Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О Земельном кодексе Российской Федерации


О Земельном кодексе Российской Федерации*1

     _____
     *1 Окончание. Начало и продолжение см.: Налоговый вестник. - 2002. - N 3. - С. 53, N 4 - С. 47.

     
     Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга
    
Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

     

12. Платность использования земли и ее оценка

     
     В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию земельных платежей, которое предполагает установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц, расчет ставок земельного налога в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель, выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель, ужесточение контроля за сбором земельных платежей и их перечислением в соответствующие уровни бюджетов, завершение инвентаризации земель, проведение их оценки, учета и государственной регистрации, существенное сокращение льгот по земельному налогу. Следует отметить, что вышеперечисленные требования, предъявляемые к нормам земельного законодательства, нашли свое отражение в новом Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ, Кодекс).
     
     В связи с этим одним из особо важных положений, определенных в ЗК РФ, является закрепление принципа платности использования земли в Российской Федерации на основе действующего в настоящее время законодательства о налогах и сборах и последующего налогообложения путем установления налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков. При этом ЗК РФ различает два вида формы платы за использование земли: земельный налог и арендная плата за землю. При этом формы и размеры налога на землю, порядок исчисления и уплаты земельного налога определяются специальным федеральным законом [имеется в виду Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1)]. В настоящее время согласно этому Закону собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. При этом ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
     
     Наряду с установленной формой платы за землю в виде земельного налога, определяемого Законом N 1738-1, Кодексом предусматривается применение для целей налогообложения кадастровой стоимости земельного участка. При этом ЗК РФ определяет, что государственным земельным кадастром является систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. Одновременно для установления кадастровой стоимости земельных участков Кодексом предполагается проведение государственной кадастровой оценки земель. В настоящее время отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра, регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях государственного учета земель, контроля за их использованием и охраной, планирования и регулирования использования земельных ресурсов, оценки земель и установления обоснованной платы за землю, обеспечения защиты прав на землю организаций и физических лиц, информационного обеспечения гражданского оборота земель. При этом задачей государственного земельного кадастра является обеспечение всех заинтересованных лиц достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и их местоположения. Из существующей на сегодняшний день практики применения этого Федерального закона следует, что полным ходом во всех субъектах Российской Федерации проводятся работы по государственной кадастровой оценке всех категорий земель для целей налогообложения. В этих целях разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти методические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель. Проводятся работы по инвентаризации земель, уточняются и вводятся в государственный земельный кадастр сведения о землях, совершенствуются механизмы межведомственного взаимодействия между организациями, осуществляющими формирование, государственный кадастровый учет, оценку, регистрацию прав на земельные участки и иное недвижимое имущество и сделки с ним, и налоговыми органами. Результаты государственной кадастровой оценки земель заносятся в государственный земельный кадастр, где, основываясь на сведениях о земельных участках и их правообладателях, эти результаты должны использоваться в целях установления объектов налогообложения, налогоплательщиков, определения налоговой базы, налоговых льгот, а также ставок земельного налога.
     
     Территориальными органами Федеральной службы земельного кадастра России реализуются положения, установленные постановлениями Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", в части осуществления работ по проведению государственной кадастровой оценки земель. От проводимой на территории Российской Федерации государственной кадастровой оценки земель зависит и принятие главы "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), определяющей, что при исчислении земельного налога в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость объекта налогообложения. В нескольких словах можно охарактеризовать суть проводимой оценки земель. Так, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель, а земель сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда - на основе капитализации расчетного рентного дохода. Расчетный рентный доход вычисляется как сумма дифференциального и абсолютного рентного дохода, где дифференциальный рентный доход представляет собой дополнительный доход, образующийся на землях относительно лучшего качества и местоположения, а абсолютный рентный доход является минимальным доходом независимо от качества и местоположения сельскохозяйственных угодий. Государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений производится на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства.
     
     Вместе с тем имеются прогнозы, что проводимая на территории Российской Федерации государственная кадастровая оценка всех земель может полностью не завершиться к введению в действие главы "Земельный налог" НК РФ. ЗК РФ это обстоятельство учтено. В связи с этим ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, применяется нормативная цена земли.
     

13. Понятие, состав и налогообложение земель сельскохозяйственного назначения

     
     Довольно широко в ЗК РФ охарактеризован состав земель в Российской Федерации. Так, ст. 77 Кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также земли, предназначенные для этих целей. Характеристика этих земель была бы неполной, если ЗК РФ ограничился бы приведенным понятием. Кодекс исчерпывающе раскрывает состав земель сельскохозяйственного назначения, выделяя при этом сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, садами, виноградниками и др.), земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
     
     Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. На практике нередко возникает вопрос о лицах, использующих земли сельскохозяйственного назначения. ЗК РФ разъясняет, что эти земли для указанных целей могут использоваться гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, сенокошение и выпас скота, объединениями граждан для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями, казачьими обществами, опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений, общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
     
     Что касается налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, то оно производится с учетом требований, установленных ст. 65 ЗК РФ, о платном использовании земли в Российской Федерации по формам и размерам платы за землю, определяемым специальным федеральным законом. В связи с этим земли сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственные угодья, так же как и все другие категории земель, подлежат налогообложению земельным налогом в соответствии с Законом N 1738-1. Этим Законом установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья определяется с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации применяются согласно приложению 1 к Закону N 1738-1. Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации; при исчислении сумм земельного налога для налогоплательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.
     

14. Порядок предоставления земель сельскохозяйственного
назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

     
     ЗК РФ определил случаи, когда земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство. Земельные участки предоставляются им в соответствии с ЗК РФ и Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
     
     Вышеуказанный Закон определяет, что право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для его создания имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные ее члены самостоятельно принимают решения об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости. Крестьянские хозяйства могут быть организованы непосредственно членами сельскохозяйственных организаций. При организации крестьянских хозяйств членам сельскохозяйственных коллективов этих организаций предоставляется право раздела земельных угодий на паи (доли). При этом работникам сельскохозяйственных организаций выдаются земельные акции, удостоверяющие их долю в стоимости сельскохозяйственных угодий. Владельцы акций имеют право получать дивиденды, передавать акции по наследству. В другом случае земли сельскохозяйственных организаций подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива на количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому работнику сельскохозяйственной организации персональное право на земельный участок при работе в коллективном хозяйстве. Размер земельного пая каждого члена определяется по решению коллектива и удостоверяется соответствующим документом. Земельный пай может передаваться по наследству и учитываться при распределении прибыли. Член сельскохозяйственной организации имеет право выйти из ее состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации организации. Крестьянскому хозяйству по решению органа местного самоуправления предоставляется земельный участок, размер которого определяется соответствующим паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам. Земельный участок выделяется единым массивом, и при согласии заявителя может состоять из приусадебного и производственного участков. Участок выделяется, по возможности, ближе к дому гражданина, образующего хозяйство, без нарушения целостности других хозяйств и подразделений сельскохозяйственной организации. Владелец акции имеет право передать ее по наследству. Сельскохозяйственная организация обязана по желанию работника выкупить акции с рассрочкой до 10 лет при выходе на пенсию. Граждане, являющиеся членами сельскохозяйственных организаций (кроме опытных хозяйств), пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указывают стоимость имеющихся у них акций, предполагаемую площадь земельного участка, его местоположение, вид деятельности, перечень имущества. Данная сельскохозяйственная организация в месячный срок рассматривает заявление гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя организации передает материалы в районный (городской) орган местного самоуправления, который принимает соответствующее решение в месячный срок.
     
     Крестьянское (фермерское) хозяйство регистрируется районным (городским) органом местного самоуправления после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на его аренду. При этом районные (городские) органы местного самоуправления заводят на каждое такое хозяйство регистрационную карточку. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица, открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими организациями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя при разработке программ экономического и социального развития региона. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности и может находиться в общей совместной собственности, если имеется на это единогласное решение членов хозяйства. При этом имущество состоит из насаждений, жилых и хозяйственных построек, мелиоративных и других сооружений, продуктивного и рабочего скота и птицы, сельскохозяйственного оборудования, транспортных средств и инвентаря и другого имущества, необходимого для осуществления хозяйственной и иной деятельности.
     

15. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам
и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства

     
     ЗК РФ содержит положение, в соответствии с которым порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства определяется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В соответствии с указанным порядком органы местного самоуправления обязаны обеспечивать граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками по месту их жительства. При этом на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, орган местного самоуправления определяет настоящие потребности в этих земельных участках и производит расчет исходя из установленных норм их предоставления с учетом необходимых земель общего пользования в садоводческих, огороднических или дачных объединениях. Законодательными и нормативными правовыми актами субъектом Российской Федерации устанавливается размер садового, огородного или дачного земельного участка с учетом установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан отдельных категорий предельных норм предоставления земельных участков. Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется в следующем порядке. В соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан орган местного самоуправления по месту жительства заявителей ходатайствует перед органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе соответствующих земельных участков. В свою очередь орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения данных объединений предлагает различные варианты предоставления земельных участков или дает соответствующее заключение о невозможности предоставления тех или иных земельных участков. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров с учетом пожеланий граждан и с их согласия орган местного самоуправления начинает формировать персональный состав членов данного объединения. Для размещения садоводческих, огороднических и дачных объединений необходимо зонирование территории, при котором определяются зоны, наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий и из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур. В схемах зонирования территорий должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков. Кроме того, в схемах зонирования должны иметься сведения о разрешенном использовании земельных участков (перечень ограничений, обременений и сервитутов), а также сведения о правах, по которым земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам [право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования]. На территории муниципального образования могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование, а именно: особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений.
     
     При предоставлении земельных участков садоводческим, огородническим и дачным объединениям необходима их государственная регистрация. Для государственной регистрации объединения его учредители представляют в орган юстиции заявление о государственной регистрации, решение учредителей, устав, утвержденный общим собранием учредителей этого объединения, документ об уплате регистрационного сбора, а также документы, удостоверяющие права на земельные участки реорганизуемых садоводческих и огороднических объединений, либо документы о предварительном выборе земельного участка для размещения учреждаемого товарищества. Государственная регистрация проводится не позднее чем через 30 дней после даты подачи в орган юстиции заявления о государственной регистрации такого документа. Садоводческое, огородническое или дачное объединение считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием такого объединения. После государственной регистрации земельный участок бесплатно предоставляется садоводческому или огородническому товариществу первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого товарищества земельные участки предоставляются членам садоводческого и огороднического товарищества в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого и огороднического товарищества. Земли общего пользования предоставляются такому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве. При этом общее собрание членов товарищества вправе принять решение о закреплении за ним как за юридическим лицом всей предоставленной ему земельной площади.
     

16. Состав земель поселений и их налогообложение

     
     Более детально в ЗК РФ рассмотрены земли поселений и зонирование их территорий. Под землями поселений Кодексом признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Черта городских и сельских поселений определяется внешними границами земель городских, сельских поселений, отделяющими эти земли от земель иных категорий. В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам, общественно-деловым, производственным, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным зонам, а также зонам сельскохозяйственного использования и специального назначения, вместе с тем к зонам военных объектов и иным территориальным зонам.
     
     Определяя состав земель поселений, ЗК РФ прямо указывает на предназначение земельных участков в каждой конкретной территориальной зоне. Например, в жилых зонах земельные участки предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения. Кроме того, они могут использоваться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. В общественно-деловых зонах земельные участки используются для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального значения. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими производственными объектами. В зонах инженерной и транспортной инфраструктур земельные участки предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. В пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение.
     
     Статьей 85 ЗК РФ установлено, что в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования в поселениях включают земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, и используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки. Вводимая ЗК РФ норма позволяет применять двукратный размер ставок земельного налога за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты, закрепленной, например, за животноводческими сельскохозяйственными организациями, используемые ими по целевому назначению. Указанная норма исходит из определенной частью восьмой ст. 8 Закона N 1738-1 нормы, устанавливающей налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты в виде установленных в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества. Таким образом, налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты, закрепленные за животноводческими организациями и используемые ими по целевому назначению, взимается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества, в том числе за земли, например, занятые животноводческими помещениями, выгульными дворами, кормохранилищами.
     
     Предусмотренная ст. 85 ЗК РФ норма, устанавливающая, что в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне сельскохозяйственного использования, вступила в силу с 30 октября 2001 года.
     
     К землям общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах в соответствии с Земельным кодексом РСФСР относились земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), как полигоны для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигоны бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. Земли общего пользования населенных пунктов согласно ст. 12 Закона N 1738-1 полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
     
     Указанная норма по освобождению земель общего пользования населенных пунктов, установленная Законом N 1738-1, действует и в настоящее время, однако состав этих земель ЗК РФ несколько сужен: в него включаются земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, которые могут входить в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
     
     Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается в соответствии с Законом N 1738-1 со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель. Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок налога. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
     

17. Состав земель промышленности, энергетики и транспорта

     
     Поскольку все земли подлежат налогообложению, за исключением некоторых льготируемых категорий земель, то специального рассмотрения заслуживает одна из глав ЗК РФ, определяющая состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Согласно ст. 88 ЗК РФ такими землями являются те, которые расположены за чертой поселений и используются для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель. Следует отметить немаловажное для налогообложения земли обстоятельство, заключающееся в том, что в состав земель промышленности и иного специального назначения для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Как указывалось выше, санитарно-защитные зоны, например промышленных объектов, могут подлежать налогообложению.
     
     Нередко на практике возникают вопросы правильности налогообложения земель промышленности. ЗК РФ разъясняет, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
     
     Кодекс также охарактеризовал и другие категории земель, среди которых земли энергетики, предоставляемые для размещения специальных объектов. Для обеспечения деятельности организаций энергетики земельные участки могут предоставляться для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.
     
     ЗК РФ определил случаи, когда земельные участки предоставляются организациям железнодорожного транспорта: для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов и станций, а также устройств, необходимых для эксплуатации и развития наземных и подземных сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
     
     ЗК РФ указал и на другие случаи предоставления земельных участков. В целях эксплуатации объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства земельные участки предоставляются для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений, размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации наземных и подземных сооружений и устройств, установления полос отвода автомобильных дорог.
     
     При эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта земельные участки могут предоставляться для размещения искусственно созданных внутренних водных путей, морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации наземных и подземных сооружений, устройств морского, внутреннего водного транспорта, выделения береговой полосы.
     

18. Состав земель особо охраняемых территорий

     
     Среди приведенных в ЗК РФ земель следует выделить земли особо охраняемых территорий. К ним могут быть причислены земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления из хозяйственного использования и для которых установлен особый правовой режим.
     
     На этом список земель не ограничивается. Под землями особо охраняемых территорий следует понимать земли особо охраняемых природных территорий, к которым ЗК РФ отнесены земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
     
     Под землями лечебно-оздоровительных местностей и курортов ЗК РФ определяет земли, предназначенные для лечения и отдыха граждан. Конкретно в их состав включены земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. На землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной охраны, а границы и режим округов санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ.
     
     К числу земель природоохранного назначения необходимо отнести земли водоохранных зон рек и водоемов, запретных и нерестоохранных полос, лесов, выполняющих защитные функции, противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий и запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.