Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.В. Прокудина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Российский лизингодатель передает украинскому лизингополучателю в международный финансовый лизинг приобретенное по его поручению промышленное оборудование. Возможно ли в данном случае начисление НДС на лизинговые платежи по ставке 0 % как на услуги, связанные с движимым имуществом, находящимся вне территории Российской Федерации? Возникает ли у российского лизингодателя право на возмещение НДС, уплаченного производителю промышленного оборудования, в случае его передачи украинскому лизингополучателю по договору международного финансового лизинга и начисление НДС по ставке 0 % на стоимость оборудования при условии выполнения требований подпункта 1 п. 1 ст. 164 НК РФ?

     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях НДС местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, операции по реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества (в вопросе - оборудования), оказываемых российскими налогоплательщиками иностранным, в том числе украинским, организациям, местом осуществления деятельности которых территория Российской Федерации и не является, объектами обложения НДС не признаются, и, соответственно, налог по таким операциям не уплачивается.
     
     Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении услуг, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, вычету не подлежат и включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
     

     Организация прорабатывает вопрос заключения контракта на поставку в страны дальнего зарубежья российских товаров в счет погашения задолженности бывшего СССР в рамках межправительственного соглашения об урегулировании задолженности бывшего СССР и подписание Соглашения между Минфином России и организацией о финансировании данных поставок товаров. Будут ли облагаться НДС суммы авансовых платежей, полученные в счет предстоящих поставок товаров на экспорт в счет погашения задолженности бывшего СССР?

     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 НК РФ суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), за исключением экспортируемых товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством РФ), включаются в налоговую базу по НДС.
     
     Указанный перечень товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 602 "Об утверждении порядка определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, и перечня товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев".
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок не поименованных в указанном постановлении Правительства РФ товаров, экспортируемых в счет погашения задолженности бывшего СССР, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Необходимо отметить, что согласно п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, подлежат вычету после даты реализации товаров.
     

     Российская организация получила по контракту с иностранной организацией линию для изготовления пластиковых окон, оплатив все таможенные платежи. Однако стоимость самого оборудования осталась неоплаченной. Подлежат ли возмещению суммы НДС, уплаченные таможенным органам, по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации?

     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, в том числе оборудования, на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, в случае, если товары приобретаются для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, независимо от факта оплаты этих товаров поставщику.
          

О налоге с продаж

     
     Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Взимается ли налог с продаж с покупателя, если покупателем выступает индивидуальный предприниматель, осуществляющий денежные расчеты с юридическим лицом-продавцом в наличной форме?

     
     Согласно ст. 349 главы 27 "Налог с продаж" НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2002 года, объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     В ст. 11 НК РФ дано определение индивидуального предпринимателя. Под индивидуальным предпринимателем понимается физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     В связи с вышеизложенным реализация товаров за наличный расчет индивидуальным предпринимателям облагается налогом с продаж.
     

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Российская организация оказывает услуги по обеспечению транспортно-экспедиторского обслуживания экспортных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Согласно условиям договора данная организация от своего имени, за счет и по поручению заказчика организует перевозочный процесс, информирует об этом заказчика, осуществляет контроль за передвижением и доставкой грузов заказчика от станции отправления до пункта назначения, заключает договоры на перевозку грузов, осуществляет расчеты с перевозчиками-резидентами для перевозки грузов по территории Российской Федерации и перевозчиками-нерезидентами для перевозки грузов за пределами Российской Федерации. Просим дать разъяснение: может ли данная российская организация применять ставку НДС в размере 0 % в отношении своего вознаграждения в соответствии со ст. 164 НК РФ?

     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации, производится по ставке налога в размере 0 %. Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и на иные подобные работы (услуги). К иным подобным работам и услугам могут быть отнесены работы и услуги по экспедированию, хранению экспортируемых товаров, а также работы по перевалке грузов, выполняемые как российскими перевозчиками, так и иными российскими организациями.
     
     В связи с вышеизложенным услуги по экспедиторскому обслуживанию экспортных грузов, оказываемые данной российской организацией, облагаются НДС по ставке в размере 0 %.
     

     Российское предприятие заключило контракт с нерезидентом - поставщиком товаров, в котором оговорена обязанность российского предприятия предоставить иностранному поставщику банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств российской организации перед поставщиком. Требованием нерезидента - поставщика товаров является предоставление гарантии банком-нерезидентом. На основании вышеуказанного требования российская организация собирается заключить соглашение с банком-нерезидентом на предоставление банковской гарантии. Просим разъяснить: должна ли российская организация при перечислении денежных средств банку-нерезиденту за предоставление банковской гарантии удержать НДС?

     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В вышеизложенном случае российская организация является покупателем услуг у иностранного юридического лица.
     
     Перечень услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель этих услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, установлен подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Банковские услуги в данный перечень не включены.
     
     Таким образом, обложение НДС услуг, оказываемых российской организации банком-нерезидентом, производится в соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которому местом реализации банковских услуг признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации.
     
     В вышеуказанном случае услуги по предоставлению банковской гарантии оказываются организацией (банком-нерезидентом), деятельность которой осуществляется за пределами территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, российская организация при перечислении денежных средств банку-нерезиденту за предоставление банковской гарантии не должна удерживать НДС.
     

     Просим разъяснить порядок уплаты НДС по товарам, ввозимым из Азербайджанской Республики в Российскую Федерацию за период с 1 апреля 2001 года по 1 июля 2001 года, принимая во внимание НК РФ и письмо МНС России от 29.06.2001 N ВГ-6-03/502.

     
     Применение НДС в торговых отношениях Российской Федерации и Азербайджанской Республики регулируется положениями Соглашения между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, подписанного 29 ноября 2000 года и ратифицированного Федеральным законом от 24.03.2001 N 31-ФЗ. Данное Соглашение применяется на территории Российской Федерации с 1 апреля 2001 года.
     
     В соответствии со ст. 4 указанного Соглашения товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются НДС в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством.
     
     Порядок применения НДС при ввозе товаров с территории Азербайджанской Республики на территорию Российской Федерации доведен до сведения таможенных органов телефонограммой ГТК России от 21.05.2001 N ТФ-12481. Согласно данному порядку российские таможенные органы взимают НДС и акцизы в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с таможенной территории Азербайджанской Республики с 1 апреля 2001 года.
     
     Учитывая вышеизложенное, после указанной даты все товары, ввозимые с территории Азербайджанской Республики, облагаются НДС в Российской Федерации по ставкам, установленным п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (10 или 20 %).
     
     Что касается письма МНС России от 29.06.2001 N ВГ-6-03/502, то данным письмом разъясняется порядок применения НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-участниками СНГ, с которыми межправительственные соглашения о принципах взимания косвенных налогов не заключены.
     

     Предприятие - резидент Российской Федерации является производителем товаров и осуществляет поставку данных товаров на экспорт по контрактам с иностранными покупателями с условиями поставки CIP. В затраты по реализации экспортной продукции включаются оплата услуг по таможенному оформлению товаров, а также транспортно-экспедиторские услуги. Такие услуги приобретены и оплачены на территории Российской Федерации по договорам с российскими организациями с выделением НДС во всех первичных документах. Счета-фактуры на данные услуги имеются. Правомерно ли отражение в декларации по НДС по налоговой ставке 0 % налога, уплаченного по вышеуказанным услугам, связанным с реализацией экспортной продукции?

     
     Согласно п. 2 ст. 171 и п. 3 ст. 172 НК РФ при реализации товаров, облагаемых НДС по ставке в размере 0 %, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления таких операций, принимаются к вычету на основании отдельных налоговых деклараций.
     
     Если расходы на оплату услуг по таможенному оформлению товаров и транспортно-экспедиторских услуг включаются российской организацией в затраты по производству и реализации экспортируемых товаров, суммы НДС, уплаченные поставщикам этих услуг, принимаются к вычету при представлении в налоговые органы документов, установленных ст. 165 НК РФ, и должны отражаться в декларации по НДС по налоговой ставке 0 %.
     

     Российская организация осуществляет деятельность по выполнению строительно-монтажных работ на территории Республики Беларусь через зарегистрированное там постоянное представительство. В соответствии со ст. 148 НК РФ местом реализации выполняемых данной организацией работ территория Российской Федерации не является. НДС исчисляется и уплачивается постоянным представительством в бюджет Республики Беларусь в соответствии с требованиями действующего на территории этого государства законодательства.

     

     Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве товаров (работ, услуг), относятся у покупателя на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) или подлежат налоговому вычету в пропорции, в которой приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения или подлежит налогообложению. Такая пропорция может определяться исходя из стоимости товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения, в общем объеме выручки от реализации. Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 НК РФ. Распространяется ли действие п. 4 ст. 170 НК РФ только на операции, освобождаемые от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, либо указанные требования правомерны и по отношению к операциям, не являющимся объектом налогообложения на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 146 НК РФ?

     
     Пунктом 4 ст. 170 НК РФ установлен порядок ведения раздельного учета затрат, если налогоплательщик осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и операции, освобождаемые от налогообложения. В связи с этим положения данного пункта ст. 170 НК РФ возможно применять в случаях осуществления организацией операций по реализации работ как на территории Российской Федерации (подлежащих обложению НДС), так и операций по реализации работ за пределами Российской Федерации (не являющихся объектом обложения НДС).
          

О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.А. Гаврилова

     

     Какая налоговая ставка (13, 30 или 35 %) применяется к материальной выгоде, полученной от экономии на процентах за пользование кредитными средствами, полученной физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, после 1 января 2001 года?

     
     Особенности определения налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций, установлены ст. 212 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 212 НК РФ определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды по названным заемным (кредитным) средствам производится налогоплательщиками - физическими лицами либо организацией - уполномоченным представителем налогоплательщика.
     
     При уплате налогоплательщиком либо организацией - уполномоченным представителем налогоплательщика процентов производится исчисление налога с суммы материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование кредитными средствами, - по ставке 13 %, заемными средствами - по ставке 35 % (у налогоплательщиков-нерезидентов - по ставке 30 %).
     
     В соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, в виде материальной выгоды, налог исчисляется по ставке 30 %.
     

     Вправе ли разведенный отец пользоваться стандартными налоговыми вычетами на основании расписки матери об уплате средств на содержание детей?

     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям стандартный налоговый вычет производится в двойном размере на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет.
     
     Если оба родителя не состоят в зарегистрированном браке, то они оба признаются одинокими родителями и, соответственно, имеют право на стандартный налоговый вычет в двойном размере при условии участия в содержании (обеспечении) ребенка.
     
     В случае развода и уплаты алиментов на основании соглашения об уплате алиментов, заключенного согласно ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации в письменной форме и нотариально заверенного, либо по решению суда об уплате алиментов отец вправе как одинокий родитель на основании письменного заявления и свидетельства о расторжении брака претендовать на получение стандартного налогового вычета в двойном размере.
     
     Таким образом, если между родителями ребенка, не состоящими в зарегистрированном браке, не за-ключено соглашение, нет и решения суда об уплате алиментов, то основания для уплаты алиментов отсутствуют. В этом случае отец не может пользоваться стандартным налоговым вычетом на основании расписки матери ребенка об уплате средств на содержание детей.
     

     Включаются ли в налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических лиц ежемесячные пособия на проезд отдельным сотрудникам организации, работа которых носит разъездной характер? Пособия выплачиваются из фонда заработной платы согласно приказу руководителя организации в связи с тем, что работа этих сотрудников связана с ежедневными выездами в различные учреждения города. Список сотрудников и размер пособий из фонда зарплаты соответствуют приказу.

     
     Согласно п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые физическим лицам в соответствии с действующим законодательством.
     
     Ежемесячные пособия на проезд отдельным сотрудникам организации, выплаченные из фонда заработной платы согласно приказу руководителя, не поименованы в перечне доходов, не подлежащих налогообложению, перечисленных в ст. 217 НК РФ.
     
     Следовательно, суммы таких пособий подлежат включению в налогооблагаемую базу сотрудников организации для исчисления налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ по ставке 13 %.
     

     Применяется ли льгота, установленная п. 9 ст. 217 НК РФ, при приобретении путевок в санаторий, если стоимость путевок, приобретаемых для работников предприятия за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, значительно ниже коммерческой цены таких путевок?

     
     Действие льготы, установленной п. 9 ст. 217 НК РФ, распространяется на суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, выплачиваемой работодателями своим работникам и членам их семей из прибыли предприятия, оставшейся после налогообложения, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения независимо от рыночной цены таких путевок.
     

     Предусмотрено ли предоставление стандартного налогового вычета в двойном размере супруге опекунов, если супруг, на которого оформлено опекунство двоих детей, является пенсионером и не работает по состоянию здоровья?

     
     Стандартный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляется, в частности, опекунам или попечителям в двойном размере, то есть 600 руб. за каждый месяц налогового периода, на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет.
     
     Вышеуказанный порядок предоставления налоговой льготы распространяется на налогоплательщиков, признанных опекунами в официальном порядке. Следовательно, если супруга не является опекуном детей на основании решения органа опеки и попечительства, то она не имеет права на удвоение вычета.
     

     Предоставляется ли имущественный налоговый вычет физическим лицам - покупателям жилого дома или квартиры в случае оплаты жилья векселями (акциями) и (или) строительными материалами?

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется по суммам, израсходованным налогоплательщиком, на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры.
     
     Исходя из смысла названной нормы НК РФ необходимым условием предоставления жилищного вычета является направление физическим лицом денежных средств на указанные в Кодексе цели; поэтому в случае внесения таким лицом в счет оплаты стоимости жилья ценных бумаг, принадлежащих на праве собственности, включая векселя, акции, соответствующий вычет не предоставляется, поскольку при этом отсутствует направление физическим лицом сумм на цели, предусмотренные в НК РФ.
     
     Вексель удостоверяет обязательство займа. Поэтому, являясь долговым обязательством, он не может отождествляться ни с денежными средствами, ни с иной формой эквивалента, используемого в товарном обращении. Замена стороны (векселедержателя) по вексельному обязательству не изменяет содержания первоначального обязательства векселедателя, что подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 11.04.2000 N 440/99.
     
     Оплата стоимости жилого дома или квартиры материалами или автозапчастями также не может быть приравнена к суммам, направленным физическими лицами на приобретение жилых объектов.
     

     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц денежные средства или стоимость жилья, полученные в собственность физическими лицами от жилищно-строительного кооператива взамен жилья, находящегося в муниципальной собственности?

     
     Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, возмещением иных расходов.
     
     Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РСФСР если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд либо дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой, выселяемым из него гражданам, не являющимся собственниками квартир, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием (учреждением, организацией), которому отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию дом (жилое помещение). В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное помещение предоставляется предприятием (учреждением, организацией), которому принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.
     
     В вышеуказанных случаях новое жилое помещение предоставляется гражданам-нанимателям не в собственность, а по договору найма (ст. 10, 50 Жилищного кодекса РСФСР), а выплаты каких-либо денежных компенсаций жилищное законодательство не предусматривает.
     
     В связи с этим у граждан, не являвшихся собственниками сносимого жилья, согласно ст. 211 НК РФ объектом налогообложения будет признаваться доход в натуральной форме в размере стоимости квартир, переданных в собственность гражданам взамен сносимого неприватизированного жилья.     
     

О налогообложении природных ресурсов

     
     О.В. Семенова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     В соответствии с каким законодательством должна распределяться между разными уровнями бюджетов сумма платы за недра, уплачиваемая пользователями подземных водных объектов, и по каким нормативам при формировании бюджета на 2002 год подлежит распределению в бюджеты разных уровней прогнозируемая сумма платы за добычу подземных вод?

     
     Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О плате за пользование водными объектами”" с 1 января 2002 года предусмотрена индексация ставок платы за пользование водными объектами.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 71-ФЗ) плательщиками за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами [кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии] с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2002 года, в налоговую систему Российской Федерации взамен трех налогов (платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциза на нефть и стабильный газовый конденсат) введен налог на добычу полезных ископаемых, предусматривающий установление единых налоговых ставок по каждому виду полезных ископаемых без применения к налоговой ставке поправочных коэффициентов, учитывающих горно-геологические и экономико-географические условия добычи полезных ископаемых.
     
     Плательщиками налога на добычу подземной воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используемой для получения тепловой энергии, признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Налогообложение добычи подземной воды производится по налоговой ставке 0 % в следующих случаях:
     
     - при добыче попутных и дренажных подземных вод, не учитываемых на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
     
     - при добыче подземных вод из контрольных или резервных скважин при проведении планового контроля за их работоспособностью, наличие и обеспечение работоспособности которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти;
     

     - при добыче минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива);
     
     - при добыче подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, садоводческих, огороднических и животноводческих объединений граждан.
     
     В остальных случаях налогообложение подземной минеральной воды производится по ставке 7,5 %.
     
     Согласно ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" предусматривается дополнить ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормой, регулирующей распределение суммы налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней в следующих пропорциях:
     
     при добыче полезных ископаемых (подземной воды) сумма налога подлежит уплате:
     
     - 40 % от суммы налога - в доход федерального бюджета;
     
     - 60 % от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
     
     Предусмотренный Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" порядок распределения по бюджетам разных уровней налогов с 1 января 2002 года утратил силу.
     
     В Федеральном законе от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено поступление в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации платы за пользование водными объектами в размере 100 % доходов.
     
     При этом плата за пользование водными объектами подлежит зачислению по ст. 1050500 "Плата за пользование водными объектами" Классификации доходов бюджетов Российской Федерации (консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации платы за пользование водными объектами в размере 100 %).
     
     40 % платы за добычу подземных вод подлежит зачислению в доход федерального бюджета и 60 % - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
     

     При этом плата за добычу подземных вод подлежит зачислению по статье 1050124 "Платежи за добычу подземных вод" Классификации доходов бюджетов Российской Федерации (в доход федерального бюджета - 40 % и в доход бюджета субъекта Российской Федерации - 60 %).
     
     В случае нарушения установленного срока внесения в бюджет платы за загрязнение окружающей природной среды применяются пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, в размере одной трехсотой действующей на каждый день просрочки ставки рефинансирования Банка России.
          

О государственной пошлине

     
     Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     Согласно Примерной программе проверок по государственной пошлине, разработанной Госналогслужбой России, в судах общей юрисдикции и арбитражном суде должна проводиться сплошная проверка всех дел начиная со дня последней проверки. В настоящее время количество дел, рассматриваемых судами, ежегодно увеличивается. В связи с возрастающим объемом проверяемых документов налоговые инспекции вынуждены проводить проверки в судах ежегодно, а их продолжительность достигает двух месяцев. Учитывая, что в НК РФ нет указания о том, какими могут быть выездные налоговые проверки - сплошными или выборочными, могут ли налоговые органы проводить выборочные проверки по государственной пошлине в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах?

     
     Положениями Примерной программы проверок по государственной пошлине, доведенной до налоговых органов субъектов Российской Федерации письмом Госналогслужбы России от 04.08.1993 N НИ-6-04/255, предусмотрено, что документами, подлежащими проверке в суде, являются исковые заявления, кассационные жалобы, заявления и определения о выдаче сторонам и другим лицам, в том числе и представителям предприятий, учреждений и организаций, копий (дубликатов) других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон.
     
     Вместе с тем проверки работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов по взиманию госпошлины проводятся применительно к положениям Регламента проведения выездных налоговых проверок, утвержденного приказом МНС России от 10.11.2000 N БГ-14-16/353.
     
     Из подпункта 3.1.3 вышеназванного Регламента следует, что должностные лица территориальных налоговых органов при проверке работы состоящих на налоговом учете судов общей юрисдикции и арбитражных судов по взиманию государственной пошлины по усмотрению руководителей налоговых органов могут применять сплошной и (или) выборочный методы проверок. При выборе метода проверки учитывается объем подлежащих проверке судебных документов, степень вероятности обнаружения налоговых правонарушений, оцениваемой руководителем налогового органа исходя из данных предпроверочного анализа информации о взимающем госпошлину учреждении, а также от результатов предыдущих выездных налоговых проверок.
     

     Согласно письму Госналогслужбы России от 01.12.1997 N ВК-6-08/835 проверки уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды осуществляют только государственные налоговые инспекции субъектов Российской Федерации. Следует ли с введением НК РФ осуществлять проверки уплаты государственной пошлины в арбитражном суде налоговому органу, в котором арбитражный суд состоит на налоговом учете, или руководствоваться порядком, изложенным в вышеуказанном письме?

     
     В соответствии с абзацем третьим совместного письма ВАС РФ от 28.11.1997 N С5-7/ОУ-805 и Госналогслужбы России от 01.12.1997 N ВК-6-08/835 "О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты государственной пошлины в арбитражных судах" на налоговые органы возложен контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" государственная пошлина, которой оплачиваются подаваемые в арбитражные суды исковые заявления и жалобы, отнесена к федеральным налогам.
     
     Пунктами 1 и 2 вышеназванного письма предусмотрено, что в соответствии с федеральными законами в системе арбитражных судов в Российской Федерации судами первой инстанции являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
     
     С введением в действие части первой НК РФ с 1 января 1999 года порядок проведения проверок уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды не изменился. Такие проверки осуществляют только государственные налоговые инспекции республик в составе Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономным областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу.
     
     Проверки проводятся не реже одного раза в два года. Продолжительность проверки не должна превышать один месяц.
     
     При проверках работы арбитражного суда по взиманию государственной пошлины следует руководствоваться порядком, изложенным в вышеуказанном письме.  
        

О едином социальном налоге

     
     Н.В. Барсукова

     

     Имеет ли право организация инвалидов отказаться от льготы, установленной ст. 239 НК РФ по ЕСН? Если "да", то на основании какого нормативного акта, на какое время возможен отказ от данной льготы и каков порядок его оформления?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     Пунктом 2 ст. 56 НК РФ определено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН является календарный год.
     
     Таким образом, налогоплательщик может отказаться от льготы, установленной ст. 239 НК РФ. Для этого ему необходимо представить в налоговый орган  письменное заявление об отказе пользоваться льготой.
     
     В случае если налогоплательщик отказывается от предоставленной НК РФ льготы после начала календарного года, он должен произвести уплату ЕСН за весь налоговый период (включая предшествующие отчетные периоды). При этом уплата налога производится в сроки, установленные ст. 243 НК РФ.
     
     В случае если налогоплательщик производит уплату налога в сроки, более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах, то в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщик обязан произвести уплату соответствующей суммы пени.
     
     Таким образом, помимо причитающихся к уплате за предшествующие отчетные периоды сумм ЕСН, организация обязана с этих сумм уплатить соответствующие суммы пени.