Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогах на имущество физических лиц и с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения


О налогах на имущество физических лиц и с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

     

С.В. Жукова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     Со вступлением в силу совместного приказа Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 N 36/БГ-3-08/67 "Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества", зарегистрированного Минюстом России 19.04.2001 за N 2674, возникает ряд вопросов по его применению:

     

     1) правомерен ли отказ органов БТИ представлять сведения налоговым органам бесплатно;

     

     2) каким образом определяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества: по результатам массовой оценки или визуального наблюдения;

     

     3) правомерно ли представление сведений организациями технической инвентаризации не в полном объеме?

     
     1. В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) сведения, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно. Следовательно, отказ органов БТИ представлять сведения налоговым органам бесплатно неправомерен.
     
     2. Инвентаризационная оценка строений определяется в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 N 87.
     
     Массовая оценка - это систематическая оценка групп объектов недвижимого имущества по состоянию на определенную дату с использованием стандартных процедур и статистического анализа.
     
     Методика массовой оценки строений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, для целей налогообложения, в том числе с учетом визуального наблюдения, в настоящее время разрабатывается Госстроем России.
     
     3. Сведения о недвижимом имуществе, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, включают не только данные об инвентаризационной оценке строений, но и данные о их владельцах.
     
     В случае отсутствия полной информации о владельцах строений органы БТИ представляют в налоговые органы только те сведения, которыми располагают. Однако с момента вступления в силу вышеуказанного Порядка органы БТИ при постановке на учет объектов недвижимого имущества обязаны заполнять все требуемые реквизиты согласно утвержденной форме.
     

     С какого момента гражданин, получивший в наследство недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения, становится собственником и начинает начисляться налог на строения, помещения и сооружения?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 2003-1 плательщиками налога на строения, помещения и сооружения (далее - налог на строения) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
     
     В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
     
     Согласно ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию выдается нотариусом или должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие.
     
     Таким образом, право собственности на наследственное имущество возникает у наследника с момента получения им свидетельства о праве на наследство по закону или завещанию, и, как следствие, с этого момента наследник становится плательщиком налога на строения. Однако реализовать это право в полном объеме можно лишь при его государственной регистрации в едином государственном реестре учреждений юстиции в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ.
     
     Порядок исчисления и уплаты налога на строения установлен ст. 5 Закона N 2003-1 и инструкцией МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”".
     
     При переходе права собственности налог на строения исчисляется новому собственнику с первого числа месяца, в котором он приобрел право собственности. За строения, перешедшие по наследству, налог уплачивается наследником с момента (времени) открытия наследства. Моментом (временем) открытия наследства является день смерти наследодателя, а при объявлении наследодателя умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
     
     Исходя из вышеизложенного налог на строения взимается с граждан, получивших в наследство недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения, после получения ими свидетельства о праве на наследство независимо от государственной регистрации своих прав и исчисляется с месяца, в котором произошло открытие наследства.
     

     Пенсионерка - гражданка Беларуси имеет на территории Российской Федерации в собственности недвижимое имущество. В настоящее время между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключен Договор о Союзе Беларуси и России, а также принят Устав, по которому граждане государств являются гражданами Союза и стороны договора переходят на единые стандарты социальной защиты. Имеет ли данная гражданка право на льготы по уплате налога на имущество физических лиц как пенсионерка?

     
     Согласно п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 Закона N 2003-1 плательщиками налога на строения, помещения и сооружения признаются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 2003-1 налог на строения, помещения и сооружения не уплачивают пенсионеры - собственники недвижимого имущества, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 18 Устава Союза Беларуси и России от 23.03.1997 граждане Республики Беларусь имеют право на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации, на тех же условиях, что и граждане этого государства, то есть данная статья является нормой гражданского законодательства.
     
     Гражданское законодательство регулирует только определенную часть имущественных отношений, а именно отношения собственности и гражданского оборота движимого и недвижимого имущества.
     
     Статьей 2 ГК РФ установлено, что имущественные отношения иного рода регулируются другими отраслями права, и поэтому нормы гражданского законодательства к ним не применяются.
     
     При этом вышеназванный Устав и Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" не унифицированы в части налогового законодательства.
     
     Таким образом, поскольку гражданка Республики Беларусь получает пенсию, не установленную пенсионным законодательством Российской Федерации, вышеуказанная льгота по налогу на строения, помещения и сооружения на нее не распространяется.
     

     В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике.

     

     Однако в отдельных регионах Российской Федерации существует практика вручения налоговых уведомлений налогоплательщикам - физическим лицам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, через сельские органы местного самоуправления.

     

     Правомерны ли такие действия налоговых органов?

     
     В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах налоговые органы исчисляют земельный налог и налог на имущество физическим лицам и направляют им налоговое уведомление.
     
     В соответствии со ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
     
     Если налогоплательщик проживает в отдаленных населенных пунктах и налоговое уведомление не представляется возможным вручить налогоплательщику лично под расписку, данное уведомление направляется по почте заказным письмом.
     
     Первичный учет начисленных и поступивших налогов ведется налоговыми органами в порядке, установленном инструкцией Госналогслужбы России от 15.04.1994 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" (далее - Инструкция N 26).
     
     Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) с введением в действие части первой НК РФ нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.
     
     Практика вручения гражданам налоговых уведомлений и квитанций на уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также передачи карточек (книг) лицевых счетов по учету начисленных и уплаченных сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц в сельские органы местного самоуправления не может быть продолжена, так как это будет осуществляться с нарушением требований ст. 102 НК РФ и также может привести к разглашению налоговой тайны.
     

     В настоящее время проявилась тенденция к централизации территориальных налоговых органов. Территориальные налоговые органы располагаются в центральных городах и городах районного значения. Как можно организовать работу с налогоплательщиками, проживающими в отдаленных населенных пунктах, не нарушая при этом требований ст. 102 "Налоговая тайна" НК РФ?

     
     Налогоплательщикам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, налоговые органы направляют налоговые уведомления по почте заказным письмом. При отсутствии банка такие налогоплательщики могут в соответствии со ст. 58 НК РФ уплачивать налоги через кассу сельского органа местного самоуправления.
     
     Прием налоговых платежей сельскими органами местного самоуправления не противоречит НК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 9 и ст. 25 НК РФ государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица могут осуществлять прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов.
     
     Контроль за уплатой физическими лицами земельного налога и налога на имущество, осуществляемый со стороны сельских органов местного самоуправления, необходим для более полного и своевременного взыскания этих налогов с физических лиц, проживающих в отдаленных населенных пунктах.
     
     Органам местного самоуправления целесообразно осуществлять такой контроль только в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом обязанности по уплате налога в установленный срок.
     
     Таким образом, если налогоплательщики, проживающие в отдаленных населенных пунктах, не исполнили обязанности по уплате налогов в установленный срок, то контроль за уплатой ими налогов может осуществляться не только налоговыми органами, но и сельскими органами местного самоуправления.
     
     Для осуществления контроля за уплатой физическими лицами земельного налога и налога на имущество сельскими органами местного самоуправления налоговые органы передают им в установленном порядке сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах согласно подпункту 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, а именно: реестры налоговых уведомлений по недобросовестным налогоплательщикам с указанием фамилий, имен и отчеств этих налогоплательщиков и сумм задолженности по налогам с соответствующего объекта налогообложения.
     
     Принятые от физических лиц денежные средства перечисляются органами местного самоуправления на счета по учету доходов бюджетов. Поступившие в доходы бюджетов средства от уплаты вышеназванных налогов учитываются налоговыми органами в сводной отчетности о поступлениях.
     
     Кроме того, налоговые органы обязаны контролировать полноту и своевременность перечисления в доходы бюджетов денежных средств, полученных органами местного самоуправления от физических лиц.
     

     Кем проводится ревизия работы сельских органов местного самоуправления по приему налоговых платежей от населения и какими нормативными правовыми актами следует при этом руководствоваться?

     
     С введением в действие части первой НК РФ нормативные правовые акты действуют согласно ст. 7 Закона N 147-ФЗ в части, не противоречащей части первой НК РФ.
     
     Ревизия работы сельских органов местного самоуправления по приему налоговых платежей от населения проводится налоговым органом на основании Положения "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 (далее - Положение).
     
     Согласно подпункту "к" п. 16 Положения налоговые органы обязаны проводить проверки правильности взимания и сохранности денежных средств, полученных при осуществлении кассовых операций сельскими органами местного самоуправления по приему от населения денежных средств в уплату налоговых платежей.
     
     Порядок проведения ревизии установлен инструкцией Минфина СССР от 14.07.1977 N 50 "О порядке проведения ревизий работы сельских населенных Советов по приему налоговых и страховых платежей от населения" (действующей в части, не противоречащей НК РФ).
     
     Принятые от физических лиц денежные средства перечисляются органами местного самоуправления на счета по учету доходов бюджетов. Поступившие в доходы бюджетов средства от уплаты налоговых платежей учитываются налоговыми органами в сводной отчетности о поступлениях.
     
     Записи о суммах платежей, поступивших в бюджет, производятся в лицевых счетах на основании копий квитанций формы N 24, выданных органами местного самоуправления плательщикам, лицевые счета которых ведутся в налоговых органах. Копии квитанций форм N 24 и N 10 передаются или пересылаются в налоговый орган в порядке, установленном инструкцией Минфина СССР от 12.03.1975 N 21 "О порядке приема от населения и внесения в учреждения Госбанка налоговых и страховых платежей сельскими Советами народных депутатов" (действующей в части, не противоречащей НК РФ).
     
     Порядок ведения учета поступления налогов в доходы бюджетов установлен п. 5 раздела II Инструкции N 26.
     
     Учет бланков строгой отчетности (квитанции форм N 24 и N 10) ведется в соответствии с разделом ХХII вышеуказанной Инструкции.
     
     Исходя из вышеизложенного ревизии работы сельских органов местного самоуправления в части приема от населения денежных средств в уплату налоговых платежей по формам N 24 и N 10 проводятся налоговыми органами на основании Положения и в порядке, установленном вышеперечисленными нормативными правовыми актами, которые действуют в части, не противоречащей НК РФ.
     

     Какие организации вправе оценивать акции, переходящие по наследству, для целей налогообложения?

     
     Согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее - Закон N 2020-1) оценка другого имущества, в том числе акций, производится экспертами.
     
     В качестве налоговой базы для исчисления данного налога с акций, переходящих по наследству, необходимо определить их рыночную стоимость на день открытия наследства, но эта стоимость не должна быть ниже номинальной стоимости акций.
     
     Согласно п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, в том числе акций, для целей налогообложения используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары и о биржевых котировках акций.
     
     В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по операциям с ними (организаторы торговли на рынке ценных бумаг), имеют право предоставлять услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок по ценным бумагам, в том числе и определять рыночную стоимость ценных бумаг.
     
     Статьей 39 Закона N 39-ФЗ определено, что все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе деятельность по организации торговли ценными бумагами, осуществляется на основании лицензии, выдаваемой ФКЦБ России или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии.
     
     Учитывая вышеизложенное, лицо, получившее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг или лицензию фондовой биржи, имеет право оценивать акции, переходящие по наследству, для целей налогообложения.
     
     В случае отсутствия котировок ценных бумаг на бирже можно использовать котировки предприятий-эмитентов и банков-эмитентов ценных бумаг на конкретную дату.
     
     Перечень профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе и организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ России, ежеквартально публикуется в средствах массовой информации.
     

     Каков порядок уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, если наследником является иностранное физическое лицо?

     
     Наследование недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, определяется согласно ст. 1224 ГК РФ по российскому праву.
     
     Исчисление и уплата налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (как движимого, так и недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения), осуществляются согласно ст. 5 Закона N 2020-1.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 5 Закона N 2020-1 физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право на имущество, переходящее в порядке наследования.
     
     Нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны передать в налоговые органы справки о стоимости недвижимого имущества, переходящего иностранному физическому лицу по наследству, для исчисления ему налога до выдачи свидетельства о праве на наследство и выдать такое свидетельство только по предъявлении квитанции об уплате налога.