Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовые основы таможенного контроля


Правовые основы таможенного контроля*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см.: Налоговый вестник. - 2002. - N 4. - С. 124.
     
А.Н. Козырин,
д.ю.н., профессор

     

Зона таможенного контроля

     
     Для целей осуществления таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации, в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов Российской Федерации и в иных местах, определяемых ГТК России, создаются зоны таможенного контроля.
     
     Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы таких зон и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов Российской Федерации и под их контролем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов Российской Федерации.
     
     В развитие предписаний Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) о зоне таможенного контроля (ст. 181) были приняты Положение о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утвержденное приказом ГТК России от 13.07.2000 N 594, а также письмо ГТК России от 12.10.2000 N 01-06/29595 "О зонах таможенного контроля".
     
     Зона таможенного контроля - это специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
     
     В обязательном порядке зоны таможенного контроля создаются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации.
     
     Территории и помещения складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и магазинов беспошлинной торговли приобретают статус зон таможенного контроля при создании свободных таможенных зон и выдаче таможенными органами лицензий.
     
     Зоны таможенного контроля могут быть созданы на постоянной или временной основе и в зависимости от этого могут быть постоянными или временными.
     
     Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах таможенного оформления, местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, местах расположения таможенных органов, а также вдоль таможенной границы Российской Федерации.
     
     Территории и помещения складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и территории свободных таможенных зон также являются постоянными зонами таможенного контроля.
     
     В соответствии с принятыми ГТК России нормативными правовыми актами (Положение о таможенном режиме таможенного склада, утвержденное приказом ГТК России от 24.07.2001 N 720; Положение о складах временного хранения, утвержденное приказом ГТК России от 10.11.2000 N 1013; Положение о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утвержденное приказом ГТК России от 23.07.1999 N 468) территории таможенного склада, склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли являются зоной таможенного контроля. Дополнительных мер по правовому закреплению факта создания зоны таможенного контроля на таких территориях со стороны таможенного органа не требуется (письмо ГТК России от 12.10.2000 N 01-06/29595).
     
     Временные зоны таможенного контроля создаются на территориях, в помещениях, на транспортных средствах (в том числе морских и воздушных судах, железнодорожных поездах), где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций.
     
     Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на время проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, в случае перемещения либо нахождения таких товаров за пределами установленных мест таможенного оформления, а также при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и производстве дознания и иных действий таможенных органов, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
     
     При создании временных зон таможенного контроля необходимо учитывать, что основной целью создания таких зон в первую очередь является обеспечение осуществления таких мероприятий оперативного характера, как таможенный досмотр, проведение превентивных рейдов и связанные с этим взятие проб и образцов, контрольные замеры, проверка целостности упаковки и наложенных средств таможенного обеспечения, следственные действия и дознание, изъятие товаров и транспортных средств с их последующим временным размещением в такой зоне.
     
     Создание временной зоны таможенного контроля для целей таможенного оформления вне установленных мест необходимо рассматривать как исключительную меру, применяемую в случае, если доставка товаров в места, определенные для их таможенного оформления, невозможна либо затруднена в силу специфических особенностей товара, сопряжена со значительными непроизводительными затратами, может повлечь порчу товара либо утрату части его потребительских свойств до окончания таможенного оформления, а также в случае, если не представляется возможным обеспечить сохранность товара во время его следования до установленного места таможенного оформления. При этом руководитель таможенного органа и должностные лица, ответственные за осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, обязаны принять все меры по обеспечению их полноты и качества в соответствии с установленными правилами и процедурами.
     
     Срок действия временной зоны таможенного контроля должен соответствовать срокам проведения и характеру мероприятий, обусловивших необходимость создания такой зоны.
     
     Порядок создания зон таможенного контроля включает принятие таможенным органом решения о создании зоны таможенного контроля, определение ее пределов и мест пересечения ее границ лицами, товарами и транспортными средствами, обозначение созданной зоны таможенного контроля, информирование других заинтересованных органов о создании зоны таможенного контроля.
     
     Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее), в регионе деятельности которого расположены соответствующие места и территории.
     
     Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможенного органа. В приказе указываются пределы зоны таможенного контроля, установленные места пересечения границы зоны таможенного контроля, а также средства, используемые для обозначения зоны таможенного контроля. Дополнительно в приложении к приказу приводится графическое отображение пределов и территории зоны таможенного контроля в виде планов и карт.
     
     Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее). При этом принимаются меры по обозначению временной зоны таможенного контроля.
     
     Проект приказа таможенного органа о создании постоянной зоны таможенного контроля вдоль государственной границы Российской Федерации необходимо согласовать с Главным управлением организации таможенного контроля.
     
     Если конкретный участок государственной границы Российской Федерации проходит по пределам регионов деятельности нескольких таможен, приказ о создании постоянной зоны таможенного контроля вдоль такого участка следует издавать региональному таможенному управлению, в подчинении которого эти таможни находятся.
     
     При определении пределов постоянной зоны таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа следует учитывать физико-географические условия местности, характер и интенсивность внешнеэкономической и хозяйственно-производственной деятельности, административно-территориальное деление и другие факторы, которые могут непосредственно влиять на организацию проведения таможенного контроля. При этом таможенные органы должны руководствоваться принципом разумной достаточности исходя из целей создания зоны таможенного контроля и возможностей таможенного органа в решении задач по проведению таможенного контроля на ее территории.
     
     Постоянная зона таможенного контроля, создаваемая в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, должна включать участки территории пункта пропуска, на которых непосредственно расположены подразделения таможенного органа и залы таможенного контроля, где осуществляются досмотровые операции, таможенное оформление товаров и транспортных средств, размещаются ожидающие таможенного оформления и задержанные транспортные средства, а также находятся места проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному контролю. При этом необходимо учитывать факторы, обеспечивающие соблюдение режима, установленного в пункте пропуска, а также интересы всех государственных органов, участвующих в осуществлении контроля в пункте пропуска.
     
     При создании зоны таможенного контроля в морском (речном) пункте пропуска в нее может включаться часть акватории порта, в том числе причальные сооружения и места якорных стоянок, определенные портовыми правилами для постановки судов загранплавания.
     
     Постоянную зону таможенного контроля, создаваемую вдоль государственной границы Российской Федерации, рекомендуется создавать в пределах полосы местности шириной:
     
     - до 30 км от линии государственной границы в глубь территории Российской Федерации - на сухопутном участке;
     
     - до 15 км от береговой линии в пределах российской части пограничных рек, озер и иных водоемов и в глубь территории Российской Федерации - на речных, озерных участках;
     
     - до 15 км от береговой линии в пределах территориальных, внутренних вод и в глубь территории Российской Федерации - на морском участке.
     
     Необходимо учитывать, что в соответствии с Законом РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" территория в пределах полосы местности шириной 5 км вдоль государственной границы Российской Федерации на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах отведена для установления пограничной зоны. Осуществление контроля за соблюдением режима в пограничной зоне, включая контроль за соблюдением правил въезда, пребывания и передвижения транспортных средств, находится в компетенции ФПС России. В целях исключения дублирования контрольных функций рекомендуется не включать в создаваемую зону таможенного контроля вдоль государственной границы Российской Федерации территорию уже установленной пограничной зоны. Создание зоны таможенного контроля вдоль государственной границы Российской Федерации следует рассматривать как дополнительную меру, направленную на пресечение и профилактику незаконного перемещения товаров и транспортных средств через необустроенные, слабо охраняемые и не обеспеченные должным пограничным прикрытием участки государственной границы Российской Федерации.
     
     В зону таможенного контроля, создаваемую вдоль государственной границы Российской Федерации, рекомендуется также не включать территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, национальных парков (письмо ГТК России от 12.10.2000 N 01-06/29595).
     
     Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля" ("Customs control zone").
     
     Положением о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля не установлены нормативы размеров знаков для обозначения зон таможенного контроля. Однако при их изготовлении необходимо учитывать, что надпись на знаке должна быть исполнена в две строки на двух языках (соответственно на русском и английском либо ином иностранном языке), хорошо различима, ясно читаема и должна исключать неправильность толкования значения установленного знака. Рекомендуется придерживаться соотношения ширины к длине знака один к трем, а для знаков, предназначенных к установлению внутри помещения, использовать следующие размеры: ширина - 75 см, высота - 25 см, высота букв надписи - 5 см.
     
     Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи "Зона таможенного контроля" ("Customs control zone") непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих периметр зоны таможенного контроля.
     
     Допускается применение для надписей помимо английского любого другого языка, целесообразного для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля.
     
     Знаки обозначения зон таможенного контроля, устанавливаемые на автомобильных дорогах, изготавливаются в соответствии с техническими условиями и стандартами, определенными для дорожных информационно-указательных знаков.
     
     Обозначение зон таможенного контроля на территории склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли должно быть осуществлено силами и за счет средств их владельцев. Данное обстоятельство необходимо учитывать при утверждении процедур использования складов временного хранения и таможенных складов, предъявлении требований к месту расположения, обустройству и оборудованию территории магазина беспошлинной торговли.
     
     Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, временно устанавливаемыми указательными щитами, табло, иными информационными указателями. При этом допускается применение подручных материалов и средств. Возможно устное оповещение.
     
     Обозначение зоны таможенного контроля производится после принятия решения о ее создании по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения таможенной границы лицами, товарами и транспортными средствами. При обозначении зон таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о конкретных пределах зоны таможенного контроля, установленных местах пересечения границы зоны таможенного контроля и таможенных маршрутах, перечне лиц, имеющих доступ в зону таможенного контроля, средствах ее обозначения и иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием.
     
     Обозначение зон таможенного контроля в пунктах пропуска, в местах расположения складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов производится по периметру занимаемой территории. Указательные знаки располагаются с частотой, обеспечивающей видимость одновременно двух знаков.
     
     Зона таможенного контроля ликвидируется в связи с изменением места нахождения таможенного органа, закрытием пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, ликвидацией места таможенного оформления, при наступлении иных обстоятельств, требующих выделения и обозначения части таможенной территории Российской Федерации для осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации.
     
     Основанием для ликвидации зон таможенного контроля на территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и свободных таможенных зон является ликвидация согласно установленному порядку указанных складов, магазинов беспошлинной торговли и свободных таможенных зон. Решение о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля оформляется в виде приказа таможенного органа.
     
     Временная зона таможенного контроля ликвидируется по выполнении мероприятий, для которых она и была создана, или по истечении срока ее действия.
     
     Постоянные или временные зоны таможенного контроля могут быть ликвидированы только при условии, что на их территории отсутствуют товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.
     

Идентификация товаров и транспортных средств в целях таможенного контроля

     
     Под идентификацией понимается форма таможенного контроля, осуществляемая путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других идентификационных средств.
     
     Следует заметить, что в ТК РФ употребляется термин "средства идентификации", в то время как в международной таможенной практике укоренился термин "атрибуты таможенного обеспечения". Последний является более точным с оперативно-технической точки зрения.
     
     Таможенными органами могут идентифицироваться:
     
     а) транспортные средства;
     
     б) помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;
     
     в) места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
     
     г) товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем.
     
     К средствам идентификации (атрибутам таможенного обеспечения) предъявляются следующие основные требования:
     
     а) невозможность подделки оттисков (в отношении печатей, штампов, подписей, маркировок);
     
     б) невозможность нарушения без видимых следов целостности атрибутов (в отношении пломб, клейких лент, замков);
     
     в) стойкость штемпельных и оттискных материалов и средств письма (паст, чернил, пломб, клеевых покрытий) к внешним климатическим воздействиям;
     
     г) четкость воспроизводимых отпечатков и оттисков на документы и упаковки товаров и транспортных средств.*1
     _____
     *1 См.: Технические средства в таможенном деле //Основы таможенного дела/ Под ред. Г.А. Дугина. - М., 1995. - Вып. VI. - С. 45-46.

     
     Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с разрешения последних, кроме случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств (часть третья ст. 185 ТК РФ).
     
     Информация об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации должна быть немедленно сообщена таможенным органам. Это сообщение должно быть сопровождено доказательствами наличия указанной угрозы.
     

     При перевозке грузов с применением книжки МДП в случае повреждения наложенных таможенными органами пломб и печатей, а также гибели или повреждения товаров в пути следования водитель автотранспортного средства обязан немедленно сообщить об этом таможенным органам страны, в которой находится транспортное средство, если таковые расположены поблизости, или другим государственным органам, имеющим право составить протокол о происшествии или несчастном случае (местным органам власти, милиции, ГИБДД и т.д.).
     
     ГТК России вправе устанавливать особые правила идентификации товаров и транспортных средств.
     
     Так, порядок идентификации товаров определяется в Правилах доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом ГТК России от 20.05.1996 N 304.
     
     Товары, доставляемые в соответствии с указанными Правилами, должны быть идентифицированы таможенным органом отправления и таможенным органом назначения. Идентификация производится для исключения случаев изъятия без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых в соответствии с настоящими Правилами, или их замены.
     
     Идентификация таможенным органом отправления осуществляется после идентификационного досмотра путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, проставления штампов, использования описания товаров, чертежей, масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.
     
     Идентификация товаров путем наложения пломб и печатей на грузовые отделения транспортных средств осуществляется в случае, если такие транспортные средства соответствуют Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, утвержденным приказом ГТК России от 19.08.1994 N 426.
     
     Если в таможенном органе отправления идентификационный досмотр не проводился, в качестве средств идентификации могут признаваться пломбы и печати транспортных организаций или отправителей товаров.
     
     Печати и пломбы не налагают на грузовые отделения транспортных средств при доставке животных и иных товаров, к которым необходим доступ во время доставки.
     
     При доставке товаров, в том числе тяжеловесных и громоздких, в открытых транспортных средствах или в транспортных средствах, не соответствующих Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами (когда такие перевозки допускаются законодательством о таможенном деле), средства идентификации по решению должностного лица таможенного органа могут налагаться на отдельные грузовые места, либо в качестве средств идентификации могут использоваться описание товаров, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации. Указанные документы заверяются должностным лицом таможенного органа отправления и прилагаются к документу контроля за доставкой товара (ДКД). Товаросопроводительные документы (в том числе счета-фактуры или счета-проформы) являются средствами таможенной идентификации.
     
     Идентификация товаров таможенным органом назначения производится путем проверки средств идентификации таможенного органа отправления, проведения идентификационного досмотра и осуществления таможенного контроля в иных формах.
     
     Порядок идентификации товаров для переработки в товарной продукции определен в Положении о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории, утвержденном приказом ГТК России от 05.09.1997 N 543.
     
     Идентификация товаров для переработки в товарной продукции - это способы установления факта, что операциям по переработке подвергались именно товары для переработки в целях получения товарной продукции.
     
     Могут использоваться следующие способы идентификации:
     
     - наложение таможенных обеспечений в виде пломб на складские помещения, участки технологических линий, выполняющих определенные технологические операции, с целью недопущения использования в производственном процессе товаров, не указанных в лицензии на переработку на таможенной территории;
     
     - проставление заявителем, переработчиком или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и (или) другой маркировки на исходные товары для переработки и (или) российские товары;
     
     - описание товаров для переработки;
     
     - фотографирование, изображение в масштабе товаров для переработки;
     
     - сопоставление предварительно взятых проб, образцов товаров для переработки с товарной продукцией;
     
     - использование имеющейся маркировки в виде заводских номеров (например, двигателей, частей кузова и т.д.) товаров для переработки.
     
     В случае невозможности использования вышеуказанных способов идентификации заявитель вправе предоставлять заключения независимых экспертных организаций и таможенных лабораторий по определению возможного способа идентификации товаров для переработки в товарной продукции.
     
     Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при производственном процессе в целях идентификации товаров для переработки в товарной продукции.
     
     Если операция по переработке производится в несколько этапов с использованием разных технологических процессов как у одного, так и у разных переработчиков, то в целях идентификации исходных товаров для переработки в товарной продукции могут применяться вышеуказанные способы для каждого этапа отдельно.
     
     Идентификация товаров для переработки в товарной продукции не требуется в следующих случаях:
     
     - переработчик использует технологический процесс, относящийся к непрерывным циклам производства;
     
     - переработчик использует уникальный технологический процесс, который исключает производство аналогичной и (или) идентичной товарной продукции на таможенной территории Российской Федерации.
     
     Особый порядок наложения и снятия средств таможенной идентификации предусмотрен в Положении об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации, утвержденном приказом ГТК России от 03.02.1999 N 60.
     
     Средства идентификации (пломбы таможенного органа) налагаются на клеммные сборки цепей учета и коробки зажимов приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии в точках установки пломб органами государственного энергетического надзора.
     
     При осуществлении таможенного контроля данные Журнала первичной записи показаний счетчиков учета, находящегося на энергообъекте, заверяются подписью и личной номерной печатью сотрудника таможенного органа.
     
     Ответственность за сохранность таможенных средств идентификации несет персонал энергообъекта в соответствии с должностными инструкциями.
     
     Наложение средств идентификации осуществляется сотрудником таможенного органа в присутствии ответственных лиц энергообъекта и энергосбыта путем наложения пломб, печатей, штампов и других средств таможенной идентификации.
     
     При наложении пломб таможни на клеммные сборки цепей учета и коробки зажимов приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии либо их снятии или изменении работники энергообъекта осуществляют подготовку мест пломбирования.
     
     Сотрудник таможенного органа устанавливает пломбы таможни с оформлением акта в двух экземплярах. Один экземпляр акта хранится в таможенном органе, второй - на энергообъекте.
     
     При необходимости замены приборов учета, проведения проверки средств расчетного (коммерческого) учета электроэнергии либо других работ, осуществление которых требует нарушения целостности таможенных пломб, лица, ответственные за сохранность таможенных пломб, заблаговременно извещают таможенный орган, в регионе деятельности которого они находятся, о проведении вышеперечисленных работ с указанием даты начала и окончания работ.
     
     Снятие пломбы сотрудником таможенного органа производится в присутствии ответственных лиц энергообъекта и энергосбыта с оформлением соответствующего акта.
     
     Сравнительно недавно в российской таможенной практике появился такой способ идентификации товаров, как марка акцизного сбора. Согласно постановлению Правительства РФ от 04.09.1999 N 1008 "О марках акцизного сбора" алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца.
     
     Во исполнение упомянутого постановления Правительства РФ был принят приказ ГТК России от 28.12.2000 N 1230 "О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками". В нем, в частности, определены правила маркировки товаров.
     
     Маркировка товара акцизными марками осуществляется за пределами территории Российской Федерации.
     
     Марки должны быть нанесены путем наклеивания на упаковку товара, которая не должна отделяться от товара до его употребления и в которой товар представляется для розничной продажи. Марки наклеиваются плотно поверх закупорочного элемента или на месте предполагаемого вскрытия упаковки таким образом, чтобы вскрытие упаковки приводило к обязательному повреждению марок и исключало возможность их повторного использования.
     
     Клей, применяемый для наклеивания марок, должен быть устойчив к высоким и низким температурам, различным уровням влажности для исключения возможности его высыхания и отслоения наклеенной марки от упаковки товара.
     
     Не допускается нанесение поверх марки каких-либо элементов упаковки (за исключением прозрачной целлофановой обертки, наносимой на упаковку производителем табачных изделий), которые закрывают поверхность марки и затрудняют осуществлять контроль ее подлинности.
      

(Окончание следует.)