Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог на имущество предприятий: основные направления его совершенствования, а также отдельные вопросы исчисления в 2002 году


Налог на имущество предприятий: основные направления его
совершенствования, а также отдельные вопросы исчисления в 2002 году

     

А.В. Сорокин,
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Для определения сущности имущественного налогообложения в Российской Федерации следует обратиться к истории формирования российской налоговой системы.
     
     При построении налоговой системы предусматривалось, что имущественные налоги должны были относиться к ведению региональных и местных органов власти и, соответственно, быть одними из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов. Данный подход обуславливался тем, что вышеуказанные органы  власти могли реально обеспечивать эффективный контроль за накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.
     
     В первую очередь, такая доходообразующая роль отводилась налогу на имущество предприятий.
     
     При введении указанного налога преследовалось несколько целей: создать у организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества и стимулировать эффективное использование имущества, находящегося у них на балансе.
     
     Таким образом, с точки зрения экономики, этот налог должен был выполнять стимулирующую и контрольную функции, а с точки зрения финансов - фискальную функцию.
     
     На протяжении последних лет налоговое законодательство совершенствовалось, а точнее, сужалась налогооблагаемая база и повышалась налоговая ставка с одновременной переоценкой основных средств, что позволило превратить налог на имущество предприятий в мощный источник формирования доходной базы региональных и местных бюджетов.
     
     Первоначально российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов, в том числе и за счет имущественных налогов.
     
     Происходящие в Российской Федерации изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интеграции российской экономики в мировую экономику потребовали проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.
     
     В качестве инструмента реализации основных задач в области налоговой политики особое значение имеет Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), являющийся единым, взаимосвязанным и комплексным документом, учитывающим всю систему налоговых правоотношений.
     

     В ходе проводимой налоговой реформы предусматривается отмена ряда налогов и сборов и существенная трансформация сохраняющихся налогов.
     
     Определенные изменения намечаются и в системе имущественного налогообложения организаций и физических лиц.
     
     В составе региональных налогов планируется временно сохранить налог на имущество организаций. При этом базу этого налога планируется скорректировать таким образом, чтобы вывести из-под налогообложения товарные запасы, готовую продукцию и некоторые другие части актива баланса организации и в качестве объекта обложения данным налогом рассматривать непосредственно амортизируемое имущество, учитываемое на балансе организации по его остаточной стоимости. Так, предусматривается, что в переходном периоде налоговая база должна формироваться исходя из остаточной стоимости объектов недвижимости и основных производственных фондов с сохранением максимальной ставки налога (в размере 2 %), в пределах которой региональные законодательные органы вправе устанавливать конкретные ставки налога.
     
     Учитывая региональный характер налога, передача территориям полномочий на предоставление дополнительных налоговых льгот должна сопровождаться значительным сокращением льгот по этому налогу, устанавливаемых на федеральном уровне.
     
     В рамках реформирования имущественного налогообложения юридических и физических лиц предусматривается введение нового регионального налога - налога на недвижимость, который должен прийти на смену налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу по мере создания необходимых условий для его введения, к которым, в первую очередь, относится разработка механизма рыночной оценки объектов недвижимости для целей налогообложения.
     
     В рамках работы над частью второй НК РФ в Государственной Думе Российской Федерации идет рассмотрение проекта главы 28 «Налог на имущество организаций».
     
     При этом в текущем 2002 году порядок налогообложения имущества организаций будет продолжать регулироваться Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (далее - Закон N 2030-1) и инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (далее - Инструкция N 33) применительно к российским организациям, а также положениями части первой НК РФ.
     
     В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей журнала на основные вопросы применения законодательства об имущественном налогообложении организаций в 2002 году.
     
     Как уже отмечалось, налог на имущество предприятий является одним из наиболее значительных источников формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
     
     Исходя из практики применения данного налога в условиях постоянно меняющегося налогового и бухгалтерского законодательства как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов возникает целый ряд вопросов о порядке применения действующего законодательства в области имущественного налогообложения организаций.
     
     Наиболее существенные вопросы связаны с применением отдельных норм Закона N 2030-1 в условиях действия части первой НК РФ.
     
     Рассмотрим некоторые из них.
     
     Заслуживает особого внимания порядок исчисления и уплаты налога на имущество организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, а также отдельные объекты недвижимого имущества, и порядок постановки их на налоговый учет.
     
     Следует напомнить, что согласно ст. 1 Закона N 2030-1 плательщиками налога на имущество предприятий являются предприятия, учреждения и организации, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, иностранные юридические лица, а также филиалы и другие аналогичные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
     
     С 1 января 1999 года филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на имущество предприятий.
     
     Согласно ст. 9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными плательщиками отдельных налогов филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     При этом согласно ст. 7 Закона N 2030-1 предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения вышеуказанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.
     
     В данном случае необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что в соответствии со ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     При рассмотрении вопроса о признании обособленного подразделения организации таковым следует учитывать, что согласно ст. 11 НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, а обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Таким образом, законодательно определено, что для признания составной части организации обособленным подразделением она должна отвечать следующим признакам:
     
     - быть территориально обособленной от места нахождения (то есть места государственной регистрации, указанного в учредительных документах) самой организации. Такая обособленность, например, может определяться территорией города, улицы или района в городе;
     
     - иметь оборудованное рабочее место. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочим местом признается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В рамках НК РФ рабочее место признается стационарным, если создано на срок более одного месяца.
     
     Кроме того, по месту нахождения этой составной части должна осуществляться деятельность организации.
     
     Если составная часть организации отвечает вышеуказанным признакам обособленного подразделения, то на основании ст. 83 НК РФ она обязана встать на налоговый учет по месту своего нахождения в порядке, установленном ст. 84 Кодекса и приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц».
     
     При этом у организации, имеющей в своем составе обособленные подразделения, возникает обязанность как по постановке на учет в налоговом органе по месту их нахождения в качестве налогоплательщика, так и по представлению в указанный налоговый орган расчетов среднегодовой стоимости имущества и суммы налога на имущество этих подразделений и уплате налога в соответствующие бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений.
     
     Таким образом, исходя из положений вышеназванных законодательных актов в настоящее время установлен единый порядок исчисления налогооблагаемой базы для филиалов и других обособленных подразделений организаций, как имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, так и не имеющих их.
     
     Если по месту нахождения обособленного недвижимого имущества, числящегося на балансе налогоплательщика, не создано территориально обособленное подразделение, отвечающее критериям п. 2 ст. 11 НК РФ, уплата налога за это недвижимое имущество производится по месту нахождения организации (письмо МНС России от 11.05.2001 N 04-4-05/113-М905 «О налоге на имущество предприятий»).
     
     При этом следует учитывать, что исходя из положений ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми возникают обязанности по уплате того или иного налога. В связи с этим организация-налогоплательщик подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, подлежащего налогообложению.
     
     Другим не менее важным является вопрос, касающийся правильности установления объекта обложения налогом на имущество предприятий и порядка его исчисления.
     
     Напомним, что в соответствии со ст. 2 Закона N 2030-1 в качестве объекта обложения налогом на имущество предприятий определены основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. При этом установлено, что основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются для целей налогообложения по их остаточной стоимости.
     
     При этом для целей налогообложения исходя из положений ст. 3 Закона N 2030-1 подлежит определению их среднегодовая стоимость.
     
     В данном случае следует учитывать, что вышеуказанное имущество организации учитывается в налоговом учете в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета, установленными на основании Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 129-ФЗ).
     
     Согласно правилам ведения бухгалтерского учета остаточная стоимость основных средств определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизации, определяемой в соответствии с п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
     
     Кроме того, следует учитывать, что согласно п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Результаты вышеуказанной переоценки учитываются для целей исчисления налога на имущество предприятий при определении остаточной стоимости основных средств.
     
     В данном случае необходимо также иметь в виду, что ПБУ 6/01 не предусматривается осуществление переоценки объектов основных средств в течение отчетного года с отражением в бухгалтерской отчетности на истекшую дату.
     
     Согласно Методическим рекомендациям о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденным приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, результаты проведенной организацией в соответствии с установленным порядком до начала отчетного года переоценки объектов основных средств по состоянию на первое число отчетного года подлежат отражению в бухгалтерском учете в январе и учитываются в бухгалтерской отчетности при формировании данных на начало года.
     
     Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, Инструкцией N 33 разрешено организациям, имеющим на балансе объекты основных средств, по которым начисление амортизации не предусмотрено, включать в расчет налога неамортизируемые основные средства по стоимости, уменьшенной расчетным путем на сумму амортизации согласно Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072, установленным для аналогичных амортизируемых основных средств.
     
     При рассмотрении вопроса о возможности применения постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на имущество предприятий следует учитывать, что организации по вновь вводимым основным средствам с 1 января 2002 года для целей бухгалтерского учета могут начислять амортизацию на основании новой классификации основных средств в порядке, предусмотренном ПБУ 6/01, в соответствии с принятой организацией на 2002 год учетной политикой.
     
     При постановке на баланс объектов основных средств (при покупке, строительстве и т.д.) следует учитывать, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
     
     Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившим в силу с 31 января 1998 года, в соответствии с нормами ГК РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода и прекращения права собственности на недвижимые вещи.
     
     Исходя из положений ГК РФ учет недвижимого имущества осуществляется в зависимости от того, кому принадлежит право собственности.
     
     В связи с этим объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре, не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. Вышеуказанные объекты недвижимости до момента регистрации права собственности на них должны отражаться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», остатки по которому в соответствии с Изменениями и дополнениями N 5  Инструкции N 33, утвержденными приказом МНС России от 15.11.2000 N БГ-3-04/389, включаются в объект обложения налогом на имущество предприятий начиная с расчетов за I квартал 2001 года (соответствующие разъяснения доведены до налоговых органов и налогоплательщиков письмом МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350 «О разъяснениях по применению Изменений и дополнений N 5 в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”).
     
     При этом затраты организации на приобретение объектов недвижимости, учитываемые в составе вложений во внеоборотные активы, подлежат налогообложению только в следующих случаях:
     
     если нормативный срок строительства истек, но строительство объекта не завершено;
     
     если строительство завершено в срок, но объект не принят в установленном порядке в эксплуатацию;
     
     если строительство завершено и объект передан заказчику по акту приемки в эксплуатацию в срок, но не оформлено право собственности на объект недвижимости;
     
     если по объекту, приобретенному по договору купли-продажи, право собственности не оформлено в установленный срок.
     
     При этом существенным является вопрос о правомерности постановки на баланс и начисления налога на имущество предприятий и амортизации по государственному имуществу, не подлежащему приватизации (объекты жилищного фонда, социально-культурной сферы и т.д.), находящемуся на балансах неунитарных предприятий (акционерных обществ и т.п.), на основе заключаемых договоров с комитетами по управлению имуществом и местными администрациями.
     
     В данном случае следует учитывать, что согласно ст. 8 Закона N 129-ФЗ имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации, то есть определена норма допущения имущественной обособленности организации, согласно которой в системном бухгалтерском учете и бухгалтерском балансе организации может быть отражено лишь имущество, которое по законодательству признается его собственностью.
     
     Все прочие материальные ценности, денежные средства должны учитываться на забалансовых счетах.
     
     Постановка на баланс организации государственного или муниципального имущества согласно главе 19 ГК РФ может осуществляться лишь в случаях его передачи в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
     
     Следовательно, в балансе организации должны отражаться основные средства, находящиеся в ее собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Имущество, не подпадающее под вышеперечисленное, не подлежит учету на балансе организации, и, соответственно, налог на имущество по нему не начисляется.
     
     В первую очередь, на вышеизложенный порядок следует обратить внимание приватизированным организациям (АО, ЗАО и т.д.), имеющим на своем балансе государственное имущество, не подлежащее приватизации (объекты жилищного фонда, социально-культурной сферы и т.д.), на основе ранее заключенных договоров с комитетами по управлению имуществом и местными администрациями.
     
     Необходимо также иметь в виду, что в связи с отменой с 1 января 2002 года приказа Минфина СССР от 01.11.1991 N 56, утвердившего План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцию по его применению, и в целях приведения в соответствие с новым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций Изменениями и дополнениями N 6 в Инструкцию N 33, утвержденными приказом МНС России от 20.08.2001 N БГ-3-21/292, уточнен перечень счетов бухгалтерского учета, остатки по которым формируют базу для исчисления налога на имущество предприятий организаций, применяющих новый План счетов, который включает следующие счета:
     
     - 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности» [за минусом суммы амортизации (износа)];
     
     - 04 «Нематериальные активы» (за минусом суммы амортизации, учитываемой на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»);
     
     - 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчета 08-3 «Строительство объектов основных средств»; 08-4 «Приобретение объектов основных средств» и 08-5 «Приобретение нематериальных активов»);
     
     - 10 «Материалы»;
     
     - 11 «Животные на выращивании и откорме»;
     
     - 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
     
     - 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
     
     - 20 «Основное производство»;
     
     - 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
     
     - 23 «Вспомогательные производства»;
     
     - 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
     
     - 41 «Товары»;
     
     - 43 «Готовая продукция»;
     
     - 44 «Расходы на продажу»;
     
     - 45 «Товары отгруженные»;
     
     - 97 «Расходы будущих периодов»;
     
     - иные счета учета прочих запасов и затрат, отражаемых в разделах II и III актива баланса.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что Изменениями и дополнениями N 6 в Инструкцию N 33 в рекомендуемый перечень внесено существенное уточнение, которое касается исключения из налоговой базы остатков по счету 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» (по старому Плану счетов - счет 36 «Выполненные этапы по незавершенным работам»), используемому, как правило, организациями, выполняющими работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные и т.п.).
     
     При этом уточнен порядок расчетов организаций с бюджетом по налогу на имущество предприятий.
     
     В данном случае согласно Изменениям и дополнениям N 6 в Инструкцию N 33 организации, применяющие новый План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, должны вести учет расчетов с бюджетом на балансовом счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество». Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, подлежит отражению по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
     
     Перечисление суммы налога на имущество в бюджет подлежит отражению в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что вышеназванный перечень счетов бухгалтерского учета должен применяться непосредственно организацией по месту своего нахождения.
     
     Если организация имеет обособленные подразделения, то уплата налога на имущество предприятий по месту нахождения вышеуказанных подразделений должна осуществляться в порядке, определенном ст. 7 Закона N 2030-1.
     
     Учитывая это, организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, должны производить расчет сумм налога по данным подразделениям на основании нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций по остаткам следующих счетов бухгалтерского учета:
     
     - 01 «Основные средства» [за минусом суммы начисленной амортизации (износа)];
     
     - 03 «Доходные вложения в материальные ценности» [за минусом суммы начисленной амортизации (износа)];
     
     - 10 «Материалы»;
     
     - 41 «Товары»;
     
     - 43 «Готовая продукция»;
     
     - 45 «Товары отгруженные».
          

     Пример.

     
     В состав организации входят филиал, имеющий отдельный баланс и расчетный счет в банке, и обособленное подразделение, не имеющее отдельного баланса и расчетного счета, которые находятся в других субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях). Среднегодовая стоимость имущества в целом по организации за налоговый период (то есть за календарный год) составила 4000 тыс. руб., в том числе по месту нахождения организации (месту государственной регистрации) - 2000 тыс. руб., по филиалу - 1600 тыс. руб., по обособленному подразделению - 400 тыс. руб. Ставки налога на имущество предприятий установлены в следующих размерах: по месту нахождения организации (месту государственной регистрации) - 1,5 %, месту нахождения филиала - 2 %, месту нахождения обособленного подразделения - 1 %. Таким образом, сумма налога на имущество предприятий в целом по организации составит за отчетный период 66,0 тыс. руб., в том числе по месту нахождения организации - 30,0 тыс. руб. (2000 тыс. руб. х 1,5 %), по филиалу - 32 тыс. руб. (1600 тыс. руб. х 2 %), по обособленному подразделению - 4 тыс. руб. (400 тыс. руб. х 1 %).
     
     Необходимо также учитывать, что если в соответствии со ст. 83 НК РФ организация встала на налоговый учет по месту нахождения своего филиала, то расчет налога на имущество по этому филиалу следует производить начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором он зарегистрирован в налоговом органе, независимо от даты регистрации (то есть первой или второй половины квартала).
     
     При этом следует иметь в виду, что порядок, предусмотренный п. 3 Инструкции N 33 [согласно которому если предприятие создано в первой половине квартала (до 15-го числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал; если предприятие создано во второй половине квартала, среднегодовая стоимость рассчитывается начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания], распространяется только на вновь созданные организации, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, и к создаваемым организацией филиалам и другим обособленным подразделениям не применяется.
     
     При рассмотрении вопроса о порядке налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, следует исходить из того, что в соответствии с ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему и налог со стоимости имущества, переданного в доверительное управление, уплачивается учредителем управления (собственником указанного имущества).
     
     Операции, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом, учитываются в соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н «Об утверждении Указаний по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом», введенным в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2002 год.
     
     Существенным является вопрос, касающийся представления организациями - налогоплательщиками налога на имущество предприятий налоговой отчетности и возможности исправления допущенных ошибок.
     
     Так, согласно ст. 8 Закона N 2030-1 уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.
     
     Пунктом 10 Инструкции N 33 установлено, что расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период представляются в налоговые органы по месту нахождения организации вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
     
     В данном случае следует иметь в виду, что налоговый расчет представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации (месту государственной регистрации), месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности.
     
     На организации, имеющие в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, возлагается обязанность вести соответствующий учет и исчислять налоговую базу применительно к каждому структурному подразделению в порядке, предусмотренном ст. 7 Закона N 2030-1.
     
     С учетом требований положений части первой НК РФ Изменениями и дополнениями в Инструкцию N 33, утвержденными приказом МНС России от 18.01.2002 N БГ-3-21/22, утверждены две новые формы расчета по налогу на имущество предприятий (в качестве приложений 1 и 2 к Инструкции).
     
     К вышеуказанным формам относятся:
     
     - форма по КНД 1152001 - форма расчета налога на имущество предприятий по месту нахождения организации (сведения о налогоплательщике) с приложениями А «Сведения по обособленным подразделениям организации», Б «Расчет стоимости имущества организации» и В «Расчет стоимости льготируемого имущества организации»;
     
     - форма по КНД 1152002 - форма расчета налога на имущество предприятий по месту нахождения обособленного подразделения организации (сведения по обособленному подразделению организации) с приложениями А1 «Расчет стоимости имущества обособленного подразделения», Б1 «Расчет стоимости льготируемого имущества по обособленному подразделению организации».
     
     При заполнении вышеназванных форм расчета организациям -плательщикам налога на имущество предприятий необходимо обратить внимание на следующее.
     
     Если организация не имеет в своем составе филиалов и иных обособленных подразделений, то она заполняет только форму по КНД 1152001 с приложениями Б и В.
     
     Организация, имеющая в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, заполняет форму по КНД 1152001, включая приложения А, Б и В, а также форму по КНД 1152002, включая приложения А1 и Б1.
     
     При представлении форм расчета налога на имущество предприятий по месту нахождения обособленного подразделения следует иметь в виду, что на основании части первой НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения организации могут исполнять обязанности этих организаций по уплате налога и представлению расчета по налогу по месту своего нахождения в качестве законного или уполномоченного представителя. При этом в налоговый орган по месту нахождения филиала или иного обособленного подразделения вместе с налоговым расчетом должна представляться копия доверенности или копия положения о филиале или подразделении, в которых отражен вышеуказанный порядок.
     
     При этом по месту нахождения организации (месту государственной регистрации), не имеющей в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, в налоговый орган должны представляться:
     
     - расчет по налогу на имущество предприятий (форма по КНД 1152001 с приложениями Б и В);
     
     - иные документы по требованию налогового органа, в том числе и документы, подтверждающие право налогоплательщика на использование налоговых льгот, установленных ст. 4 и 5 Закона N 2030-1.
     
     По месту нахождения организации (месту государственной регистрации), имеющей в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, представляются:
     
     - расчет по налогу на имущество организации (форма по КНД 1152001 с приложениями А, Б и В);
     
     - по требованию налоговых органов копии платежных поручений на перечисление налога на имущество предприятий по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений;
     
     - иные документы по требованию налогового органа, подтверждающие право налогоплательщика на использование налоговых льгот.
     
     По месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений организации представляются:
     
     - расчет по налогу на имущество предприятий, исчисленный по филиалу или иному обособленному подразделению (форма по КНД 1152002 с приложениями А1 и Б1), со штампом организации, подписанный руководителем организации и главным бухгалтером (или законным представителем организации, уполномоченным руководителем организации на основании доверенности);
     
     - копия доверенности руководителя организации на уплату налога на имущество предприятий;
     
     - иные документы по требованию налогового органа, подтверждающие право налогоплательщика на использование налоговых льгот.
     
     При заполнении форм расчета налога на имущество предприятий следует руководствоваться  письмом МНС России от 15.02.2002 N ВТ-6-21/179 «О новых формах расчетов по налогу на имущество предприятий».
     
     Согласно ст. 7 Закона N 2030-1 сумма налога на имущество исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.
     
     В соответствии с Инструкцией N 33 для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия на основании отражаемых в активе баланса остатков по счетам бухгалтерского учета по состоянию на первое число каждого отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев, года) в течение налогового периода (календарного года).
     
     В отдельных случаях у организаций в результате допущенной бухгалтерской ошибки возникает искажение налоговой базы, приводящее к завышению или занижению исчисленной суммы налога, как правило, выявляемое по истечении срока отчетного или налогового периода.
     
     При этом на основании п. 11 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций организации имеют право в случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года производить исправления записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета за тот месяц отчетного периода, в котором искажения выявлены.
     
     В данном случае следует руководствоваться ст. 54 НК РФ, согласно которой налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
     
     При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
     
     Исходя из положений ст. 54 НК РФ организация вправе на основании первичных документов, подтверждающих наличие ошибки в отражении в бухгалтерском учете остатков по балансовым счетам, участвующим в исчислении налоговой базы по налогу на имущество, произвести перерасчет исчисленной суммы налога за тот налоговый (отчетный) период, в котором была допущена эта ошибка, представив уточненные расчеты по налогам на имущество и прибыль в налоговый орган за соответствующий налоговый (отчетный) период.
     
     При рассмотрении вопросов о порядке применения налоговых льгот, установленных ст. 4 и 5 Закона N 2030-1, предусматривающих полное или частичное освобождение организаций, применяемых при соблюдении определенных условий, следует руководствоваться письмом МНС России от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@, которым доведены до налоговых органов Методические рекомендации для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий.
     
     При рассмотрении вопроса о порядке уплаты налога на имущество предприятий многопрофильными организациями, частично перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход по определенным видам деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее - Закон N 148-ФЗ), необходимо учитывать следующее.
     
     Согласно п. 4 ст. 4 Закона N 148-ФЗ налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, должны вести раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
     
     Таким образом, организации по сферам деятельности, не переведенным на уплату единого налога, подлежат налогообложению (в том числе и налогом на имущество предприятий) в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с п. 10.2 Инструкции N 33 с организаций, признанных налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Законом N 148-ФЗ и соответствующим нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, налог на имущество предприятий не взимается в части имущества, полностью используемой в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Организации ведут отдельный учет имущества, используемого в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     
     Имущество, не используемое налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежит обложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.
     
     Если имущество организации используется в сферах деятельности, как переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, так и не переведенных на уплату единого налога и вмененный доход, и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации.
     
     В данном случае следует иметь в виду, что при определении доли выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения при осуществлении наряду с деятельностью по розничной торговле иной деятельности (например оптовой торговли) необходимо учитывать валовую прибыль, определяемую как разность между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров без НДС и акцизов.
     
     Следует также учитывать, что если имущество не используется налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, то оно также подлежит обложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.
     
     В случае прекращения организацией деятельности, на которую было получено свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход, до окончания квартала сумма налога на имущество за этот квартал определяется исходя из количества месяцев осуществления деятельности на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход (то есть 1/3 или 2/3 всей суммы налога, исчисленного за отчетный квартал).