Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Товары, работы, услуги, не облагаемые налогом с продаж


Товары, работы, услуги, не облагаемые налогом с продаж

     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     С 1 января 2002 года Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" (далее - Закон N 148-ФЗ) введена в действие глава 27 "Налог с продаж" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс).
     
     Особо хочется отметить, что согласно Закону N 148-ФЗ основные элементы обложения налогом с продаж (налогоплательщики, объекты налогообложения, максимальный размер ставки, операции, не подлежащие налогообложению, порядок исчисления налога), предусмотренные в ст. 1 и 2 данного Закона, действуют ограниченный период времени с 1 января 2002 года по 1 января 2004 года.
     
     В ст. 350 главы 27 "Налог с продаж" НК РФ предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых физическим лицам не подлежат обложению налогом с продаж.
     
     В этот перечень включены следующие товары (работы, услуги):
     
     - хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты, масло растительное, маргарин, мука, яйцо птицы, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания;
     
     - детская одежда и обувь;
     
     - лекарства, протезно-ортопедические изделия;
     
     - жилищно-коммунальные услуги, услуги по сдаче внаем населению жилых помещений, а также услуги по предоставлению жилья в общежитиях;
     
     - здания, сооружения, земельные участки и иные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, а также ценные бумаги;
     
     - путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемые инвалидам;
     
     - товары (работы, услуги), связанные с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимые образовательными учреждениями;
     
     - учебная и научная книжная продукция;
     
     - периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
     
     - услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями и организациями культуры и искусства [театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями (в том числе сельскими), библиотеками, цирками, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками] при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операций по реализации входных билетов и абонементов;
     
     - услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
     
     - услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
     
     - услуги, оказываемые кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуги, оказываемые коллегиями адвокатов;
     
     - ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуги по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;
     
     - услуги, оказываемые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов.
     
     Данный перечень был сформирован в результате всестороннего рассмотрения вопроса о неприменении налога с продаж по социально значимым товарам (работам, услугам) в процессе подготовки главы 27 "Налог с продаж" НК РФ к принятию. При этом очевидно, что в перечень включены товары (работы, услуги) первой необходимости массового потребления, которые приобретаются населением в первую очередь.
     
     Пунктом 2 ст. 350 главы 27 НК РФ предусмотрена норма, согласно которой если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 350 Кодекса, то он обязан вести раздельный учет таких операций.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что в ранее действовавшем (до 1 января 2002 года) законодательстве по налогу с продаж, порядок применения которого регулировался Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”", также был предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не облагалась налогом с продаж.
     
     При сопоставлении этих двух перечней товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом с продаж, очевидно, что они отличаются, хотя и незначительно.
     
     Так, в действующем перечне товаров, не облагаемых налогом с продаж, в группе продовольственных товаров первой необходимости дополнительно предусмотрены такие товары, как мука и яйца птицы.
     
     Кроме того, согласно ст. 350 НК РФ с 1 января 2002 года освобождаются от обложения налогом с продаж операции по реализации учебной и научной книжной продукции, а также периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного и эротического характера.
     
     При рассмотрении вышеназванных позиций продукции средств массовой информации, не облагаемых налогом с продаж, целесообразно отметить, что с 1 января 2002 года на такие товары установлена пониженная ставка НДС в размере 10 %.
     
     Данная норма по НДС установлена п. 2 ст. 164 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ (в ред. от 28.12.2001 N 179-ФЗ), согласно которой с 1 января 2002 года при реализации периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, а также учебной и научной книжной продукции, обложение НДС производится по ставке в размере 10 %. При этом в целях налогообложения под периодическими печатными изданиями понимаются газеты, журналы, альманахи, бюллетени или иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год.
     
     Согласно п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов данной продукции средств массовой информации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.
     
     Поскольку в настоящее время коды на вышеназванную продукцию средств массовой информации не утверждены Правительством РФ, то МНС России подготовило указание по применению 10 %-й ставки НДС на данную продукцию.
     
     В соответствии с письмом МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 "Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию" до утверждения Правительством РФ вышеназванных кодов с 1 января 2002 года при реализации периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, в целях применения ставки НДС в размере 10 % следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции, перечисленными в п. 1 письма Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции", зарегистрированного в Минюсте России 14.06.1996 N 1106.
     
     Таким образом, принимая во внимание, что ряд позиций по продукции средств массовой информации, освобождаемой от налога с продаж, совпадает с наименованиями продукции средств массовой информации, на которую установлена пониженная ставка НДС в размере 10 %, то при рассмотрении вопроса об определении круга периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, освобождаемых от налога с продаж, целесообразно руководствоваться вышеуказанными разъяснениями МНС России по применению кодов Общероссийского классификатора продукции.
     
     Рассматривая перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налога с продаж, следует обратить внимание на еще одно отличие данной нормы от ранее действовавшей. Так, согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 150-ФЗ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог с продаж, имели право устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождалась от налога с продаж.
     
     В настоящее время в соответствии с главой 27 НК РФ при установлении налога с продаж с 1 января 2002 года субъекты Российской Федерации больше не имеют права устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом с продаж, по отношению к перечню, утвержденному ст. 350 Кодекса.
     
     Таким образом, перечень товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж, утвержденный главой 27 НК РФ, является единым и исчерпывающим для всех субъектов Российской Федерации, на территории которых налог с продаж будет введен в действие в соответствии с Кодексом.
     
     Несомненно, что установление единого для всех регионов Российской Федерации перечня товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж, будет способствовать ликвидации неравных конкурентных условий для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в разных регионах Российской Федерации.
     
     При введении в действие законов субъектов Российской Федерации о налоге с продаж в целях унификации применения норм ст. 350 НК РФ целесообразно руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 и Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93.
     
     Заслуживает особого внимания вопрос установления индивидуальных налоговых льгот по налогу с продаж для отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     Известно, что согласно ст. 12 "Виды налогов и сборов в Российской Федерации" НК РФ при установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
     
     Вместе с тем в настоящее время ст. 12 НК РФ не действует. В соответствии со ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" данная статья Кодекса вводится в действие только со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     
     Согласно п. 1 ст. 56 "Установление и использование льгот по налогам и сборам" НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
     
     Главой 27 "Налог с продаж" НК РФ утвержден перечень операций, не подлежащих обложению налогом с продаж, и установлено право субъектов Российской Федерации утверждать размер ставки налога.
     
     Так, согласно ст. 353 НК РФ налоговая ставка по налогу с продаж устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 %. При этом установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах установленной налоговой ставки, а также установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг), не допускается.
     
     Исходя из вышеизложенного очевидно, что устанавливать льготы по налогу с продаж в отношении отдельных категорий налогоплательщиков законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации право не предоставлено.