Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

В.Н Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     

     Что подразумевается под понятием "категория", применяемым при предоставлении льгот отдельным категориям налогоплательщиков?

     
     В соответствии со ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     
     Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     НК РФ не раскрывается понятие "категория" налогоплательщиков.
     
     Вместе с тем толковым словарем русского языка "категория" определяется как крупный, обычно строго не ограниченный класс в его сравнении с другими такими же классами.
     
     Учитывая вышеизложенное, при предоставлении льгот отдельным категориям налогоплательщиков следует руководствоваться понятием "категория", определяемым в соответствии с толковым словарем русского языка.
     
     В качестве информации сообщаем, что в ранее действующей инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (отменена в связи с изданием инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62, утвержденной приказом МНС России от 15.06.2000 N БГ-3-02/231) под отдельными категориями плательщиков понималась совокупность предприятий, расположенных на территории района, города, области, по видам деятельности или по отраслевому признаку.
     

     Исполняется ли обязанность по уплате налогов за налогоплательщика другими лицами?

     
     В соответствии со ст. 45 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах, и при наличии у него обязанности по уплате налога, то есть при наличии объекта налогообложения и иных установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
     
     При уплате налогов за налогоплательщика третьим лицом у последнего не имеется объекта налогообложения, предусмотренного законодательством о налогах и сборах, и, следовательно, обязанность по уплате налогов отсутствует.
     
     В данном случае обязанность по уплате налогов имеется у налогоплательщика, и, следовательно, данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком, а не иными лицами.
     
     Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
     
     Таким образом, обязанность по уплате налога исполняется путем списания денежных средств со счета налогоплательщика.
     
     НК РФ предусматривает возможность уплаты налога за налогоплательщика третьим лицом лишь в двух случаях: представителем налогоплательщика и по договору поручительства.
     
     Согласно ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     Исполнение представителем налогоплательщика обязанности последнего по уплате налога путем списания денежных средств со счета представителя Кодексом не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, исполнение представителем налогоплательщика обязанности последнего по уплате налога производится путем предъявления представителем поручения на уплату соответствующего налога в банк, в котором открыты счета налогоплательщика.
     
     Согласно п. 1-3 ст. 74 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.
     
     В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.
     
     Таким образом, обязанность по уплате налога за налогоплательщика может быть исполнена поручителем только в случае изменения сроков исполнения налогоплательщиком указанной обязанности, которое может производиться в силу ст. 61 НК РФ в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, и неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в установленный срок.
     
     Погашение поручителем недоимки, числящейся за налогоплательщиком, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено и, соответственно, производиться по установленным ст. 74 НК РФ правилам по вышеизложенным основаниям не может.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с п. 4 ст. 74 НК РФ по исполнении поручителем своих обязанностей согласно договору к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
     

     Имеет ли налогоплательщик право обжаловать решения налоговых органов?

     
     В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
     
     Таким образом, обжалуются лишь акты налоговых органов, которые нарушают законные права налогоплательщика или налогового агента, то есть решения, принимаемые налоговыми органами о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     Согласно ст. 140 НК РФ жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
     
     В соответствии со ст. 141 НК РФ подача, как правило, жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
     
     Если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
     
     Таким образом, приостановление налоговым органом, рассматривающим жалобу, полного или частичного исполнения обжалуемого налогоплательщиком акта или действия является правом налогового органа, а не обязанностью.
     
     Согласно ст. 139 НК РФ жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
     
     При этом предусмотренное подпунктом 2 п. 2 ст. 140 НК РФ право вышестоящего налогового органа отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика указывает на обязанность вышестоящего налогового органа отменить именно решение нижестоящего налогового органа.
     
     Решение отменяется в полном объеме и в случае, если налогоплательщик, подавший жалобу, оспаривает решение налогового органа в части, поскольку в НК РФ не предусмотрена возможность отмены решения в какой-либо части.
     
     Целью дополнительной проверки является уточнение обстоятельств, лежащих в обосновании вынесения соответствующего решения по какому-либо конкретному вопросу.
     
     По результатам проведения дополнительной проверки выносится новое решение, учитывающее в том числе и результаты первоначальной проверки.
     

     Каков порядок уплаты пеней как способа обеспечения выполнения налоговых обязательств?

     
     Основанием начисления пени является просрочка платежа, то есть нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (сборов).
     
     Таким образом, обязанность по уплате пеней возникает у налогоплательщика в связи с уплатой сумм налогов и (или) сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (плательщик сборов) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов), в том числе налогов (сборов), уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     При этом сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
     
     Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
     
     Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время (то есть в момент просрочки) ставки рефинансирования Банка России.
     
     Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 Кодекса, то есть порядок взыскания пени тот же, что и порядок взыскания задолженности по налогу.
     
     При этом принудительное взыскание пеней с юридических лиц производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.
     

     Подлежит ли постановке на учет в налоговом органе организация по месту нахождения недвижимого имущества, которым она не владеет на праве собственности?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества.
     
     Таким образом, обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества возложена НК РФ на организации, которым вышеуказанное имущество принадлежит на праве собственности.
     
     Поэтому согласно НК РФ организации, не владеющие недвижимым имуществом на праве собственности, не обязаны вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения этого имущества.
     

     Контролируют ли налоговые органы уплату сборов за выдачу и замену ГИБДД специальной продукции, прием ГИБДД экзаменов, проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним?

     
     В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     
     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
     
     В силу ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ст. 13, 14 и 15 НК РФ, относящие налоги и сборы соответственно к федеральным, региональным и местным налогам и сборам, вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие ст. 13, 14 и 15 НК РФ налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.
     
     При этом платежи за выдачу и замену специальной продукции, прием экзаменов, проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним вышеуказанными статьями Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не установлены.
     
     Таким образом, законодательство о налогах и сборах не относит в настоящее время вышеназванные платежи к налогу и (или) сбору, определенным ст. 8 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговым органам не предоставлено право осуществлять контроль за уплатой сборов за замену ГИБДД специальной продукции, прием ГИБДД экзаменов, проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним.
     
     Для сведения сообщаем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" п. 6 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880, контроль за уплатой сборов за выдачу и замену специальной продукции, прием экзаменов, проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним возложен на ГИБДД МВД России.
     

     Какие установлены сроки предъявления налогоплательщику требования об уплате налогов, в том числе и по результатам налоговой проверки?

     
     Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога.
     
     В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
     
     Согласно ст. 87, 88 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа на основании документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
     
     Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
     

     Считается ли полное освобождение от уплаты налога в зависимости от видов деятельности организации льготой по налогу?

     
     Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
     
     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
     
     В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
     
     Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     Учитывая вышеизложенное, полное освобождение отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов от уплаты налога или сбора в зависимости от видов деятельности является льготой по налогу или сбору.