Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Табачный рынок под пристальным контролем


Табачный рынок под пристальным контролем

     

В.В. Гаврилов,
полковник налоговой полиции

     
     Уже третий год подряд налоговая полиция проводит широкомасштабные проверки по пресечению незаконного производства и оборота табачной продукции, выявлению фактов уклонения от уплаты акцизных и других налоговых платежей в этой сфере. Недавно были подведены итоги всероссийской комплексной операции "Табак-3".
     
     Особенности этой операции заключаются в том, что, сократив количество и время проведения проверок, налоговые полицейские добились заметного повышения их эффективности (примерно в полтора раза). В ходе всероссийской комплексной операции "Табак-3" было проверено 51 предприятие - производитель табачной продукции, более 1150 предприятий оптовой торговли, около 9 тыс. предприятий розничной торговли, выявлено свыше 2,5 тыс. правонарушений, возбуждено 55 уголовных дел, составлено почти 3 тыс. административных протоколов, наложено штрафных санкций на сумму более 3 млн руб. Кроме того, из оборота изъято около 4,5 млн пачек табачных изделий стоимостью более 31 млн руб., наложено арестов на имущество на сумму свыше 1 млн руб.
     
     В настоящее время специалисты федеральных органов налоговой полиции приобрели большой опыт работы в данной сфере, но одновременно усложнились схемы увода доходов от налогообложения, расширялись масштабы деятельности недобросовестных предпринимателей.
     
     К сожалению, несмотря на все прилагаемые налоговой полицией усилия, поддельная и нелегальная табачная продукция на российском рынке не редкость. Но то, что махинаторы всех мастей, выпускающие и торгующие ею, чувствуют себя далеко не так вольготно, как прежде, - это факт.
     
     Как показывает практика, совершенствовать методики проведения проверок и методы оперативной работы необходимо в первую очередь на основе серьезного анализа обстановки в той или иной сфере экономики. Поэтому сотрудники федеральных органов налоговой полиции постоянно держат руку на "пульсе" табачного рынка. Здесь за последние годы произошли весьма существенные перемены. Преодолев затяжной спад, табачная промышленность стала развиваться стремительными темпами.
     
     Практически все крупные производители работают в настоящее время на импортном сырье. Из-за границы ввозят не только табак, но и папиросную бумагу, фильтры, различные добавки. Показательно, что международные табачные корпорации все активнее развертывают на территории Российской Федерации свои производства. Ныне они контролируют более 90 % столичного и более 60 % табачного рынка в других регионах страны. Например, в I квартале текущего года продажа сигарет марки "Кент" выросла в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. А ведь это достаточно дорогие сигареты.
     
     Высокий потребительский спрос на табачные изделия и возможность получения сверхприбылей делают эту сферу особенно привлекательной для криминальных структур. А там, где появляются метастазы оргпреступности, как известно, начинается, например, массовая подделка популярных отечественных и иностранных зарубежных табачных марок, сертификатов соответствия, информации о стране происхождения товара, торговля без контрольно-кассовых машин и т.д.
     
     Планируя очередной этап операции, руководство ФСНП России не ставило перед собой каких-то особых целей. Задачи были те же, что и на прежних этапах операции: выявить механизмы уклонения от уплаты налоговых платежей предприятиями и организациями, связанными с производством и реализацией табачной продукции, и пресечь налоговые и сопутствующие им преступления и правонарушения в этой сфере. А вот "зоны особого внимания" действительно определялись с учетом сегодняшних реалий табачного рынка. Специалисты налоговой полиции обычно начинали с проверки лицензий на производство и оптовый оборот табачной продукции (до отмены лицензирования оптовой торговли), затем просчитывали, соответствуют ли объемы поступления сырья выпуску готовой продукции, выявляли места производства неучтенной и контрафактной продукции и перекрывали каналы ее поставки.
     
     Уже первые проверки показали, что ничего кардинально нового нарушители в этой сфере не выдумали. Но некоторые схемы, известные с прошлых проверок, были усовершенствованы. Скажем, сотрудники оперативных подразделений уже сталкивались с попытками занизить налогооблагаемую базу с помощью фирм-однодневок, зарегистрированных по украденным паспортам. Теперь для этого некоторые оборотистые коммерсанты содержат целый штат нелегальных реализаторов, использующих фиктивные документы организаций оптовой торговли.
     
     В основном же предприниматели предпочитают применять проверенные на практике способы: ведут оптовую торговлю табачными изделиями под видом розничной, чтобы платить только единый налог на вмененный доход, нарушают условия лицензирования, реализуют неучтенную продукцию "своим" предприятиям, которые впоследствии уничтожают документы и не отражают произведенные финансово-хозяйственные операции в своих отчетах, и т.п. Вот конкретные примеры.
     
     В ходе проверки сотрудниками Управления ФСНП России по Ярославской области филиала одной из крупных московских фирм, расположенного в г. Ярославле, было обнаружено, что он специализировался на оптовой реализации табачной продукции без лицензии. До отмены лицензирования данного вида деятельности это было уголовно наказуемым деянием согласно ст. 171 УК РФ. В результате оперативники изъяли из незаконного оборота 1 млн 470 тыс. пачек табачной продукции на сумму свыше 9 млн руб.
     
     А вот специалистам из Управления ФСНП России по Новосибирской области еще долго придется распутывать весьма хитроумную аферу, связанную с местными фирмами "Крона-Н" и "Молсон", созданными руководством ООО "Меркус", зарегистрированными с целью уклонения от уплаты налогов на подставных лиц и занимавшимися оптовой торговлей сигаретами и незаконным переводом денег поставщикам через расчетные счета в Москве. По предварительным подсчетам в результате деятельности этих фирм государство недосчиталось 1,2 млн руб. По результатам проверки возбуждено два уголовных дела, ведутся следственные действия.
     
     Одним из противоправных действий на табачном рынке стала массовая подделка популярных отечественных и зарубежных сигарет. Из конфискованных в ходе операции 4,5 млн пачек сигарет бльшая часть - подделка. Это весьма неприятный факт не только для потребителей, которые за свои деньги получают товар самого низкого качества, но и для честных производителей, терпящих убытки и проигрывающих в конкурентной борьбе поставщикам дешевых фальшивок. И, кроме того, дискредитируются уважаемые табачные марки.
     
     Например, сотрудники Управления ФСНП России по Ростовской области совместно с налоговиками Украины выявили цех, где нелегально производились табачные изделия с логотипом ростовского предприятия "Донской табак". Некий гражданин Н. приобрел оборудование для производства сигарет и сырье, нашел помещение, нанял шесть работников и почти полгода без лицензии, не заключая соглашение с ОАО "Донской табак", выпускал сигареты "Прима Дона", "Казак" и другие. Всего было изготовлено 500 тыс. пачек сигарет, которые реализовывались в Российской Федерации и на Украине. При обыске в подпольном цехе было изъято три тонны табака и 300 тыс. пачек сигарет, не считая оборудования. В отношении гражданина Н. возбуждено уголовное дело.
     
     Еще один пример. Сотрудники Управления ФСНП России по Калининградской области совместно с коллегами из таможенных органов задержали на пограничном переходе "Чернышевское" грузовой автомобиль с полуприцепом, следовавший из г. Москвы, с 500 тыс. пачек сигарет таких известных немецких марок, как "НВ" и "WEST". Последующая проверка показала, что все пачки сигарет оказались фальшивыми. Груз был изъят, возбуждено уголовное дело.
     
     Налоговая полиция и в дальнейшем будет активно работать на табачном рынке. Спокойно жить предпринимателям, обманывающим государство и потребителя, выпускающим фальсифицированную продукцию, она не даст. Тем самым будет обеспечена защита интересов не только государства, но и добросовестных производителей табачной продукции и реализаторов, честно уплачивающих налоги.