Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Страховые взносы в ПФР организаций, имеющих обособленные подразделения


Страховые взносы в ПФР организаций, имеющих обособленные подразделения

          

Е.А. Котко,
эксперт ИНФОРМЦЕНТРА XXI века

     
     Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, организации, производящие выплаты физическим лицам.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ к застрахованным лицам относятся лица, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с указанным Законом.
     
     Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и/или оказание услуг, а также по авторскому договору.
     

1. Регистрация страхователей

     
     Работодатели - организации, являющиеся страхователями, обязаны зарегистрироваться в территориальных органах страховщика в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации по месту их нахождения (п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ).
     
     При этом организации, в состав которых входят обособленные подразделения, регистрируются по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.
     

2. Исчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

     
     Согласно п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (ЕСН), установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Сумма страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов (п. 1 ст. 24 Закона N 167-ФЗ).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса.
     
     Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
     
     Тариф страхового взноса представляет собой размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (п. 1 ст. 22 Закона N 167-ФЗ).
     
     Страховые тарифы для выступающих в качестве работодателей страхователей [за исключением работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств] установлены в подпункте 1 п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ.
     
     Однако при начислении организациями страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе в ст. 33 Закона N 167-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в течение 2002-2005 годов для страхователей - организаций, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, в соответствующем году применяются ставки страховых взносов, установленные в п. 1 ст. 33 Закона N 167-ФЗ.
     
     Таким образом, в 2002 году следует применять тарифы, установленные ст. 22 Закона N 167-ФЗ, с учетом положений ст. 33 данного Закона. Эти тарифы представлены в табл. 1.
     
     При этом следует иметь в виду, что регрессивную шкалу ставок могут применять только те страхователи, у которых выполняются определенные условия.
     

Таблица 1


Тарифы страховых взносов, применяемые в 2002 году
организациями, выступающими в качестве работодателей

(за исключением работодателей - организаций, занятых в производстве
сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных
народов Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств)

  

  
 

Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше

Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения

Для лиц 1967 года рождения и моложе

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

на финанси- рование страховой части трудовой пенсии

на
финанси- рование накопительной части трудовой
пенсии

на финанси- рование страховой части трудовой пенсии

на финанси- рование накопительной части трудовой пенсии

на финанси- рование страховой части трудовой пенсии

на финанси- рование накопительной части трудовой пенсии

До 100 000 руб.

14,0%

0,0%

12,0%

2,0%

11,0%

3,0%

От 100 001 руб. до 300 000руб.

14 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 100 000 руб.

0,0%

12 000 руб. +6,8% с суммы, превышающей 100 000 руб.

2000 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

11 000 + 6,2% с суммы, превышающей 100 000 руб.

3000 + 1,69% с суммы, превышающей 100 000 руб.

От 300 001 руб.  до 600 000 руб.

29 800 руб. + 3,95% с суммы, превышающей 300 000 руб.

0,0%

25 600 руб. + 3,39% с суммы, превышающей 300 000 руб.

4200 руб. + 0,56% с суммы, превышающей 300 000 руб.

23 420 + 3,1% с суммы, превышающей 300 000 руб.

6380 + 0,85% с суммы, превышающей 300 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

41 650 руб.

0,0%

35 770 руб.

5880 руб.

32 720 руб.

8930 руб.

     

3. Условия применения регрессивной шкалы тарифов

     
     Согласно п. 3 ст. 22 Закона N 167-ФЗ регрессивная шкала тарифов применяется страхователями-организациями в случае, если соблюдены требования, установленные в п. 2 ст. 241 НК РФ. При этом определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения (п. 8 ст. 24 НК РФ).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ*1, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., то налог уплачивается по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
     _____
     *1 К ним, в частности, относятся и организации, производящие выплаты физическим лицам, то есть организации-страхователи.

     
     Налогоплательщики, у которых налоговая база соответствует указанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.
     
     При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
     
     При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России.*1
     _____
     *1 При расчете фактического размера выплат (налоговой базы), начисленных в среднем на одного работника, средняя численность работников организации определяется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 (п. 22.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465).

     
     При определении условий, предусмотренных п. 2 ст. 241 НК РФ, принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Следовательно, при расчете налоговой базы в среднем на одного человека используются базы по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет.
     

     Пример 1. Определение права применять регрессивную шкалу тарифов по взносам в ПФР.

     
     Допустим, каждая из организаций (ООО "Альтаир" и ЗАО "Кентавр") имеет по одному филиалу (обособленному структурному подразделению с отдельным балансом и расчетным счетом).
     
     В ООО "Альтаир" с января по март 2002 года работают 10 работников, налоговая база по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет) которых представлена в табл. 2.
     

    Таблица 2

     

Налоговые базы по ЕСН работников ООО "Альтаир", используемые
в расчете при определении возможности применять регрессивную шкалу ставок

Табельный номер

Налоговая база по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет


 

январь 2002 г.

февраль 2002 г.

март 2002 г.


 

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Работники головной организации

01

3000,00

3000,00

3000,00

6000,00

3000,00

9000,00

02

6000,00

6000,00

6000,00

12 000,00

6000,00

18 000,00

03

4000,00

4000,00

4000,00

8000,00

4000,00

12 000,00

04

10 000,00

10 000,00

10 000,00

20 000,00

10 000,00

30 000,00

05

20 000,00

20 000,00

20 000,00

40 000,00

20 000,00

60 000,00

06

35 000,00

35 000,00

35 000,00

70 000,00

35 000,00

105 000,00

Работники обособленного подразделения организации

21

5000,00

5000,00

5000,00

10 000,00

5000,00

15 000,00

22

8000,00

8000,00

8000,00

16 000,00

8000,00

24 000,00

23

20 000,00

20 000,00

20 000,00

40 000,00

20 000,00

60 000,00

24

15 000,00

15 000,00

15 000,00

30 000,00

20 000,00

50 000,00

     

     Налоговая база 10 работников ЗАО "Кентавр" (также работающих с января по март 2002 года) представлена в табл. 3.
     

    Таблица 3

          

Налоговые базы по ЕСН работников ЗАО "Кентавр", используемые
в расчете при определении возможности применять регрессивную шкалу ставок

     

Табельный номер

Налоговая база по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет (а также по страховым взносам в ПФР)


 

январь 2002 г.


 

февраль 2002 г.


 

март 2002 г.


 


 

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Работники головной организации

101

2000,00

2000,00

2000,00

4000,00

2000,00

6000,00

102

3000,00

3000,00

1500,00

4500,00

3000,00

7500,00

103

10 000,00

10 000,00

10 000,00

20 000,00

10 000,00

30 000,00

107

3500,00

3500,00

1000,00

4500,00

3500,00

8000,00

105

52 000,00

52 000,00

52 000,00

104 000,00

52 000,00

156 000,00

106

3000,00

3000,00

3000,00

6000,00

3000,00

9000,00

Работники обособленного подразделения организации

201

8000,00

8000,00

8000,00

16 000,00

8000,00

24 000,00

202

3000,00

3000,00

1000,00

4000,00

3000,00

7000,00

203

2000,00

2000,00

2000,00

4000,00

2000,00

6000,00

204

4500,00

4500,00

1800,00

6300,00

4500,00

10 800,00


     Необходимо определить, имеют ли право организации применять регрессивную шкалу тарифов в марте 2002 года.
     
     Смысл регрессивной шкалы тарифов (см. табл. 1) заключается в том, что при достижении определенной величины налоговой базы размер тарифа, по которому рассчитываются взносы, уменьшается. Для взносов в ПФР границами налоговой базы, при достижении которых уменьшается размер тарифа, являются 100 000, 300 000 и 600 000 руб.
     
     Но, как было сказано ранее, регрессивная шкала может применяться только при выполнении установленных законом условий.
     
     Если налоговые базы всех работников меньше 100 000 руб., то организация применяет максимальные тарифы, указанные в первой строке таблицы тарифов (см. табл. 1). Если же у кого-то из работников налоговая база нарастающим итогом с начала года составила 100 001 руб. или более, необходимо проверить условия, выполнение которых дает право на применение регрессивной шкалы.
     
     Как указано в п. 8 ст. 24 Закона N 167-ФЗ, определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения. Следовательно, в нашем примере при расчете средней базы на одного работника будут учитываться данные по каждой из организаций в целом, включая филиалы.
     
     В обеих организациях с января по март 2002 года работало по 10 человек, то есть меньше 30. При расчете базы в среднем на одно физическое лицо в этом случае (согласно п. 2 ст. 241 НК РФ) не учитываются 30 % работников с максимальными доходами. Таким образом, в каждой из организаций при расчете не принимаются во внимание налоговые базы трех человек (10 чел. х 30 %).
     
     В ООО "Альтаир" это будут работники с табельными номерами 05, 06 и 23 (см. табл. 2), в ЗАО "Кентавр" - работники с табельными номерами 103, 105 и 201 (см. табл. 2).
     

     Для возможности применения регрессивной шкалы накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, рассчитанная по итогам каждого месяца, должна быть не менее 2500 руб.
     
     Если этот показатель в каком-нибудь из месяцев оказался меньше 2500 руб., то до окончания налогового периода организация теряет право использовать регрессивную шкалу страховых тарифов.
     
     В ООО "Альтаир" (см. табл. 2) в январе и феврале 2002 года ни у одного из работников налоговая база не превысила 100 000 руб. В марте у работника с табельным номером 06 налоговая база по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет (она равна налоговой базе по страховым тарифам в ПФР), нарастающим итогом с начала года составила 105 000 руб.
     
     В ЗАО "Кентавр" (см. табл. 3) в январе 2002 года ни у одного из работников налоговая база не превысила 100 000 руб. В феврале и марте у работника с табельным номером 105 налоговая база по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет (она же равна налоговой базе по страховым тарифам в ПФР), нарастающим итогом с начала года составила 104 000 и 156 000 руб. соответственно в феврале и в марте.
     
     Проверим возможность применения регрессивной шкалы в каждой из организаций.
     
     В ООО "Альтаир" накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, во всех месяцах, истекших с начала налогового периода: и в январе (7285,71 руб.), и в феврале (7285,72 руб.), и в марте (7523,81 руб.) 2002 года - больше 2500 руб. (см. графы 2-4 по строке 4 табл. 4). Следовательно, ООО "Альтаир" имеет право в марте 2002 года исчислить по регрессивной шкале тарифов страховые взносы в ПФР по работнику с табельным номером 06.
     
     В ЗАО "Кентавр" накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в налоговом периоде, в январе составила 3000 руб. (то есть больше 2500 руб.), а в феврале - 2378,57 руб., что меньше чем 2500 руб., то есть критерий для применения регрессивной шкалы в феврале 2002 года не выполнен. Следовательно, в феврале 2002 года организация должна начислять страховые взносы по максимальным тарифам по всем работникам, в том числе и по работнику с табельным номером 105, у которого налоговая база в феврале превысила 100 000 руб.
     
     В марте накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в налоговом периоде, составила 2585,71 руб., что больше 2500 руб. Однако в марте ЗАО "Кентавр" также не имеет права применять регрессивную шкалу, так как в предыдущем месяце средняя база была меньше 2500 руб., и организация утратила это право до конца налогового периода (то есть до конца 2002 года).
     

Таблица 4


Сводные данные для определения права применять регрессивную шкалу тарифов (руб.)

N п/п

Показатель

ООО "Альтаир"

ЗАО "Кентавр"


 


 

Январь 2002 г.

Февраль 2002 г.

Март 2002 г.

Январь 2002 г.

Февраль 2002 г.

Март 2002 г.


 

1

2

3

4

5

6

7

1

Сумма налоговых баз всех работников

126 000,00

252 000,00

383 000,00

91 000,00

173 300,00

264 300,00

2

Сумма максимальных налоговых баз

75 000,00

150 000,00

225 000,00