Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обложении предпринимателей налогом на доходы физических лиц


Об обложении предпринимателей налогом на доходы физических лиц

     
     Н.А. Шорохова,     
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

     Вправе ли один гражданин дать ссуду другому гражданину в валюте, а именно в долларах США, причем наличными? Как облагаются налогом на доходы физических лиц проценты, полученные физическим лицом, выдавшим ссуду?

     
     Статьей 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.
     
     Раздел III ГК РФ определяет положения обязательственного права.
     
     Согласно ст. 317 этого раздела ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях.
     
     В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
     
     Согласно ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
     
     В соответствии со ст. 228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, производят исчисление и уплату налога исходя из сумм таких доходов.
     
     Налогоплательщики в этом случае самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
     
     Статьей 229 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. 227 и 228 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Следовательно, по окончании года физическое лицо - заимодавец, получившее доход от заемщика, обязано подать налоговую декларацию о доходах с указанием суммы дохода, полученной в виде процентов на сумму займа исходя из условий договора. Эта сумма дохода подлежит налогообложению по ставке 13 %. Налогоплательщик обязан уплатить в бюджет сумму налога до 15 июля года, следующего за отчетным.
     
     Дополнительно сообщаем, что в качестве заимодавца физическое лицо вправе передать физическому лицу - заемщику сумму займа наличными деньгами; при этом в договоре сумма займа должна быть указана в рублях.
     

     Предприятие купило в январе 2001 года стол у частного лица по акту. Должно ли было предприятие удержать налог на доходы с физических лиц у частного лица?

     
     Порядок налогообложения доходов физических лиц при продаже ими имущества определяется положениями ст. 220 НК РФ, в которой говорится о предоставлении налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов.
     
     Согласно п. 2 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Следовательно, определение налоговой базы по доходам, получаемым от продажи имущества физическим лицом, исчисление в связи с этим налога на доходы физических лиц производит налоговая инспекция. Предприятие, купившее имущество у физического лица, не вправе определять налоговую базу для исчисления налога на доходы физического лица.
     
     Таким образом, предприятие, которое по акту приобрело у частного лица имущество (стол), не вправе исчислять и удерживать налог на доходы с физического лица, а обязано сообщить о произведенной выплате физическому лицу в налоговую инспекцию по форме N 2-НДФЛ.
     

     Общественная организация выплачивает материальную помощь неработающим пенсионерам, не состоявшим в трудовых отношениях с этой организацией. Являются ли такие выплаты доходом, подлежащим налогообложению? По какой ставке осуществляется налогообложение?

     
     Согласно п. 1 ст. 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации является доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) за ее пределами.
     
     В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту в размерах, не превышающих 2000 руб. за налоговый период.
     
     Статьей 218 НК РФ установлено, что если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено этой статьей Кодекса, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных данной статьей.
     
     Следовательно, материальная помощь, оказываемая в других случаях, в том числе и оказываемая общественной организацией неработающим пенсионерам, является доходом, подлежащим налогообложению по ставке 13 %. Если налогоплательщики получают налогооблагаемый доход только в виде материальной помощи, то по окончании года в налоговой инспекции при представлении декларации они имеют право на стандартные налоговые вычеты.
     

     Имеются ли льготы по доходам, получаемых в виде процентов по срочным пенсионным вкладам?

     
     В соответствии с п. 27 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если проценты по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев) выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя их трех четвертых действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены указанные проценты.
     
     Также не подлежат налогообложению суммы в виде процентов по срочным пенсионным вкладам, внесенным до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев, выплачиваемые в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования.
     
     Порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами в виде процентов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, с 3 июля 2001 года изменен в связи с принятым Государственной Думой Федеральным законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (главу 23 “Налог на доходы физических лиц”)". Названным Федеральным законом установлено, что доходы в виде процентов, полученные налогоплательщиками в банках от срочных пенсионных рублевых вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев до 1 января 2001 года, не превышающие суммы, рассчитанные исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены проценты, не включаются в налоговую базу налогоплательщика, облагаемую по ставке 35 %.
     

     Имеют ли какие-нибудь льготы по уплате налога на доходы физических лиц студенты дневной формы обучения, если они работают и получают доходы в каникулярное время?

     
     Исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), дан в ст. 217 НК РФ. Никаких льгот по суммам доходов, получаемым студентами в каникулярное время, положения ст. 217 Кодекса не предусматривают.
     
     Следовательно, доходы, получаемые студентами дневной формы обучения при работе в каникулярное время, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Суммы доходов, получаемые ими в каникулярное время, подлежат включению в налоговую базу, облагаемую по ставке 13 %. Так же как и любые налогоплательщики, студенты, имеющие доходы, имеют право на налоговые вычеты.
     

     Частный нотариус нанял работника-шофера, который возит нотариуса по служебным делам. Включаются ли затраты на содержание водителя в расходы частного нотариуса, не входящие в состав налоговой базы?

     
     Правительством РФ принято постановление от 02.06.1992 N 414 "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок", которое предусмотрено только для организаций. В дальнейшем по поручению Правительства РФ Минфин России уточнял соответствующими письмами нормы компенсации. Что же касается предпринимателей, то есть физических лиц, осуществляющих в установленном законодательством порядке индивидуально разрешенные виды предпринимательской деятельности без образования юридического лица, в том числе и частных нотариусов, то на такую категорию налогоплательщиков не распространяется включение в состав затрат компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях. У предпринимателей, в том числе и у частных нотариусов, в состав затрат включаются документально подтвержденные фактические расходы, непосредственно связанные с получением дохода.
     
     Гражданин, работающий у частного нотариуса по трудовому соглашению, практически является личным шофером частного нотариуса, основной деятельностью которого является доставка работодателя от места жительства до места работы. Расходы на такие затраты не являются затратами, непосредственно связанными с получением нотариусом доходов, и предоставление таких услуг не предусмотрено действующим законодательством.
     

     К компенсационным выплатам командированного работника до 1 января 2001 года сумма затрат по проезду на такси не относилась и подлежала включению в его доход вне зависимости от отсутствия или наличия подтверждающих документов. Внесены ли в данный вопрос изменения в связи с вступлением в силу главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ?

     
     Пунктом 3 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при оплате работодателем налогоплательщику расходы на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
     
     Таким образом, в связи с тем, что указанным пунктом ст. 217 НК РФ не установлено ограничение на проезд к аэропорту или на вокзал на такси, то при наличии у командированного документов, подтверждающих факт оплаты проезда, его затраты на проезд на такси к аэропорту или вокзалу, с 1 января 2001 года не подлежат налогообложению.
     

     Гражданин, купивший нежилое помещение в 1997 году, зарегистрировался в 1998 году в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и в своей деятельности использовал это нежилое помещение. С 1999 года этот налогоплательщик переведен на упдату единого налога на вмененный доход. Какой налог на доходы физических лиц заплатит этот налогоплательщик, если в 2002 году продаст нежилое помещение после оформления прекращения своей деятельности?

     
     Налогоплательщики - физические лица, осуществляющие свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками налога на доходы физических лиц. Если такой налогоплательщик продаст нежилое помещение, принадлежащее ему, то он не будет платить налог на доходы физических лиц.
     
     Если такой налогоплательщик прекратит свою деятельность, то уже при продаже имущества (нежилого помещения), принадлежащего ему на праве личной собственности, будет рассматриваться в качестве просто физического лица.
     
     Налогоплательщики - физические лица, получившие доходы от продажи имущества на основании договоров гражданско-правового характера, привлекаются к уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с положениями главы 23 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доходы от продажи имущества, производят исчисление и уплату налога исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
     
     Пунктом 1 ст. 220 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных им в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 125 000 руб. При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика пять лет и более, а также иного имущества (в том числе нежилых помещений), находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
     
     Следовательно, физическое лицо, продавшее нежилое помещение в 2002 году, приобретенное им в 1997 году, имеет право на имущественный налоговый вычет в размере фактически полученного дохода. В налоговую базу налогового периода 2002 года у такого налогоплательщика сумма дохода, полученная от продажи нежилого помещения, не включается, и налог на доходы не исчисляется и не уплачивается.
     

     Гражданин зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в начале 1999 года, но предпринимательской деятельностью не занимался, доходов никаких не получил и налоговую декларацию по итогам не подал. Налоговая инспекция предъявила этому индивидуальному предпринимателю штраф за неподачу декларации. Правомерно ли это?

     
     Порядок уплаты подоходного налога физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью в 1999 году, определялся главой IV "Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности" Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1).
     
     В соответствии со ст. 18 Закона N 1998-1 декларация о фактически полученных доходах и произведенных расходах представлялась физическими лицами налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
     
     От представления декларации освобождались физические лица, налогообложение которых производилось в соответствии с главой II "Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы)" и (или) главой VI "Особенности налогообложения доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в РСФСР" Закона N 1998-1, а также физические лица, если их совокупный облагаемый доход за отчетный год не превышал сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке. Положения настоящего пункта не распространялись на лиц, указанных в главе IV "Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов" Закона N 1998-1.
     
     Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, были обязаны подавать декларацию о фактически полученном доходе вне зависимости от его величины, то есть и при нулевом доходе.
     
     Таким образом, в соответствии со ст. 18 Закона N 1998-1 вне зависимости от величины фактически полученного дохода и даже при отсутствии такового гражданин был обязан подать декларацию о совокупном годовом доходе в срок не позднее 30 апреля 2000 года в налоговый орган по месту учета.
     
     Следовательно, налоговая инспекция правомерно предъявила физическому лицу штрафные санкции за неподачу налоговой декларации в установленный законодательством срок.
     

     Наше предприятие закупало товары у индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход. Обязано ли было наше предприятие в 2000 году подавать сведения на таких индивидуальных предпринимателей? Какие документы необходимо было иметь в этом случае? Имеется ли основание для предъявления нашей организации штрафных санкций в случае проверки налоговой инспекцией?

     
     По правоотношениям, возникшим до 1 января 2001 года, в ст. 20 Закона N 1998-1 была установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, являвшихся источниками дохода, своевременно представлять в налоговые органы сведения о выплаченных физическим лицам доходах.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) индивидуальные предприниматели, занимающиеся теми видами деятельности, для которых установлен единый налог, не являются плательщиками подоходного налога с доходов, полученных от таких видов предпринимательской деятельности, и такие доходы не включаются в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц. Следовательно, организации не обязаны представлять в налоговые органы сведения о выплаченных доходах в случае покупки товара в розничной торговле у индивидуального предпринимателя, переведенного на уплату единого налога на вмененный доход по торгово-закупочной деятельности.
     
     Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 N 1028 "Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности" утверждена форма свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     
     Если индивидуальный предприниматель имеет вышеуказанное свидетельство, то о выплаченных доходах по такому виду деятельности источник выплаты доходов не обязан представлять сведения в налоговую инспекцию, поскольку такая обязанность не установлена Законом N 148-ФЗ. При наличии необходимых документов при проверке налоговой инспекций предъявление штрафных санкций неправомерно.
     
     В то же время если выплата дохода не связана с видом деятельности, по которому индивидуальный предприниматель переведен на уплату единого налога, то источник выплаты дохода обязан был представить сведения о доходах в соответствии со ст. 20 Закона N 1998-1 по правоотношениям, возникшим до 1 января 2001 года.
     

     При проверке по правильности исчисления и уплаты подоходного налога на нашем предприятии налоговая инспекция предъявила штраф за неподачу сведений на индивидуальных предпринимателей. Наша организация осуществляла закупки продукции у индивидуальных предпринимателей; причем имелись товарные чеки с печатью, свидетельствующие о том, какой товар и у кого закуплен. Правомерно ли предъявление нам штрафных санкций и какие сведения необходимо было уточнить нашей организации для представления сведений в налоговую инспекцию?

     
     В соответствии со ст. 13 Закона N 1998-1 подоходный налог индивидуальным предпринимателям исчислялся налоговыми органами на основании имевшихся данных о предполагаемом доходе и по итогам года на основании фактически полученных в отчетном календарном году физическим лицом доходов, указанных им в декларации, и других имеющихся сведений.
     
     Таким образом, организации при выплате доходов индивидуальным предпринимателям, состоявшим на учете в налоговых органах в качестве плательщиков подоходного налога и вносившим авансовые платежи, при предъявлении такими лицами свидетельства о государственной регистрации подоходный налог с их доходов не удерживали, в том числе и при покупке товара у индивидуального предпринимателя.
     
     Однако согласно п. 1 ст. 20 Закона N 1998-1 предприятия, учреждения, организации и иные работодатели, являвшиеся источниками дохода, были обязаны своевременно представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном этим Законом, в том числе и в случае разовой выплаты индивидуальному предпринимателю.
     
     Поскольку указанное в вопросе предприятие являлось источником выплаты доходов индивидуальному предпринимателю, требования налоговых органов к предприятию в части представления сведений о любых выплатах физическим лицам правомерны и соответствуют нормам налогового законодательства.
     
     Необходимо отметить, что в товарном чеке, о котором идет речь в вопросе, имелись все необходимые данные для заполнения справки о доходах по форме, приведенной в приложении N 3 к инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" (далее - Справка), которая представлялась в налоговую инспекцию. Для заполнения Справки обязательны следующие сведения: фамилия, имя и отчество предпринимателя, его ИНН, номер налоговой инспекции, где он зарегистрирован.
     
     Статьей 126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
     
     Следовательно, предъявление штрафных санкций предприятию правомерно.
     

     Индивидуальный предприниматель хочет открыть еще одну торговую точку, но у него имеется задолженность по уплате налога. Может ли налоговая инспекция наложить запрет и не дать разрешение на открытие торговой точки?

     
     Пунктом 14 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
     
     Иными словами, налоговый орган вправе высказать свое мнение по вопросу открытия торговой точки физическим лицом; окончательное же решение остается за администрацией города, которая уполномочена осуществлять регистрацию торговых точек.
     
     Таким образом, к компетенции налоговых органов не относится право на разрешение или запрет регистрации торговой точки. Разрешение (или отказ) на открытие торговой точки может быть дано только администрацией города.