Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Сравнительный анализ льготного налогового режима по НДС в 1999, 2000, 2001 и 2002 годах


Сравнительный анализ льготного налогового режима по НДС в 1999, 2000, 2001 и 2002 годах*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см.: Налоговый вестник. - 2002. - N 4. - С. 14.

     

Е.В. Сидорова

     

5. Перечень налоговых льгот по НДС, порядок применения которых
не изменен после 1 января 2001 года, которые были введены до 1 января 2001 года

     
     5.1. Работы и услуги по реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, для которых в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) в течение 2001 года действовал подпункт "я.1" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 1992-1).
     
     С 1 января 2002 года введен в действие подпункт 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) в части освобождения от налога ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ) (ст. 3 Закона N 118-ФЗ).
     
     Таким образом, при освобождении от налога работ по реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии со ст. 1 и 16 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Российской Федерации, охраняются государством и подлежат государственному учету.
     
     При этом согласно ст. 31 вышеуказанного Закона реставрация памятников истории и культуры осуществляется только с ведома специально уполномоченных государственных органов охраны памятников и под их контролем.
     
     В соответствии со ст. 9 данного Закона специально уполномоченными государственными органами охраны памятников в Российской Федерации являются Минкультуры России, Росархив, местные органы культуры и местные архивные органы в пределах их компетенции, а также иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
     
     Таким образом, освобождение от налога распространяется на работы по выполнению индивидуальными предпринимателями и организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности вышеперечисленных ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ.
     
     5.2. Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения (подпункт 3 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     Под государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, оказывающими услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения, понимаются организации, созданные в установленном порядке для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые из бюджета полностью или частично.
     
     При оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.
     
     5.3. Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях (подпункт 4 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     5.4. Услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подпункт 4 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     5.5. Услуги по перевозке пассажиров (подпункт 7 п. 2 ст. 149 НК РФ):
     
     городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи Кодекса к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров, по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
     
     морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
     
     К таким освобожденным от НДС услугам относятся перевозки пассажиров следующими видами транспорта:
     
     - городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях ст. 149 НК РФ к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
     
     - морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ освобождение от обложения налогом услуг по перевозке пассажиров распространяется на организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами.
     
     Согласно Уставу автомобильного транспорта, утвержденному постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12, к пригородным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно.
     
     Таким образом, не подлежат обложению налогом услуги непосредственно по перевозкам пассажиров только у автотранспортных предприятий, на которые согласно вышеуказанному Уставу возлагается осуществление перевозок пассажиров.
     
     Что касается услуг организаций, оказывающих услуги транспортным организациям, занимающимся перевозками пассажиров, включая услугу по продаже билетов пассажирам, то они облагаются налогом в общеустановленном порядке как дополнительные платные посреднические услуги.
     
     Освобождение от налогообложения распространяется на пароходства при условии соблюдения ими единых условий перевозок пассажиров (в том числе по единым тарифам), предусмотренных и утвержденных в установленном порядке в соответствии с Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденным постановлением Совмина СССР от 15.10.1955 N 1801.
     
     При этом согласно части I (правила перевозок пассажиров и багажа) тарифного руководства 5-Р к пригородным относятся линии протяженностью до 100 км, а при обслуживании этих линий скоростными судами - до 150 км, соединяющие город и тяготеющие к нему населенные пункты, а также зоны коллективных садов, дачных поселков и места массового отдыха, расположенные на водных путях.
     
     5.6. Услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним (подпункт 13 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     Не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций-изготовителей (в том числе нерезидентов) для ремонта и технического обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.
     
     Услуги по текущему ремонту указанных товаров, стоимость которых оплачивается потребителем, в полном объеме облагаются налогом.
     
     Порядок налогообложения уточнен в части одного из видов ремонта (гарантийного) медицинской техники и медицинского оборудования (ранее такой вид ремонта облагался НДС). Так, в соответствии с подпунктом "у" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39) не освобождался от НДС ремонт медицинской техники и медицинского оборудования.
     
     5.7. Работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов) (подпункт 16 п. 2 ст. 149 НК РФ), в том числе:
     
     - работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры;
     
     - работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
     
     Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.
     
     5.8. Услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи за право пользования природными ресурсами) (подпункт 17 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     При применении указанного подпункта следует учитывать, что не образуются обязанности по уплате налога в связи с совершением нотариальных действий, за которые взимается государственными нотариальными конторами государственная пошлина и частными нотариусами плата, соответствующая размеру государственной пошлины в соответствии со ст. 22 и 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1.
     
     Арендная плата, уплачиваемая арендаторами за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которая согласно Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" является формой платы за землю, не подлежит налогообложению в соответствии с подпунктом 17 п. 2 ст. 149 НК РФ как платеж в бюджет за право пользования природным ресурсом (землей).
     
     5.9. Работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, права на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (подпункт 21 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     От налога освобождаются работы (услуги) по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. На основании ст. 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" под кинопродукцией понимается фильм, исходные материалы фильма, кинолетопись, исходные материалы кинолетописи, тираж фильма или часть тиража фильма.
     
     На основании ст. 3 и 15 вышеуказанного Федерального закона организацией кинематографии является организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи. В Классификаторе отраслей народного хозяйства организации кинематографии относятся к отрасли "культура и искусство" (код 93000) с присвоением им в установленном порядке подкода "кинематография".
     
     К работам и услугам по производству кинопродукции, освобождаемым от налога, относятся работы и услуги вышеперечисленных организаций кинематографии: по предоставлению в прокат кинооборудования и аренду павильонов и кинокомплексов; по пошиву костюмов; по строительству декораций; по изготовлению грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов; по обработке пленки; по звуковому оформлению фильма, а также иные работы и услуги организаций кинематографии, включенные в смету на производство кинопродукции.
     
     Работы (услуги) по производству такой кинопродукции не освобождаются от налога при их выполнении иными организациями и индивидуальными предпринимателями.
     
     При реализации (уступке, переуступке) прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, от налога освобождаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (в том числе организации кинематографии) и индивидуальные предприниматели.
     
     5.10. Оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами (подпункт 7 п. 3 ст. 149 НК РФ).
     
     В целях настоящей статьи операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает:
     
     - страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);
     
     - проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;
     
     - страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;
     
     - средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю.
     
     Не подлежат также обложению налогом доходы, полученные страховщиком от инвестирования или размещения страховых резервов.
     
     У страхователя не включаются в налоговую базу:
     
     - суммы страхового возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования, за исключением страхового возмещения, полученного страхователем при страховании предпринимательского риска [риска несвоевременной оплаты товаров (работ, услуг), несвоевременной отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг];
     
     - средства, полученные страхователем из резерва предупредительных мероприятий на основе договора, заключенного между страховщиком и страхователем, если их получение не связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг.
     
     5.11. Проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса (подпункт 8 п. 3 ст. 149 НК РФ).
     
     При применении вышеуказанного порядка следует иметь в виду, что освобождение от налога распространяется только на доходы игорных заведений в виде выигрышей и платы за проведение азартных игр.
     
     При осуществлении игорными заведениями других видов деятельности, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) и не освобожденных от налога, объектом налогообложения будут являться обороты по реализации таких товаров (работ, услуг).
     
     При осуществлении деятельности, указанной в данном подпункте п. 3 ст. 149 НК РФ, индивидуальные предприниматели не получают освобождение от налога.
     
     5.12. Оказание услуг членами коллегий адвокатов (подпункт 14 п. 3 ст. 149 НК РФ).
     
     При применении вышеуказанного порядка следует учитывать, что освобождение от налогообложения распространяется на услуги, оказание которых членами коллегий адвокатов регламентировано специальными законодательными актами (в частности Законом РСФСР от 20.11.1980 "Об утверждении положения об адвокатуре РСФСР").
     
     На основании вышеприведенной нормы не облагаются налогом услуги членов коллегии адвокатов по оказанию юридической помощи как в юридических консультациях, специально созданных коллегиями адвокатов, так и в других организациях.
     
     Оказание юридических услуг лицами, не являющимися членами коллегии адвокатов и осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, облагается налогом в общеустановленном порядке.
     
     5.13. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров (подпункт 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).
     
     При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций от уплаты налога освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.
     
     Основанием для освобождения от уплаты налога научно-исследовательских и опытно-конструктор-ских работ, выполняемых за счет федерального бюджета, являются договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также  письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей, о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. Если средства для оплаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием для освобождения от уплаты налога является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов.
     
     При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций основанием для освобождения этих работ от уплаты налога является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования.
     
     Под внебюджетными фондами министерств, ведомств, ассоциаций понимаются внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций (зарегистрированные Минпромнауки России), созданные для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 13.10.1999 N 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок".
     
     При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров от уплаты налога освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, если они также являются учреждениями образования и науки.
     
     Под учреждением образования, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
     
     Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70% общего объема выполняемых указанной организацией работ. Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на основе хозяйственных договоров, от налога не освобождаются.
     
     Следует также иметь в виду, что с 1 января 2001 года письмо Госналогслужбы России от 18.03.1997 N ВЗ-6-03/213 "О порядке применения льготы по налогу на добавленную стоимость по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам" применению не подлежит.
     
     5.14. Реализация путевок (курсовок), форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, расположенные на территории Российской Федерации (подпункт 18 п. 3 ст. 149 НК РФ).
     
     Под санаторно-курортным и оздоровительным учреждением и учреждением отдыха, расположенным на территории Российской Федерации, реализующим путевки (курсовки), форма которых утверж-дена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая деятельность по предоставлению санаторно-курортных и оздоровительных услуг на территории Российской Федерации.
     
     Формы путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и учреждения отдыха, расположенные на территории Российской Федерации, приравниваются в целях главы 21 НК РФ к формам путевок (курсовок) в санаторно-курортные организации (учреждения), в детские оздоровительные учреждения (по форме N 1), в оздоровительные учреждения (по форме N 2) и курсовок в оздоровительные учреждения (по форме N 3), образцы которых утверждены приказом Минфина России от 10.12.1999 N 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности" и прилагаются к этому приказу.
     
     5.15. Реализация (передача) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов (подпункт 9 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     Следует иметь в виду, что от налогообложения освобождается реализация знаков почтовой оплаты (марок, маркированных конвертов и маркированных открыток), лотерейных билетов по ценам, не превышающим их номинальную стоимость.
     
     Вышеуказанная льгота не распространяется на перепродажу знаков почтовой оплаты и лотерейных билетов по ценам, превышающим их номинальную стоимость, а также на посреднические услуги, связанные с их продажей.
     
     5.16. Услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (подпункт 10 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     На основании ст. 27 Закона N 118-ФЗ с 1 января 2001 года по 1 января 2004 года от налога освобождаются услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности и услуги по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
     
     Предоставление в пользование жилых помещений в домах, относящихся к государственному жилищному фонду, муниципальному жилищному фонду и общественному жилищному фонду, осуществляется на основании договора найма жилого помещения, за-ключенного между собственником жилого помещения либо уполномоченной собственником организацией и нанимателем-гражданином. Таким образом, от налога освобождается только плата (оплата  жилья), взимаемая в рамках договора найма в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья.
     
     Гражданам, проживающим в домах, относящихся к частному жилищному фонду, - собственникам жилых помещений, оказываются не услуги по предоставлению в пользование жилых помещений, а услуги по обеспечению технического и санитарного состояния принадлежащих им жилых помещений, реализация которых на территории Российской Федерации в соответствии с вышеуказанной статьей Закона N 118-ФЗ на период с 1 января 2001 года по 1 января 2004 года освобождается от налогообложения.
     
     При применении вышеуказанного подпункта п. 2 ст. 149 НК РФ необходимо также учитывать, что в оплату услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности в целях налогообложения включаются определенные расходы, отраженные в Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Госстроя России от 23.02.1999 N 9.
     
     При этом от налогообложения освобождается оплата услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, а не эксплуатационных услуг, оплачиваемых за счет указанной платы жилищными организациями (в том числе муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими функции управления жилищным фондом), то есть от налога освобождены именно средства, поступающие этим организациям от населения в виде оплаты услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, а не дальнейшее их перераспределение.
     
     5.17. Реализация товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли (подпункт 18 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     5.18. Реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Банку России и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Банком России и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или хранилищах банков) (подпункт 9 п. 3 ст. 149 НК РФ).
     
     5.19. Реализация монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств (подпункт 11 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     К коллекционным монетам из драгоценных металлов относятся:
     
     - монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;
     
     - монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств).
     
     5.20. Реализация (передача) ценных бумаг (подпункт 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     Операции купли-продажи ценных бумаг, осущест-вляемые организациями от своего имени и за свой счет, налогом не облагаются. Все иные операции с ценными бумагами, такие как изготовление, хранение, ведение реестра владельцев именных ценных бумаг на основе заключенных договоров, внесение в реестр записей о переходе прав собственности, предоставление клиентам информации о движении ценных бумаг, депозитарные услуги, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.
     
     5.21. Реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа (подпункт 9 п. 3 ст. 149 НК РФ).
     
     5.22. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения до 1 января 2002 года освобождались от НДС на основании ст. 2 Закона N 118-ФЗ. Согласно этому порядку в 2001 году в отношении лекарственных средств, изделий медицинского назначения действовал подпункт "у" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1. Таким образом, при освобождении от налога в 2001 году лекарственных средств, изделий медицинского назначения (за исключением протезно-ортопедических изделий, полуфабрикатов для их производства, линз и оправ для очков, технических средств, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики и реабилитации инвалидов) следовало применять письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.1996 N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции".
     
     С 1 января 2002 года на основании ст. 2 Закона N 118-ФЗ утратил силу подпункт "у" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1.
     
     С 1 января 2002 года освобождению от налога подлежат важнейшие и жизненно необходимые лекарст-венные средства, изделия медицинского назначения по перечню, утверждаемому Правительством РФ, приведенные в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 2 ст. 149 НК РФ (ст. 2 Закона N 118-ФЗ).
     
     Однако Федеральным законом от 28.12.2001 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в  статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 179-ФЗ) исключены абзацы второй и третий подпункта 1 п. 2 ст. 149 НК РФ и введена десятипроцентная ставка налога на лекарственные средства, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, и на изделия медицинского назначения.
     
     Письмом МНС России от 08.01.2001 N ШС-6-3/6@ "О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию" разъяснено, что лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отгруженные (в том числе комиссионерами) до 31 декабря 2001 года (включительно), освобождаются от налога в соответствии с подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1. Оплата, поступающая после 31 декабря 2001 года продавцам (в том числе комиссионерам, включая сумму их комиссионного вознаграждения) по этим товарам (отгруженным по 31 декабря 2001 года включительно), в налогооблагаемую базу по НДС не включается.
     
     В дополнение к этому письму письмом МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 "Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию" разъяснено, что по лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения (перечисленным в подпункте "у" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1), оплаченным полностью в период действия вышеуказанных подпунктов Закона, то есть до 31 декабря 2001 года включительно, счета-фактуры выставляются покупателям без НДС независимо от даты отгрузки. В налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом МНС России от 26.12.2001 N БГ-3-03/572, такая отгрузка отражается в приложении В.
     
     Кроме того, МНС России сообщило в данном  письме, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 179-ФЗ п. 2 ст. 164 НК РФ дополнен подпунктом 4, в соответствии с которым лекарственные средства, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, и изделия медицинского назначения, перечисленные в данном пункте, подлежат обложению НДС по ставке 10%.
     
     Коды видов продукции, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ (последний абзац п. 2 ст. 164 НК РФ).
     
     В этой связи до утверждения Правительством РФ вышеназванных кодов с 1 января 2002 года при реализации лекарственных средств, включая лекарст-венные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, изделий медицинского назначения в целях применения налоговой ставки 10% следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93), перечисленными в письме Госналогслужбы России и Минфина России "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции".
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 в классе 940000 "Медицинская техника" этого классификатора перечисляются изделия, относящиеся к медицинской технике. Налогообложение таких изделий, относящихся к медицинской технике, с применением налоговой ставки 10% производиться не должно, так как в подпункте 4 п. 2 ст. 164 НК РФ такие изделия, как медицинская техника, отсутствуют.
     
     При применении режима налогообложения лекарст-венных средств (лекарственных субстанций) следует руководствоваться Государственным реестром лекарственных средств в соответствии с порядком, приведенным в вышеуказанном письме Госналогслужбы России и Минфина России.
     
     5.23. Нерекламная и неэротическая продукция средств массовой информации, научная, учебная книжная продукция, книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, редакционная, издательская, полиграфическая деятельность по производству этой продукции, услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке этой продукции освобождались от НДС до 1 января 2002 года на основании подпунктов 17 и 21 п. 3 ст. 149 НК РФ и ст. 2 Закона N 118-ФЗ. Согласно этому порядку в 2001 году действовал подпункт "э" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1. Таким образом, при освобождении от налога в 2001 году нерекламной и неэротической продукции средств массовой информации, научной, учебной книжной продукции, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, редакционной, издательской, полиграфической деятельностью по производству этой продукции, услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке этой продукции следовало применять нормативные письма Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" и от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции".
     
     Письмо Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н разъясняло порядок отнесения продукции средств массовой информации и книжной продукции к продукции нерекламного характера и распространяло льготу по реализации продукции средств массовой информации и книжной продукции на:
     
     - организации сферы обращения (оптовую и розничную сеть);
     
     - печатную продукцию средств массовой информации, на магнитных носителях, на передаваемую потребителям электронной связью или иной формой распространения, производимой и реализуемой информационными агентствами.
     
     Кроме того, указанным письмом был определен источник покрытия суммы "входного" налога, уплаченного поставщикам при приобретении материальных ресурсов для производства освобожденной от НДС продукции средств массовой информации и книжной продукции.
     
     Вместе с тем указанное письмо разъясняло распространение режима льготного налогообложения на рекламные услуги, оказанные нерекламными редакциями, издательствами, телерадиовещательными компаниями.
     
     Письмо Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 определяло порядок отнесения книжной продукции к книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой, а также порядок ведения раздельного учета затрат при осуществлении в одном налоговом периоде облагаемых и не облагаемых налогом операций, и распространяло действие данной налоговой льготы на услуги передающих центров по доставке электронных средств массовой информации.
     
     С 1 января 2002 года на основании ст. 2 и 16 Закона N 118-ФЗ утратил силу подпункт "э" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1 и подпункты 17 и 21 п. 3 ст. 149 НК РФ.
     
     С 1 января 2002 года Законом N 179-ФЗ введена десятипроцентная ставка налога на периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; учебную и научную книжную продукцию; услуги по экспедированию и доставке периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, учебной и научной книжной продукции; редакционные и издательские услуги, связанные с производством периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, учебной и научной книжной продукции; услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; услуги по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, в том числе услуги по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.
     
     Письмом МНС России от 08.01.2001 N ШС-6-3/6@ "О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию" разъяснено, что продукция средств массовой информации и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, а также услуги (работы), перечисленные в подпункте "э" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1, отгруженные (оказанные, выполненные) до 31 декабря 2001 года (включительно), освобождаются от налога в соответствии с подпунктом "э" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1. Оплата, поступающая после 31 декабря 2001 года продавцам по этим товарам (работам, услугам), отгруженным по 31 декабря 2001 года включительно, в налогооблагаемую базу по НДС не включается.
     
     В дополнение к этому письму письмом МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 "Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию" разъяснено, что по товарам (работам, услугам), перечисленным в подпункте "э" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1, оплаченным полностью в период действия вышеуказанных подпунктов Закона, то есть до 31 декабря 2001 года включительно, счета-фактуры выставляются покупателям без НДС независимо от даты отгрузки. Аналогичный порядок применяется в отношении периодических печатных изданий, подписка на которые оплачена полностью до 31 декабря 2001 года включительно и распространяемых в 2002 году. В налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом МНС России от 26.12.2001 N БГ-3-03/572, такая отгрузка отражается в приложении В.
     
     При применении "переходного периода" указанный налоговый режим распространяется и на работы (услуги), перечисленные в нормативных письмах Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" и от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции".
     
     В письме МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 сообщено, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 179-ФЗ п. 2 ст. 164 НК РФ дополнен подпунктом 3, в соответствии с которым периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; учебная и научная книжная продукция, перечисленные в данном пункте, подлежат обложению НДС по ставке 10%. В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 164 НК РФ до 1 января 2003 года с применением десятипроцентной ставки НДС осуществляется налогообложение редакционных и издательских услуг, связанных с производством периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, учебной и научной книжной продукции; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.
     
     Коды видов продукции, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ (последний абзац п. 2 ст. 164 НК РФ).
     
     В этой связи до утверждения Правительством РФ вышеназванных кодов с 1 января 2002 года при реализации периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, в целях применения налоговой ставки 10% следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93), перечисленными в п. 1 письма Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции".
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с вышеуказанным порядком по ставке 10% облагается периодическая печатная продукция, перечисленная под кодовым обозначением 95 1000 "Газеты" и 95 2000 "Периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени)", включенная в класс 95 0000 "Продукция полиграфической промышленности".
     
     При применении десятипроцентной ставки налога при реализации научной и книжной продукции до утверждения Правительством РФ соответствующих кодов не следует в полном объеме руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93), перечисленными в п. 1 письма Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393, по книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, так как понятие "книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой" является более расширительным, чем понятие "учебная и книжная продукция".