Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об актуальных вопросах реструктуризации кредитных организаций


Об актуальных вопросах реструктуризации кредитных организаций

     

Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы III ранга

     
     Как следует из Заявления Правительства РФ и Банка России от 30 декабря 2001 года "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации" основными целями дальнейшего развития банковского сектора признаны укрепление его устойчивости, повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике.
     
     Характеризуя процесс реформирования банковского сектора, являющегося важным компонентом развития финансового сектора в условиях укрепления рыночных основ функционирования экономики страны, процесс реструктуризации банковского сектора в период с сентября 1998 года по 2000 год определен как первый этап его реформирования.
     
     В течение данного периода были в основном решены задачи, определенные Правительством РФ и Банком России в совместном документе "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации", принятом в ноябре 1998 года.
     
     Напомним, что указанным Заявлением в целях восстановления нормального функционирования банковской системы страны и содействия ее эффективному развитию, опираясь на мировую практику восстановления платежеспособности банковских систем, было объявлено о создании специальной структуры - Агентства по реструктуризации кредитных организаций (далее - Агентство).
     
     При этом Агентство создавалось с участием Правительства РФ и Банка России с уставным капиталом 10 млрд руб. в форме небанковской кредитной организации и было призвано осуществлять следующие задачи:
     
     - участвовать в проведении процедур банкротства в целях законного удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков, а также обеспечивать условия для эффективной реализации процедур банкротства;
     
     - проводить государственную политику по предупреждению банкротств кредитных организаций;
     
     - создавать и обеспечивать функционирование рыночного механизма отстранения от управления кредитными организациями участников, в результате деятельности которых эти организации стали неплатежеспособными;
     
     - формировать рынок долгов кредитных организаций и их должников.
     
     Важнейшими условиями достижения целей реструктуризации банков были признаны совершенствование законодательства путем создания и корректировки законодательной базы в области гарантирования вкладов граждан в банках, банкротства кредитных организаций, расширение возможностей Агентства участвовать в рекапитализации банков.
     
     Принятый в целях повышения финансовой устойчивости кредитных организаций Федеральный закон от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" внес существенные изменения в законодательство, касающееся применения процедуры банкротства и ликвидации кредитных организаций.
     
     Предметом регулирования названного Федерального закона является, в частности, процедура заключения мировых соглашений с кредиторами кредитных организаций, что определяет новый подход для российской теории и практики к восстановлению полноценного функционирования банков, так как в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в отношении кредитных организаций при процедуре в деле о банкротстве мировое соглашение, так же как и внешнее управление, предусмотренные Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не применяются.
     
     Несмотря на наличие определенных сложностей и проблем, анализ результатов применения законодательно установленного порядка реструктуризации обязательств кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, свидетельствует об эффективности принятых государством мер.
     
     В начале 1999 года Банк России определил 44 банка, или 3 % всей банковской системы, как кредитные организации, которым требуется финансовая поддержка со стороны государства.
     
     При этом считалось целесообразным сохранить крупные многопрофильные банки, ориентированные на оказание всевозможных услуг населению, промышленности, сельскому хозяйству, строительству. К таким банкам были отнесены АКБ "СбС-АГРО", ОАО "Промстройбанк России", ОАО "Банк Российский кредит".
     
     Начало 2001 года характеризуется как новый этап реформирования банковского сектора при полном завершении вывода с рынка кредитных организаций, имевших признаки несостоятельности (банкротства) в соответствии с действующим законодательством, что позволяет сделать вывод об общей стабилизации состоянии банковского сектора, чему способствовала и деятельность Агентства.
     
     Подводя итоги деятельности Агентства, обратимся к данным о его деятельности в 2001 году согласно годовому отчету, опубликованному в "Вестнике Банка России" от 17.04.2002 N 21 (599).
     
     Если по состоянию на 1 января 2001 года Агентство осуществляло 15 проектов, связанных с реструктуризацией и развитием 20 банков из 12 регионов Российской Федерации, то на 1 января 2002 года Агентство полностью завершило проведение мероприятий по реструктуризации в отношении 7 из 21 кредитной организации (с учетом банка "Возрождение").
     
     В течение 2001 года акции 9 банков были проданы на открытых торгах заинтересованным инвесторам. В отношении 5 банков мероприятия по реструктуризации завершены, а их акции переданы новым владельцам. Заметим, что в дальнейшем было запланировано, что 4 банка из числа тех, чьи акции были реализованы на торгах в 2001 году, выйдут из-под управления Агентства в первом полугодии 2002 года. По ним будет осуществляться передача прав собственности на акции стратегическим инвесторам.
     
     В 2001 году реструктуризация 9 банков ("Амур-промстройбанк", РНКБ, банков "Воронеж", "Евразия", "Вятка-банк", "Дальрыббанк", "Башпромбанк", "Кузбасспромбанк", "Кузбассоцбанк") вышла на завершающую стадию.
     
     На цели реструктуризации кредитных организаций в соответствии с Федеральными законами от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Агентству было выделено бюджетное финансирование в размере 12,71 млрд руб. в форме имущественного взноса Российской Федерации. При этом 1,68 млрд руб. было выделено в 2001 году за счет поступлений от погашения задолженности кредитных организаций перед федеральным бюджетом, образовавшейся на дату их перехода под управление Агентства.
     
     По состоянию на 1 января 2002 года общий объем планового финансирования мероприятий по реструктуризации составил 15,5 млрд руб. При этом банкам в соответствии с утвержденными проектами реструктуризации было предоставлено 13,18 млрд руб. Из вышеуказанной суммы теперь только 0,36 млрд руб., или 3 %, представляют собой вложения в уставные капиталы банков (по состоянию на 1 января 2001 года вышеуказанная сумма составляла 1,51 млрд руб., или 13,8 %) и 8,83 млрд руб. (66 %) вместо 5,48 млрд руб. (50 %) - кредиты для развития их бизнеса.
     
     Поступления от реализации принадлежащих Агентству акций реструктурируемых банков составили 1,1 млрд руб.
     
     Согласно информации Банка России впервые в 2001 году кредитными организациями, находящимися под управлением Агентства, получена прибыль в размере 1,5 млрд руб.
     
     Совокупные налоговые отчисления банков и Агентства составили 874 млн руб. С учетом погашения задолженности по обязательным платежам в рамках мировых соглашений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды было перечислено свыше 3,3 млрд руб.
     
     При этом в составе погашаемой банками задолженности по обязательным платежам основную долю занимает задолженность по неисполненным клиентским платежам.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что ситуация с наличием у банков задолженности по клиентским платежам, обусловленная неправомерной деятельностью ряда кредитных организаций и налогоплательщиков, препятствующих поступлению в бюджет денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, продолжает оказывать негативное влияние на складывающееся напряженное поступление налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     Принимаемый налоговыми органами во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами комплекс мер тем не менее позволил приостановить рост задолженности по не исполненным кредитными организациями поручениям клиентов в отношении перечисления налоговых платежей в бюджет и стабилизировать ситуацию на уровне 38-40 млрд руб.
     
     В значительной степени стабилизации способствовала реализация положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций".
     
     При осуществлении контрольных функций за погашением задолженности банками по налоговым платежам в процессе их реструктуризации налоговые органы руководствуются исчерпывающим перечнем документов: Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций", постановлением Правительства РФ от 15.04.2000 N 348 "О представлении государственной корпорацией “Агентство по реструктуризации кредитных организаций” интересов Российской Федерации при заключении мировых соглашений с реструктурируемыми кредитными организациями" (далее - Постановление N 348), приказом Минфина России от 22.12.2000 N 114н "О порядке осуществления финансирования в 2001 году расходов государственной корпорации “Агентство по реструктуризации кредитных организаций” на реализацию мероприятий по реструктуризации кредитных организаций за счет средств, поступающих от погашения задолженности по налоговым и иным обязательным платежам кредитных организаций в федеральный бюджет, включая пени и штрафы, а также по не исполненным ими поручениям (распоряжениям) о перечислении налоговых и иных обязательных платежей, включая пени и штрафы", утвержденным письмом МНС России от 01.02.2002 N ШС-6-24/121@ Регламентом организации работы по погашению банками задолженности по налоговым платежам в порядке реструктуризации.
     
     Результаты применения на практике вышеуказанных документов свидетельствуют о том, что ими устанавливается в основном четкая и ясная процедура от начала формирования и заявления требований кредиторами до их погашения в рамках выполнения условий мировых соглашений, что крайне необходимо как контролирующим органам, так и банкам и налогоплательщикам, чьи платежи "зависли" в реструктурируемых кредитных организациях.
     
     Более того, учитывая, что ранее отсутствовал определенный порядок заявления требований налоговыми органами в рамках конкурсного производства по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации по кредитным организациями - банкротам, в силу специфики формирования требований по клиентским платежам, процедура заявления требований при реструктуризации была в определенной мере распространена МНС России и к вышеназванной категории банков.
     
     Полученные результаты показали правомерность такого подхода и обоснованность дальнейшего развития этого направления.
     
     Однако до настоящего времени существуют и нерешенные проблемы, связанные с правовой неурегулированностью ряда положений нормативных документов, определяющих процедуру реструктуризации кредитных организаций.
     
     Прежде всего это относится к необходимости установления правовых оснований, определяющих отношения между банком и его кредиторами по выполнению условий мировых соглашений вне рамок Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", а также принятых во исполнение его положений нормативных правовых документов.
     
     Продажа принадлежащего Агентству пакета акций повлечет выход кредитной организации из-под управления Агентства, что, в свою очередь, исключает возможность дальнейшего распространения на нее положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и иных нормативных документов, определяющих взаимоотношение кредиторов и кредитной организации.
     
     Вместе с тем выходящие из-под управления Агентства банки имеют значительный объем непогашенной задолженности по обязательным налоговым платежам перед бюджетной системой Российской Федерации, отсроченной в соответствии с заключенными мировыми соглашениями на значительный временной период.
     
     При этом, как отмечалось ранее, заключение мирового соглашения между кредитором и кредитной организацией возможно исключительно в рамках реализации положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций".
     
     Неурегулированность данного вопроса может привести к необоснованным потерям государственного бюджета.
     
     Следовательно, выход кредитной организации из-под управления Агентства означает, что факт заключения мирового соглашения может быть оспорен любым кредитором банка и в любой момент.
     
     В этих условиях МНС России неоднократно указывало на преждевременность действий Агентства по продаже банков, имеющих утвержденные арбитражными судами мировые соглашения.
     
     Вместе с тем в 2001 году Агентство приступило к предпродажной подготовке "Дальрыббанка" и "Башпромбанка".
     
     Следует отметить, что ранее, на стадии согласования с министерствами и ведомствами Постановления N 348, определившего срок предоставления отсрочки по погашению обязательств банков, находящихся под управлением Агентства, МНС России указывало на отсутствие объективных оснований для определения срока реструктуризации задолженности по налоговым платежам на уровне шести лет, как превышающего трехлетний срок реализации плана реструктуризации кредитной организации, установленный ст. 15 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций".
     
     Однако, как показывает практика, мнение МНС России, не учтенное на стадии согласования Постановления N 348, нашло свое отражение в подходе Агентства к срокам определения обязательств перед государством в отношении осуществления полномочий по представлению его интересов при реструктуризации обязательств банков.
     
     В целях установления налоговыми органами эффективного контроля за исполнением кредитными организациями, вышедшими из-под управления Агентства либо находящимися в стадии предпродажной подготовки, условий мировых соглашений МНС России письмом от 05.06.2002 N ШС-6-24/792 направило УМНС России по субъектам Российской Федерации соответствующие указания.
     
     МНС России поручило:
     
     - УМНС России по субъектам Российской Федерации по месту регистрации банков ЗАО "Амурпромстройбанк", ОАО "Башпромбанк", ОАО КБ "Воронеж" и ОАО "Дальрыббанк" установить жесткий контроль за деятельностью данных кредитных организаций и выполнением ими условий мировых соглашений. В случае выявления фактов несвоевременного осуществления банками ежеквартального погашения реструктурируемой задолженности, наличия текущей задолженности по перечислению налогов и сборов, а также иных фактов, свидетельствующих о возможной угрозе срыва исполнения банками обязательств перед бюджетной системой Российской Федерации, в оперативном порядке осуществить все контрольные мероприятия, в том числе еженедельный мониторинг их деятельности;
     
     - УМНС России по субъектам Российской Федерации, налогоплательщики которых проводили платежи через вышеуказанные банки, обеспечить эффективный контроль за погашением задолженности по платежным поручениям, включенным в реестры неисполненных платежных документов и направленных МНС России.
     
     Правомерность такой позиции подтверждается и тем обстоятельством, что Указаниями Банка России от 28.05.2002 N 1154-У "О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 2 апреля 1996 года N 264 “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации”" внесены изменения в ранее действовавший порядок отзыва лицензий у кредитных организаций. С выходом данного документа Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае, если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и/или исполнения. При этом вышеуказанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
     
     Особенностей в отношении деятельности реструктурируемых кредитных организаций этим документом не устанавливается.
     
     Таким образом, при наличии задолженности по неисполненным обязательствам перед своими клиентами по перечислению налогов и сборов, возникшей после перехода банка под управление Агентства и являющейся текущей задолженностью банка, Банк России обязан отозвать лицензию даже у реструктурируемого банка, без учета наличия утвержденных арбитражными судами мировых соглашений.
     
     Досрочное погашение ОАО "Банк Российский кредит" задолженности по обязательным платежам перед федеральным бюджетом также выявило целый ряд проблем, связанных с правильностью и своевременностью отражения процесса реструктуризации задолженности в налоговой отчетности и лицевых счетах налогоплательщиков.
     
     Отсутствие до настоящего времени всех подтверждающих перечисление платежей банком на счета ГУФК Минфина России, а также сформированных банком в необходимом формате реестров неисполненных платежных документов приводит к тому, что у МНС России нет исчерпывающей информации об исполнении банком условий мирового соглашения по погашению задолженности перед федеральным бюджетом.
     
     Не решен также вопрос о продлении Минфином России действия приказа от 22.12.2000 N 114н (в ред. от 31.07.2001 N 59н и от 13.09.2001 N 75н), определяющего порядок перечисления средств банками в погашение имеющейся задолженности, при условии внесения в него необходимых изменений и дополнений.
     
     Несмотря на то, что вышеуказанный приказ был утвержден Минфином России в целях реализации положений ст. 118 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", определяющей порядок финансирования Агентства, основным вопросом приказа было утверждение порядка погашения клиентской задолженности банков.
     
     В условиях прекращения действия нормы финансирования Агентства за счет средств федерального бюджета суть проводимых банком расчетов с федеральным бюджетом не изменилась и требует правового закрепления.
     
     МНС России неоднократно обращало внимание Минфина России на необходимость официального подтверждения правомерности применения положений вышеуказанного приказа в целях исключения возможности срыва дальнейших расчетов по мировым соглашениям.
     
     Ожидает своего решения и проблема погашения задолженности по начисленным банкам штрафам и пеням.
     
     В настоящее время в проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год”" включена статья, предусматривающая списание задолженности по штрафам и пеням в случае досрочного погашения банками реструктурируемой задолженности перед федеральным бюджетом. Вышеуказанный проект в июне 2002 года направлен Правительством РФ для рассмотрения в Государственную Думу Российской Федерации.
     
     Принятие указанного Закона будет в определенной степени способствовать ускорению расчетов по мировым соглашениям в отношении основного долга и потребует внесения изменений и дополнений в Постановление N 348.
     
     Требует окончательного решения и ситуация, сложившаяся с погашением задолженности по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды непосредственно на счета этих фондов.
     
     Как неоднократно указывало МНС России, в соответствии с Правилами зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса) на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, а также по зачислению недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации), образовавшихся на 1 января 2001 года, на эти счета и перечисления указанных средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов и федеральный бюджет, утвержденными приказом Минфина России от 15.01.2001 N 3н, установлено, что все средства, в том числе в счет погашения задолженности предыдущих лет, перечисляются на счета территориальных органов федерального казначейства.
     
     Средства по погашению задолженности предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства этого Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями), относятся к прочим федеральным налогам (код бюджетной классификации 1400305), контролируемым МНС России, и подлежат перечислению на счета территориальных органов федерального казначейства.
     
     При этом в соответствии с п. 6 письма Банка России и Минфина России от 15.01.2001 N 5н установлено, что ответственность за полное и своевременное представление информации о реквизитах получателей денежных средств несут управления федерального казначейства Минфина России.
     
     Вместе с тем ОАО "Банк Российский кредит" продолжает осуществлять перечисление платежей непосредственно на счета фондов.
     
     Учитывая вышеизложенное, факт перечисления ОАО "Банк Российский кредит" в текущем году платежей непосредственно на счета фондов следует рассматривать как нарушение установленного порядка зачисления вышеуказанных средств.
     
     В свою очередь, реестры неисполненных платежных документов по платежам в государственные внебюджетные фонды, поступившие в адрес МНС России, не могут быть приняты к исполнению налоговыми органами, что указывает на необходимость принятия мер по исправлению сложившейся ситуации с перечислением средств в погашение задолженности ОАО "Банк Российский кредит" перед государственными внебюджетными фондами в рамках выполнения условий мирового соглашения.
     
     Решение вышеперечисленных проблем позволит в максимальной степени обеспечить соблюдение принципа взаимности интересов реструктурируемых кредитных организаций, Агентства и федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по обязательным платежам в бюджет.
     
     Дальнейшее реформирование банковского сектора в ближайшие пять лет предполагает совершенствование процедур реструктуризации кредитных организаций на возможно более ранней стадии проблемности за счет средств собственников и кредиторов и с учетом их законных интересов.
     
     Реструктуризация кредитных организаций с участием государства будет продолжена исключительно через специализированный институт - Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Реструктуризация банков, находящихся в настоящее время под управлением Агентства, должна быть завершена в сроки, предусмотренные планами их реструктуризации, и в основном будет закончена не позднее 2003 года. Пакеты акций реструктурированных кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, подлежат продаже.
     
     При этом Правительство РФ и Банк России заявляют, что расширение круга банков, реструктурируемых Агентством с привлечением бюджетных средств, нецелесообразно.
     
     В то же время в качестве перспектив деятельности Агентства указывается на целесообразность закрепления за ним функций корпоративного ликвидатора банков с отозванной лицензией. В этих целях необходимо создание законодательных механизмов повышения эффективности ликвидационных процедур в кредитных организациях, укрепление системы правоприменения. При этом нерешенность проблемы эффективной ликвидации кредитных организаций создает значительные препятствия на пути реформирования банковского сектора и восстановления доверия к нему инвесторов и кредиторов. В свою очередь изменение функций Агентства потребует внесения изменений в Федеральные законы "О реструктуризации кредитных организаций" и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".