Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О соглашениях (конвенциях) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества между государствами - членами ЕврАзЭС


О соглашениях (конвенциях) об избежании двойного налогообложения
доходов и имущества между государствами - членами ЕврАзЭС

     

К.А. Сумар,
Министр по налогам и сборам Республики Беларусь

Н.Т. Мамбеталиев,
ответственный секретарь СРНС

А.Ч. Сундукова,
начальник управления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

     
     Международное двойное налогообложение может быть определено как взимание сопоставимых налогов в двух государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за один и тот же период, что негативно влияет на развитие экономических отношений между государствами.
     
     Устранение влияния таких негативных последствий на обмен товаров (услуг) и движения капитала возможно путем заключения соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения (далее - соглашения). Значение этой категории международных договоров в налаживании нормальных взаимовыгодных экономических отношений между государствами неоспоримо высоко.
     
     В первую очередь, это связано с изменениями, происходящими в сфере внешнеэкономической деятельности государств - членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
     

Опыт заключения соглашений в ЕврАзЭС

     
     Накопив опыт по заключению соглашений, налоговые службы государств - членов ЕврАзЭС должны направить свою работу по созданию базы для единообразного применения их положений в рамках всего Сообщества.
     
     В этой связи решением Совета руководителей налоговых служб (СРНС) от 26.06.1999 N 28 была сформирована временная целевая рабочая группа по разработке методических основ концепции соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества между государствами - членами ЕврАзЭС.
     
     Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь подготовило проект документа "Основные положения по применению модели Соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и имущество в государствах - членах ЕврАзЭС" для обсуждения сторонами с целью выработки единого понимания и применения основных положений соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения.
     
     Проект документа был обсужден на нескольких консультативных встречах представителей налоговых служб Сторон, где был проведен обмен мнениями о необходимости разработки единообразного документа, подтверждающего страну резидентства юридического и физического лица для получения установленных соглашением преференций, определения порядка и формы выдачи справок о суммах налога на прибыль, налога на недвижимость, уплаченных в стране возникновения источника дохода или нахождения имущества, и другие актуальные вопросы.
     
     Решением заседания Интеграционного Комитета его аппарату совместно с СРНС было поручено в целях повышения эффективности реализации двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество) согласовать общие принципы их применения и организовать систему обмена информацией по их выполнению.
     

Общие принципы по применению соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество налоговыми органами государств - членов ЕврАэЭС

     
     Соглашения построены на принципах двусторонних договоренностей между государствами и имеют целью урегулировать налоговые взаимоотношения между странами-партнерами путем закрепления за каждым государством права налогообложения определенных видов доходов и имущества. Положения соглашений имеют приоритет над национальным законодательством государства и применяются к резидентам Договаривающихся Государств и в отношении доходов, возникающих в этих государствах.
     
     Если налогоплательщик, являющийся резидентом одного государства, получает доход из источника в другом государстве или владеет находящимся в нем имуществом, которые в соответствии с соглашением облагаются налогом только в государстве резиденции, то проблемы двойного налогообложения не возникает, так как государство источника не должно облагать такой доход или имущество, даже если государство резиденции фактически не взимает налоги в связи с отсутствием во внутреннем законодательстве соответствующих положений.
     
     Если же в соответствии с соглашением доход или имущество облагаются налогом в стране источника или местонахождения (имущества), государство резиденции обязано устранить двойное налогообложение, применив установленный метод (освобождение и/или зачет).
     
     Установлены следующие принципы применения соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов налоговыми органами государств - членов ЕврАзЭс.
     
     1. Положения соглашения (конвенции) применяются к резидентам Договаривающихся Государств.
     
     2. Действие соглашения, как правило, распространяется на налоги на доходы, налоги на прибыль, налоги на имущество, налоги на доходы от отчуждения имущества, налоги на заработную плату, вознаграждения и доходы физических лиц.
     
     Положения соглашения не распространяются на иные налоги, чем те, которые оговорены в статье "Налоги, на которые распространяется Соглашение". Соответственно соглашение не регулирует вопросы применения косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с продаж).
     
     3. Соглашение применяется к лицам, являющимся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств. Для целей применения положений соглашения статья "Резидент" вводит понятие "резидент Договаривающегося Государства".
     

     Если оба государства в соответствии со своим законодательством считают лицо своим резидентом, эта статья устанавливает специальные критерии для определения резидентства для целей применения соглашения.
     
     Основными критериями, предусмотренными соглашением для определения резидентства юридических или физических лиц, являются постоянное местопребывание, местожительство, место регистрации, место эффективного руководства.
     
     Для определения резидентства физического лица устанавливаются критерии, с помощью которых определяется государство, в котором к физическому лицу будет применяться налоговый режим как к резиденту этого государства.
     
     Одним из критериев является наличие постоянного жилища.
     
     Если физическое лицо имеет постоянное жилище в обоих государствах, то оно считается резидентом того государства, где находится его семья и собственность, где осуществляется его политическая, культурная деятельность, то есть там, где находится его "центр жизненных интересов".
     
     Если невозможно связать центр жизненных интересов лица ни с одним из государств или данное лицо не располагает постоянным жилищем ни в одном из государств, предпочтение отдается тому государству, в котором физическое лицо обычно проживает. Для этого принимается во внимание, в каком из двух государств оно находится дольше. Если и этот критерий не позволяет определить резидентство физического лица, то тогда его резидентство определяется по гражданству.
     
     Если применение критериев, изложенных в статье "Резидент", не позволяет однозначно определить резидентство, компетентные органы могут провести взаимосогласительную процедуру в рамках соответствующей статьи соглашения для рассмотрения спорного вопроса.
     
     4. Соглашение устанавливает правило, согласно которому прибыль, получаемая нерезидентом от предпринимательской деятельности в одном государстве, облагается налогом в этом государстве, если она получена через постоянное представительство (учреждение) (далее по тексту - постоянное представительство).
     
     При рассмотрении соглашения деятельность иностранной компании на территории государства рассматривается как осуществляемая через постоянное представительство, если выполняются следующие основные условия:
     

     - наличие места деятельности, то есть помещения (офиса, мастерской, склада, в том числе таможенного склада), сооружения или установки, стройплощадки и т.п.;
     
     - место деятельности должно иметь определенную степень постоянства (когда это требуется для проведения деятельности). Данное правило имеет ряд исключений, когда деятельность нерезидента может рассматриваться как деятельность через постоянное представительство без наличия фиксированного места: строительство дорог, трубопроводов, разведка скважин, передвижные цирки и т.д. В данном случае во внимание принимается экономическая целостность выполняемого проекта;
     
     - осуществление полностью или частично коммерческой деятельности предприятия через место деятельности.
     
     Под понятием "постоянное место деятельности" подразумеваются любые помещения (в том числе таможенные склады), сооружения или установки, используемые для проведения коммерческой деятельности, независимо от того, используются они исключительно для этой цели или нет. Постоянное место деятельности может существовать и без помещения: достаточно иметь в своем распоряжении некоторое пространство (например место на рынке). Не имеет значения, принадлежит предприятию такое помещение (часть помещения), сооружение или установка на праве собственности, арендуется или находится в пользовании, предоставлено в пользование.
     
     Так, деятельность предприятия по реализации товаров со складов, в том числе реализация с площадок перерабатывающих заводов, принадлежащей предприятию продукции, произведенной на этих перерабатывающих заводах, рассматривается как осуществляемая через постоянное место, и при выполнении условий, установленных в п. 1 статьи "Постоянное представительство" соглашения, такая деятельность рассматривается как деятельность этого предприятия через постоянное представительство.
     
     Для целей налогообложения факт аккредитации (регистрации) резидента Договаривающегося Государства в государстве осуществления предпринимательской деятельности значения не имеет.
     
     Соглашение содержит ряд примеров постоянных представительств [место управления, отделение, контора, фабрика, мастерская, рудник, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов, помещение, используемое для сбыта продукции (товаров или изделий)], которые при осуществлении предпринимательской деятельности от имени и по поручению иностранной компании рассматриваются как отвечающие понятию "постоянное представительство".
     

     Отдельно в соглашении рассматривается деятельность, связанная со строительной площадкой, строительным, сборочным либо монтажным объектом и относящейся к ним надзорной деятельностью. Строительная площадка (или объект) составляет постоянное представительство, если только она существует более срока, который был оговорен в соглашении.
     
     Строительная площадка может рассматриваться как постоянное представительство, даже если она основана на разных контрактах, при условии, что она представляет собой единое экономическое и географическое образование.
     
     Строительная площадка существует со дня фактического начала работ подрядчика (независимо от даты заключения контракта), включая любую подготовительную работу. В целом, строительная площадка продолжает существовать до момента завершения или полной остановки работы. Датой окончания строительства, как правило, считается дата подписания акта о сдаче объекта в эксплуатацию (окончательного акта выполненных работ). Строительная площадка не считается прекратившей свое существование, если работы временно приостановлены (сезонные или другие временные перерывы). Работы по проектированию включаются в продолжительность строительства объекта, если они выполняются генподрядчиком в государстве, где осуществляется строительство, или его субподрядчиком, если выполнение проектных работ осуществляется им через постоянное место деятельности (офис, контора), расположенное в государстве осуществления строительных работ.
     
     Если предприятие (генеральный подрядчик) передает часть подряда субподрядчикам (также предприятию другого договаривающегося государства), период времени, затраченный субподрядчиком на строительной площадке, считается временем, затраченным генподрядчиком на строительной площадке. Субподрядчик сам по себе имеет постоянное представительство на строительной площадке, если его деятельность продолжается там более временного периода, указанного в соглашении с той страной, резидентом которой является субподрядчик.
     
     Если иностранная компания продолжает деятельность, связанную со стройплощадкой, более того временного периода, который указан в соглашении, строительная площадка подвергается налогообложению с первого дня деятельности с учетом периода времени, затраченного на подготовительную работу в стране, где осуществляется строительство. Соответственно в этом случае в государстве осуществления строительных работ налогообложению подлежит прибыль, полученная за весь период строительства.
     
     Природа строительного или монтажного проекта может быть таковой, что место деятельности подрядчика может постоянно (или время от времени) перемещаться по мере перемещения проекта (строительство дорог, прокладка трубопроводов). В то же время работы, производимые в каждой определенной точке, являются частью единого проекта, и этот проект должен рассматриваться как постоянное представительство, если в совокупности работы по проекту продолжаются более временного периода, указанного в соглашении.
     

     Учитывая, что в статье "Прибыль от коммерческой деятельности" соглашения указывается, что в государстве источника дохода подлежит налогообложению только та прибыль, которая получена через постоянное представительство, доходы предприятия, чья деятельность подпадает под понятие "вспомогательной" и "подготовительной", не подлежат обложению налогом на прибыль.
     
     К вспомогательной и подготовительной деятельности относятся:
     
     а) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации либо поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;
     
     b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно в целях хранения, демонстрации или поставки;
     
     с) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей переработки другим предприятием;
     
     d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий либо для сбора информации для предприятия;
     
     e) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;
     
     f) содержание постоянного места деятельности исключительно для любого сочетания видов деятельности, упомянутых в подпунктах "а" - "e", при условии, что в целом такая деятельность постоянного места деятельности, вытекающая из этого сочетания, имеет подготовительный или вспомогательный характер.
     
     Даже если предприятие - резидент другого Договаривающегося Государства осуществляет вышеперечисленные виды деятельности через постоянное место, например офис, то эта деятельность не может рассматриваться как осуществляемая через постоянное представительство, так как носит по отношению к основному виду деятельности предприятия подготовительный и/или вспомогательный характер.
     
     В то же время если предприятие ведет в государстве деятельность, аналогичную основным направлениям деятельности предприятия, то не считается, что оно ведет вспомогательную и подготовительную деятельность.
     
     Считается, что нерезидент имеет постоянное представительство в другом государстве, если он осуществляет свою деятельность в другом государстве через агента с зависимым статусом, даже если отсутствует постоянное место деятельности в этом другом государстве.
     

     Таким образом, если лицо (иное, чем агент с независимым статусом, к которому применяется п. 6 статьи "Постоянное представительство" соглашения) действует от имени предприятия и имеет, и обычно использует в Договаривающемся Государстве полномочия заключать (имеется в виду договариваться по основным условиям контракта - цене, количеству, условиям поставки, оплате и т.д., а не обязательно подписывать контракт) контракты от имени предприятия или содержит запасы товаров и изделий, принадлежащих предприятию, и осуществляет их реализацию другим лицам от имени предприятия, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в этом Договаривающемся Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если деятельность такого лица не ограничена той, которая представлена в п. 4 статьи "Постоянное представительство" (вспомогательная и подготовительная деятельность) соглашения и которая, если она осуществляется через постоянное место деятельности, не делает это постоянное место деятельности постоянным представительством согласно положениям этого пункта.
     
     Там, где предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет коммерческие операции в другом Договаривающемся Государстве через агента с независимым статусом (например брокера или комиссионера), оно не может облагаться налогом в этом другом государстве в отношении этих сделок, так как такой агент не рассматривается в качестве постоянного представительства этого предприятия, если он действует в качестве такового в рамках своей обычной деятельности, когда выступает от имени предприятия.
     
     5. Соглашение предусматривает право взимания налога с дохода любого вида от использования недвижимого имущества в государстве, на территории которого находится такое имущество.
     
     Термин "недвижимое имущество" определяется в соответствии с законодательством государства, в котором находится недвижимое имущество, если иное не установлено соглашением.
     
     6. Соглашение определяет норму, согласно которой предприятие одного государства не должно облагаться налогом в другом государстве, за исключением случая, если оно проводит коммерческую деятельность в этом другом государстве через расположенное там постоянное представительство.
     
     При этом если предприятие осуществляет коммерческую деятельность в другом государстве через постоянное представительство, то это государство имеет право облагать налогом только ту часть прибыли предприятия, которая относится к этому постоянному представительству.
     

     Это правило может быть расширено в случае, если статья "Прибыль от коммерческой (предпринимательской) деятельности" содержит положения, предоставляющие право стране-источнику облагать налогом прибыль предприятия-нерезидента не только в части, которая непосредственно относится к этому постоянному представительству, но, например, и в случае продажи в этом другом государстве товаров или изделий, таких же или подобных тем, которые продаются через уже имеющееся постоянное представительство, или от другой коммерческой (предпринимательской) деятельности, осуществляемой в этом другом государстве, такой же или подобной той, которая осуществляется через имеющееся постоянное представительство. Данные положения оговариваются в соглашениях на двусторонней основе.
     
     Если постоянное представительство занимается закупками товаров для своего предприятия, в налогооблагаемую прибыль не включается прибыль, которую предприятие может впоследствии получить от реализации закупленных в государстве расположения постоянного представительства товаров, если эта реализация не будет осуществлена через постоянное представительство.
     
     Виды доходов предприятия, получение которых не относится к деятельности этой компании через постоянное представительство, подлежат налогообложению в случае, если они оговорены в других статьях соглашения.
     
     7. Соглашение определяет, что прибыль от международных перевозок должна облагаться налогом только в том государстве, налоговым резидентом которого является предприятие, осуществляющее международные перевозки (статья "Международные перевозки"), независимо от того, имеет предприятие одного государства, осуществляющее международные перевозки, постоянное представительство в другом государстве или нет. Термин "международные перевозки" определяется в статье "Общие определения" соглашения.
     
     Если соглашение содержит иные нормы (стране, в которой находится постоянное представительство, на определенных условиях предоставлено право облагать его обороты или их часть), то указанное правило применяется с корректировкой на положения, установленные двусторонним договором.
     
     8. Соглашение предусматривает возможность корректировки прибыли предприятия, если она была получена в результате осуществления сделок с иностранными компаниями, с которыми оно находится в особых отношениях (дочерняя и материнская, два предприятия находятся под общим управлением и т.п.), и не соответствует действительному объему прибыли, которую это предприятие получило бы при осуществлении сделок в обычных условиях. В таком случае налоговые органы могут корректировать прибыль и налоговые обязательства того предприятия, которое не отразило правильно прибыль.
     

     9. В отношении ряда видов доходов соглашение предусматривает удержание налогов в стране источника дохода. При этом соглашение в отношении таких видов доходов, как "дивиденды", "проценты", "роялти", предусматривает конкретную ставку налога, которое государство источника может удержать.
     
     Рассматривая в качестве роялти вознаграждение за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта, данный пункт соглашения ссылается на концепцию "ноу-хау". Под понятием "ноу-хау" подразумевается все, что раскрывает техническую информацию, необходимую для прямого промышленного воспроизводства продукта или процесса, то есть то, что нельзя узнать из простого рассмотрения продукта и известной информации о нем. В контракте "ноу-хау" одна из сторон сообщает другой стороне свои специальные знания и опыт, остающиеся не раскрытыми для других, с тем чтобы та могла пользоваться ими от своего имени. Выплаты в рамках таких контрактов рассматриваются в качестве роялти.
     
     Общепринято рассматривать программные средства как форму интеллектуальной собственности, то есть в рамках законодательства по авторскому праву. Выплаты за использование или предоставление права использования программного обеспечения рассматриваются в качестве роялти. В качестве роялти рассматриваются платежи в случае, если автор программного обеспечения позволяет другому лицу разрабатывать или эксплуатировать программное обеспечение.
     
     10. Как и статья "Доходы от недвижимого имущества" соглашения, статья "Доходы от отчуждения имущества" определяет, что государство, в котором находится недвижимое имущество, имеет право на налогообложение доходов, получаемых иностранной компанией от отчуждения недвижимого имущества.
     
     Такой же принцип применяется к доходам от движимого имущества, составляющего активы постоянного представительства. Они подлежат налогообложению в государстве, в котором находится такое постоянное представительство.
     
     Аналогичное правило применяется к налогообложению доходов от отчуждения движимого имущества, относящегося к постоянной базе.
     
     В то же время доходы от отчуждения транспортных средств, эксплуатируемых в международных перевозках, облагаются налогами только в том государстве, налоговым резидентом которого является предприятие, осуществляющее международные перевозки.
     

     11. В соответствии с принципами статьи "Доходы от коммерческой деятельности" соглашения установлены правила налогообложения доходов физических лиц, осуществляющих деятельность так называемого независимого характера, то есть ту деятельность, которая не попадает в категорию "работа по найму". Под действие статьи "Доходы от независимых личных услуг" не подпадают доходы от коммерческой деятельности (например торговля, услуги ремонтных мастерских).
     
     Доход, получаемый резидентом (физическим лицом) одного Договаривающегося Государства за оказание профессиональных услуг или другую деятельность независимого характера, облагается налогом в другом государстве в случае, если резидент (физическое лицо) располагает регулярно доступной постоянной базой в другом Договаривающемся Государстве для осуществления этой деятельности и только в той части дохода, которая может быть отнесена к этой постоянной базе.
     
     Таким образом, если лицо, предоставляющее независимые личные услуги, имеет в другом государстве какое-то место (художник имеет студию, стоматолог - кабинет, адвокат - офис, преподаватель - кабинет в учебном заведении), носящее фиксированный характер и обладающее определенной степенью постоянства, это государство имеет право налогообложения деятельности названного лица.
     
     12. Под зависимыми личными услугами следует понимать работу по найму.
     
     Соглашение устанавливает норму (статья "Зависимые личные услуги"), согласно которой вознаграждение за работу по найму, получаемое резидентом одного Договаривающегося Государства, облагается налогом только в том государстве, резидентом которого он является в рамках статьи "Резидент". Однако если физическое лицо работает по найму в другом государстве, это другое государство может облагать его налогом, но только в части работы, осуществляемой в другом государстве.
     
     В то же время при соблюдении определенных условий вознаграждение, получаемое физическим лицом, работающим по найму в другом государстве, может быть освобождено от налогообложения. Вознаграждение, полученное за работу по найму на территории одного Договаривающегося Государства, освобождается в нем от налогообложения при одновременном выполнении следующих условий:
     
     а) получатель находится в другом государстве в течение периода или периодов, не превышающих в общей сложности 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода, и
     

     b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом другого государства, и
     
     c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которую наниматель имеет в другом государстве.
     
     13. В отношении вознаграждения, получаемого физическим лицом - резидентом одного государства в качестве члена совета директоров компании, установлено правило (статья "Вознаграждение директоров") налогообложения в государстве источника возникновения такого вознаграждения.
     
     Члены совета директоров компании могут также исполнять другие функции в компании, например являться должностными лицами этой компании. В этом случае данная статья не применяется к вознаграждению, получаемому за исполнение других функций, а применяется только к той части их дохода, которую они получают в качестве членов совета директоров компании.
     
     14. В статье "Артисты и спортсмены" соглашение устанавливает особые правила по налогообложению артистов и спортсменов. Эти правила приоритетны над положениями статей "Независимые личные услуги" и "Зависимые личные услуги" соглашения, рассматривающих наемный труд и независимые личные услуги.
     
     Доходы, выплачиваемые артистам или спортсменам, подлежат налогообложению в том государстве, в котором выступает этот спортсмен или артист.
     
     Эта статья соглашения также рассматривает ситуации, когда доход от деятельности артистов или спортсменов начисляется другим лицам. Такими другими лицами могут быть физические лица или юридические лица (например административная компания, получающая доход за выступление спортсменов или артистов). Соглашение оговаривает право налогообложения такого дохода в стране источника, даже если лицо, получающее этот доход, является юридическим лицом и не располагает в стране источника постоянным представительством или доход не может быть приписан постоянному представительству. Если лицо, получающее доход, является физическим лицом, этот доход может облагаться налогом даже в отсутствие постоянной базы в государстве источника.
     
     15. В статье "Пенсии" соглашения устанавливается, что пенсии, выплачиваемые за частную деятельность, а также пенсии в отношении услуг, предоставляемых государству, но не подпадающих под действие части второй статьи "Государственная служба", подлежат налогообложению в государстве, резидентом которого является получатель пенсии. В то же время соглашение может содержать оговорки в отношении пенсий и пособий, выплачиваемых в соответствии с социальным законодательством страны - источника выплаты пенсии. В этом случае исключается право налогообложения пенсии в стране резидентства.
     

     16. Статья "Государственная служба" соглашения предусматривает, что вознаграждение и пенсия за государственную службу подлежат налогообложению только в том государстве, которое выплачивает вознаграждение.
     
     Эта статья содержит исключение, которое связано с применением положений международных конвенций по дипломатическим вопросам. Таким образом, государство резиденции применяет свое право облагать налогом так называемый нанятый на месте персонал иностранной дипломатической или консульской службы, например шоферов, секретарей и т.д.
     
     17. Статья "Студенты" соглашения содержит положение, освобождающее в стране обучения студента выплаты, получаемые студентом из источников вне государства, при условии что они получены для целей его содержания, образования или практики из-за рубежа.
     
     Положения данной статьи соглашения не применяются к доходам, получаемым студентом в виде дивидендов, процентов, роялти, от оказания услуг зависимого или независимого характера в стране обучения. В случае получения студентом таких доходов они подлежат налогообложению с учетом других статей соглашения.
     
     18. Статья "Другие доходы" соглашения рассматривает доходы, не оговоренные в предыдущих статьях соглашения.
     
     Данная статья применяется в отношении доходов как юридических, так и физических лиц.
     
     В категорию других доходов, в частности, включаются:
     
     - выплаты и доходы по страховым полисам;
     
     - выигрыши от азартных игр.
     
     Исключительное право налогообложения таких доходов предоставляется государству, резидентом которого является получатель доходов.
     
     Вторая часть этой статьи предусматривает правило, касающееся дохода, связанного с деятельностью постоянного представительства или постоянной базы. Если доход связан с деятельностью постоянного представительства или постоянной базы, которую резидент одного Договаривающегося Государства имеет в другом Договаривающемся Государстве, то государство, в котором находятся постоянное представительство или постоянная база, имеет право облагать налогом такой доход с учетом положений статей "Доходы от коммерческой деятельности", "Доходы от независимых личных услуг".
     
     Данная статья не затрагивает вопрос налогообложения доходов от недвижимого имущества, который обговаривается статьей "Доходы от недвижимого имущества".
     

     19. В статье "Имущество" соглашения устанавливаются правила распределения прав налогообложения имущества между государством, в котором находится имущество, и государством резиденции налогоплательщика.
     
     Государству, в котором находится имущество, предоставляется право облагать налогом имущество в двух случаях:
     
     - во-первых, если имущество является недвижимым и находится в этом государстве;
     
     - во-вторых, если имущество составляет часть коммерческого имущества постоянного представительства или постоянной базы, находящихся в этом государстве.
     
     Недвижимое имущество, о котором говорится в статье "Доходы от недвижимого имущества", принадлежащее резиденту одного Договаривающегося Государства и находящееся в другом Договаривающемся Государстве, подлежит налогообложению по месту нахождения этого имущества.
     
     Аналогичным образом облагается налогом имущество, составляющее часть коммерческого имущества постоянного представительства и постоянной базы.
     
     Имущество, представленное транспортными средствами, эксплуатируемыми в международных перевозках, подлежит налогообложению в государстве, налоговым резидентом которого является предприятие, осуществляющее международные перевозки.
     
     Если соглашение не содержит статьи "Имущество", то имущество, принадлежащее нерезиденту, подлежит налогообложению в соответствии с законодательством государства, на территории которого находится имущество.
     
     20. Статья "Устранение двойного налогообложения" соглашения устанавливает порядок устранения двойного налогообложения в случае, если один и тот же доход или имущество облагаются у одного и того же лица более чем одним государством.
     
     В соглашениях, как правило, каждое из государств оговаривает свой метод устранения двойного налогообложения. Однако если государства применяют один и тот же метод, это положение излагается под одним общим пунктом.
     
     21. Положения статьи "Недискриминация" соглашения устанавливают принцип, согласно которому к гражданам одного Договаривающегося Государства не должен применяться менее благоприятный налоговый режим в другом Договаривающемся Государстве, чем к гражданам этого другого Государства при тех же обстоятельствах. Таким образом, соглашение не допускает дискриминации на основе гражданства для целей налогообложения.
     
     Соглашение обязывает государство относиться к постоянному представительству предприятия другого государства с применением такого же налогового режима, как и в отношении своих национальных предприятий, принадлежащих той же отрасли. Это означает, что постоянным представительствам, за исключением выплат, производимых в нарушение принципов, установленных в п. 1 статьи "Ассоциированные предприятия", последних пунктах статей "Проценты", "Роялти", предоставляется такое же право по вычету расходов, понесенных для целей данного представительства, как и предприятиям-резидентам.
     

     Государство, в котором находится предприятие, принадлежащее или контролируемое резидентами другого государства, будет применять к нему такой же налоговый режим, как и по отношению к национальным предприятиям. Таким образом, дочерняя компания иностранного предприятия не должна подлежать менее благоприятному налогообложению в данном государстве.
     
     22. Статья "Процедура взаимного согласования" соглашения предлагает определенный порядок разрешения спорных вопросов, возникающих при применении соглашения. Налогоплательщик вправе обратиться в компетентные органы государства резиденции, если он считает, что его налогообложение противоречит соглашению. Для того чтобы дело было принято к рассмотрению, оно должно быть представлено, как правило, в течение трех лет или иного срока, оговоренного соглашением, с даты первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с положениями соглашения.
     
     Эта статья предусматривает, что для решения спорных вопросов два компетентных органа могут принять решение о проведении взаимосогласительной процедуры.
     
     23. Компетентные органы или лица, ими уполномоченные, обмениваются информацией, которая необходима для выполнения положений соглашения или внутреннего законодательства Договаривающихся Государств, касающегося налогов, на которые распространяется соглашение.
     
     Информация, полученная Договаривающимся Государством, считается конфиденциальной, как и информация, полученная в рамках национального законодательства этого государства.     
     

О ходе подписания и вступлении в силу двусторонних соглашений и конвенций  об устранении  
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал  между
государствами-членами ЕврАзЭС (по состоянию на 1 мая 2002 г.)


    Таблица 1

     


 

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Кыргызская Республика

Российская Федерация

Республика Таджикистан

Республика Беларусь


 

Конвенция подписана 11.04.1996 Ратифицировано 31.10.1997 Вступила в силу 13.12.1998

Соглашение подписано 26.06.1997 Ратифицировано 26.01.1998 Вступило в силу 12.05.2000

Соглашение подписано 21.04.1995 Ратифицировано 25.12.1996 Вступило в силу 01.01.1997

Соглашение подписано 23.03.1999 Ратифицировано 14.05.1999 Вступило в силу 01.01.2000

Республика Казахстан

Конвенция подписана 11.04.1996 Ратифицирована 13.11.1997 Вступила в силу 01.01.1998


 

Соглашение подписано 08.04.1997 Ратифицировано 06.05.1997 Вступило в силу с 01.01.1998

Конвенция подписана 18.10.1996 Вступила в силу 29.07.1997

Соглашение подписано 16.12.1999 Ратифицировано 06.06.2000 Вступило в силу 13.07.2000

Кыргызская Республика

Соглашение подписано 26.06.1997 Ратифицировано 11.11.1997

Соглашение подписано 08.04.1997 Ратифицировано 11.07.1997 Вступило в силу с 01.03.1998


 

Соглашение подписано 13.01.1999 Вступило в силу с 01.01.2001

Соглашение подписано 05.05.1998 Ратифицировано 13.11.1998 Вступило в силу 01.01.2000

Российская Федерация

Соглашение подписано 21.04.1995 Ратифицировано 25.04.1996

Конвенция подписана 18.10.1996 Ратифицирована 03.07.1997 Вступила в силу 29.07.1997

Соглашение подписано 13.01.1999 Ратифицировано 29.08.2000 Вступило в силу с 06.09.2000


 

Соглашение подписано 23.12.1997 Ратифицировано 13.11.1998

Республика Таджикистан

Соглашение подписано 23.03.1999 Вступило в силу с 01.01.2000

Соглашение подписано 16.12.1999 Ратифицировано 21.10.2000 Вступило в силу с 07.11.2000

Соглашение подписано 05.05.1998 Ратифицировано 24.07.1998 Вступило в силу с 01.01.2000

Соглашение подписано 23.12.1997
Не ратифицировано