Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Единый налог на вмененный доход: за и против


Единый налог на вмененный доход: за и против

     
     Э.Б. Делиболтоян,
советник налоговой службы II ранга, Краснодарский край

     
     Действие Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах, где налоговый контроль был существенно затруднен, а именно: в розничной торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, перевозке пассажиров в режиме маршрутного такси. Иными словами, целью введения Закона N 148-ФЗ было усиление контроля прежде всего за теми налогоплательщиками, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляли в наличной форме и в большинстве случаев без особых усилий уводили реальные доходы от налогообложения.
     
     В числе первых субъектов Российской Федерации единый налог на вмененный доход был введен на территории Краснодарского края Законом Краснодарского края от 06.11.1998 N 155-КЗ (далее - Закон N 155-КЗ), вступившим в силу с 1 января 1999 года и распространявшимся на лиц, занимающихся оказанием различных услуг населению в таких сферах, как розничная торговля, общественное питание, транспортное обслуживание. Иными словами, единый налог на вмененный доход взимается на Кубани три года, что дает основание для определенных оценок и выводов.
     
     Прежде всего следует отметить, что с 1999 по 2001 годы содержание Закона N 155-КЗ менялось более десяти раз прежде всего в отношении расширения сферы действия этого Закона, корректировки базовой доходности по видам деятельности, уточнения корректирующих коэффициентов. Так, например, по виду деятельности "розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади" изменения вносились девятью Законами.
     
     В течение трех лет изменялись коэффициенты подвидов деятельности по розничной стационарной торговле подакцизными товарами.
     
     Была скорректирована в сторону увеличения и базовая доходность по нестационарной торговле: с 25 000 руб. в год с одного рабочего места до 30 000 руб. (с 1 июля 2001 года). Изменения также коснулись и общественного питания: в первоначальной редакции Закона N 155-КЗ базовая доходность составляла 1200 руб. на 1 метр общей площади, используемой в хозяйственной деятельности, а с 1 апреля 1999 года - 2000 руб.
     
     С 1 июля 1999 года сфера действия Закона N 155-КЗ была расширена за счет того, что был введен еще один вид деятельности: "сбор и хранение металлолома", называемый в настоящее время после двух корректировок как "деятельность организаций по сбору лома черных и цветных металлов".
     
     Отмечая неизбежность и закономерность внесения многочисленных изменений и дополнений в Закон N 155-КЗ, хотелось бы обратить внимание читателей журнала на то, что частые коррективы (производившиеся в большинстве случаев в течение календарного года) отрицательно влияли на сбор налога, так как требовали подачи дополнительных расчетов, уточненных.
     
     Несмотря на несовершенство первоначального варианта Закона N 155-КЗ единый налог на вмененный доход стал самым собираемым налогом, заметно влияющим на наполняемость бюджета.
     
     Целесообразность единого налога на вмененный доход заключается, во-первых, в том, что его авансовая уплата не предполагает корректировку налога в зависимости от итога финансово-хозяйственной деятельности плательщика; во-вторых, он носит обязательный характер; в-третьих, полностью исключается недоимка; в-четвертых, облегчается налоговый контроль. Все это и позволяет наращивать сумму его поступлений в бюджет, особенно от недисциплинированных налогоплательщиков.
     
     Помимо экономического аспекта, следует отметить и политическое значение единого налога на вмененный доход в легализации мелкого и среднего бизнеса.
     
     Результаты введения единого налога на вмененный доход хорошо видны на примере работы инспекции МНС России по г. Анапа. Наибольшее количество расчетов плательщиками было подано по следующим видам деятельности: розничная торговля, общественное питание, оказание услуг по краткосрочному проживанию (квартиросдача), транспортное обслуживание. И анализ сбора этого налога за трехлетний период позволяет сделать вывод, что доли налоговых поступлений от этих сфер деятельности ежегодно возрастают. Так, объем поступлений от предприятий розничной торговли и общественного питания в 1999 году составлял 7,3 млн руб., в 2000 году - 16,5 млн руб., а только за 9 месяцев 2001 года - более 16 млн руб. Всего же сумма поступлений от единого налога на вмененный доход от юридических лиц составила в 1999 году - 11,8 млн руб., в 2000 году - 23 млн руб., а за 9 месяцев 2001 года - 24,5 млн руб.
     
     Анапа - курортный город. Основной источник дохода для его жителей - сдача жилья внаем. С введением единого налога на вмененный доход число квартиросдатчиков, зарегистрированных в ИМНС по г. Анапа, возросло: если в 1998 году их было 1775, то в 1999 году - 1918, в 2000 - 3366, а по состоянию на 1 октября 2001 года - 4571 человек. Прирост к 1998 году (предшествовавшему году введения названного налога) составил 257,5 %, а сумма собранных налогов превысила уровень 1998 года в 3,3 раза.
     
     За время действия Закона N 155-КЗ количество предпринимателей, зарегистрированных в ИМНС по г. Анапа, увеличилось с 9794 человек в 1998 году до 12 401 человека по состоянию на 1 октября 2001 года. За этот же период возрос и объем налогов, поступивших в бюджеты от предпринимателей: с 9 млн руб. (1998 год) до 28,2 млн руб. (по состоянию на 1 октября 2001 года). Вместе с тем приведенные цифры свидетельствуют о том, что Закон N 155-КЗ требует дальнейшего совершенствования.
     
     В целом же единый налог на вмененный доход особенно актуален в тех регионах, где мало промышленных предприятий, но ведется активная предпринимательская деятельность в сфере малого бизнеса. Вместе с тем введение единого налога на вмененный доход не позволило преодолеть все трудности в налогообложении малого бизнеса. В качестве примера можно привести розничную торговлю субъектов предпринимательской деятельности для собственных нужд, то есть не для дальнейшей перепродажи. Другой пример - обязательность перехода на единый налог на вмененный доход без права выбора налогоплательщика.     


     Подводя итог, можно сделать вывод, что единый налог на вмененный доход подтвердил за три года существования свою жизненность. Более того, его значимость в настоящий период экономического развития государства заметно возрастает.