Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О криминогенной обстановке и налоговых правонарушениях в сфере туризма


О криминогенной обстановке и налоговых правонарушениях в сфере туризма

     
     И.Н. Соловьев,
ФСНП России, к.ю.н.

     

Краткая характеристика рынка туристических услуг

     
     В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами и входит наряду с нефтедобывающей промышленностью и автомобилестроением в число трех крупнейших экспортных отраслей.
     
     Что же касается Российской Федерации, то доля нашей страны на мировом рынке туристических услуг по экспертным оценкам составляет не более 1 %, что объясняется многими причинами, среди которых можно выделить следующие:
     
     - материальная база туризма и гостиничного хозяйства нуждается в существенной реконструкции;
     
     - не хватает квалифицированных кадров, недостаточно развита система их подготовки, что приводит к низкому уровню обслуживания клиентов;
     
     - отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристического продукта на внутренний и внешний рынки.
     
     Формирование рынка туристических услуг в нашей стране фактически началось одновременно с радикальными экономическими и политическими реформами, которые обусловили появление начиная с 1991 года большого количества субъектов туристической деятельности.
     
     Первоначально туристический бизнес развивался стихийно. Стремительный рост благосостояния отдельных граждан порождал устойчивый спрос на рынке выездного туризма. В это время вокруг уже созданных туристических предприятий стал формироваться круг фирм, сопровождающих этот бизнес:
     
     - фирмы, оказывающие услуги по оформлению заграничных паспортов;
     
     - транспортные фирмы;
     
     - фирмы по распространению таймшеров и др.
     
     Вместе с тем недостаточный государственный контроль за рынком туристических услуг обусловил появление многих негативных тенденций в данной сфере бизнеса: уклонение от уплаты налогов, появление значительного числа мошеннических фирм, фирм, не выполнявших взятые на себя обязательства.
     
     Российский туризм был в то время достаточно доступным видом бизнеса, которым можно было заняться, не имея большого стартового капитала. Не представлял особой сложности и процесс лицензирования, который, по сути, был уведомительным, а не разрешительным.
     
     В настоящее время в России насчитывается около 8 тысяч туристических фирм, которые подразделяются на турагентов (фирмы, перепродающие туры) и туроператоров (фирмы, организующие и реализующие туры). Однако формирование рынка туристических услуг еще не закончено, и сейчас сложно говорить о наличии туроператоров или турагентов в чистом виде. Отметим, что в большинстве стран с развитой туристической индустрией такое деление существует на законодательном уровне.
     
     В настоящее время можно выделить следующие основные группы туристических фирм:
     
     1) стабильные - с именем, широким перечнем предоставляемых услуг, постоянной клиентурой, работающие на рынке от 3 до 7 лет. Как правило, такие фирмы оказывают услуги нескольким тысячам туристов в год;
     
     2) развивающиеся - недавно появившиеся на рынке, выполняющие взятые на себя обязательства, расширяющие географию и спектр оказываемых услуг;
     
     3) регрессирующие - по той или иной причине теряющие клиентуру, работающие иногда без прибыли, нерегулярно выполняющие взятые на себя обязательства;
     
     4) полукриминальные и криминальные - не выполняющие своих обязательств, а подчас и работающие по мошенническим схемам, присваивающие денежные средства клиентов, не оказывая при этом никаких услуг или оказывая услуги низкого качества и не в полном объеме. К этой же группе можно отнести фирмы, занимающиеся туристическим бизнесом полулегально без государственной лицензии. Как правило, это мелкие фирмы - "однодневки". Встречаются случаи, когда такие фирмы, собрав деньги с доверчивых клиентов, исчезают вместе со своим руководством и "хозяевами". Зачастую проблемы по возвращению из-за рубежа туристов, брошенных такими "фирмами" на произвол судьбы, ложатся на плечи государства.
     
     В настоящее время большинство туристичесих фирм работает в области международного выездного туризма. Это связано главным образом со слабым развитием собственной туристской индустрии, а также со сложной криминогенной обстановкой. Многие российские граждане предпочитают путешествовать и отдыхать за границей, чему способствует доступность выездного туризма (цена отдыха за границей бывает даже ниже, чем на российских курортах при несопоставимом уровне обслуживания).
     

Наиболее распространенные налоговые правонарушения в туристическом бизнесе

     
     В соответствии с анализом, проведенным специалистами, для туристических фирм, занимающихся международным туризмом, характерны следующие нарушения налогового законодательства:
     
     1) необоснованное отнесение на затраты производства:
     
     - средств, направленных на рекламу. В частности, нередко отсутствуют первичные документы, подтверждающие факт исполнения работ;
     
     - сумм денежных средств, уплаченных туристической фирмой за обработку грузов туристов. Данные расходы не включаются в стоимость туристических путевок и не подтверждаются первичными бухгалтерскими документами;
     
     - представительских расходов;
     
     - скидок, предоставленных в качестве вознаграждения турагентам;
     
     - сумм штрафных и финансовых санкций;
     
     - оплаты за информационные и маркетинговые услуги (отсутствует необходимая документация);
     
     - стоимости лицензии на международную деятельность в полном объеме при ее получении;
     
     - непроизводственных расходов по основным производственным фондам;
     
     - стоимости авиабилетов, оплаченных, но не использованных по чартерным рейсам, в случае отсутствия договора субчартера;
     
     - стоимости услуг, не включенных в стоимость туристической путевки.
     
     В качестве примера можно привести документальную проверку ООО "Г-2000", занимающегося туристическим бизнесом, проведенную налоговой полицией Ростовской области. В ходе проверки было установлено, что предприятие не в полном объеме отражало выручку от реализации услуг за обслуживание туристов. По результатам проверки в бюджет государства доначислено около 1 млн руб. В отношении руководителя фирмы рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и взносов с организации);
     
     2) неоприходование в кассах туристических фирм наличных денежных сумм, полученных от оказания услуг населению.
     
     Так, органами налоговой полиции совместно с ГНИ проведена документальная проверка ООО "Миркин и Ко". В результате выявлено сокрытие бухгалтером предприятия Дерюгиной К.М. части выручки от реализации туристических путевок в г. Дубаи в 1999 году. Наличные денежные средства, полученные в результате реализации туристических путевок, сдаваемые менеджерами предприятия в конце каждого рабочего дня директору либо в его отсутствие главному бухгалтеру, использовались последними в личных целях. Сумма нанесенного государству ущерба составила более 900 тыс. руб. Всего с учетом штрафных санкций доначислено более 5 млн руб. В отношении руководителей предприятия возбуждено уголовное дело по части первой ст. 199 УК РФ, которое было прекращено вследствие акта амнистии. Бульшая часть причиненного ущерба была возмещена, проводятся мероприятия по взысканию остальной суммы;
     
     3) завышение себестоимости оказанных услуг;
     
     4) сокрытие налогооблагаемой прибыли, полученной от перевозки багажа.
     
     Для этого на территории иностранного государства туристическое агентство находит фирму, которая обязуется доставить груз (в основном товар "челноков") в Россию. Клиенты российской туристической фирмы производят оплату за эти услуги наличными непосредственно иностранной фирме-перевозчику. Полученная при этом прибыль, как правило, распределяется между иностранным партнером и российской фирмой и не отражается в документах бухгалтерского учета;
     
     5) использование российскими туристическими фирмами особенностей деловой практики иностранных партнеров.
     
     Так, российская фирма реализует путевку клиенту по фиксированной цене, а затем формирует группы. При этом за рубежом существует практика предоставления значительных скидок при групповом обслуживании туристов. В результате турагентство договаривается с зарубежным партнером о снижении стоимости оказываемых услуг; при этом образующаяся разница в ценах, не отражаемая в бухгалтерских документах, переводится на счет российской туристической фирмы в иностранном банке, как правило, расположенном в оффшорной зоне, либо в виде наличной валюты поступает в распоряжение руководства указанной фирмы.
     
     Встречаются случаи, когда российское турагентство заключает договор с зарубежным партнером об оказании последним услуг по приему, размещению и обслуживанию российских туристов. Указанный договор присутствует в документах фирмы, предъявляемых в налоговые органы. В нем, как правило, оговаривается, что оплата за услуги по организации отдыха производится клиентом непосредственно представителю зарубежной фирмы. Фактически же встречающая иностранная фирма является компаньоном российского турагентства, а ее учредителями и сотрудниками являются бывшие граждане Российской Федерации и других государств СНГ, которые постоянно проживают за рубежом и организуют там пребывание российских туристов. Часть денежных средств, полученных за оказание услуг по организации отдыха, в виде "комиссионных" передается руководству российской фирмы и не учитывается в бухгалтерском и налоговом учете.
     
     По имеющейся информации такой способ используется многими турагентствами. Это связано с тем, что документирование данного вида налоговых правонарушений и преступлений крайне затруднено. Проверки не выявляют фактов сокрытия прибыли, так как в документах бухгалтерского учета, как правило, полностью отражены доходы, полученные от деятельности по формированию группы, оформлению виз, доставке к месту проведения отдыха и т.п. Основная же часть доходов извлекается на территории иностранного государства в наличной валюте и на балансе предприятия не отражается.
     

Налоговые правонарушения в сфере курортного обслуживания населения

     
     На сегодняшний день в Российской Федерации имеется большое количество пансионатов, домов отдыха, детских оздоровительных учреждений, которые не являются самостоятельными плательщиками налогов, поскольку находятся на консолидированном балансе юридических лиц, зарегистрированных в других регионах Российской Федерации.
     
     Данные учреждения используют ряд способов уклонения от уплаты налогов. В частности, многие предприятия, занимающиеся организацией и проведением санаторно-курортного лечения и отдыха, до начала курортного сезона осуществляют безналичные расчеты. При этом оговаривается, что оплата за услуги, не вошедшие в стоимость путевок, производится наличными денежными средствами на месте. Практически всегда данные средства скрываются впоследствии от налогообложения. Некоторые руководители и персонал санаториев, баз отдыха, пансионатов, находящихся на балансе юридических лиц из других регионов страны, систематически подселяют людей со стороны, ведут с ними расчеты наличными денежными средствами, которые впоследствии не отражаются в бухгалтерской отчетности и присваиваются.
     
     По оценкам специалистов органов налоговой полиции Краснодарского края, в период 1998-2000 годов в ряде населенных пунктов Черноморского побережья были отмечены случаи строительства физическими лицами частных домовладений, состоящих из десяти, а иногда и более комнат, предназначенных для размещения отдыхающих. Систематически получая от сдачи этих помещений в аренду значительную прибыль, домовладельцы в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей не регистрируются, уклоняясь от уплаты налогов.
     
     Выявление и пресечение нарушений налогового законодательства в таких частных гостиницах затруднено ввиду практической невозможности установления действительного числа отдыхающих, а также уплаченных ими сумм за предоставление помещений.
     

Нарушения, допускаемые иностранными туристическими компаниями

     
     Среди нарушений, допускаемых иностранными туристическими компаниями и влияющих на криминогенную обстановку в области налогового законодательства, наиболее часто встречается работа без аккредитации, регистрации или с регистрацией, но без постановки на налоговый учет. Так, только по оценкам специалистов налоговой полиции, из общего числа действующих на территории России иностранных туристических фирм лицензию на международную туристическую деятельность имеют лишь 60 %. Кроме того, подавляющее большинство таких фирм работает с наличными или, используя международный характер деятельности, осуществляет перевод конвертированных средств за обслуживание туристов за рубеж вместе с прибылью, образуемой в результате данной деятельности. Таким образом, основные денежные средства не подпадают под налогообложение в Российской Федерации.
     
     Рассмотренные способы сокрытия прибыли от туристической деятельности характерны для многих субъектов Российской Федерации, где развиты туризм и курортное дело. Во многом это объясняется пробелами федерального законодательства, затрудняющими контроль за получением доходов в данной сфере.