Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Сущность и специфика современных аудиторских услуг


Сущность и специфика современных аудиторских услуг

     

А.Ф. Звороно

     
     Государство делегировало аудиторским фирмам функции контроля, что предполагает их ответственность перед обществом и государством за объективность оценки финансового положения аудируемого лица и достоверности бухгалтерской отчетности.
     
     При этом государство не может ограничиваться созданием законодательно-правовой базы их деятельности, системой лицензирования, сертификации услуг, аттестации специалистов. Государственное воздействие должно распространяться и на регулирование стоимости аудиторских услуг за проведение обязательного аудита. В противном случае можно согласиться с точкой зрения, что "мера по ограничению зависимости выводов аудита от стоимости услуг является слабо работающей"*1. Это означает, что при определении договорной стоимости обязательных аудиторских услуг нужна более жесткая государственная регламентация. Такой подход, по нашему мнению, мог бы создать при одинаковой стоимости обязательного аудита не только предпосылки свободного выбора аудируемым лицом аудитора по важнейшим признакам качества услуг, профессионализма специалистов, но и укреплял бы и социально-экономические основы взаимоотношений аудитора и его клиентуры.
     _____
     *1 Лазарева Н.В. Роль правового обеспечения аудита в управлении бюджетными потоками // Финансы. — 2001. — N 10. — С. 59.

     
     Как деловая услуга аудит имеет, по нашему мнению, двойственную, противоречивую сущность. Предпринимательская основа аудиторской деятельности обусловливает необходимость обеспечения выживания в условиях рыночной конкуренции, поддержания уровня рентабельности не ниже нормального. Соблюдение критериев достоверности бухгалтерской отчетности и требование объективности выносимого мнения о финансовом положении клиента могут вступать в противоречие с необходимостью получения дохода, обеспечивающего не только самоокупаемость, но и самофинансирование дальнейшего развития аудиторской фирмы.
     
     Аудиторские услуги имеют много общего с консалтинговыми услугами. Прежде всего их сходство проявляется через специфические черты, свойственные сервисной деятельности в целом, а именно: неосязаемость (нематериальность), невозможность накопления результатов труда, участие клиента в сервисном процессе, персонифицированная направленность, комплексность.
     
     Неосязаемость услуг аудита и консалтинга затрудняет оценку качества работы на стадии выбора исполнителя. Поэтому аудиторы и консультанты стремятся создавать определенный имидж своей фирмы, предлагают будущим клиентам ознакомиться с результатами своей предыдущей деятельности, применяемой методологией действий.
     

     Нематериальность услуг создает невозможность накопления результатов труда, вследствие чего аудиторские и консалтинговые услуги предполагают постоянное (периодическое) возобновление, что ведет к необходимости поддерживать постоянные отношения между фирмой - поставщиком услуг и их потребителем на основе договоров, контрактов и т.п.
     
     Участие клиента в сервисном процессе необходимо как в аудиторской, так и в консалтинговой деятельности. Но если в консалтинговой деятельности при выработке, например, рекомендаций по совершенствованию хозяйственной деятельности клиент участвует в обсуждении направлений работы, применяемых методов, ожидаемых результатов, то в аудите клиент только предоставляет необходимую информацию. Как в аудите, так и в консалтинге взаимоотношения клиента и исполнителя услуг конфиденциальны. Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" информация, находящаяся в распоряжении аудиторов, подпадает под понятие "аудиторской тайны" и может быть предоставлена исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицом или органом государственной власти Российской Федерации. Кроме того, строго конфиденциальными являются сведения и материалы об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
     
     Под персонифицированной направленностью услуг понимается невозможность предоставления двух (или нескольких) абсолютно одинаковых результатов сервисной деятельности даже двум однотипным организациям, хозяйствующим в одной отрасли. В аудите, так же как и в консалтинге, персонифицированность услуг обусловлена неповторимостью каждой конкретной ситуации, относительно которой необходимо дать совет или рекомендацию. Своеобразным и уникальным может быть не только экономическое положение хозяйствующего субъекта, но все многообразие влияющих факторов. При этом аудит должен строго соответствовать законодательно утвержденным стандартам деятельности, тогда как консалтинг весьма ограничен в возможностях стандартизации, а чрезмерная стандартизация способна сделать работу консультанта бесполезной.
     
     Комплексность сервисной деятельности принято рассматривать в двух аспектах: в технологическом и результативном. Аудиту и консалтингу присущи оба аспекта, причем в весьма схожем выражении.
     

     Технологическая комплексность сервисной деятельности проявляется в применении методик, позволяющих рассмотреть экономическую ситуацию под воздействием внешних и внутренних факторов, что повышает уровень объективности оценки и одновременно позволяет более глубоко провести анализ. Результативная комплексность сервисной деятельности заключается в том, что полученный информационный продукт позволяет не только оценить достоверность учета и отчетности о финансово-хозяйственной деятельности клиента с позиций аудиторского заключения, но и выработать на профессиональной консалтинговой основе рекомендации, советы, меры по улучшению этой деятельности. По нашему мнению, своеобразие технологической и результативной комплексности сервисной деятельности проявляется во взаимодополнении аудиторских и консалтинговых услуг, предоставляемых в едином комплексе аудиторско-консалтинговыми фирмами, что повышает качество обслуживания и усиливает конкурентоспособность.
     
     Схожесть аудиторских и консалтинговых услуг иногда приводит к их отождествлению. Так, например, С.В. Пятенко в учебно-практическом пособии "Организация работы аудитора и консультанта" приходит к выводу о том, что термины "аудиторские услуги" и "консультационные услуги" используются как синонимы*1.
     _____
     *1 Пятенко С.В. Организация работы аудитора и консультанта: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательский Дом «ФБК-Пресс», 2001. — С. 30.

          
     Так же как и консалтинг, аудит представляет собой профессиональную интеллектуальную услугу. Но если в результате аудита в качестве результата деятельности выражается мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, то есть дается ей объективная оценка, то конечный продукт консалтинга - это совет или рекомендация, узконаправленного характера, то есть преобладают субъективные элементы.
     
     Несмотря на вышеотмеченное сходство, различие, существующее между аудитом и консалтингом, по нашему мнению, должно исключать их отождествление. Тем не менее профессиональные аудиторские и консалтинговые услуги относятся к группе деловых интеллектуальных услуг. Наличие творческих элементов у них, по-видимому, неодинаково. Аудит больше тяготеет к установлению соответствия либо отклонения от утвержденных законом норм, а консалтинг менее регламентирован и более свободен в поиске оригинальных решений.
     
     Поскольку предпринимательская деятельность, к которой относится оказание аудиторских услуг, проходит в своем развитии разные стадии, и кустарные методы ведения бизнеса уступают место индустриальным, стандартно-массовым, возникает объективное противоречие в аудите между требованиями коллективной организации аудиторской деятельности, необходимостью выполнения аудитором в своей работе официально установленных стандартов аудиторской проверки, строгого соблюдения условий договора оказания аудиторских услуг и обязательств, вытекающих из существа правоотношений, определенных этим договором, и интеллектуальным характером труда аудиторов, их стремлением к творческой самореализации, к самоорганизации и самостоятельности в выборе форм и методов проведения аудита. Два вышеуказанных начала в аудиторской деятельности: стандартность бизнес-технологии и высокая творческая содержательность труда аудитора - могут находиться в разных пропорциях в зависимости от конкретных обстоятельств времени и места. Так, в кризисных, неустойчивых экономических ситуациях верх берет тенденция работы, основывающаяся на интуиции, на новаторском подходе, на определенном риске и максимальной мобилизации творческой инициативы и интеллектуального ресурса кадров аудита.
     

     Особенность аудиторской услуги состоит в том, что в основе процесса ее оказания находятся субъективные отношения, которые могут содержать определенные элементы материального воплощения (например в бумажных и электронных носителях), но определяющий полезный эффект аудиторской деятельности заключается в его интеллектуальном содержании, в его смысловой нагрузке. Это означает, что технология оказания аудиторских услуг базируется на неотчуждаемости аудиторского интеллектуального ресурса, то есть на неотделимости аудиторских знаний и умений от личности аудитора. Поэтому широкое распространение в сфере аудиторской деятельности получили так называемые персонал-технологии. При этом квалификационный потенциал аудиторов формируется как сплав научных финансово-экономических знаний, знаний от нормативно-правовых основ в области аудита, в том числе правил и стандартов аудиторской деятельности, с одной стороны, и опыта, навыков, умений, элементов искусства оказания аудиторских услуг, с другой стороны.