Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение доходов иностранных юридических лиц


Налогообложение доходов иностранных юридических лиц

     
     Е.Л. Васюкова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Российская компания оказывает транспортно-экспедиторские услуги по перевозке грузов железнодорожным и морским транспортом.

     

     Просим разъяснить: облагается ли налогом на доходы иностранных юридических лиц фрахт, заплаченный российской компанией иностранному юридическому лицу - владельцу судна, осуществляющему перевозку грузов из третьих стран в российский порт?

     
     В соответствии со ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к доходам из источников в Российской Федерации, в частности, относятся доходы от международных перевозок (фрахта).
     
     В представленном в вопросе случае доход, выплачиваемый российской компанией, зафрахтовавшей судно, иностранному юридическому лицу - владельцу судна, осуществляющего перевозку груза из третьей страны в российский порт, можно рассматривать в качестве дохода, получаемого иностранным юридическим лицом из источников в Российской Федерации, который в соответствии с российским налоговым законодательством подлежит налогообложению по ставке 6 % у источника выплаты. При этом принимаются во внимание положения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов, если владелец упомянутого судна является резидентом государства, с которым Российская Федерация имеет такое соглашение.
     

     Филиал иностранного юридического лица (из Великобритании) на основании агентских договоров с российскими предприятиями и организациями берет на себя обязательства от своего имени, но за счет клиента (российских предприятий) приобретать у иностранных юридических лиц, находящихся также на территории Великобритании и являющихся собственниками материалов, права на использование интересующих наших клиентов текстов, иллюстрированных и неиллюстрированных статей, очерков, фотоматериалов в целях их дальнейшей публикации. Получив такое право, мы передаем его клиенту, за что получаем вознаграждение и перечисляем его за границу иностранной компании.

     

     В связи с тем что филиал иностранной компании является агентом российского предприятия, должен ли в соответствии с межправительственной Конвенцией, заключенной между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, об избежании двойного налогообложения от 15.02.1994 удерживаться налог на доходы иностранных юридических лиц из суммы, перечисляемой за границу? Являемся ли мы источником выплаты дохода, или им является клиент, чьи средства перечисляются за границу?

     
     В соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) под агентским договором понимаются такие отношения между сторонами, при которых одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом если агент совершает сделку с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, то он в результате такой сделки приобретает права и становится обязанным.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также условия деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации, можно предположить, что такая деятельность осуществляется через постоянное представительство.
     
     В этой связи при определении налоговых обязательств перед российским бюджетом по налогу на прибыль филиала иностранного юридического лица следует руководствоваться положениями ст. 7 Конвенции, заключенной между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения от 15.02.1994.
     
     Вместе с тем филиал иностранного юридического лица является источником дохода, выплачиваемого резиденту Великобритании по договору о предоставлении авторских прав.
     
     Следует иметь в виду, что согласно ст. 12 вышеуказанной Конвенции доходы от авторских прав, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве, если получатель имеет фактическое право на такие доходы.
     
     Таким образом, доходы, выплачиваемые филиалом резиденту Великобритании, не подлежат налогообложению в Российской Федерации.
     
     Право на освобождение от взимания налога на доходы у нерезидента возникает только после представления налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждения о резидентстве в соответствии со ст. 312 НК РФ.
     
     В случае отсутствия у налогового агента такого подтверждения к моменту выплаты дохода он должен своевременно и в полном объеме удерживать налог с такого дохода при каждом перечислении платежа иностранному юридическому лицу.
     

     Российское предприятие выплачивает доход предприятию - резиденту Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии за услуги, оказанные на территории Российской Федерации. Предприятия являются зависимыми. Производится ли корректировка дохода и доначисление налога в указанной ситуации российской стороной в соответствии со ст. 9 Конвенции, заключенной между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, об избежании двойного налогообложения от 15.02.1994?

     
     Статья 9 вышеуказанной Конвенции призвана гармонизировать применение государствами-партнерами положений внутреннего налогового законодательства, направленного против уклонения от налогообложения посредством использования трансфертного ценообразования, при котором налогоплательщик одного Договаривающегося Государства уменьшает свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (доход) в этом Государстве, используя в сделках со связанным с ним лицом, находящимся в другом Договаривающемся Государстве, цены, не соответствующие ценам, которые при аналогичных или сходных условиях были бы оговорены между независимыми контрагентами. Указанное уменьшение налогооблагаемой прибыли может осуществляться как лицом, получающим доход при завышении цены покупки, так и лицом, получающим доход при занижении цены продажи. Понятие "сделка" должно в данном случае трактоваться широко и включать договоры по поставке товаров, об оказании услуг, передаче прав собственности на нематериальные активы и договоры займа (кредита).
     
     При наличии соответствующих положений внутреннего законодательства налоговые органы Договаривающихся Государств согласно п. 1 ст. 9 вышеуказанной Конвенции могут производить корректировку налогооблагаемой базы таких налогоплательщиков, увеличивая их налоговые обязательства, что может привести к двойному налогообложению в обоих Государствах одной и той же суммы дохода, так как эта сумма уже была включена в налогооблагаемую базу связанного лица в другом Договаривающемся Государстве. Для предотвращения таких последствий п. 2 ст. 9 вышеприведенной Конвенции предусматривает возможность для налогоплательщика, в отношении которого была произведена корректировка налогооблагаемой базы, получить от налоговых органов своего государства зачет в пределах суммы налога, уплаченного на доначисленный ему доход, в связи с операцией со связанным с ним лицом, находящимся в другом Договаривающемся Государстве.
     
     Однако в настоящее время в российском налоговом законодательстве не разработан порядок корректировки трансфертных цен, в связи с чем российские налоговые органы не имеют возможности применять положения ст. 9 Конвенции в отношении такой корректировки. Единственная возможность подобных корректировок может быть реализована лишь в случае соответствующей инициативы налоговых органов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
     

     Российское юридическое лицо заключило договор с резидентом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии на обучение российских менеджеров. Оплата такого обучения осуществляется российским юридическим лицом. Время пребывания зарубежных преподавателей на территории Российской Федерации не превышает одной недели. Эта деятельность не велась через постоянное представительство так, как это понимается в действующем законодательстве Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации.

     

     Просим дать разъяснения относительно применения Конвенции об избежании двойного налогообложения, заключенной Российской Федерацией с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии.

     
     Согласно положениям Конвенции об избежании двойного налогообложения от 15.02.1994, если резидент Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии осуществляет активную коммерческую деятельность в Российской Федерации не через постоянное представительство, то получаемая им прибыль не подлежит налогообложению в Российской Федерации.
     
     Право на освобождение от взимания налога на прибыль и доходы от источников в Российской Федерации у иностранного резидента - фактического владельца таких доходов возникает только после представления налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждения, что эта иностранная компания имеет постоянное местонахождение в Великобритании, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства (п. 1 ст. 312 НК РФ).
     
     Приводит ли деятельность иностранного юридического лица в Российской Федерации к образованию постоянного представительства для целей налогообложения - решает сам налогоплательщик, однако налоговые органы вправе переквалифицировать заявленный статус налогоплательщика и признать его деятельность как осуществляемую через постоянное представительство, в том числе и в указанном вопросе.
     

     Является ли представительство швейцарской компании плательщиком налога на прибыль в Российской Федерации в связи с получением средств на свое содержание от головного офиса при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности в Российской Федерации?

     
     В соответствии с п. 2f) cт. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 содержание постоянного места деятельности исключительно для цели осуществления рекламы, снабжения информацией или любой другой подобной деятельности подготовительного или вспомогательного характера не приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения.
     
     Таким образом, если деятельность представительства швейцарской компании в Российской Федерации не направлена на систематическое получение прибыли, а ограничивается осуществлением вышеуказанной деятельности и других представительских функций для головной компании, то в отношении такой деятельности компания не будет рассматриваться в качестве плательщика налога на прибыль.
     
     Денежные средства, полученные представительством иностранной компании на свое содержание от головного офиса, не подлежат налогообложению в Российской Федерации, поскольку движение средств в пределах одного юридического лица не является облагаемым оборотом. Кроме того, эти средства не являются доходом иностранного юридического лица в связи с деятельностью в Российской Федерации.
     

     Российское физическое лицо по договору найма со швейцарской фирмой осуществляло работу в качестве управляющего в Швейцарии. Договор был заключен сроком на три года. Вознаграждение по договору выплачивалось только за тот период, когда указанное лицо находилось в Швейцарии. С этого вознаграждения в соответствии с подтверждением налоговых органов Швейцарии был удержан налог. Подлежат ли налогообложению в Российской Федерации указанные выплаты физическому лицу от швейцарской фирмы?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 15 "Зависимые личные услуги" российско-швейцарского Соглашения об избежании двойного налогообложения от 15.11.1995 вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства за работы по найму, облагаются налогом только в этом Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, то полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом Государстве, то есть в Швейцарии.
     
     При этом в соответствии со ст. 23 "Устранение двойного налогообложения" указанного Соглашения, если резидент Российской Федерации получает доход, который в соответствии с положениями данного Соглашения может облагаться налогами в Швейцарии, то сумма налога на такой доход, уплаченная в Швейцарии, вычитается из налога, взимаемого в Российской Федерации. Такой вычет не должен превышать сумму налога на такой доход, рассчитанную в соответствии с российским налоговым законодательством.
     

     Российский гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, заключил внешнеторговый контракт с коммерческой организацией Республики Беларусь на поставку товаров из Российской Федерации. Резидент Республики Беларусь производит оплату за поставленный товар российскому предпринимателю денежными средствами на расчетный счет предпринимателя, открытый в установленном порядке в банке Российской Федерации. Применимо ли к индивидуальному предпринимателю понятие "предприятие Договаривающегося Государства" в смысле Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения от 21.04.1995? Является ли законным требование белорусских налоговых органов удержать у источника выплаты в Республике Беларусь подоходный налог в размере 20 % с сумм, выплаченных белорусской коммерческой организацией российскому предпринимателю за поставленные им товары?

     
     Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При регистрации органами государственной статистики ему присваивается код Общероссийского классификатора предприятий и организаций.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к вышеуказанной деятельности применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.
     
     В соответствии со ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученным от такой деятельности.
     
     Для целей российско-белорусского налогового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 21.04.1995 с учетом Комментариев ОЭСР к типовой модели Конвенции по налогам на доход и капитал от 2001 года, на основании которой разрабатывалось указанное Соглашение, любая предпринимательская деятельность рассматривается как образующая предприятие, и налогообложение доходов от такой деятельности будет регулироваться ст. 7 данного Соглашения, однако исчисление и уплата налога с доходов индивидуального предпринимателя будет осуществляться в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
     
     В соответствии с главой 23 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц - резидентов Российской Федерации признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации. В частности, к доходам от источников за пределами Российской Федерации относятся доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.
     
     С учетом вышеизложенного при осуществлении поставок товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь в соответствии с внешнеторговым контрактом на территории Республики Беларусь не возникает источника дохода, являющегося предметом межправительственного российско-белорусского налогового Соглашения, в связи с чем применяются положения внутреннего законодательства государства.
     
     Для сведения сообщаем, что в Российской Федерации в соответствии с НК РФ не относятся к доходам от источников в Российской Федерации доходы физического лица, полученные им в результате внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением товара) (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации.
     

     В каком из государств облагается налогом прибыль узбекского предприятия от предпринимательской деятельности, осуществляемой в Российской Федерации без образования постоянного представительства?

     
     Доход, полученный узбекским предприятием от предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, осуществляемой через постоянное представительство, подпадает под действие ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 02.03.1994. Если такая деятельность осуществляется не через постоянное представительство, то согласно российскому законодательству прибыль не облагается налогом в Российской Федерации и может облагаться налогом только в Республике Узбекистан.
     
     В то же время в соответствии с п. 6 ст. 7 вышеуказанного Соглашения виды доходов, которые рассматриваются в других статьях Соглашения, не подпадают под действие положений данной статьи.
     
     Считаем необходимым также отметить, что к доходам, в отношении которых в тексте Соглашения нет каких-либо прямых отсылок, применяются положения ст. 21 Соглашения, которой предусмотрено, что виды доходов резидента одного Государства независимо от того, где они возникают, о которых не говорится в других статьях Соглашения, подлежат налогообложению только в этом Государстве.
     

     Вправе ли налоговая инспекция списать недоимку, если иностранный гражданин, не оплатив сумму начисленного и предъявленного к уплате подоходного налога, выбыл за пределы Российской Федерации?

     
     Действующим российским налоговым законодательством не предусмотрено списание недоимки по подоходному налогу в случае выбытия иностранного гражданина за пределы Российской Федерации без уплаты начисленного и предъявленного к уплате налога с доходов, полученных из российских источников.
     
     МНС России, уполномоченное Минфином России как компетентным органом в смысле соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией и бывшим СССР с иностранными государствами, заниматься обменом налоговой информацией с компетентными органами государств - партнеров по налоговым соглашениям, вправе обратиться к компетентным органам соответствующего государства при наличии исчерпывающей информации, подкрепленной документацией об этом гражданине, с просьбой оказать содействие во взыскании суммы налога, не уплаченного в результате уклонения плательщика, являющегося гражданином этого государства, от налогообложения в Российской Федерации.
     

     Постоянное представительство одного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации, выплачивает доход другому иностранному юридическому лицу. Просим разъяснить: обязано ли в данном случае постоянное представительство удерживать налог при выплате дохода иностранному юридическому лицу?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 286 НК РФ если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающее указанный доход налогоплательщику.
     
     Таким образом, в представленном в вопросе случае постоянное представительство одного иностранного юридического лица при выплате дохода другому иностранному юридическому лицу обязано удержать налог как обычный налоговый агент.
     

     Просим разъяснить: порядок применения ст. 10 "Дивиденды" Соглашения между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28.06.1993, предусматривающей льготный режим налогообложения дивидендов в Российской Федерации, если резидент Люксембурга владеет 99 % уставного капитала российской компании. Уставный капитал российской компании составляет 555 500 руб., что эквивалентно 100 000 долл. США по курсу Банка России на день проведения учредительного собрания 26.12.1996. По состоянию на какую дату следует определять эквивалент уставного капитала компании в части, принадлежащей резиденту Люксембурга?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 10 вышеуказанного Соглашения, если резидент Великого Герцогства Люксембург - получатель дивидендов владеет в российской компании, выплачивающей дивиденды, не менее 30 % капитала и при этом доля получателя дивидендов в уставном фонде компании составляет не менее 75 тыс. экю или эквивалентной суммы в национальных валютах, то налог с выплачиваемых иностранному юридическому лицу дивидендов взимается в Российской Федерации по ставке 10 %.
     
     Для целей применения указанного Соглашения доля резидента Люксембурга - получателя дивидендов в уставном капитале российской компании оценивается по курсу Банка России на момент фактического вложения инвестиций. Соотношение различных валют (экю, указанных в Соглашении, и долларов США, указанных в Уставе компании) также производится на дату фактического внесения денег в уставный капитал компании.
     
     Если оплаченная доля резидента Люксембурга в уставном капитале компании составит не менее 75 тыс. экю или эквивалентной суммы в национальной валюте, то дивиденды, выплачиваемые этому резиденту в соответствии с вышеуказанным Соглашением, подлежат налогообложению в Российской Федерации по ставке 10 %.
     

     Просим разъяснить: какой статьей Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 регулируется режим налогообложения доходов от международных перевозок автомобильным транспортом?

     
     Поскольку международные перевозки автомобильным транспортом не подпадают под действие ст. 8 "Доходы от международных морских и воздушных перевозок" указанного Соглашения, то режим налогообложения доходов от международных перевозок автомобильным транспортом регулируется положениями ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" российско-германского Соглашения.