ЖСК Правление кооператива не несет.
     

     Обязаны ли физические лица, осуществляющие продажу имущества, принадлежащего им на праве личной собственности (квартира, машина и т.д.), представлять налоговую декларацию о полученном доходе в течение пяти дней после получения такого дохода?

     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 228 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2001 N 158-ФЗ) исчисление и уплату налога налогоплательщики - физические лица производят исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
     
     Статьей 228 НК РФ определено, что налогоплательщики, указанные в п. 1 этой статьи Кодекса, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
     
     Налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
     
     С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ в п. 3 ст. 229 НК РФ, установлено, что в случае прекращения деятельности, указанной в ст. 227 НК РФ, и (или) прекращения выплат, указанных в ст. 228 НК РФ, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
     
     Следовательно, в случае получения физическими лицами дохода от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, эти налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Таким образом, НК РФ не устанавливает обязанность для физических лиц представлять налоговую декларацию в течение пяти дней после продажи имущества, принадлежащего им на праве личной собственности.
     

     По решению суда гражданину выплатили за поврежденный в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) автомобиль суммы в возмещение вреда и морального ущерба (в связи с тем, что причинен вред здоровью, что подтверждено больничным листом), которые взысканы с виновника аварии - другого физического лица. Являются ли такие суммы возмещения вреда и морального ущерба по решению суда в связи с ДТП доходом гражданина, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц?

     
     Доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), определяются положениями ст. 217 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
     
     Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
     
     Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшему компенсацию сверх возмещенного вреда.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
     
     Причем в ст. 1082 ГК РФ установлено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь т.п.) или возместить причиненные убытки.
     
     Пунктом 2 ст. 15 ГК РФ определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
     
     Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в частности когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
     
     Статьей 1101 ГК РФ определено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
     
     Размер компенсации морального вреда устанавливается судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случае, если вина является основанием возмещения вреда.
     
     Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанных, в том числе, с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников).
     
     Следовательно, суммы в возмещение вреда и морального ущерба, которые взысканы с виновника аварии - другого физического лица или организации в пользу потерпевшего за поврежденный в ДТП автомобиль и причиненный ущерб здоровью физического лица, относятся к доходам, не подлежащим налогообложению, и не включаются в налоговую базу налогоплательщика.
     

     Иностранный гражданин представил декларацию о предполагаемых доходах в 2000 году, но авансовые платежи произвел на несколько дней позднее, чем указано в законодательстве. Этот иностранный гражданин в срок подал годовую декларацию, но налоговая инспекция начислила пеню за задержку уплаты авансового налога за 2000 год. Правомерны ли действия налогового органа и нельзя ли отменить решение в части уплаты пени за не уплаченные в срок авансовые платежи?

     
     В соответствии со ст. 75 части первой НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     Статьей 16 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон N 1998-1), действовавшего до 1 января 2001 года, установлено, что иностранные физические лица, которые должны были представлять декларацию о предварительных доходах, были обязаны осуществлять уплату налога за текущий год тремя равными долями - к 15 мая, к 15 августа и к 15 ноября.
     
     Учитывая, что установленный ст. 75 НК РФ порядок предусматривает начисление пени при неуплате налога с фактически полученного дохода, правовых оснований для начисления пени за несвоевременную уплату авансовых платежей в течение налогового периода не имеется, поскольку их расчет производится исходя из предполагаемого дохода или суммы фактически полученного дохода от осуществляемой деятельности в предыдущем налоговом периоде.
     
     Вместе с тем если по итогам налогового периода налогоплательщиком представлена в налоговый орган декларация по налогу на доходы физических лиц, из которой следует, что налогоплательщик получал в течение отчетного налогового периода доходы, но не исполнил своей обязанности по уплате авансовых платежей в установленные ст. 16 Закона N 1998-1 сроки, налоговый орган производит начисление пени исходя из суммы фактически полученного дохода, распределяемого по каждому сроку уплаты.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы авансовых платежей, не уплаченные в установленные сроки, являются задолженностью налогоплательщика, на которую могут быть начислены пени только после представления декларации по налогу на доходы физических лиц исходя из фактически полученного налогоплательщиком дохода. Причем пеня начисляется на сумму авансовых платежей исходя из сумм налога, подлежащего уплате и исчисленного исходя из фактически полученного налогоплательщиком дохода.
     
     Следовательно, налоговая инспекция правомерно начислила пеню на суммы авансовых платежей, не уплаченные налогоплательщиком в установленные сроки, и отменять ее решение нет оснований.
     

     В ст. 274 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ указано, что доходы, относящиеся к игорному бизнесу, не включаются в налоговую базу для уплаты налога на прибыль организаций. Являются ли в таком случае индивидуальные предприниматели, осуществляющие игорный бизнес, плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам от этого бизнеса?

     
     Пунктом 9 ст. 274 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.
     
     Организации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» (далее - Закон N 142-ФЗ). Статьей 3 Закона N 142-ФЗ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.
     
     Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 142-ФЗ объектом обложения налогом на игорный бизнес признаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор.
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
     
     Доходы, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), поименованы в ст. 217 НК РФ. Полученные индивидуальными предпринимателями при осуществлении игорного бизнеса доходы в названной статье не указаны.
     
     Следовательно, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, являются плательщиками налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
     
     Сумма налога на игорный бизнес, фактически уплаченная индивидуальным предпринимателем, включается в состав расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы физических лиц.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, являются плательщиками налога на доходы физических лиц, а их налоговая база подлежит уменьшению на сумму уплаченного налога на игорный бизнес.
     

     Должны ли в обязательном порядке при декларировании доходов за налоговый период индивидуальные предприниматели при сдаче декларации совместно с декларацией сдавать помимо реестра и все подтверждающие документы?

     
     Приказом МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/378 «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по ее заполнению» утверждена форма декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 год N 3-НДФЛ, которую обязаны представлять индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Доходы и расходы, полученные физическим лицом от осуществления предпринимательской деятельности, отражаются в приложении «В» декларации. Для отражения произведенных в течение налогового периода расходов составляется реестр документов, который в обязательном порядке сдается вместе с декларацией. Индивидуальный предприниматель вправе к декларации вместе с реестром приложить документы или их копии, подтверждающие произведенные расходы, но сдавать документы в налоговые органы не обязательно.
     
     Учитывая, что индивидуальный предприниматель должен в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налога, а также документов, подтверждающих произведенные расходы, налоговый орган в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе в любое время потребовать представление документов, подтверждающих произведенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
     

     Гражданин подал декларацию о доходах в 2001 году, при этом в 2000 году он выполнял работу по договору гражданско-правового характера и выезжал для ее выполнения в другой город, оплатил при этом железнодорожные билеты. Достаточно ли для получения возврата излишне уплаченного налога представить только одни билеты и можно ли сумму возврата налога перевести на счет жены?

     
     Порядок налогообложения доходов, полученных до 1 января 2001 года, определялся положениями Закона N 1998-1.
     
     В соответствии с подпунктом «д» п. 6 Закона N 1998-1 совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшался на суммы документально подтвержденных физическими лицами (кроме лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации) расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от выполнения ими работ по гражданско-правовым договорам.
     
     Следовательно, при подаче декларации о доходах за 2000 год с целью уменьшения совокупного дохода на затраты по выполнению работы по договору гражданско-правового характера в другом городе было необходимо приложить к декларации железнодорожные билеты в качестве документов, подтверждающих произведенные расходы.
     
     При отсутствии документов, подтверждающих произведенные расходы, уменьшение доходов на произведенные затраты не производится.
     
     Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
     
     Действующее законодательство о налогах и сборах предусматривает возврат излишне уплаченных сумм налога только непосредственно самому налогоплательщику. НК РФ не предусмотрено перечисление сумм налога на счета иных физических лиц.
     

     Студентка обучается на дневной форме обучения в высшем учебном заведении, договор об обучении оформлен на имя студентки, платежные документы по оплате также оформлены на ее имя, но дочь доходов не имеет, и средства для оплаты предоставляла мать. Налоговая инспекция в предоставлении вычетов отказала. Может ли мать дочери-студентки получить социальные налоговые вычеты по оплате обучения за детей?

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком - родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
     
     Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком - родителем документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.
     
     Поскольку платежный документ, подтверждающий оплату обучения, выдан на имя дочери, то матери социальные налоговые вычеты по названному основанию предоставлены быть не могут.
     
     Следовательно, налоговая инспекция правомерно отказала налогоплательщику в предоставлении социальных налоговых вычетов.
     

     Обязаны ли физические лица, занимающиеся частной охранной деятельностью, вести книгу учета доходов и расходов?

     
     Частные охранники, имеющие соответствующие лицензии и осуществляющие свою деятельность на основании трудовых договоров, заключенных с предприятиями, специально учрежденными для выполнения детективной и охранной деятельности, индивидуальной деятельности не ведут, а источником выплаты доходов для них являются указанные предприятия.
     
     Статьей 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2481-1 «О частной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлено, что оказание услуг, перечисленных в части третьей ст. 3 (охранные услуги) этого Закона, разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ обязанность по исчислению, удержанию и уплате в соответствующий бюджет налога с таких доходов возложена на налоговых агентов, в роли которых в данном случае выступают охранные предприятия.
     
     Следовательно, у частных охранников не возникает обязанности по ведению книги учета доходов и расходов и представлению налоговой декларации.
     

     Имеются ли в законодательстве ограничения на то, чтобы руководитель строительной организации занимался коммерческой деятельностью и был субподрядчиком по строительному объекту?

     
     Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон N 948-1) определяет основные категории физических лиц, на деятельность которых накладываются определенные ограничения. В частности, физическим лицам, относящимся к категории госслужащих, запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества и занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.
     
     Взаимоотношения сторон, в том числе заказчика, подрядчика и субподрядчика, при осуществлении строительного подряда установлены положениями параграфа 3 главы 37 ГК РФ.
     
     Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
     
     Согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не следует обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
     
     Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений п. 1 ст. 706 ГК РФ или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.
     
     Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами ст. 313 и 403 ГК РФ.
     
     В гражданском законодательстве Российской Федерации не установлены ограничения или запреты заниматься коммерческой деятельностью руководителю строительной организации, за исключением ситуаций, оговоренных Законом N 948-1 для государственных служащих.
     
     Дополнительно сообщаем, что другие ограничения могут быть предусмотрены только для отдельных видов строительной деятельности, где имеются жесткие ограничения по проверке качества строительства в связи с особыми условиями строительства, при которых подрядчик и субподрядчик не вправе совмещать функции двух и более субъектов.