Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

А.А. Владимирова

     

     1. Что является основанием для начисления пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций в течение отчетного (налогового) периода?

     
     В ст. 287 НК РФ установлены сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей, из которой можно сделать следующие выводы:
     
     1) налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
     
     Согласно ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода (отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а налоговым периодом - календарный год) представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, а по итогам налогового периода - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
     
     2) квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период;
     
     3) ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются налогоплательщиком не позднее 15-го числа каждого месяца этого отчетного периода, а при исчислении ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли - не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем;
     
     4) по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате квартальных авансовых платежей.
     
     Более детальный порядок исчисления и уплаты в бюджет авансовых платежей налога на прибыль изложен в письмах МНС России от 03.01.2002 N ВГ-6-02/1 и от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160, в которых дополнительно к вышеизложенному доведено до сведения налоговых органов следующее:
     
     - организации, являющиеся плательщиками авансовых платежей в бюджет по налогу на прибыль в I квартале 2002 года, вправе представить налоговым органам до первого срока уплаты ежемесячного платежа сведения о подлежащих уплате авансовых платежах в I квартале 2002 года в произвольной форме. При этом суммы платежей распределяются по уровням бюджетов в размере, причитавшемся к уплате в III квартале 2001 года как по самой организации, так и по обособленным подразделениям;
     
     - если организация не представила сведения об уплате авансовых платежей в I квартале 2002 года в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения обособленного подразделения, указанные налоговые органы вправе самостоятельно определить на основании имеющихся у них данных суммы подлежащих уплате авансовых платежей за I квартал 2002 года;
     
     - организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, не начисляют и не уплачивают в I квартале 2002 года ежемесячные авансовые платежи в порядке, указанном в ст. 287 НК РФ и письме МНС России от 03.01.2002 N ВГ-6-02/1;
     
     - налогоплательщики, перешедшие на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, бюджетные учреждения, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), а также организации, имеющие выручку от реализации в среднем за 2001 год за квартал не выше 3 млн руб., имеют основания не обеспечивать общий установленный порядок исчисления и уплаты авансовых платежей. Но при этом они были вправе перейти в 2002 году на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 20 января 2002 года. В этом случае авансовый платеж в январе 2002 года исчислялся такими налогоплательщиками исходя из фактически полученной прибыли за декабрь 2001 года;
     
     - способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов изложены в главе 11 НК РФ, одним из которых является уплата пеней.
     
     Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная в данной статье денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     Пени подлежат уплате налогоплательщиками в случае образования у них недоимки, то есть не уплаченной в установленный срок суммы налога на прибыль, исчисленной согласно ст. 286 НК РФ как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 НК РФ.
     
     Оснований для начисления пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного (налогового) периода в связи с принятием главы 25 НК РФ не имеется, поскольку их расчет производится исходя из квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей, что подтверждено в письме МНС России от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160.
     
     Так как исчисление суммы квартального авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащей уплате в бюджет исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, облагаемой налогом, производится нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания по истечении I квартала, полугодия, девяти месяцев и года, то квартальные авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей для обеспечения равномерного поступления налога на прибыль в течение отчетного (налогового) периода.
     
     Следовательно, если по итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль, свидетельствующую о получении дохода, но не выполнил обязанности по уплате ежемесячных авансовых платежей в установленные налоговым законодательством сроки, то у налогового органа имеются основания для начисления пени, что подтверждено п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     Кроме того, при неуплате или уплате налога на прибыль в виде авансовых платежей в сроки более поздние по сравнению со сроками, установленными ст. 287 НК РФ, данные суммы будут являться задолженностью налогоплательщика, которая регулируется ст. 46 и 47 НК РФ, устанавливающими порядок принудительного взыскания налога.
     
     В письме МНС России от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160 даны конкретные примеры расчета начисления пени.
     

     2. В подпункте 21 ст. 270 НК РФ установлено, что к расходам, не учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся расходы, связанные с вознаграждениями руководству или работникам, помимо тех вознаграждений, которые выплачиваются на основании трудовых договоров (контрактов). Подлежат ли в этом случае списанию в уменьшение налога на прибыль производимые организацией выплаты вознаграждений работникам за трудовые показатели в соответствии с коллективными договорами и соглашениями?

     
     В соответствии со ст. 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на оплату труда. Конкретный перечень расходов на оплату труда, включающий любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями оплаты труда, приведен в ст. 255 НК РФ.
     
     Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), введенного Федеральным законом от 31.12.2001 N 197-ФЗ, оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд по законам, иным нормативным и правовым актам, коллективным договорам, соглашениям, локальным нормативным актам и трудовым договорам.
     
     Оплата труда - это вознаграждение работника за его труд в зависимости от квалификации работника, сложности труда, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, что также подтверждено в ст. 255 НК РФ.
     
     Статья 270 НК РФ определила перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, к которым относятся расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), что имеет отношение к тем вознаграждениям, которые не связаны непосредственно с результатами работы работников организации.
     

     3. Госналогслужба России в письме от 03.02.1998 N ВК-6-16/76 довела до сведения налоговых органов, что в случае уклонения экономических субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок к ним необходимо предъявлять иски о применении штрафных санкций. Какой порядок действует в настоящее время?

     
     В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и ст. 32 НК РФ главной задачей работников налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Письмо Госналогслужбы России от 03.02.1998 N ВК-6-16/76 "О взыскании штрафов в случае уклонения экономических субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок" было основано на Указе Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", который Указом Президента Российской Федерации от 13.12.2001 N 1459 признан утратившим силу.
     
     Аудиторская проверка подтверждает правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность представления финансовой (бухгалтерской) отчетности, что необходимо заинтересованным пользователям в лице учредителей, участников организации, собственников ее имущества, потенциальных инвесторов, кредиторов и т.п.
     
     Обязанностью налогоплательщиков (плательщиков сборов) является представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     
     Вышеуказанный закон установил состав бухгалтерской отчетности, в том числе аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
     
     Однако если в составе бухгалтерской отчетности, представленной в налоговый орган, отсутствует аудиторское заключение, то у налогового органа нет оснований для применения к организациям исков о взыскании штрафных санкций.
     

     4. Статья 317 НК РФ устанавливает порядок определения внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств по методу начисления. Каков порядок включения для целей налогообложения доходов за нарушение договорных обязательств?

     
     Согласно п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций признается дата их начисления в соответствии с условиями заключенных договоров либо на основании решения суда. Это имеет место у организаций, признающих доходы при методе начисления, то есть доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.
     
     В соответствии со ст. 330-331 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
     
     Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
     
     Вышеуказанное послужило основой ст. 317 НК РФ, в которой установлено следующее.
     
     Определяя внереализационные доходы в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Если условиями договора не предусмотрено штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика появляется на основании решения суда.
     
     В Методических рекомендациях по применению главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, указано, что если в заключенном договоре предусмотрены штрафные санкции или возмещение убытков, то доходы признаются полученными налогоплательщиком при возникновении обязательств, с которыми условия договора связывают предъявление штрафных санкций или возмещение убытков.
     
     В соответствии с п. 39 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, организацией отражаются только те штрафы, пени, неустойки, которые признаны должником или по которым получены решения суда (арбитражного суда) либо другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на принятие соответствующего решения об их взыскании.
     

     5. Статьей 126 ТК РФ установлено, что часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Принимается ли для целей налогообложения эта денежная компенсация?

     
     Учитывая соответствующие статьи ТК РФ, следует принять во внимание следующее:
     
     1) ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ);
     
     2) ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 116 ТК РФ);
     
     3) часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией [замена не допускается для беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет и занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда] (ст. 126 ТК РФ).
     
     Как расходы на оплату труда в соответствии со ст. 255 НК РФ списываются расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, а также денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника.
     
     Однако в п. 24 ст. 255 НК РФ предусмотрено списание на расходы по оплате труда других видов расходов, не указанных в п. 1-23 ст. 255 НК РФ, что является основанием для списания согласно ст. 126 ТК РФ части отпуска, превышающей 28 календарных дней, денежной компенсации по письменному заявлению работника.
     

     6. Статьей 260 НК РФ установлен порядок списания расходов на ремонт основных средств. Как в этом случае арендатором списываются расходы на ремонт основных средств, взятых в аренду без права выкупа?

     
     Статьей 616 ГК РФ установлено следующее:
     
     1) арендодатель обязан проводить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды;
     
     2) капитальный ремонт должен проводиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью - в разумный срок;
     
     3) нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:
     
     - произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
     
     - потребовать соответственно уменьшения арендной платы.
     
     Согласно п. 3 ст. 260 НК РФ положения данной статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение расходов на ремонт арендованных основных средств арендодателем не предусмотрено.
     
     Итак, если договором аренды определено, что ремонт осуществляется арендатором за его счет, то арендатор рассматривает расходы на ремонт основных средств как прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 253 НК РФ.
     
     При этом если арендатор относится к организациям промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб, жилищно-коммунального хозяйства, то он списывает фактически произведенные затраты в полной сумме на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), а если арендатор относится к прочим организациям, то он списывает расходы на ремонт арендованных основных средств в соответствии с подпунктом 2 ст. 1, п. 2 ст. 260 НК РФ и ст. 324 НК РФ.
     

     7. Согласно ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются расходы на оплату юридических услуг. Существует ли конкретный перечень этих услуг, учитываемых для целей налогообложения?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под обоснованными расходами подразумеваются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами подразумеваются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     На основании подпункта 14 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на оплату юридических услуг включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг).
     
     Конкретный перечень юридических услуг, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), нормативными документами не определен. К этим услугам, в частности на платной основе, относятся юридический консалтинг по всем отраслям права; правовая работа, связанная с обеспечением хозяйственной и иной деятельности организаций любой организационно-правовой формы; защита прав и законных интересов организаций в суде; правовая экспертиза учредительных и иных документов организаций; составление заявлений, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов юридического характера; подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам и др.
     
     Приведенный неполный перечень юридических услуг свидетельствует об их разнообразии.
     
     Однако, как это следует из ст. 252 НК РФ, на затраты производства продукции (работ, услуг) списываются юридические услуги, имеющие непосредственное к этому отношение.
     

     8. Каков порядок налогообложения разницы между номинальной стоимостью и выкупной у акционерных обществ при выкупе собственных акций по цене ниже номинальной стоимости в случае их аннулирования?

     
     В п. 3.6 приказа Минфина России от 15.01.1997 N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами" определен порядок, согласно которому в случае выкупа организациями собственных акций у акционеров и цены выкупа, отличной от учетной (номинальной) цены, возникающая разница подлежала списанию в бухгалтерском учете на счета финансовых результатов, если цена выкупа была ниже номинальной, и на счета по учету собственных средств, если цена выкупа была выше номинальной, с одновременным принятием к бухгалтерскому учету выкупленных акций.
     
     Однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.1998 N ГКПИ 98-525 указанный пункт приказа Минфина России был признан недействительным.
     
     Согласно п. 40 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации по счету 58 "Финансовые вложения" отражаются фактические затраты организации по выкупу собственных акций у акционеров.
     
     В соответствии с подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде суммы превышения номинальной стоимости над ценой фактического приобретения организацией собственных акций (долей, паев) в случае продажи налогоплательщиком акций, ранее выкупленных ею у владельцев.
     
     Так как в главе 25 НК РФ не установлен порядок списания аннулированных акций без увеличения финансовых результатов для целей налогообложения в случае превышения их номинальной стоимости над ценой фактического приобретения, то это дает основание к увеличению налоговой базы для целей налогообложения.
     

     9. Какие расходы по нотариальному оформлению включаются в состав расходов, принимаемых для целей налогообложения?

     
     Как установлено в подпункте 16 п. 1 ст. 264 НК РФ, в состав прочих расходов относятся затраты организаций по плате государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.
     
     В соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-1, за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации.
     
     За выполнение вышеуказанных действий, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, которые соответствуют размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением сторон.
     
     Нотариальное действие может быть признано совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.
     
     Вышеуказанное изложено в п. 1.16 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     Следовательно, оплаченная юридическим лицом государственная пошлина за нотариальные и иные действия государственной нотариальной конторы, или частного нотариуса может быть списана на себестоимость продукции или финансовые результаты, если эти затраты имеют непосредственное отношение к производству и реализации продукции (работ, услуг) и в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке, приняты в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции в пределах утвержденных в установленном порядке тарифов.
     
     В остальных случаях расходы по государственной пошлине не снижают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     
     Если, например, услуги нотариуса связаны с оформлением документов по покупке или продаже основных средств или материально-производственных запасов, то оплаченная стоимость услуг нотариуса списывается на увеличение стоимости основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, или на увеличение стоимости материальных ценностей согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
     

     10. Принимаются ли для целей налогообложения суммы НДС, относящиеся к внереализационным доходам и расходам?

     
     Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, предусмотрено списание сумм кредиторской задолженности как внереализационные доходы, а Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, - сумм дебиторской задолженности как внереализационные расходы.
     
     Внереализационные доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (за исключением задолженности бюджетам разных уровней), учитываются для целей налогообложения, что подтверждено п. 18 ст. 250 НК РФ. Суммы дебитор-ской задолженности с истекшим сроком исковой давности списываются и учитываются для целей налогообложения в соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.
     
     Дебиторская и кредиторская задолженности списываются на финансовые результаты с учетом сумм НДС, о чем свидетельствуют ответы Минфина России и МНС России.
     

     11. В п. 1 ст. 264 НК РФ установлен порядок снижения налоговой базы по налогу на прибыль для целей налогообложения на расходы в пределах утвержденных нормативов по объектам социальной сферы для градообразующих организаций. О каких организациях идет речь?

     
     До конца 2001 года налогоплательщики исчисляли налогооблагаемую базу по налогу на прибыль с учетом использования льготы, установленной п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", то есть при исчислении налога на прибыль налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий также в пределах утвержденных норм.
     
     Начиная с 2002 года в ст. 264 НК РФ установлен специальный порядок налогообложения расходов на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, в том числе для налогоплательщиков, которые являются градообразующими организациями.
     
     В подпункте 32 п. 1 ст. 264 НК РФ говорится о том, что налогоплательщики, являющиеся градообразующими организациями и имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых и (или) инвалидов, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.
     
     Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе принять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории, подведомственных указанным органам.
     
     Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к указанным видам объектов.
     
     Понятие градообразующих организаций дано в ст. 132 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в которой указано, что градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.
     

     12. Снижается ли налогооблагаемая база по налогу на прибыль на суммы начисленных амортизационных отчислений, переданных по договору безвозмездного пользования?

     
     Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
     
     К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные договором аренды.
     
     НК РФ установил следующий порядок амортизации основных средств, сданных (принятых) в безвозмездное пользование:
     
     1) из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 НК РФ исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование (подпункт 8 п. 2 ст. 256 НК РФ);
     
     2) по основным средствам, переданным налогоплательщиком в безвозмездное пользование, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, начисление амортизации не производится (п. 2 ст. 322 НК РФ).
     

     13. Принимаются ли для целей налогообложения производимые ссудополучателем расходы по поддержанию имущества, полученного в безвозмездное пользование, в исправном состоянии?

     
     На основании п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются нормы, предусмотренные ст. 607 ГК РФ, п. 1 и абзацем первым п. 2 ст. 610 ГК РФ, п. 1 и 3 ст. 615 ГК РФ, п. 2 ст. 621 ГК РФ, п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ, которые заключаются в следующем:
     
     1) договор безвозмездного пользования аналогичен договору аренды, и в связи с этим по нему действуют условия, предусмотренные при сдаче объектов в аренду;
     
     2) договор безвозмездного пользования заключается на срок, определенный договором. Если срок договора безвозмездного пользования не определен, этот договор считается заключенным на неопределенный срок;
     
     3) ссудополучатель обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с договором безвозмездного пользования, а если такие условия в договоре не определены, - в соответствии с назначением имущества. Если ссудополучатель пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования, ссудодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков;
     
     4) если ссудополучатель продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны ссудодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок;
     
     5) произведенные ссудополучателем отделимые улучшения взятого имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды;
     
     6) стоимость неотделимых улучшений имущества, принятого ссудополучателем по договору аренды, произведенных ссудополучателем без согласия ссудодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
     
     Объект основных средств, как сказано в п. 87 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н (с изменениями и дополнениями), полученный по договору безвозмездного пользования, учитывается ссудополучателем на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" в оценке, указанной в договоре.
     
     Ссудополучатель, руководствуясь ст. 695 ГК РФ, обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 260 НК РФ и ГК РФ затраты ссудополучателя по поддержанию основных средств, полученных в безвозмездное пользование и используемых для целей производства и реализации продукции (работ, услуг), в исправном состоянии принимаются для целей налогообложения при условии, что необходимость таких затрат возникла в процессе эксплуатации имущества ссудополучателем.
     

     14. Подлежат ли включению в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) расходы по оплате вознаграждений за выдачу банковских гарантий?

     
     В соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" одним из видов банковской деятельности является выдача банковских гарантий.
     
     В главе 23 ГК РФ установлены особенности и понятия банковской гарантии.
     
     Так, в ст. 369 ГК РФ определено, что банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). За выдачу банков-ской гарантии принципал уплачивает гаранту возна-граждение.
     
     Согласно ст. 290 НК РФ к доходам банков, кроме доходов, предусмотренных ст. 249 и 250 НК РФ, относятся доходы от осуществления банковской деятельности, в том числе доходы от операций по предоставлению банковских гарантий.
     
     Так как указанные операции являются не чем иным, как расходами на оплату услуг банков, то они подлежат включению в соответствии с подпунктом 16 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов.
     
     С 2000 года ПБУ 10/99 установило порядок списания расходов, связанных с оплатой услуг кредитными организациями, на счет по учету операционных расходов (п. 11 ПБУ 10/99), а не на себестоимость продукции (работ, услуг), как это было определено Положением о составе затрат.
     

     15. Согласно п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации основные средства, по которым отсутствуют документы о государственной регистрации, подлежат учету как внеоборотные активы, и, следовательно, амортизационные отчисления по ним не списываются на затраты производства. Что нового внесла в этот порядок глава 25 НК РФ, если эти основные средства участвуют в производстве продукции (работ, услуг)?

     
     К незавершенным капитальным вложениям, как это следует из п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, относятся основные средства, по которым не оформлены документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях.
     
     Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
     
     В п. 7 ст. 258 НК РФ установлено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
     
     Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившим в силу с 31 января 1998 года, установлен порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     

     16. В состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг), в соответствии с подпунктом 15 п. 1 ст. 264 НК РФ включаются расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг. Принимаются ли в этом случае расходы по оплате семинаров по вопросам учета и налогообложения?

     
     До конца 2001 года организации при списании на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по оплате за участие в семинарах руководствовались подпунктом "и" п. 2 Положения о составе затрат, а также ответами Минфина России.
     
     Так, например, из письма Минфина России от 27.07.1998 N 04-02-16 следовало, что в состав затрат на участие в семинарах, проводимых организациями по вопросам, связанным с применением нормативных документов, относятся как консультационные услуги оплата стоимости самого семинара и приобретение специальной литературы.
     
     Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, перечисляет несколько разновидностей услуг, квалифицирующихся как консультационные, но он может быть расширен.
     
     Отличительной чертой консультационных услуг является их конкретность к условиям заказчика и выработка необходимых рекомендаций, что следует из постановления Федерального арбитражного суда по Московской области (ФАС МО) от 17.10.2000 по делу N КГ-А40/4709-00.
     
     Для целей налогообложения необходимо отличать образовательные услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями (включая образовательные учреждения), и услуги по проведению консультационных семинаров.
     
     В письме ГНИ по г. Москве от 29.08.1994 N 11-13/11 112 "О порядке отнесения затрат, связанных с проведением консультационных семинаров" приведены отличия образовательных и консультационных услуг.
     
     Различие между семинаром, проводимым учебным (образовательным) заведением в процессе его образовательной деятельности, и так называемым консультационным семинаром состоит в том, что право проведения учебного семинара в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" имеется только у организации, которая признается уполномоченными государственными органами образовательной, то есть у организации, имеющей лицензию на право ведения образовательной деятельности. Кроме того, в соответствии со ст. 27 вышеуказанного Закона по окончании обучения образовательным заведением выдается документ о получении образования по определенной форме (за исключением случаев получения общеобразовательного и профессионального образования, по окончании которых выдается документ государственного образца).
     
     ФАС МО в постановлении от 01.06.2000 по делу N КА-А40/2129-00 отметил, что услуги в форме консультационных семинаров носят характер консультационных услуг, отнесение которых на себестоимость продукции (работ, услуг) не зависит от наличия аналогичной службы или соответствующих штатных работников на предприятии, так как эти услуги не являются управленческими функциями.
     
     В то же время следует принять во внимание, что в соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 и п. 7 ПБУ 6/01, п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, консультационные услуги, имеющие непосредственное отношение к приобретению материально-производственных запасов, основных средств, нематериальных активов, подлежат списанию на счет 10 "Материалы" или 08 "Вложения во внеоборотные активы".
     

     17. Пункт 13 Положения о составе затрат предоставлял налогоплательщику для целей налогообложения право выбора метода расчета данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг). Глава 25 НК РФ также установила порядок признания доходов при методе начисления и кассовом методе. В чем отличие этих нормативных документов по отношению к признанию доходов?

     
     Согласно Федеральному закону от 31.12.1995 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" до конца 2001 года организации при определении данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения имели право в соответствии с п. 13 Положения о составе затрат определять показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) - по мере оплаты или по мере начисления.
     
     В связи с введением в действие главы 25 НК РФ Положение о составе затрат было отменено постановлением Правительства РФ от 20.02.2002 N 121 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам налогообложения прибыли организаций".
     
     Согласно ст. 271 НК РФ налогоплательщиком признаются доходы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Этот метод является методом начисления. В этом случае в соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету и для целей налогообложения в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).
     
     В этом случае по мере отгрузки и предъявления документов покупателю поставщик отражает данные по выручке от реализации продукции (работ, услуг) по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 90 "Продажи".
     
     В соответствии с п. 2 ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
     
     В п. 3 ст. 271 НК РФ четко установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода для целей главы 25 НК РФ признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав). В целях главы 25 НК РФ днем отгрузки считается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату представления отчета комиссионера (агента).
     
     Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. В этом случае датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
     
     В п. 4 ст. 273 НК РФ также установлено, если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленный п. 1 ст. 273 НК РФ, то он обязан перейти на определение доходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.
     
     Особенности бухгалтерского учета при кассовом методе учета доходов и расходов определены Минфином России в разделе 4 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом от 21.12.1998 N 64н.
     

     18. В п. 3 ст. 257 НК РФ указан состав нематериальных активов, который не полностью соответствует перечню п. 4 ПБУ 14/2000. Как в этом случае осуществляется списание стоимости отсутствующих нематериальных активов для целей налогообложения?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ к нематериальным активам относятся приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности [в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договора уступки (приобретения) патента, товарного знака].
     
     К нематериальным активам, в частности, относятся:
     
     1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
     
     2) исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
     
     3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
     
     4) исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
     
     5) исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
     
     6) владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
     
     Дополнительно к вышеуказанному перечню в п. 4 ПБУ 14/2000 определено, что в составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы [расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации].
     
     Деловая репутация организации может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
     
     Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта, а отрицательную - как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации и т.п. Отрицательная деловая репутация учитывается покупателем как доходы будущих периодов.
     
     Порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с приобретением имущественного комплекса в целом, изложен в письме Минфина России от 23.12.1992 N 117 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий".
     
     В п. 56 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации говорится о том, что приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации, то есть амортизационные отчисления на положительную деловую репутацию организация отражает в бухгалтерском учете путем уменьшения ее первоначальной стоимости, а отрицательную - равномерно списывает на финансовые результаты как операционные доходы.
     
     Так как в перечне нематериальных активов, поименованных в ст. 257 НК РФ, отсутствуют деловая репутация и другие активы, в ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что по состоянию на 1 января 2002 года налогоплательщик обязан включить в состав расходов суммы, подлежащие единовременному списанию в связи с различиями в классификации объектов или операций, не подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. К таким объектам или операциям, в частности, относятся активы налогоплательщика, числящиеся в бухгалтерском учете до вступления в силу этой главы на счетах учета нематериальных активов, но не относящиеся к таковым в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
     
     Однако, как было изложено выше и в соответствии с п. 27 ПБУ 14/2000, положительная деловая репутация возникает при приобретении имущественного комплекса в целом, и эта разница не может быть списана единовременно, а должна быть добавлена к цене приобретенного комплекса. В этом случае указанная разница должна увеличить балансовую стоимость приобретенных активов с единовременным списанием тех активов, которые были полностью использованы при производстве продукции (работ, услуг). Это имеет место в отношении материально-производственных запасов, бывших малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
     

     19. В п. 1 ст. 249 НК РФ определено, что одним из доходов организации для целей налогообложения являются доходы от реализации имущественных прав. Что в этом случае имеется в виду?

     
     В п. 1 ст. 249 НК РФ установлено, что к доходам от реализации продукции (работ, услуг) относятся имущественные права. Это основано на п. 4 ст. 454 ГК РФ, в котором указано, что положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не следует из содержания или характера этих прав.
     
     Имущественные права, как это указано в ст. 128 НК РФ, относятся к объектам гражданских прав, а в ст. 382 ГК РФ, в частности, говорится о праве требования дебиторской задолженности.
     
     В зависимости от содержания или характера имущественного права следует руководствоваться положениями ГК РФ, Законом СССР от 31.05.1991 N 2213-1 "Об изобретениях в СССР", Законом СССР от 10.07.1991 N 2328-1 "О промышленных образцах", Законом РФ от 23.09.1992 N 3517-1 "Патентный закон Российской Федерации", о чем указано в Методических рекомендациях по применению главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
     

     20. В п. 8 ст. 250 НК РФ установлен порядок оценки безвозмездно полученного имущества исходя из рыночных цен. Какие возможны варианты информации о ценах?

     
     Методические рекомендации МНС России по применению главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации дают детальные разъяснения к п. 8 ст. 250 НК РФ по порядку оценки полученного имущества.
     
     В этих рекомендациях изложено следующее.
     
     Для определения налоговой базы по доходам, указанным в п. 8 ст. 250 НК РФ, необходимо учитывать положения ст. 274 НК РФ, согласно которой рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному п. 4-10 ст. 40 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них НДС, акциза и налога с продаж).
     
     При определении источников информации о рыночных ценах на товары (работы или услуги) необходимо руководствоваться п. 11 ст. 40 НК РФ.
     
     При этом источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны:
     
     - официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также котировка Минфина России по государственным ценным бумагам и обязательствам;
     
     - информация государственных органов по статистике, органов, регулирующих ценообразование, и иных уполномоченных органов;
     
     - информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.
     
     Кроме того, оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. Статьей 5 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что к объектам оценки относятся работы, услуги, информация.