Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     Подлежат ли постановке на учет в налоговом органе налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по месту осуществления предпринимательской деятельности?

     
     Согласно положениям ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     Таким образом, обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности физического лица - индивидуального предпринимателя НК РФ не установлена.
     

     Подлежит ли организация постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества в случае, если имущество не принадлежит организации на праве собственности?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества.
     
     Таким образом, обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества возложена НК РФ на организации, которым указанное имущество принадлежит на праве собственности.
     
     Учитывая вышеизложенное, обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества на организации, которым указанное недвижимое имущество не принадлежит на праве собственности, НК РФ не возложена.
     

     Обязана ли организация-налогоплательщик осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств в случае, если указанное имущество организация арендует у другого юридического лица?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     При этом организация, в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
     
     Таким образом, обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств возложена НК РФ на организации, которым указанное имущество принадлежит на праве собственности.
     
     Учитывая вышеизложенное, обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств на организации, которым указанное имущество принадлежит на правах аренды, НК РФ не предусмотрена.
     

     Должна ли организация осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, находящегося по одному юридическому адресу с организацией?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осу-ществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
     
     Таким образом, составная часть организации признается обособленным подразделением организации при наличии следующих признаков:
     
     - территориальная обособленность от организации (территориальное расположение вне места нахождения организации);
     
     - оборудование по месту нахождения стационарных рабочих мест на срок более одного месяца;
     
     - осуществление организацией деятельности по месту нахождения ее составной части.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
     
     Согласно абзацу 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
     
     При этом, выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица - представительство и филиал, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов.
     
     Гражданским законодательством Российской Федерации не установлено каких-либо ограничений в части нахождения двух и более юридических лиц и (или) их обособленных подразделений по одному и тому же юридическому адресу.
     
     Таким образом, факт нахождения филиала или иного обособленного подразделения юридического лица по юридическому адресу последнего не означает совпадения юридического лица и его филиала или иного обособленного подразделения в одном лице.
     
     Учитывая вышеизложенное, признание налоговым органом в целях налогообложения составной части организации (внутреннего структурного подразделения) обособленным подразделением организации производится на основании признаков, присущих обособленному подразделению организации, изложенных в ст. 11 НК РФ.
     
     Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
     
     Таким образом, организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и в случае, если организация и обособленное подразделение расположены по одному юридическому адресу.
     

     С какого момента считается исполненной обязанность по уплате налога налогоплательщиком - физическим лицом в случае взыскания налога за счет имущества последнего?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.
     
     Согласно п. 6, 8 ст. 48 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве” с учетом особенностей, предусмотренных ст. 48 НК РФ.
     
     В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика -физического лица обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
     
     В случае если имущество не реализовано, исполнительный лист взыскателю не возвращен, исполнительное производство не прекращается.
     
     Таким образом, обязанность налогоплательщика - физического лица по уплате налога считается исполненной с момента реализации этого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
     
     Если изъятое имущество не реализовано, обязанность налогоплательщика - физического лица не может считаться исполненной.
     

     Признается ли обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов исполненной в случае уплаты налога или сбора за налогоплательщика его должником?

     
     В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
     
     Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
     
     Статья 44 НК РФ закрепляет положение, согласно которому обязанность по уплате налога и (или) сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
     
     В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Таким образом, НК РФ предусмотрена обязанность самостоятельной уплаты налогоплательщиком налогов и (или) сборов, поскольку у иного лица (должника) при уплате налогов за налогоплательщика отсутствуют элементы налогообложения, предусмотренные ст. 17 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, уплата налога за налогоплательщика иными лицами (в частности их должниками) не влечет для налогоплательщика правовых последствий, предусмотренных для надлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и (или) сборов.
     
     Вместе с тем НК РФ содержит положения, допускающие при определенных обстоятельствах исполнение обязанности по уплате налогов одного лица другим лицом.
     
     Так, в соответствии с п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     Кроме того, ст. 74 НК РФ допускает в случае неисполнения обязанности по уплате налогов самим налогоплательщиком исполнение указанной обязанности лицом, выступившим его поручителем.
     
     При этом следует отметить, что налогоплательщик имеет право исполнить обязанность по уплате налогов через уполномоченного представителя только в случае, если не установлено требование исполнения указанной обязанности самостоятельно.
     

     Что является основанием предъявления налоговым органом требования об уплате налога налогоплательщику и в какие сроки должно быть направлено налогоплательщику указанное требование?

     
     В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
     
     Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
     
     Требование об уплате налога представляет собой адресованное налогоплательщику письменное извещение по форме, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 07.09.1998 N БФ-3-10/228 (в ред. от 03.08.1999 N АП-3-10/256), о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
     
     Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
     
     Таким образом, основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога является не исполненная налогоплательщиком обязанность по уплате налога. При этом требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику как после наступления срока уплаты налога, так и после проведения налоговой проверки в сроки, установленные ст. 70 НК РФ.
     

     Следует ли считать льготой по налогу или сбору полное освобождение от уплаты налога или сбора в зависимости от видов деятельности организации?

     
     Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным в случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
     
     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
     
     В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
     
     Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     Учитывая вышеизложенное, полное освобождение отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов от уплаты налога или сбора в зависимости от видов деятельности является льготой по налогу или сбору.
     

     Может ли сумма излишне уплаченного налога быть зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика или возвращена налогоплательщику при наличии у последнего недоимки по налогам и (или) задолженности по пеням?

     
     В соответствии с п. 1, 5, 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
     
     По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
     
     При наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
     
     Таким образом, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика или возврату налогоплательщику при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогам и (или) задолженности по пеням.
     

     Является ли организация плательщиком земельного налога в случае, если земельный участок принадлежит организации на праве постоянного (бессрочного) пользования?

     
     Согласно подпункту “б” п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” земельный налог относится к местным налогам, порядок зачисления поступлений от которого в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
     
     В соответствии со ст. 1, 18 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю” собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
     
     Плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога:
     
     - за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, - на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления;
     
     - за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов мест-ного самоуправления, - в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.
     
     Учитывая вышеизложенное, организации, которым земельные участки принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются плательщиками земельного налога и обязаны уплачивать земельный налог по месту нахождения указанных земельных участков.
     

     Вправе ли налоговый орган проводить выездную налоговую проверку филиала или представительства независимо от проведения проверок организации-налогоплательщика?

     
     В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено вышеназванной  статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.
     
     При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
     
     Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
     
     В целях соблюдения закрепленного в НК РФ общего принципа недопустимости проведения повторных в течение одного календарного года налоговых проверок налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период налоговые органы при проведении проверок филиалов и иных обособленных подразделений налогоплательщика проверяют их по вопросам правильности исчисления и свое-временности перечисления в бюджет налогов, обязанности по исчислению и уплате которых несут филиалы и иные обособленные подразделения, в том числе НДС, местных налогов (сборов).
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговые органы при проведении независимых от проведения проверок самого налогоплательщика выездных проверок филиалов и иных обособленных подразделений налогоплательщика вправе проверять указанные подразделения на предмет правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет НДС, мест-ных налогов (сборов), а также иных налогов, обязанность по исчислению и уплате которых несут филиалы и иные обособленные подразделения.
     

     Какие меры налоговые органы могут принять к организации с целью понудить ее открыть в банке расчетный счет?

     
     В соответствии со ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке, а также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
     
     Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не следует из законодательства и не обусловлено используемой формой расчетов.
     
     Открытие счета в банке согласно главе 45 ГК РФ обусловлено заключением между банком и заинтересованным лицом (клиентом банка) договора банковского счета.
     
     В соответствии со ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к за-ключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Понуждение юридического лица к заключению договора банковского счета законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
     
     Таким образом, понуждение хозяйствующих юридических лиц, не имеющих счетов в банках, к открытию расчетных и иных счетов в банках, то есть к за-ключению договоров банковского счета, противоречит законодательству Российской Федерации.
     
     Вместе с тем сообщается, что в соответствии с п. 2.15 Положения Банка России от 05.01.1998 N 14-П “О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации” (далее - Положение N 14-П) к предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
     
     Меры финансовой и административной ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации установлены п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”.
     
     Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006, производится налоговыми органами по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
     
     Согласно п. 2.14 Положения N 14-П и п. 9.4 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”, утвержденного приказом Госналогслужбы России от 13.08.1994 N ВГ-4-13/94н, Минфина России от 13.08.94 N 104, Банка России от 16.08.1994 N 104, учреждения банков и соответствующие финансовые органы, производящие проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями требований порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, направляют в налоговые органы по месту учета налогоплательщика представления с приложением копий справок по указанным проверкам [материалы проведенных банками проверок предприятий оформляются справкой по форме 0408026 (приведена в приложении 8 к Положению N 14-П)].
     

     Какие меры воздействия предусмотрены законодательством Российской Федерации в отношении лиц, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах и не представляющих отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности?

     
     В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     При этом нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока постановки на учет в налоговом органе, а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе влечет применение к налогоплательщику мер ответственности в соответствии со ст. 116, 117 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
     
     В силу подпункта 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
     
     Так, непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности согласно ст. 119 НК РФ.
     
     Кроме того, в силу п. 2 ст. 76 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиками-организациями и налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций руководителем (его заместителем) налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций этих налогоплательщиков по их счетам в банке, отменяемое решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления указанными налогоплательщиками налоговой декларации.
     
     Аналогичные меры воздействия к налогоплательщикам в случае непредставления ими (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, налоговые органы вправе применять в соответствии с п. 6 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”.
     
     Пунктами 3, 12 ст. 7 вышеназванного Закона предусмотрено также право налоговых органов налагать административные штрафы:
     
     - на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в непредставлении, несвое-временном представлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
     
     - на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан, не представляющих по требованиям налоговых органов и их должностных лиц документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
     

     В какие сроки налоговым органом должно быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога и что является основанием предъявления требования об уплате налога?

     
     В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     При этом установленная обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах.
     
     Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
     
     При этом требование об уплате налога представляет собой адресованное налогоплательщику письмен-ное извещение по форме, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 07.09.1998 N БФ-3-10/228 (в ред. от 03.08.1999 N АП-3-10/256), о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
     
     Таким образом, требование об уплате налога - это письменный официальный документ, направляемый налоговым органом налогоплательщику и содержащий информацию об имеющихся к налогоплательщику претензиях.
     
     В требовании об уплате налога также содержится указание о сроке его исполнения налогоплательщиком, по истечении которого к налогоплательщику могут быть применены соответствующие меры принудительного взыскания налога.
     
     Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
     
     Таким образом, основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога является не исполненная налогоплательщиком обязанность по уплате налога. При этом требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику как после наступления срока уплаты налога, так и после проведения налоговой проверки в сроки, установленные ст. 70 НК РФ.
     

     Какая сумма задолженности должна быть указана в требовании об уплате налога, сбора, а также пени, направляемом налоговым органом налогоплательщику?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
     
     Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
     
     Согласно ст. 69, 70 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
     
     Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
     
     Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Таким образом, в требовании об уплате налога указывается сумма задолженности по налогу, с момента наступления срока уплаты которого, установленного законодательством о налогах и сборах, прошло не более трех месяцев, если иное не предусмотрено НК РФ.
     

     Каким нормативным актом предусмотрена обязанность налогового органа давать разъяснения законодательства о налогах и сборах юридическим и физическим лицам, обращающимся в налоговый орган за разъяснением по деятельности, не связанной с деятельностью налогоплательщика?

     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 21 НК РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов имеют право получать налогоплательщики.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
     
     Таким образом, НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов давать письменные разъяснения налогоплательщикам, проводить разъяснительную работу с налогоплательщиками в каждом конкретном случае возникновения налоговых правоотношений.
     
     Налогоплательщиками и плательщиками сборов согласно ст. 19 НК РФ, ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ, Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае обращения в налоговый орган юридического или физического лица за разъяснением по вопросам налогообложения по деятельности, не связанной с основной деятельностью этого лица как налогоплательщика, обязанность налогового органа по его информированию НК РФ не предусмотрена.
     
     Вместе с тем если юридическое или физическое лицо (юридическая консультация, аудиторская фирма, адвокат) представляет интересы конкретного налогоплательщика в соответствии со ст. 26 НК РФ и его полномочия как представителя документально подтверждены, такое юридическое или физическое лицо имеет право получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от налоговых органов.
     
     Одновременно следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика такие акты, действия или бездействие нарушают права налогоплательщика.