Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Какая издательская продукция подпадает под критерий научной и учебной для возможности применения ставки НДС 10%?

     
     Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) операции по реализации учебной и научной книжной продукции подлежат обложению НДС по ставке 10%.
     
     В соответствии с указанным пунктом коды видов продукции, в том числе книжной продукции, облагаемых по ставке НДС в размере 10%, определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
     
     До настоящего времени соответствующее постановление Правительства РФ не принято.
     
     До утверждения Правительством РФ вышеназванных кодов при применении ставки НДС в размере 10% следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 и применять пониженную ставку налога в отношении книжной продукции, подпадающей под кодовое обозначение 95 3000 (за исключением художественной литературы).
     

     Возможно ли использовать ставку НДС 10% при продаже льготируемой книжной продукции, если при приобретении этой продукции НДС был уплачен в размере 20%? Каким образом необходимо учитывать НДС в данной ситуации?

     
     Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 164 НК РФ операции по реализации учебной и научной книжной продукции подлежат налогообложению НДС по ставке 10%. Данная ставка налога применяется независимо от размера ставки НДС, уплаченной налогоплательщиком при приобретении товаров.
     
     Что касается НДС, уплаченного поставщику книжной продукции, то в соответствии со ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи и облагаемых НДС, принимаются к вычету при исчислении сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет. При этом если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысит общую сумму НДС, исчисленную по операциям, облагаемым НДС, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ.
     

     Имеются остатки книг (детские, художест-венные), приобретенные в 2001 году без НДС. Продажа осуществляется в 2002 году. Как исчислять НДС по этим продажам: с полной реализации или только с торговой наценки (разницы между продажной и покупной ценами книг)?

     
     На основании ст. 2 и 16 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) освобождение от обложения НДС операций по реализации книжной продукции утратило силу с 1 января 2002 года. В связи с этим операции по реализации на территории Российской Федерации указанных товаров с этой даты облагаются НДС.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база НДС при реализации налогоплательщиками товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых согласно ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС и налога с продаж.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации после 1 января 2002 года книжной продукции, закупленной до этой даты, налоговая база для исчисления НДС определяется как стоимость реализованной продукции без учета НДС и налога с продаж. При этом следует иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 28.12.2001 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 179-ФЗ) с 1 января 2002 года при реализации учебной и научной книжной продукции применяется ставка НДС в размере 10%, а при реализации остальной книжной продукции, в том числе художественной литературы, применяется ставка НДС в размере 20%.
     

     НДС по периодическим изданиям с 2002 года - 10%. За счет кого начислять НДС при получении денег за подписку в 2001 году без НДС?

     
     Согласно ст. 3 Закона N 179-ФЗ суммы авансовых платежей, полученные организациями в 2001 году в счет реализации периодических печатных изданий через подписку на 2002 год, НДС не облагаются. В связи с этим указанные суммы авансовых платежей в налоговую базу по НДС в 2002 году не включаются.
     

     Организация производит переработку товаров для подрядчика. Услуги по переработке осуществляются на территории Российской Федерации, продукты переработки передаются подрядчику также на территории Российской Федерации. При этом собственником сырья является заказчик, у которого с подрядчиком заключен соответствующий договор подряда. Товары покупаются заказчиком у казахстанского предприятия и ввозятся на территорию Российской Федерации под таможенным режимом переработки на таможенной территории. После переработки продукты переработки экспортируются заказчиком за пределы таможенных территорий государств-участников СНГ. Правомерно ли применение нулевой ставки НДС по договору организации с подрядчиком?

     
     В соответствии с письмом ГТК России от 23.02.1999 N 01-15/6512 "О выдаче лицензий на переработку товаров, перемещаемых в соответствии с договорами купли-продажи, мены" товар может быть помещен под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории независимо от вида сделки (договор на переработку, договор купли-продажи, мены), в соответствии с которой данный товар перемещается. Следовательно, товары могут быть помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории, если они были приобретены в собственность российским лицом на основании договоров купли-продажи.
     
     В Положении о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории, утвержденном приказом ГТК России от 05.09.1997 N 543, даются определения заявителя и переработчика.
     
     Так, заявитель - это российское лицо, являющееся лицом, перемещающим товары для переработки, представляющее в таможню заявление на использование таможенного режима переработки на таможенной территории, получившее лицензию на переработку на таможенной территории и несущее в полном объеме ответственность за правильное и своевременное выполнение условий этого режима и его завершение. В то же время переработчик - это лицо, непосредственно осуществляющее использование объектов переработки (иностранных товаров, ввозимых для переработки на таможенную территорию Российской Федерации) в производственном процессе на таможенной территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с указанным Положением в лицензии, выдаваемой заявителю на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации, в обязательном порядке указываются наименования организаций-переработчиков, их адреса, коды произведенной ими товарной продукции по ТН ВЭД и коды отходов по ТН ВЭД.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации, производится по налоговой ставке в размере 0% независимо от того, кем были оказаны услуги: заявителем или переработчиком. При этом на основании ст. 165 НК РФ для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% организации должны представить в налоговый орган следующие документы:
     
     - контракт с подрядчиком на оказание услуг по переработке товаров;
     
     - выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от подрядчика на счет организации в российском банке;
     
     - копию грузовой таможенной декларации, подтверждающей ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров в режиме переработки на таможенной территории, с отметками российского пограничного таможенного органа, осуществившего оформление ввозимого товара;
     
     - копию грузовой таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, осущест-вившего выпуск продуктов переработки товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
     
     - копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз продуктов переработки товаров за пределы территории Российской Федерации.
     
     Кроме того, организация должна представить в налоговый орган копию полученной заявителем лицензии на переработку на таможенной территории. При этом в п. 10 "Переработчики" лицензии должно быть указано наименование организации, претендующей на применение "нулевой" ставки НДС, ее адрес и коды произведенной продукции по ТН ВЭД.
     

     Иностранная юридическая фирма представляет интересы немецкой фирмы в российском суде по спору, связанному с недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации. Клиент не имеет постоянного представительства на территории Российской Федерации и не осуществляет на ее территории никакой экономической деятельности. Должна ли юридическая фирма выставлять НДС немецкому клиенту по таким услугам?

     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации юридических услуг в целях применения НДС признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя юридических услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянного действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что юридические услуги оказаны иностранной организации, не зарегистрированной в Российской Федерации и не имеющей на ее территории постоянного представительства, вышеуказанные услуги в Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     Что касается вопроса выставления НДС в счетах-фактурах иностранной юридической фирмы, то он должен решаться в соответствии с налоговым законодательством той страны, налогоплательщиком которой является эта иностранная фирма.
     

     Можно ли в целях обложения НДС услуги агента по организации перевалки казахской неф-ти в украинском порту считать оказанными не на территории Российской Федерации?

     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по обслуживанию морских судов в целях НДС признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Согласно письму МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411 к услугам, непосредственно связанным с обслуживанием морских судов, относится агентское обслуживание.
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации услуг агента, осуществляющего в качестве доверенного лица интересы морского судна по организации перевалки казахской нефти в украинском порту, признается территория Российской Федерации только в случае, если покупатель этих услуг осуществляет деятельность в Российской Федерации.
     

     В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней начиная со дня отгрузки. В связи с этим просим разъяснить, вправе ли предприятие принимать к вычету суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным с превышением данного срока от даты формирования первичного документа?

     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, независимо от того, что счет-фактура выставлен с превышением пятидневного срока от даты формирования продавцом товаров первичных документов.
     

     Соответствует ли законодательству позиция налоговых органов, согласно которой требуется восстановить на расчеты с бюджетом НДС по приобретенным товарам, ранее принятый к налоговым вычетам, при передаче указанных товаров в уставный капитал?

     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, используемых для осуществления операций, облагаемых НДС.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 3 ст. 39 НК РФ вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ реализацией товаров не признаются.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам, передаваемым в уставный капитал, не подлежат вычетам при исчислении НДС, уплачиваемого в бюджет. В связи с этим при передаче товаров в уставный фонд суммы НДС, уплаченные поставщикам и возмещенные из бюджета налогоплательщику, подлежат восстановлению.
     

     Какие суммы НДС подлежат вычету в случае уплаты НДС по лизинговым платежам, перечисляемым иностранному лизингодателю (при условии, что уплата таможенных платежей производится лизингополучателем)?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения и временного ввоза, принимаются к вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, в случае использования ввозимых товаров для осуществления деятельности, облагаемой НДС.
     
     Кроме того, согласно п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками - налоговыми агентами, приобретающими услуги у иностранных лиц, при условии использования услуг в производственной деятельности, облагаемой НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, при ввозе на территорию Российской Федерации движимого имущества в рамках лизингового контракта с иностранным лизингодателем к вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, принимаются суммы НДС, уплаченные таможенным органам, а также суммы НДС, уплаченные по лизинговым платежам, перечисляемым иностранному лизингодателю.
     

     Предприятие удерживает НДС из доходов иностранных юридических лиц. По основной деятельности предприятия возникает НДС к возмещению из бюджета. По результатам месяца произведен зачет указанных сумм. Можно ли это расценивать как оплату сумм налоговым агентом?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в бюджет налоговыми агентами в полном объеме. Уменьшение сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет налоговым агентом, на суммы НДС, уплаченные налоговым агентом по товарам (работам, услугам) производственного назначения, используемых им в своей основной производственной деятельности, данным пунктом ст. 173 НК РФ не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, уменьшать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет налоговым агентом, на сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета налоговому агенту по его производственной деятельности, неправомерно.
     

     В 2001 году были получены авансы в счет оплаты лекарственных препаратов, реализация которых произошла в 2002 году. Облагается ли данный аванс НДС?

     
     Согласно действовавшему до 1 января 2002 года подпункту "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" лекарственные средства освобождались от уплаты НДС. В связи с этим авансы, полученные до 1 января 2002 года в счет предстоящей поставки лекарственных средств, НДС не облагались.
     
     В соответствии с Законом N 179-ФЗ с 1 января 2002 года операции по реализации лекарственных средств облагаются НДС по ставке в размере 10%.
     
     На основании ст. 167 НК РФ дата возникновения обязанности по уплате НДС определяется в соответствии с принятой налогоплательщиком учетной политикой: либо по мере отгрузки товаров, либо по мере ее оплаты.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации на территории Российской Федерации после 1 января 2002 года лекарственных средств НДС уплачивается в зависимости от учетной политики налогоплательщика. Уплачивать НДС с суммы указанного аванса до момента реализации лекарственных средств не следует.
     

     С 1 января 2002 года лекарственные средства и изделия медицинского назначения облагаются по ставке НДС 10%. 23 января 2002 года опубликован Перечень изделий медицинской техники, которые НДС не облагаются. По какой ставке должны облагаться изделия медицинской техники до вступления в силу указанного Перечня?

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ и на основании ст. 2 Закона N 118-ФЗ с 1 января 2002 года операции по реализации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по Перечню, утверждаемому Правительством РФ, освобождаются от обложения НДС. Данный Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19, вступившим в силу с 31 января 2002 года.
     
     Операции по реализации медицинской техники, не включенной в указанный Перечень, облагаются НДС по ставке в размере 20%. Этот же размер ставки налога применяется при реализации медицин-ской техники, осуществляемой с 1 января 2002 года по 30 января 2002 года включительно.