Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Определение налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок


Определение налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок

     
     Г.И. Писцов

     
     Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ), дополняющий часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) главой 25 "Налог на прибыль организаций", внес достаточно серьезные изменения в порядок налогообложения доходов и прибыли организаций-налогоплательщиков. Особое внимание уделено особенностям налогообложения срочных сделок: впервые достаточно четко описан порядок формирования доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (далее - ФИСС), кроме того, изменен механизм определения налоговой базы по операциям хеджирования (страхования от возможных потерь) с помощью ФИССов.
     
     Прежде всего хотелось бы остановиться на самом определении терминов, приведенных в ст. 301 НК РФ и необходимых в дальнейшем для правильного применения положений главы 25 НК РФ.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В ст. 301 НК РФ дано разъяснение определений и терминов, необходимых для квалификации (и, соответственно, возможности применения особого режима налогообложения) совершаемых сделок как сделок с ФИССами: под ФИССами понимаются соглашения участников срочных сделок, определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также иные финансовые инструменты. Помимо этого, этой же статьей налогоплательщику предоставлено право самостоятельно квалифицировать совершаемую при помощи ФИССа сделку или как сделку на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения или как сделку с ФИССом (п. 2 ст. 301 НК РФ). Для начала остановимся более подробно на анализе предоставленного налогоплательщику права квалификации проводимой операции, а также определении термина "финансовый инструмент срочной сделки".
     
     Учитывая то, что термин "финансовый инструмент срочных сделок" в различных нормативно-правовых актах [например, в п. 1.3 Положения о требованиях к операциям, связанным с совершением срочных сделок на рынке ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 27.04.2001 N 9 (далее - Положение ФКЦБ N 9), под ФИССами понимаются только эмиссионные ценные бумаги, опционы, а также сводные индексы] трактуется по-разному, для налогообложения (учитывая ст. 11 НК РФ) следует применять определения, приведенные в НК РФ. При этом необходимо обратить внимание читателей журнала на уточнение, приведенное в п. 1 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98 (далее - Методические рекомендации), в котором разъяснено, что под срочными сделками следует понимать сделки, исполнение которых (дата расчетов по которым) осуществляется сторонами не ранее третьего рабочего дня после дня их заключения. Данное разъяснение при написании Методических рекомендаций было заимствовано из п. 3 Положения Банка России от 21.03.1997 N 55 "О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях".
     

     При квалификации сделок как сделок на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения или как сделок с ФИССом (п. 2 ст. 301 НК РФ) можно, по мнению автора, воспользоваться разъяснениями, приведенными в п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, согласно которым в случае осуществления реальной поставки базисного актива срочных сделок налогообложение НДС осуществляется в общеустановленном для указанного базисного актива порядке. Как следует из п. 2 ст. 301 НК РФ, при поставке по срочной сделке базисного актива в зависимости от: (1) типа базисного актива (реальный товар или, например, процентные ставки), (2) срока исполнения сделки (свыше или менее двух дней включительно) и (3) желания налогоплательщика - сделка квалифицируется (самостоятельно налогоплательщиком) как сделка на поставку базисного актива с отсрочкой исполнения или как сделка с ФИССом.
     
     Учитывая то, что ст. 301 НК РФ дает налогоплательщику право выбора между различными налоговыми режимами [налогообложение в общеустановленном для поставки данного базисного актива порядке (например в порядке, установленном ст. 268, 280 НК РФ) или в порядке, установленном для ФИССов] в зависимости от того, как квалифицирована сделка с реальной поставкой (передачей) товара, критерии квалификации соответствующих сделок необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Одним из данных критериев должен быть момент, в который производится определение типа проводимой операции; по мнению автора, квалифицировать сделку можно лишь до начала ее осуществления (до ее заключения). Так, данные критерии необходимо за-крепить при использовании в хозяйственной практике форвардных контрактов. Квалификация проводимой налогоплательщиком сделки в основном касается порядка покрытия убытков от проведенной операции (ст. 304, 274, 283 НК РФ), а также нормативов, определяемых от выручки от реализации (резерва по сомнительным долгам - ст. 266 НК РФ и ограничений на ряд видов рекламы - п. 4 ст. 264 НК РФ).
     
     Хотя практически весь механизм определения налоговой базы с ФИССами описан в ст. 301-305 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль следует также руководствоваться и ст. 247, 248, 250 (п. 19), 265 (подпункт 19 п. 1) НК РФ, из которых следует, что прибыль и убытки по операциям с ФИССами определяются как разница между всеми доходами и всеми расходами с ФИССами, причем указанные доходы и расходы являются внереализационными [в силу того, что НК РФ (ст. 38, 249) и Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ст. 128) не относят соглашения участников срочных сделок, определяющие их права и обязанности, к имуществу, доходы от реализации которого признаются (ст. 249 НК РФ) доходами от реализации]. Рассмотрим некоторые особенности определения налоговой базы при совершении сделок с ФИССами.
     

     Учитывая, что в ст. 301 НК РФ не дано определение фьючерсных, опционных и форвардных контрактов, а также иных финансовых инструментов, то, возвращаясь к ст. 11 НК РФ, при определении данных терминов для налогообложения необходимо руководствоваться с некоторыми корректировками ст. 8 Закона РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (в отношении имущества, кроме валютных ценностей и ценных бумаг), п. 2.3.1 Положения ФКЦБ N 9 (в отношении ценных бумаг), другими нормативными документами.
     
     При использовании терминов, указанных в данных нормативно-правовых актах, стоит обратить внимание на то, что п. 1 ст. 301 НК РФ более широко, чем ряд вышеуказанных документов, определяет термин "базисный актив". Так, в Положении ФКЦБ N 9 под базисным активом понимаются только эмиссионные ценные бумаги, допущенные к обращению хотя бы через одного организатора торговли на рынке ценных бумаг и включенные в перечень эмиссионных ценных бумаг, устанавливаемый ФКЦБ России, опционы, а также сводные индексы. Для целей налогообложения ст. 301 НК РФ, которая определяет базисный актив как предмет срочной сделки (в том числе иностранная валюта, ценные бумаги и иное имущество и имущественные права, процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок, другие ФИССы), таких ограничений не предусматривает, и поэтому может включаться любой актив - переменная или их набор, из-за которого (-ых) меняется стоимость ФИССа.
     
     Учитывая, что перечень ФИССов открыт (согласно п. 1 ст. 301 НК РФ под ФИССами понимаются соглашения участников срочных сделок, определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также иные ФИССы), кроме прямо указанных в п. 1 ст. 301 НК РФ, в целях налогообложения под ФИССами НК РФ не воспрещает понимать и прочие деривативы, например процентные и валютные СВОПы.
     
     Как указано в ст. 301 НК РФ, все операции с ФИССами разделены на две категории в зависимости от вида ФИССа - обращающиеся и не обращающиеся. Под обращающимися на организованном рынке ФИССами понимаются ФИССы при соблюдении двух условий: (1) порядок их заключения, обращения и исполнения устанавливается организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с законодательством страны обращения данных ФИССов, и (2) информация о ценах ФИССов публикуется в средствах массовой информации либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу (включая налоговые органы) в течение трех лет после даты совершения операции с ФИССами.
     
     В НК РФ не указана сфера обращения ФИССов: обращаются они на организованном рынке ценных бумаг или просто на организованном рынке. Очевидно, имеется в виду организованный рынок ценных бумаг или любой рынок, на котором обращаются опционы, фьючерсы и иные финансовые инструменты, допущенные к обращению через организатора торговли. Именно так и разъяснено данное положение НК РФ в п. 3 комментария к ст. 301 Методических рекомендаций, в которых указано, что в отношении ФИССов под организатором торговли следует понимать организатора торговли на рынке ценных бумаг, которое приведено в ст. 9 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
     

     Доходы и расходы по указанным категориям ФИССов (обращающимся и не обращающимся на организованном рынке) определяются отдельно друг от друга независимо от субъекта, который совершает сделки с ФИССами: профессиональный участник рынка ценных бумаг или непрофессиональный участник рынка ценных бумаг (ст. 301 и 304 НК РФ). Вместе с тем у профессиональных участников рынка ценных бумаг имеется возможность "сальдировать" доходы и расходы по обращающимся и необращающимся ФИССам: п. 1 ст. 280 НК РФ гласит, что если операция с ценными бумагами может быть квалифицирована так же, как операция с ФИССами, то налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок налогообложения такой операции, а п. 8 ст. 280 НК РФ дает право профессиональным участникам рынка ценных бумаг, занимающимся дилерской деятельностью, определять налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, вместе (без разделения по категориям).
     
     Доходы по указанным категориям ФИССов разрешено уменьшать только на расходы, непосредственно связанные с проведением операций с ФИССами (то есть указанные в ст. 302, 303 НК РФ). В случае увеличения или уменьшения рублевого эквивалента требований (обязательств) в иностранной валюте в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю сумма положительных и отрицательных разниц включается в состав доходов и расходов, формирующих налоговую базу по операциям с ФИССами (ст. 326 НК РФ).
     
     Под доходами по операциям с обращающимися на организованном рынке ФИССами понимаются (1) сумма вариационной маржи и (2) иные суммы, причитающиеся к получению в течение отчетного (налогового) периода по операциям с данными ФИССами, в том числе при поставке по ФИССу базисного актива.
     
     К расходам, понесенным по операциям с указанными ФИССами, относятся (1) сумма вариационной маржи, (2) иные суммы, подлежащие уплате по операциям с указанными ФИССами, а также стоимость базисного актива, передаваемого по поставочным ФИССам, и (3) иные расходы, связанные с осуществлением операций с ФИССами.
     
     Несмотря на то, что НК РФ - закон прямого действия, для снижения налоговых рисков (рисков санкций со стороны налоговых органов за неправильное формирование налоговой базы) налогоплательщикам следует обратить внимание на то, как в Методических рекомендациях в комментарии к ст. 302 НК РФ разъяснено, чту понимается под расходами, связанными с осуществлением операций с ФИССами, обращающимися на организованном рынке. К ним относятся расходы двух видов: (1) однократно производимые расходы в торгах (открытие клиентского счета или открытие специального счета депо или раздела счета депо для хранения обеспечения под открытые позиции) и (2) расходы, непосредственно связанные с совершением операций с ФИССами.
     

     При этом в Методических рекомендациях закреплено, что к основным расходам, которые непосредственно связаны с совершением операций с биржевыми фьючерсными и опционными контрактами при исполнении контрактов путем осуществления взаиморасчетов, относятся:
     
     1) биржевой сбор (комиссия биржи);
     
     2) клиринговый сбор (комиссия клиринговой организации за проведение клиринговых процедур);
     
     3) комиссия брокера, взимаемая за каждую операцию;
     
     4) премии по сделкам с опционами.
     
     Для контрактов, связанных с осуществлением поставки базисного актива, также необходимо учитывать следующие расходы:
     
     депозитарный сбор (комиссия депозитария при исполнении поставочных контрактов);
     
     расходы, связанные с переводом неденежных активов для исполнения поставки (базисного актива по сделке).
     
     Кроме того, при совершении операций с ФИССами могут возникать расходы, непосредственно не связанные с их приобретением или реализацией, к которым можно отнести расходы на информационное обеспечение, уплачиваемые бирже либо информационному агентству, комиссию брокера, взимаемую периодически (например ежемесячно).
     
     В п. 4 ст. 301 НК РФ дано определение вариационной маржи, которое используется в дальнейшем для определения доходов и расходов по операциям с обращающимися ФИССами, как суммы денежных средств, рассчитываемой организатором торгов. Для единообразного понимания вариационной маржи следует обратить внимание на п. 2.7 Положения ФКЦБ N 9, где указан порядок ее расчета как разности между текущей рыночной ценой (значением) базисного актива фьючерсного контракта (опциона) и установленной этим фьючерсным контрактом (опционом) ценой (значением) базисного актива [между текущей рыночной ценой (значением) базисного актива и предыдущей текущей рыночной ценой (предыдущим текущим значением) базисного актива] или между ценами соответствующего фьючерсного контракта (опциона).
     
     При определении налоговой базы по обращающимся на организованном рынке ФИССам необходимо учитывать общее требование ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности расходов, а также то, что согласно п. 1.3 Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 16.11.1998 N 49, организатор торговли обязан зарегистрировать в ФКЦБ России ряд документов, в частности правила торговли финансовыми инструментами, методику расчета сводных индексов, правила допуска к обращению и исключения из обращения через организатора торговли финансовых инструментов и др. Для налогообложения учитываются лишь те расходы, которые осуществлены в соответствии с документами организатора торговли, зарегистрированными в ФКЦБ России.
     
     Учитывая то, что убытки по обращающимся на организованном рынке ФИССам уменьшают "основную" налоговую базу, то есть налоговую базу, определяемую в соответствии со ст. 274 НК РФ*1, доходы и расходы по таким ФИССам (указанные в п. 1 и 2 ст. 302 НК РФ) следует отражать по строкам 030 "внереализационные доходы" и 040 "внереализационные расходы" листа 02 декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2001 N БГ-3-02/542 (далее - Декларация по налогу на прибыль организаций), что закреплено в Инструкции по заполнению данной Декларации, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585 (далее - Инструкция по заполнению Декларации).
     _____
     *1 В полном объеме, то есть не только за счет прибыли по другим обращающимся ФИССам, но и за счет прибыли по другим видам деятельности, за исключением тех, налоговая база по которым определяется отдельно, например по ценным бумагам.

     

     Следует обратить внимание на один аспект, прямо не разъясненный в Инструкции по заполнению Декларации. Практически во всех листах, отражающих порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами и ФИССами, в качестве одной из корректировок доходов предусмотрено увеличение доходов на сумму отклонения фактической цены сделки от расчетной цены. Под такой расчетной ценой в Методических рекомендациях (в комментариях к п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ) понимается минимальная граница цены сделки*1. При этом указанная корректировка производится при отклонении фактической цены сделки на 20% в сторону понижения или повышения от средневзвешенной цены соответствующего инструмента или ценной бумаги. Учитывая идентичный порядок применения рыночных цен для ФИССов и для ценных бумаг, по вышеуказанным строкам Декларации необходимо отражать не только фактические доходы, но и корректировки цен для целей налогообложения в порядке, аналогичном для ценных бумаг и для ФИССов.
     _____
     *1 Минимальная граница цены, признаваемой НК РФ рыночной.

     
     Налоговая база по операциям с ФИССами, не обращающимися на организованном рынке, определяется отдельно от "основной", и убытки по таким операциям разрешено переносить лишь в рамках прибыли, возникающей в последующие налоговые периоды по таким же операциям, в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.
     
     К доходам с не обращающимися на организованном рынке ФИССами относятся: (1) суммы денежных средств, причитающиеся к получению при исполнении (окончании) ФИССа либо исчисленные за отчетный период и рассчитываемые в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя, характеризующего базисный актив, за период с даты совершения операции с ФИССом до даты окончания операции с ним либо за отчетный период, и (2) иные суммы, причитающиеся к получению по операциям с ФИССами, не обращающимися на организованном рынке, в том числе в порядке расчетов по операциям с поставочными ФИССами.
     
     Расходами по операциям с не обращающимися на организованном рынке ФИССами признаются (1) суммы денежных средств, подлежащие уплате в отчетном (налоговом) периоде одним из участников операции с ФИССом при исполнении (окончании) данной операции либо исчисленные за отчетный период, рассчитываемые в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя, характеризующего базисный актив, за период с даты совершения операции с ФИССом до даты окончания операции с ФИССом либо за отчетный период; (2) иные суммы, подлежащие уплате в течение указанного периода по операциям с данными ФИССами, а также стоимость базисного актива, передаваемого по поставочным сделкам, и (3) иные расходы, связанные с осуществлением операций с ФИССами.
     
     Вышеуказанные доходы, расходы (п. 1 и 2 ст. 303 НК РФ) и корректировка указанных величин (ст. 305 НК РФ) отражаются по строкам 010, 020 и 030 листа 10 Декларации по налогу на прибыль организаций, что закреплено в п. 16 Инструкции по заполнению Декларации. Исключение в НК РФ сделано лишь для операций банков с валютными поставочными форвардами (или в терминологии НК РФ - ФИССами, не обращающимися на организованном рынке, базисным активом которых выступает иностранная валюта, а исполнение производится путем поставки базисного актива, доходы и расходы по которым отражаются, а также необходимые корректировки производятся в порядке, установленном для ФИССов, обращающихся на организованном рынке (п. 3 Инструкции по заполнению Декларации).
     

     Пожалуй, одним из самых сложных положений, с которым на практике столкнется налогоплательщик при определении налоговой базы по операциям с ФИССами, является приведенное в ст. 301 НК РФ определение понятия "операция хеджирования" (п. 5), под которой понимаются операции с ФИССами, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования, при этом под объектом хеджирования признаются активы и (или) обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми сделками. Дело в том, что практически операции с любыми ФИССами технически выглядят одинаково - будь то операция хеджирования или операция, направленная на получение спекулятивной прибыли. Вместе с тем, по мысли законодателя, выделение операций хеджирования в целях налогообложения срочных сделок должно позволять им добиться главной цели, ради которой совершаются такие сделки, а именно: минимизировать риски от резкого изменения цены базисного актива в будущем.
     
     Единственным условием для признания сделки с ФИССом операцией хеджирования является оформление по данной сделке расчета (в произвольной форме, но содержащей ряд указанных в ст. 326 НК РФ показателей), подтверждающего, что совершение операции с ФИССом приводит к снижению размера возможных убытков или недополучения прибыли по сделке с объектом хеджирования (п. 5 ст. 301 НК РФ). Из описания расчета по операции хеджирования, а также комментария к п. 5 ст. 301 НК РФ, приведенного в Методических рекомендациях, следует, что при совершении сделки с ФИССом налогоплательщик-хеджер:
     
     - должен быть непосредственно связан с поставляемым (приобретаемым) товаром (работой, услугой) по роду своей деятельности. Данный товар (работа, услуга) будет необходим для деятельности налогоплательщика через определенное время [иными словами, не может быть признано совершение налогоплательщиком сделки с ФИССом операцией хеджирования в случае, если базисным активом ФИССа является товар, никак не связанный с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, или товар, связанный с такой деятельностью, но реализуемый/приобретаемый в количествах или через срок, не соответствующий производственным возможностям/потребностям налогоплательщика];
     
     - должен произвести операции как с объектом хеджирования, так и с ФИССом (при этом базисным активом такого ФИССа должен быть именно объект хеджирования). Очевидно, что целью операции с ФИССом должно быть достижение такой хозяйственной цели, как страхование рисков (ценового, валютного, кредитного, процентного и прочих); причем такое страхование в момент заключения сделки с ФИССом не должно противоречить основной цели деятельности налогоплательщика - коммерческой организации: извлечению прибыли (ст. 50 ГК РФ) (несмотря на то, что многие стратегии хеджирования предполагают получение от операции с ФИССом финансового результата противоположного финансовому результату операции налогоплательщика с хеджируемым объектом);
     
     - подтверждением цели операции с ФИССом (или с несколькими ФИССами) могут быть описанные в подтверждающем расчете планируемые и фактические действия налогоплательщика относительно объекта хеджирования и хеджирующего ФИССа (например покупка базисного актива с одновременной продажей ФИССа с таким же базисным активом, иные действия), а также прогнозируемый размер возможных убытков (недополученной прибыли), которые налогоплательщик получил бы через определенный срок в обычных условиях по сделкам с объектом хеджирования в случае, если бы операция с ФИССом не проводилась. В расчете следует описать хеджируемый риск, вероятность его наступления, критерии оценки эффективности хеджирования. Подтверждением тому могут быть маркетинговые исследования рынка сбыта, ресурсов, расчеты эластичности доходов от указанных критериев, позволяющие "зафиксировать" прибыльность проводимых налогоплательщиком операций.
     
     Вероятно, на практике легче всего будет квалифицировать сделки с опционами и с поставочными форвардами как хеджирующие сделки.
     
     Отметим, что снизить размер возможных убытков или компенсировать недополученную прибыль возможно лишь при наличии возможности ее реального получения. Это может считаться одним из основных критериев для отделения технически практически одинаковых спекулятивных сделок от операций хеджирования. Например, при определении доходов и расходов, связанных с производством и реализацией по методу начисления в иностранной для налогоплательщика валюте, убытки могут возникнуть при уменьшении прибыли в рублевом эквиваленте из-за изменения курсов валют. Кредитная организация может понести аналогичные убытки при наличии у нее открытой позиции по какому-либо активу, обязательству. Исходя из указанных в главе 25 НК РФ критериев хеджирования сделка с практически любым ФИССом может быть квалифицирована как операция хеджирования: не только с поставочными форвардами, фьючерсами, опционами, со сделками СВОП (процентными, валютными), но и с беспоставочными (расчетными) форвардами, фьючерсами, опционами, так как участие в операции с такими ФИССами (условная продажа базисного актива), так же как и с поставочными, приводит к "нивелированию", например, валютных рисков (или рисков инфляции, то есть ценовых рисков) за счет средств другого участника ФИССа. Если налогоплательщик представит соответствующий расчет, может быть признано операцией хеджирования и проведение более сложных операций, когда базисным активом одного ФИССа является другой ФИСС, а базисным активом последнего (ФИССа) является, например, процентный СВОП (в терминологии ст. 301 НК РФ объектом хеджирования в таком случае является поток денежных средств, связанный, например, с возможностью банка предоставить срочный депозит в выбранной валюте на определенную дату в будущем по заранее оговоренной процентной ставке).
     
     Квалификация операции с ФИССом как операции хеджирования влияет на порядок определения налоговой базы и касается в первую очередь ФИССов, не обращающихся на организованном рынке. В соответствии с п. 5 ст. 304 НК РФ доходы и расходы по указанным ФИССам увеличивают (уменьшают) базу по операциям с объектом хеджирования и соответственно отражаются в Декларации по налогу на прибыль по тем же строкам тех листов, по которым отражаются доходы и расходы от операций с хеджируемым объектом.
     
     По мнению автора, из анализа НК РФ следует, что право налогоплательщика на уменьшение налоговой базы по операциям с объектом хеджирования на величину полученных при совершении операций с ФИССом убытков, которых не было бы в случае непроведения указанных операций хеджирования, не зависит от причины, по которой получены данные убытки.
     
     В заключение еще раз рассмотрим возможность распространения правил ст. 40 НК РФ на указанные в ст. 301-305 НК РФ операции. Перед применением положений ст. 40 НК РФ необходимо разделить все операции, производимые с использованием ФИССов, на (1) сделки на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения и (2) сделки с ФИССами. В первом случае п. 6 ст. 304 НК РФ, ограничивающий применение ст. 40 НК РФ, не действует, так как он распространяется лишь на операции с ФИССами. Во втором же случае правила ст. 40 НК РФ на операции с ФИССами распространяются только в случаях, указанных в ст. 305 НК РФ. Вместе с тем, вероятно, законодатель не пытался открыть налогоплательщикам дополнительную лазейку обхода ст. 40 НК РФ, поэтому, например, при приобретении базисного актива по опциону правила в отношении ценообразования для налогообложения цены базисного актива по опциону должны применяться независимо от соответствующих правил ценообразования для налогообложения на сам опцион (премии по опциону). Отметим, что ст. 305 НК РФ, определяющая особенности оценки для налогообложения операций с ФИССами, устанавливает практически полностью идентичные ст. 280 НК РФ правила оценки доходов, поэтому, учитывая механизм реализации данных правил, закрепленный в Инструкции по заполнению Декларации и в Методических рекомендациях, корректировать доходы (расходы) необходимо лишь при отклонении фактической цены сделки от средневзвешенной более чем на 20%, причем корректировать необходимо лишь до крайней границы рыночной цены (доходы - увеличивать до нижней, расходы - уменьшать до максимальной границы на даты осуществления соответствующих сделок).
     
     Как и в отношении ценных бумаг (ст. 280 НК РФ), в ст. 305 НК РФ конкретных критериев определения аналогичного (однородного) ФИССа не дано (хотя оно необходимо для определения "коридора цен" по необращающимся ФИССам). При этом, по мнению автора, в отношении ФИССов затруднительно воспользоваться п. 1.2.6 Положения Банка России от 24.09.1999 N 89-П "О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков".
     
     По мнению автора, при определении аналогичного ФИССа должна учитываться идентичность базисного актива, сроков исполнения ФИССа (например одинаковый минимальный отчетный период), условий поставки базисного актива, объема поставки, поставщиков. В зависимости от того, на каком рынке происходит обращение ФИССов, а также в зависимости от базисного актива, в качестве процентной ставки могут быть использованы ставки Банка России, LIBOR, FIBOR, MIACR и т.д. с поправкой, в случае необходимости, на кросс-курсы Банка России.