Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовые основы таможенного контроля


Правовые основы таможенного контроля*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. — 2002. — N 4. — С. 124; N 5. — С. 132.

          
          А.Н. Козырин,
д.ю.н., профессор

     

Личный досмотр как форма таможенного контроля

     
     Личный досмотр, являясь исключительной формой таможенного контроля, может проводиться по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего.
     
     Положения ст. 189 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), посвященной личному досмотру, были развиты в Инструкции о порядке проведения личного досмотра физических лиц, следующих через таможенную границу Российской Федерации либо находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, утвержденной приказом ГТК России от 22.09.1997 N 569 (далее - Инструкция N 569).
     
     Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства, за исключением следующих лиц:
     
     - Президент Российской Федерации;
     
     - депутаты Совета Федерации и Государственной Думы*1, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации*2, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
     _____
     *1 Пункт 1 ст. 98 Конституции Российской Федерации, часть 1 ст. 18 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
     *2 Часть первая ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
     
     - прокуроры и следователи органов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления*1;
     _____
     *1 Пункт 2 ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
     
     - судьи Российской Федерации, за исключением случаев проведения личного досмотра в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи*1;
     _____
     *1 Пункт 6 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей Российской Федерации».
     
     - сотрудники органов ФСБ России при исполнении ими служебных обязанностей - без официального представителя органов ФСБ России или решения суда*1;
     _____
     *1 Пункт 4 ст. 17 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».
     
     - сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей - без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без разрешения суда*1;
     _____
     *1 Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране».
     
     - лица, обладающие иммунитетом на территории Российской Федерации в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года;
     
     - лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с частью пятой ст. 188 ТК РФ;
     
     - иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами.
     
     Личный досмотр может быть проведен при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
     

     В качестве таковых оснований считаются:
     
     1) соответствующие сведения, содержащиеся:
     
     - в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц;
     
     - в материалах, поступивших от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
     
     - в материалах, поступивших от других таможенных органов Российской Федерации;
     
     2) непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.
     
     Решение о проведении личного досмотра определенного физического лица, принятое начальником таможенного органа (лицом, его замещающим), оформляется письменно путем наложения резолюции на таможенной декларации, поданной физическим лицом, либо на рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельным актом. Форма, в которой выражается решение о проведении личного досмотра, избирается начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) в зависимости от конкретных условий (времени суток, удаленности расположения места, в котором должен производиться личный досмотр, отсутствия связи и т.п.) в целях ускорения начала проведения личного досмотра. В решении должно быть указано конкретное должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра.
     
     Личный досмотр осуществляется должностным лицом таможенного органа, назначенным начальником таможенного органа (лицом, его замещающим), при участии понятых, а при необходимости - специалистов, в том числе переводчика и медицинского работника.
     
     При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие, одного пола с досматриваемым лицом.
     
     Вопрос о допуске при привлечении лиц для участия в личном досмотре решается проводящим его должностным лицом в соответствии с требованиями ТК РФ и Инструкции N 569.
     
     Присутствие при личном досмотре лиц, не участвующих в нем и не имеющих к нему отношения, запрещается.
     

     Лица, участвующие в личном досмотре, должны быть совершеннолетними и, за исключением медицинского работника, одного пола с досматриваемым лицом.
     
     Обследование тела досматриваемого лица осуществляется только медицинским работником.
     
     Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
     
     Вред, причиненный имуществу досматриваемого лица неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов, проводивших личный досмотр, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В случае необоснованной задержки отправления досматриваемого лица, связанной с проведением личного досмотра, должностные лица таможенных органов Российской Федерации должны принять все необходимые меры для отправки необоснованно задержанного лица очередным рейсом.
     
     В случае правомерных действий должностных лиц таможенных органов вред, причиненный неотправкой задержанного лица, возмещению не подлежит.
     
     Должностное лицо таможенного органа не может проводить личный досмотр в следующих случаях:
     
     - если является супругом или родственником досматриваемого физического лица;
     
     - если имеются иные обстоятельства, позволяющие считать, что оно лично, прямо ли косвенно, заинтересовано в определенных результатах личного досмотра;
     
     - если находится на момент проведения личного досмотра в таком физическом состоянии, при котором не может без ущерба для досматриваемого лица проводить личный досмотр.
     
     При наличии обстоятельств, исключающих возможность проведения должностным лицом таможенного органа личного досмотра, начальник таможенного органа или должностное лицо, его замещающее, новым решением поручают проведение личного досмотра другому должностному лицу таможенного органа.
     
     На тех же основаниях отвод вышеуказанному должностному лицу таможенного органа может быть заявлен досматриваемым лицом, а при личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного лица - его законным представителем или сопровождающим его лицом. Заявление об отводе должно быть мотивированным. Заявление об отводе рассматривается начальником таможенного органа (лицом, его замещающим). При подаче заявления об отводе производство личного досмотра приостанавливается.
     
     Должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра, обязано:
     

     - точно и в срок выполнить решение о проведении личного досмотра;
     
     - перед началом личного досмотра объявить физическому лицу об указанном решении, ознакомить его с решением начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра, ознакомить с его правами и обязанностями и предложить добровольно выдать скрываемые товары;
     
     - разъяснить всем участвующим в личном досмотре лицам их права и обязанности;
     
     - обеспечить строгое соблюдение требований законодательства Российской Федерации о проведении личного досмотра и положений Инструкции N 569;
     
     - составить протокол личного досмотра по установленной форме;
     
     - ознакомить досматриваемое лицо с протоколом личного досмотра.
     
     В качестве понятых (в количестве двух) могут быть приглашены любые не заинтересованные в результатах досмотра граждане Российской Федерации (служащие транспортных организаций, пассажиры, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и т.п.). Понятым следует присутствовать при совершении всех действий в ходе личного досмотра и удостоверить в протоколе личного досмотра сведения о факте, содержании и результатах действий, производящихся в их присутствии.
     
     Понятые вправе:
     
     - наблюдать за осмотром предметов, изъятых у досматриваемого лица;
     
     - делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат занесению в протокол личного досмотра.
     
     Медицинский работник, привлекаемый должностным лицом таможенного органа Российской Федерации к проведению личного досмотра, осуществляет следующие действия:
     
     - лично проводит обследование тела досматриваемого лица без причинения вреда его жизни и здоровью;
     
     - дает пояснения по поводу осмотра тела досматриваемого лица;
     
     - заверяет своей подписью содержание протокола личного досмотра и других документов, оформляемых с его участием.
     
     Медицинский работник вправе:
     
     - знакомиться с протоколом личного досмотра и делать замечания в части, касающейся обследования тела досматриваемого лица;
     
     - применять при необходимости технические средства (например медицинские приборы и оборудование и т.п.), безопасные для жизни и здоровья досматриваемого лица и не причиняющие ему ущерба.
     

     В процедуре личного досмотра допускается участие других специалистов. Специалисту необходимо:
     
     - точно следовать указаниям должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр;
     
     - участвовать в личном досмотре, используя свои специальные знания и навыки для фиксации его хода и результатов, обнаружения и изъятия предметов, скрываемых досматриваемым лицом;
     
     - обращать внимание должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, на возможные места и способы сокрытия товаров и давать рекомендации о способе их обнаружения;
     
     - давать пояснения по поводу выполняемых им действий;
     
     - подписывать протокол личного досмотра и, в случае необходимости, другие документы, оформляемые с его участием.
     
     Специалист вправе:
     
     - с разрешения должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, задавать вопросы досматриваемому лицу;
     
     - использовать научно-технические средства и методы для обнаружения и изъятия сокрытых предметов, делать при этом заявления;
     
     - проводить наблюдения, измерения и исследования;
     
     - давать консультации должностному лицу таможенного органа, проводящему личный досмотр, по вопросам, требующим специальных знаний и навыков;
     
     - делать замечания о содержании подписываемых им документов с обязательным занесением их в протокол.
     
     Если досматриваемое лицо не владеет русским языком, к личному досмотру досматриваемого лица привлекается переводчик. Переводчик участвует в личном досмотре на всех его этапах (за исключением этапа непосредственного личного досмотра). Присутствие переводчика в период непосредственного личного досмотра возможно по требованию досматриваемого лица. Допускается приглашение в качестве переводчика сотрудника таможенного органа.
     
     Досматриваемое лицо в ходе личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право:
     
     - требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра;
     
     - ознакомиться со своими правами и обязанностями;
     

     - заявлять отводы;
     
     - давать объяснения, заявлять ходатайства;
     
     - знакомиться с протоколом личного досмотра по окончании его составления и делать замечания по его содержанию;
     
     - пользоваться родным языком или другим языком, которым он владеет, если он относится к числу наиболее распространенных, а также услугами переводчика;
     
     - по окончании проведения личного досмотра обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, если считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра.
     
     Личный досмотр проводится в три этапа.
     
     Первый (подготовительный) этап начинается с момента объявления физическому лицу решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра. На подготовительном этапе должностное лицо таможенного органа знакомит физическое лицо с решением начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра, досматриваемому лицу разъясняются его права и обязанности в присутствии понятых, а также предлагается добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля.
     
     Должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о намерении провести в отношении его личный досмотр и ознакомляет с решением начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа Российской Федерации, объявившего решение о проведении личного досмотра.
     
     С момента удостоверения ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра любое законное распоряжение или требование должностного лица таможенного органа, назначенного проводить личный досмотр, о времени, месте, способе и процедуре его проведения и оформления является обязательным для физического лица, в отношении которого производится личный досмотр.
     
     Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа, назначенного проводить личный досмотр, является основанием для составления в отношении физического лица протокола о нарушении таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 437 ТК РФ.
     

     Оказание сопротивления должностному лицу таможенного органа в проведении личного досмотра является основанием для административного задержания физического лица в порядке и на срок, предусмотренный частью второй ст. 331 ТК РФ.
     
     После ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра лицо препровождается в помещение для производства личного досмотра, где в присутствии понятых ему разъясняются его права и обязанности.
     
     В случае заявления физическим лицом мотивированного отвода должностное лицо таможенного органа доводит его до сведения начальника таможенного органа (лица, его замещающего), знакомит лицо с принятым в отношении заявленного отвода решением.
     
     Лицу предлагается добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля. Выданные товары предъявляются лицам, участвующим в личном досмотре.
     
     Если досматриваемое лицо отказалось добровольно выдать сокрытые товары либо если после выдачи таких товаров у должностного лица таможенного органа имеются достаточные основания полагать, что физическое лицо продолжает скрывать какие-либо товары от таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа переходит к непосредственному личному досмотру лица.
     
     На втором этапе - этапе непосредственного личного досмотра - должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о начале непосредственного личного досмотра, происходит досмотр вещей, одежды и тела физического лица, при необходимости их исследование. Специалист (кроме медицинского работника) и переводчик*1 не должны присутствовать в помещении, в котором проводится личный досмотр, во время обследования тела досматриваемого лица, а также во время нахождения досматриваемого лица в нательном белье либо без одежды. Производство фото-, киносъемки и видеозаписи в это время в указанном помещении не допускается.
     _____
     *1 Переводчик может присутствовать на этом этапе по требованию досматриваемого лица.

     
     В целях обеспечения безопасности лиц, участвующих в досмотре, до начала его проведения необходимо убедиться в отсутствии у досматриваемого лица огнестрельного, газового и холодного оружия, сыпучих и иных веществ и предметов, пригодных для нападения.
     
     Личный досмотр проводится в специально оборудованном для этих целей изолированном помещении таможенного органа, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.
     

     В исключительных случаях личный досмотр может осуществляться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, помещении аэропорта, вокзала, транспортного средства (каюте, купе и т.п.), а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.
     
     При сопровождении физического лица в помещение, где будет проводиться личный досмотр, должен быть обеспечен контроль за тем, чтобы указанное лицо во время следования не выбросило либо не уничтожило находящиеся при нем товары, предметы, документы.
     
     Помещение, в котором будет производиться личный досмотр, должно быть предварительно осмотрено должностным лицом таможенного органа в присутствии понятых. Двери в смежные помещения, окна, иллюминаторы должны быть закрыты на запоры; предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения, - удалены.
     
     Доступ в помещение, где проводится личный досмотр, посторонних лиц и возможность наблюдения ими за проведением личного досмотра должны быть исключены.
     
     Запрещается проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении.
     
     В ходе личного досмотра:
     
     а) осматриваются все мелкие предметы, имеющиеся у досматриваемого лица (трость, зонт, портмоне, зажигалка, авторучка, портсигар и т.п.);
     
     б) осматриваются верхняя одежда, обувь и головной убор, последовательно снятые с досматриваемого лица;
     
     в) ощупывается поверх нательного белья все тело досматриваемого лица сверху вниз;
     
     г) осматривается нательное белье, снятое с досматриваемого лица, последовательно сверху вниз;
     
     д) обследуется тело досматриваемого лица (осматриваются волосы, кисти рук, ступни ног и т.д.).
     
     Лица, участвующие в личном досмотре, обязаны бережно и аккуратно обращаться с имуществом досматриваемого лица. Необходимое вскрытие или разрушение отдельных предметов следует производить только в требуемой степени.
     
     В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо таможенного органа вправе ограничиться их изъятием, если у него нет достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо товары. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.
     
     Выданные добровольно или обнаруженные при личном досмотре товары предъявляются лицам, участвующим в личном досмотре, для обозрения и складываются вне пределов досягаемости для досматриваемого лица.
     
     По окончании личного досмотра должностное лицо таможенного органа, проводившее его, обязано внимательно осмотреть помещение, в котором проводился личный досмотр.
     
     При обнаружении предметов, которых не было в помещении до начала личного досмотра, должностное лицо таможенного органа должно принять меры для установления их принадлежности. Лицам, участвовавшим в личном досмотре, запрещается разглашать результаты досмотра.
     
     На третьем, завершающем, этапе личного досмотра, происходит документальное оформление личного досмотра: составляется протокол личного досмотра.
     
     Протокол составляется по специально установленной форме. Копия протокола под расписку вручается досматриваемому лицу.
     
     В протоколе личного досмотра указываются:
     
     - дата и место составления протокола, а также время начала и окончания проведения личного досмотра;
     
     - наименование таможенного органа, должность, фамилия, имя, отчество должностного лица таможенного органа, проводившего личный досмотр и составившего протокол;
     
     - наименование таможенного органа, должность, фамилия, имя, отчество должностного лица таможенного органа, по решению которого проводился личный досмотр;
     
     - гражданство, фамилия, имя, отчество, год рождения, паспортные данные досматриваемого лица;
     
     - место проведения личного досмотра и сведения о помещении, в котором он проводился (аэропорт, вокзал, поезд и т.п., номер помещения, купе, каюты);
     
     - фамилия, имя, отчество понятых, адреса проживания и их паспортные данные либо данные служебных удостоверений;
     
     - фамилия, имя, отчество, паспортные данные либо данные служебного удостоверения, место работы или род деятельности переводчика, принимавшего участие в досмотре;
     
     - фамилия, имя, отчество, место работы и должность специалистов, в том числе медицинского работника, принимавших участие в досмотре;
     
     - факт разъяснения прав и обязанностей досматриваемому лицу, а также всем иным лицам, участвующим в проведении личного досмотра;
     
     - факт объявления досматриваемому лицу решения о проведении личного досмотра и предложения добровольно выдать скрываемые товары;
     
     - способ и место сокрытия, наименование и индивидуальные признаки товаров, выданных досматриваемым лицом добровольно или обнаруженных в ходе досмотра, их количество;
     
     - последовательность и пределы проведения личного досмотра;
     
     - сведения о применении конкретных технических средств, медицинских приборов (параметры - наименование, тип, марка, модель), об условиях и порядке их использования;
     
     - заявления досматриваемого лица и иных лиц, участвовавших в личном досмотре;
     
     - характеристики поведения досматриваемого лица (в случае необходимости).
     
     Протокол личного досмотра подписывается:
     
     - должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр;
     
     - понятыми;
     
     - иными лицами, привлеченными к проведению личного досмотра физического лица, в отношении которого проводился личный досмотр.
     
     В случае отказа лица, в отношении которого проводился личный досмотр, подписать протокол личного досмотра, в протоколе делается соответствующая запись, заверяемая подписями понятых.
     
     К протоколу личного досмотра приобщаются:
     
     - предметы, добровольно выданные досматриваемым лицом;
     
     - предметы, обнаруженные и изъятые в ходе личного досмотра;
     
     - фотографические снимки и негативы, киноленты, аудио- и видеозаписи, выполненные в ходе личного досмотра;
     
     - объяснения и заявления досматриваемого лица, медицинского работника, специалиста, понятых на отдельных листах;
     
     - документально зафиксированные результаты наблюдений, измерений и исследований, а также применения лекарственных средств.
     
     Предметы, добровольно выданные досматриваемым лицом, обнаруженные и изъятые у него в ходе личного досмотра, видео-, фото-, кинопленка и другие вещественные доказательства упаковываются в отдельные пакеты и опечатываются. Пакеты должны содержать необходимые пояснения и быть заверены подписями понятых и должностного лица таможенного органа, проводившего личный досмотр.
     
     Протоколы личного досмотра подлежат регистрации в журнале регистрации протоколов личного досмотра нарастающим порядком с начала календарного года. Журнал и протоколы хранятся у дежурного по таможенному органу по месту проведения личного досмотра.
     
     При возбуждении уголовного дела или заведении дела о нарушении таможенных правил подлинник протокола личного досмотра приобщается к материалам соответствующего уголовного дела или дела о нарушении таможенных правил; в таможенном органе остается его копия.
     

Недопустимость причинения неправомерного вреда лицам, товарам,
транспортным средствам при проведении таможенного контроля

     
     Статья 190 ТК РФ устанавливает запрет на причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля.
     
     Согласно части второй ст. 190 ТК РФ таможенные органы и их должностные лица, причинившие неправомерный вред лицам, товарам, транспортным средствам, несут ответственность на общих основаниях в порядке, предусмотренном российским законодательством.
     
     Вред представляет собой всякое умаление личного или имущественного блага. Соответственно различают вред материальный и моральный. Возможны два способа возмещения вреда: в натуре или путем возмещения причиненных убытков.
     
     Под убытками понимаются невыгодные имущественные последствия, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного причинения вреда его личности или имуществу, выраженные в денежной форме. В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав убытков входят расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества*1 (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при отсутствии правонарушения (упущенная выгода).
     _____
     *1 Под повреждением или утратой имущества понимается стоимость поврежденного или утраченного имущества, например стоимость утраченного багажа, испорченного груза и т.п.

     
     Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежит (часть третья ст. 190 ТК РФ).
     
     Положения ст. 190 ТК РФ находят свое развитие в ряде нормативных актов ГТК России.
     
     Так, в Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов, утвержденной приказом ГТК России от 13.03.1998 N 144, на сотрудников отделов (групп) таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов возлагается обязанность предусмотреть вероятные последствия досмотра с точки зрения возможности причинения неправомерного вреда делящимся и радиоактивным материалам, в том числе и за счет самораспада, проведения экспертиз и т.п.
     
     Согласно Инструкции N 569 лица, участвующие в личном досмотре, обязаны бережно и аккуратно обращаться с имуществом досматриваемого лица. Необходимое вскрытие или разрушение отдельных предметов следует производить "только в требуемой степени" (п. 4.12).
     

Товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю

     
     В соответствии со ст. 191 ТК РФ объектом таможенного контроля являются все товары и транспортные средства, перемещаемые через российскую таможенную границу, за исключением предусмотренных ТК РФ случаев выведения отдельных товаров и транспортных средств из сферы таможенного контроля.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 18 ТК РФ товары - это любое движимое имущество. Под товарами законодательство понимает и "бестелесное" имущество - валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую и иные виды энергии, газ и т.д.
     
     Средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование, являются предметом таможенного контроля в качестве транспортных средств (п. 4 ст. 18 ТК РФ). Транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в иных целях, подлежат таможенному контролю в качестве товаров.
     
     На таможенные органы возлагается обязанность организовать контроль за всеми видами товаров, следующих через таможенную границу. Специфика предмета таможенного контроля в ряде случаев обусловливает существенные особенности в организации самого таможенного контроля. Так, контролируя перемещение через таможенную границу валюты и валютных ценностей, таможенные органы наряду с другими органами (налоговыми органами, банками и иными кредитными учреждениями и т.д.) участвуют в процессе валютного контроля.
     
     Многочисленные "технические" особенности присущи процедуре таможенного контроля за такими важными статьями российского экспорта, как нефть, газ и различные нефтепродукты. Механизм таможенного контроля в этом случае должен учитывать не только особенности самого товара (предмета контроля), но и способа его транспортировки (трубопроводным транспортом, перемещение в отдельных емкостях).
     
     Осуществление мероприятий по таможенному контролю за отдельными видами товаров предполагает строгое соблюдение таможенными служащими правил техники безопасности. Так, пробы нефти или нефтепродукта производятся пробоотборщиком обязательно в присутствии наблюдателя (дублера). Пробоотборщик должен стоять спиной к ветру, оберегая себя от паров нефти или нефтепродукта. В ряде случаев работы в целях таможенного контроля должны проводиться в противогазе, специальной одежде и обуви и т.д.
     
     Другой пример содержится в Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов. Ввиду специфичности объекта контроля (радиоактивности, перевозки в специальных контейнерах, ограничения форм таможенного досмотра требованиями радиационной безопасности) таможенный контроль осуществляется путем досмотра подразделениями таможен, личный состав которых прошел специальную подготовку и допущен к проведению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.
     
     Объектом таможенного контроля являются также тела (останки) умерших, предназначенные для захоронения (письмо ГТК России от 27.11.2000 N 01-06/34301), органы и ткани человека, предназначенные для трансплантации (письмо ГТК России от 19.08.1998 N 01-15/17536) и др.
     
     Законом (международным договором) могут быть предусмотрены конкретные случаи выведения отдельных видов товаров и транспортных средств из сферы действия таможенного контроля (личный багаж Президента Российской Федерации и следующих вместе с ним членов его семьи, дипломатическая почта и т.д.). Следует отметить, что чаще всего подобные исключения касаются освобождения не от всех форм таможенного контроля, а прежде всего от досмотра товаров и транспортных средств. Так, часть четвертая ст. 188 ТК РФ, предусматривающая освобождение от таможенного досмотра иностранных военных кораблей, боевых и военно-транспортных воздушных судов и военной техники, следующей своим ходом, не означает обязательного освобождения перечисленных видов военной техники от других форм таможенного контроля, закрепленных в ст. 180 ТК РФ (например проверки документов и сведений, необходимых для таможенного контроля).
     
     Таможенное законодательство в ряде случаев предусматривает обусловленное освобождение от отдельных форм таможенного контроля (так называемая функциональная льгота). Так, личный багаж члена Правительства РФ освобождается от таможенного досмотра только в том случае, если член Правительства РФ направляется в служебную командировку. При следовании на отдых его багаж не подлежит обязательному освобождению от таможенного досмотра.
     
     В части второй ст. 191 ТК РФ таможенные органы при осуществлении таможенного контроля наделяются правом принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие российскую таможенную территорию без разрешения таможенных органов. Это правило не распространяется на иностранные суда и суда, находящиеся на территории иностранного государства. Такое исключение обусловлено соображениями государственного суверенитета.
     
     Юридической гарантией права таможенного органа, закрепленного в части второй ст. 191 ТК РФ, являются ст. 423-427 ТК РФ, в соответствии с которыми должностные лица таможенных органов в указанных целях могут применять физическую силу, различные специальные средства (слезоточивые вещества, шипы и другие средства для принудительной остановки транспорта) и огнестрельное оружие. В состоянии крайней необходимости должностное лицо таможенного органа вправе, помимо перечисленных средств принуждения, применять любые подручные средства (часть третья ст. 425 ТК РФ).
     
     Применение физической силы, спецсредств и оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную российским законодательством.
     
     Для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование должностного лица таможенного органа остановиться, могут быть применены специальные средства согласно ст. 425 ТК РФ, а в соответствии со ст. 427 ТК РФ - и огнестрельное оружие "для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью работников таможенных органов Российской Федерации и не подчиняется их неоднократным требованиям остановиться".
     

Время нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем

     
     По общему правилу товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до завершения в соответствии с выбранным таможенным режимом. Поэтому предельный срок нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем находится в прямой зависимости от избранного таможенного режима. Если товар декларируется к выпуску для свободного обращения, то срок может исчисляться днями, а если выбирается, например, режим таможенного склада, то счет может пойти на годы (в соответствии со ст. 43 ТК РФ товары могут находиться в режиме таможенного склада в течение трех лет, и все это время, как это следует из ст. 41 ТК РФ, они будут находиться под таможенным контролем).
     
     Началом таможенного контроля при ввозе товаров и транспортных средств будет являться момент пересечения ими таможенной границы Российской Федерации. Таможенный контроль за ввозимыми товарами и транспортными средствами начинается с момента принятия таможенной декларации. Что же касается времени завершения таможенного контроля, то оно определено не так четко: "таможенный контроль завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом". Действительно, в ряде случаев ТК РФ в ст. 193, 227, 228 допускает проведение таможенного контроля и после выпуска товаров и транспортных средств.
     
     При выпуске экспортируемых из России товаров и вывозимых за пределы российской территории транспортных средств таможенный контроль завершается в момент пересечения российской таможенной границы.
     
     В компетенцию ГТК России входит определение минимальных сроков нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем. При принятии соответствующих решений помимо различных соображений технического и технологического характера обязательно должны приниматься в расчет одновременно два важнейших публично-правовых принципа:
     
     - обеспечение государственной безопасности;
     
     - уважение и соблюдение законных прав и свобод человека.
     
     В части шестой ст. 192 ТК РФ устанавливается следующее: "Вред, причиненный лицу вследствие несоблюдения им таких требований (о минимальном периоде времени для проведения таможенного контроля), возмещению не подлежит".
     

Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств

     
     Гарантируя соблюдение принципа законности в таможенной сфере, законодатель закрепил в ТК РФ следующее: вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, если имеются достаточные основания предполагать факт нарушения российского законодательства или международного договора с участием Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
     
     Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств может свестись к двум основным разновидностям - плановому и внеплановому контролю.
     
     Проведение планового таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств предполагается самим характером ряда таможенных режимов. Так, таможенные органы совместно с банками организуют и осуществляют таможенно-банковский контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки за уже совершенные экспортные поставки. Планируется проведение последующего таможенного контроля и в случае условного выпуска, то есть такого выпуска товаров и транспортных средств, который сопровождался предоставлением декларанту таможенных льгот при условии обязательного целевого потребления (расходования) товаров и транспортных средств.
     
     Внеплановый (внезапный) последующий таможенный контроль, как правило, связан с фактом нарушения таможенных предписаний, выявление которого непосредственно не стало результатом планируемой правоохранительной деятельности таможенных органов. Чаще всего осуществление такого последующего таможенного контроля связано с поступлением информации от других правоохранительных и контролирующих органов. Между последними и ГТК России могут заключаться специальные соглашения о взаимодействии и координации совместных усилий.
     
     При осуществлении последующего таможенного контроля (то есть контроля после выпуска товаров и транспортных средств) таможенные органы могут реализовать следующие полномочия:
     
     - проверять наличие товаров и транспортных средств;
     
     - проводить их повторный таможенный досмотр;
     
     - перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации;
     

     - проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами.
     
     Последующие проверки могут проводиться в местах нахождения декларанта, любого иного лица, имеющего прямое или косвенное отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами.
     
     Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств может осуществляться в различных формах.
     
     Особенности проведения экспертизы после выпуска товаров и транспортных средств рассмотрены в письме ГТК России от 07.12.1995 N 03-149/17414 "О некоторых вопросах по применению приказа ГТК РФ N 264 от 25.06.93".
     
     Экспертизы после выпуска товаров и транспортных средств назначаются по тем же основаниям, однако при условии, что сам таможенный контроль производится на основании достаточных данных о наличии нарушений законодательства Российской Федерации или международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. В этом случае в поручении о назначении экспертизы делается ссылка на ст. 183 и 193 ТК РФ.
     
     Порядок проведения повторного таможенного досмотра определен в письме ГТК России от 12.09.1996 N 01-15/16548.
     
     В целях обнаружения и пресечения таможенных правонарушений и выявления случаев причастности к ним сотрудников таможенных органов в соответствии с положениями ст. 180 и 193 ТК РФ организуется проведение комплекса мероприятий по осуществлению повторного таможенного досмотра товаров и транспортных средств, в том числе и после их выпуска*1.
     _____
     *1 Повторный таможенный досмотр может проводиться не только после выпуска товаров и транспортных средств, но и на этапе до их выпуска (п. 1 письма ГТК России от 12.09.1996 № 01-15/16518).

     
     После выпуска товаров и транспортных средств повторный таможенный досмотр за ними может осуществляться в любое время в целях выявления фактов недостоверного декларирования товаров, прошедших таможенное оформление, уклонений от уплаты таможенных платежей или совершения иных таможенных правонарушений.
     
     Основанием для принятия решения о проведении повторного таможенного досмотра после выпуска товаров и транспортных средств могут быть любые сведения о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
     
     Повторный таможенный досмотр осуществляется в местах нахождения товаров и транспортных средств.
     

     Повторный таможенный досмотр вне мест таможенного оформления или вне мест нахождения таможенного органа проводится по решению и на основании распоряжения начальника таможни, начальника акцизного таможенного поста либо должностных лиц, их замещающих.
     
     При необходимости такой досмотр может быть произведен по решению начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК России, начальника регионального таможенного управления, начальника оперативной таможни либо их заместителей как с уведомлением начальника таможни, в зоне деятельности которой он будет проводиться, так и без такового.
     
     Таможенный досмотр вне мест таможенного оформления или вне мест нахождения таможенного органа проводится таможенными нарядами.
     
     Таможенные наряды формируются начальником таможенного органа. В состав наряда должны включаться должностные лица подразделений по борьбе с таможенными правонарушениями отдела таможенного оформления и таможенного контроля. Для проведения контроля могут привлекаться должностные лица других подразделений таможенных органов.
     
     В целях обеспечения безопасности таможенного наряда и выполнения возложенных на него обязанностей в обязательном порядке создается группа обеспечения, состоящая из вооруженных табельным оружием сотрудников подразделений таможенной охраны, специального отряда быстрого реагирования.
     
     Таможенный наряд возглавляется старшим таможенного наряда (как правило, должностным лицом подразделений по борьбе с таможенными правонарушениями, таможенной инспекции или собственной безопасности), назначаемым начальником таможенного органа. Старшему таможенного наряда подчинены личный состав таможенного наряда и группа обеспечения на период проведения повторного таможенного досмотра.
     
     Начальник таможенного органа принимает решение о необходимом вооружении и снаряжении, включая средства транспорта и связи, организует инструктаж таможенного наряда. Необходимость обеспечения должностных лиц таможенного наряда огнестрельным оружием, специальными средствами и индивидуальными средствами защиты определяется исходя из оперативной обстановки и условий проведения повторного таможенного досмотра.
     
     Таможенный наряд при проведении повторного таможенного досмотра должен иметь:
     
     - распоряжение начальника таможенного органа о проведении повторного таможенного досмотра, в котором должны быть указаны основания принятия решения о проведении такого досмотра, место проведения, состав и старший таможенного наряда, тип и количество огнестрельного оружия, его номера и количество боеприпасов к нему (если принято решение о вооружении должностных лиц таможенного наряда); выделение группы обеспечения (без обязательного указания персонального состава данной группы);
     
     - оборудование для наложения средств идентификации;
     
     - технические средства для проведения досмотра;
     
     - комплект бланков процессуальных документов, необходимых для фиксации выявленных таможенных правонарушений, изъятия товаров и транспортных средств, проведения неотложных процессуальных действий (осмотр, опрос и т.п.);
     
     - другие средства проведения повторного таможенного досмотра, определяемые старшим таможенного наряда исходя из конкретных условий и оперативной обстановки проведения таможенного досмотра.
     
     Декларант или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении досматриваемых товаров и транспортных средств, а также переводчик, владелец склада либо их представители имеют право присутствовать при повторном таможенном досмотре.
     
     Результаты повторного таможенного досмотра фиксируются в акте повторного таможенного досмотра товаров и транспортных средств, составляемом в произвольной форме в двух экземплярах.
     
     Первый экземпляр акта остается в делах таможенного органа и хранится с первым экземпляром грузовой таможенной декларации, а в случае заведения дела о нарушении таможенных правил или возбуждения уголовного дела приобщается к материалам соответствующего дела.
     
     Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении досматриваемых товаров и транспортных средств, в момент проведения досмотра.
     
     В случае обнаружения признаков таможенного правонарушения при проведении повторного таможенного досмотра принимаются решения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального и таможенного законодательства.
     
     При выявлении фактов ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него обязанностей по осуществлению таможенного досмотра товаров и транспортных средств, в отношении которых проводился повторный таможенный досмотр, осуществляется служебное расследование и принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
     

Сроки проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров и транспортных средств

     
     Для проверки таможенными органами таможенной декларации, иных документов, досмотра товаров и транспортных средств законодательство устанавливает максимальный срок в десять дней. Началом течения этого срока признается день принятия таможенной декларации и представления всех необходимых для таможенных целей документов. Если процедура таможенного оформления предполагает обязательное предъявление товаров и транспортных средств, этот срок исчисляется с момента такого предъявления. В отношении товаров, к которым в соответствии со ст. 133 ТК РФ применяется упрощенный порядок таможенного оформления (товары, необходимые при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живые животные, скоропортящиеся товары, радиоактивные материалы и т.д.), максимальный срок проверки документов и таможенного досмотра составляет три дня.
     
     Вышеуказанные сроки лимитируют сроки контрольных мероприятий, осуществляемых непосредственно таможенными органами. Если перемещение данного товара и транспортного средства через таможенную границу контролируется другим государственным органом, время, требуемое для проведения такого контроля, не включается в максимальный срок в десять и три дня. Так, если ввозимая из Канады партия пшеницы находилась на таможне двенадцать дней, из которых два дня ушло на ознакомление таможенников с документами, необходимыми для таможенного оформления и контроля, а десять дней - на проведение карантинных обследований, то декларант (перевозчик) не сможет предъявить претензии таможенному органу в связи с нарушением предписаний части первой ст. 194 ТК РФ, так как карантинное обследование осуществляется не таможенным органом, а пограничной государственной инспекцией по карантину растений.
     
     Наиболее перспективное направление деятельности по сокращению сроков проверки документов и таможенного досмотра - внедрение в таможенную практику современных высокоэффективных технических средств контроля.
     

Инвентаризация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем

     
     В ст. 197 ТК РФ за таможенными органами закрепляется право проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств.
     
     Инвентаризацией называется проверка в натуре товарно-материальных ценностей, денежных средств, основных средств и прочего имущества, а также сверка расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия*1. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, указано, что инвентаризация имущества и финансовых обязательств проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия, учреждения и организации.
     _____
     *1 Цемко Н.Д. Теория бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 1960. — С. 82.

     
     Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 были утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые применяются таможенными органами при инвентаризации товаров на таможенных складах и складах временного хранения (письмо ГТК России от 26.03.1998 N 01-15/6068 "Об инвентаризации товаров на таможенных складах и складах временного хранения").
     
     Право таможенных органов на проведение инвентаризации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, закреплено как в ТК РФ (ст. 197), так и в ряде нормативных актов ГТК России (п. 9.3 Положения о таможенных складах, утвержденного приказом ГТК России от 10.08.1993 N 314; п. 9.7 Положения о временном хранении, утвержденного приказом ГТК России от 07.10.1993 N 388; п. 7.9 Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утвержденного приказом ГТК России от 23.07.1999 N 468).
     
     Это право таможенные органы могут реализовать в любое время в отношении следующих видов товаров и транспортных средств:
     
     а) которые находятся под таможенным контролем;
     
     б) за которые не уплачены таможенные платежи;
     
     в) которым предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей.
     
     В результате инвентаризации, проводимой таможенными органами, устанавливается фактическое наличие товаров и транспортных средств на определенный момент времени. Инвентаризация обязательно заканчивается сличением фактических данных с учетными.
     
     Инвентаризация может проводиться в различных случаях: при установлении фактов хищений и злоупотреблений, в случае пожара и иных стихийных бедствий, при упразднении склада временного хранения (таможенного, свободного склада), при смене собственника предприятия, связанного с таможенным делом, и т.д. Некоторые виды товарно-материальных ценностей, в силу особых их свойств, под влиянием атмосферных явлений, колебаний температуры и влажности в помещении, где они хранятся, и других причин изменяют свой вес. Уменьшение веса материальных ценностей, происшедшее вследствие их усушки, так же как и увеличение их веса, вызванное повышением влажности воздуха, нельзя документально оформить до тех пор, пока количество материальных ценностей не будет проверено "в натуре" путем взвешивания всего их наличия в момент проверки.
     

     По степени охвата проверкой средств предприятия инвентаризации подразделяются на полные и частичные (выборочные).
     
     Полная инвентаризация предусматривает сплошную проверку всех видов товарно-материальных ресурсов на предприятии (таможенном складе, магазине беспошлинной торговли и т.д.). Такая инвентаризация обычно проводится при ликвидации, реорганизации