Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     

И.Н. Ивер,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     Подлежат ли налогообложению у студентов социальная поддержка в виде компенсации удорожания питания в студенческих столовых, оплата льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте, надбавка к стипендии, материальная помощь, а также командировочные расходы и пособие для приобретения литературы аспирантов и докторантов?

     
     В соответствии с п. 1 и 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе:
     
     - социальная поддержка в виде компенсации удорожания питания в студенческих столовых, оплата льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте в соответствии со ст. 2, 16 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
     
     - надбавки к стипендиям, материальная помощь, выплачиваемая из фондов социальной защиты студентов, созданных в образовательных учреждениях, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.01.1992 N 33 "О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи" в порядке, установленном положениями о таких фондах;
     
     - командировочные расходы аспирантов и докторантов: суточные в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд и проживание, ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий, выдаваемое им для приобретения литературы в соответствии с п. 9 и 10 ст. 19 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
     

     Подлежат ли налогообложению компенсация на санаторно-курортное лечение государственных служащих, предусмотренная Законом Республики Коми от 25.03.1996 N 12-РЗ "О государственной службе Республики Коми", возмещение расходов на погребение государственных служащих за счет государственного органа, а также выплата единовременного вознаграждения за выслугу лет при выходе на пенсию государственного служащего?

     
     В соответствии с п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 119-ФЗ).
     
     Согласно ст. 3 названного Закона понятие "государственный служащий", употребляемое в Законе, включает государственных служащих федеральных органов государственной власти и государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Таким образом, к компенсационным выплатам, не подлежащим налогообложению у государственных служащих, включая государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся соответствующие компенсационные выплаты, установленные Законом N 119-ФЗ.
     
     Дополнительные гарантии для государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, названные компенсационными выплатами, под действие п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подпадают. Суммы таких выплат (на санаторно-курортное лечение) подлежат включению в налоговую базу, облагаемую налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     Вознаграждение, выплачиваемое при выходе государственного служащего на пенсию, также подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 8 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
     
     Освобождение от налогообложения сумм возмещения расходов на погребение государственных служащих в ином порядке налоговым законодательством не предусмотрено.
     

     Подлежат ли налогообложению выплаты за разъездной характер работы мастерам на предприятии бытового обслуживания, выполняющим ежедневную работу с выездом на дом к заказчику?

     
     Расходы на приобретение проездных билетов, приобретаемых на основании приказа руководителя организации, не подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и подлежат налогообложению в общеустановленном законодательством порядке.
     
     В случае необходимости организация может произвести возмещение расходов сотрудников на служебные поездки по городу на основании документов, подтверждающих произведенную оплату (билеты на проезд) в связи с названными поездками, с указанием маршрутов следования, утвержденных руководителем организации.
     
     Суммы, выплачиваемые в возмещение названных расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с выполнением трудовых обязанностей, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
     
     Постановление Совмина РСФСР от 04.05.1963 N 521 "Об упорядочении использования предприятиями, организациями, учреждениями средств на приобретение билетов для проезда на городском пассажирском транспорте" утратило силу в соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1988 N 382 в отношении предприятий, объединений и организаций, перешедших на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, то есть нормы вышеуказанного Постановления на акционерные общества не распространяются.
     

     Следует ли исчислять материальную выгоду, если ссуда была выдана в 1995 году сроком на 10 лет, на руки работнику не выдавалась, а была перечислена на счет организации-застройщика? На момент получения ссуды никакой ставки рефинансирования не было. Может ли бухгалтерия оставшуюся часть ссуды на основании личного заявления работника списать в текущем году и при этом начислить на весь доход налог на доходы и материальную выгоду?

     
     Новый порядок налогообложения в отношении заемных (кредитных) средств, установленный частью второй НК РФ, применяется при определении материальной выгоды за пользование такими средствами после 1 января 2001 года независимо от того, заключен договор займа (кредита) до или после 1 января 2001 года.
     
     Перерасчет сумм полученной за период до 1 января 2001 года материальной выгоды по новому порядку (с учетом положений главы 23 НК РФ) не производится.
     
     Налоговая база по рублевым займам (кредитам) определяется как превышение суммы процентов за пользование такими средствами, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств [в Вашем случае на момент получения (перечисления) ссуды в 1995 году], над суммой процентов, уплаченной исходя из условий договора займа, за соответствующий налоговый период.
     
     Следовательно, с 2001 года физическим лицам следует определять сумму материальной выгоды за пользование непогашенными заемными (кредитными) средствами исходя из трех четвертых ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент получения ссуды.
     
     Процентная ставка рефинансирования, установленная Банком России, составляла с 6 января 1995 года - 200 %, с 16 мая 1995 года - 195 %, с 19 июня 1995 года - 180 %.
     
     Сумма ссуды, погашенная за счет средств организации, подлежит включению в налогооблагаемый доход физического лица. Организация самостоятельно принимает решение о погашении ссуды за счет собственных средств по заявлению работника.
     
     С момента включения в налогооблагаемый доход физического лица суммы ссуды, погашенной за счет средств организации, доход в виде материальной выгоды не определяется.
     

     Какую сумму санаторно-курортные учреждения должны указывать в справках, выдаваемых налогоплательщику в соответствии с приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 для получения социального налогового вычета: сумму стоимости лечения или всю сумму стоимости путевки, оплаченную налогоплательщиком?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, в том числе уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с Перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
     
     Согласно п. 4 Перечня медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201, социальный налоговый вычет предоставляется на сумму оплаты услуг по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях.
     
     При прохождении санаторно-курортного лечения социальный налоговый вычет может быть предоставлен на часть стоимости путевки, которая соответствует объему медицинских услуг, заложенному в стоимость путевки, а также на сумму оплаты медицинской помощи (медицинских услуг) при оказании в санаторно-курортном учреждении медицинской помощи (медицинских услуг), не входящей в стоимость путевки.
     
     С момента вступления в силу приказа Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета”" налоговые органы вправе требовать справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации.
     
     Физические лица, оплатившие медицинские услуги до вступления в силу указанного приказа, могут воспользоваться социальным налоговым вычетом на основании письменного заявления, справки (договора) медицинского учреждения об оказанных услугах и документов, подтверждающих произведенные расходы.
     
     Справки и другие необходимые документы для предоставления социального налогового вычета выдаются в медицинских учреждениях, оказывающих медицинские услуги.
     
     Санаторий по заявлению налогоплательщика может выслать ему справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации заказным письмом с уведомлением о вручении.
     

     Имеет ли право налогоплательщик на получение социального налогового вычета при лечении или проведении оздоровительных процедур у предпринимателей без образования юридического лица?

     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
     
     Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не могут быть отнесены по своему статусу к "медицинским учреждениям".
     
     Таким образом, на суммы, уплаченные за лечение налогоплательщиком индивидуальному предпринимателю, положение подпункта 3 п. 1 ст. 219 НК РФ не распространяется.
     

     Имеет ли родитель право на социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, если платежные документы оформлены на имя ребенка?

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
     
     Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение ребенка.
     
     Подтверждением расходов налогоплательщика по оплате обучения своего ребенка является справка об оплате обучения для представления в налоговые органы Российской Федерации, выданная налогоплательщику образовательным учреждением на основании договора с образовательным учреждением и платежных документов.
     
     В случае представления указанной справки, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом МНС России от 27.09.2001 N БГ-3-04/370, согласованным с Минюстом России, налогоплательщик вправе заявить социальный имущественный налоговый вычет по расходам на оплату обучения своего ребенка.
     
     В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-родителя, заявляющего социальный налоговый вычет, копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) денежных средств образовательному учреждению за обучение ребенка (детей), оформленных на имя налогоплательщика-родителя.
     
     Учитывая, что платежные документы оформлены на имя ребенка, родитель не вправе воспользоваться указанным социальным налоговым вычетом.
     

     В какой срок с момента подачи заявления на возврат налога я могу рассчитывать на получение его из бюджета? Можно ли руководствоваться при этом ст. 78 НК РФ?

     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 21 части первой НК РФ налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
     
     Возврат из бюджета суммы налога в связи с предоставлением имущественных налоговых вычетов производится в месячный срок с даты окончания проведения камеральной налоговой проверки поданной налогоплательщиком декларации. Соответствующая отметка налогового органа о проведенной камеральной проверке проставляется на листе 02 декларации, подаваемой по форме N 3-НДФЛ.
     
     При этом камеральная проверка в соответствии со ст. 88 НК РФ может проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
     

     Должны ли банковские организации представлять сведения в налоговые органы о произведенных физическим лицам выплатах в счет погашения вексельных обязательств?

     
     В соответствии с подпунктами 3 и 4 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
     
     Налогообложение вексельной суммы, выплаченной физическому лицу при погашении векселя, помимо вексельного (процентного или дисконтного) дохода, производится налоговым органом на основании декларации, подаваемой физическим лицом в установленном порядке, и полученных от предприятий, учреждений, организаций и иных работодателей сведений о выплаченных физическим лицам доходах.
     
     При перерасчете налоговым органом учитываются фактические расходы, понесенные физическим лицом в связи с получением векселя, подтвержденные соответствующими документами.
     
     Статьей 217 НК РФ доходы, полученные в погашение вексельных обязательств, не освобождены от налогообложения.
     
     Согласно ст. 230 НК РФ от представления сведений о выплаченных физическим лицам доходов освобождены только налоговые агенты, выплачивающие доходы индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы.
     
     Учитывая вышеизложенное, обязанность банков ограничивается ведением учета выплаченных доходов физическим лицам и сообщением налоговому органу сведений о выплаченных доходах.
     

     Областными законами предусмотрены выплаты пособия на лечение педагогическим работникам, работникам музеев и библиотек в размере одного должностного оклада один раз в год. Подлежат ли эти выплаты налогообложению?

     
     В соответствии с п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Нормами Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле", Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" не предусмотрена выплата пособий на лечение работникам библиотек, музеев и педагогическим работникам. Пособия на лечение, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, не могут рассматриваться в качестве компенсационных выплат и подлежат включению в налогооблагаемый доход физических лиц.
      

     Подлежит ли налогообложению денежная компенсация в размере пятикратного месячного денежного содержания государственного служащего, выплачиваемая государственному служащему в соответствии с Законом Мурманской области от 06.11.1998 N 97-01-ЗМО "О государственной службе Мурманской области" в связи с выходом на государственную пенсию?

     
     В соответствии с п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 119-ФЗ).
     
     Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона понятие государственного служащего, употребляемое в Законе N 119-ФЗ, включает государственных служащих федеральных органов государственной власти и государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Таким образом, к компенсационным выплатам, не подлежащим налогообложению у государственных служащих, включая государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся соответствующие компенсационные выплаты, установленные Законом N 119-ФЗ.
     
     Дополнительные гарантии для государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, названные компенсационными выплатами, под действие п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подпадают. Суммы таких выплат подлежат включению в налоговую базу, облагаемую налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     Учитывая вышеизложенное, денежная компенсация в размере пятикратного месячного денежного содержания государственного служащего, выплачиваемая при выходе государственного служащего на пенсию в соответствии с Законом Мурманской области от 06.01.1998 N 97-01-ЗМО "О государственной службе Мурманской области", подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ.
     

     При выплате дохода в 2001 году по "Целевому детскому вкладу", открытому в 1993 году, банк удержал налог в размере 35 % с суммы, превышающей 3/4 ставки рефинансирования Банка России. Правомерны ли действия банка?

     
     В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после ее введения в действие.
     
     В соответствии с вышеизложенным действие части второй НК РФ в части налогообложения процентных доходов по вкладам в банке распространяется на проценты, выплаченные либо перечисленные на счета клиентов банка в 2001 году, в том числе по договорам банковского вклада, заключенным до 1 января 2001 года.
     
     Согласно п. 1 ст. 223 НК РФ датой фактического получения указанного дохода считается день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
     
     Следовательно, при выплате доходов в 2001 году банком правомерно удержан налог на доходы физических лиц.
     

     Постановлением Правительства РФ от 26.01.2000 N 72 утверждено Положение о фонде развития прокуратуры Российской Федерации, согласно которому работникам прокуратуры выдаются ссуды. Производится ли исчисление материальной выгоды за пользование такими заемными средствами?

     
     С 1 января 2001 года налогообложение сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами осуществляется в соответствии с положениями ст. 212 НК РФ независимо от того, на какие цели были получены эти заемные (кредитные) средства. Исключения для заемных средств, полученных физическими лицами на строительство (приобретение) жилья на основании законодательных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и решений органов местного самоуправления, не предусмотрено.