Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Единый налог на вмененный доход и упрощенная система налогообложения


О применении единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

     
     И.М. Андреев,     
советник налоговой службы I ранга
     

     Подпадают ли под действие единого налога на вмененный доход доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления деятельности в сфере розничной торговли товарами народного потребления посредством почтовых отправлений с использованием системы наложенных платежей?

     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, поименованных в данной статье Закона N 148-ФЗ, например в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Как видно из вышеприведенной нормы Закона N 148-ФЗ, законодатель связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по уплате единого налога на вмененный доход не только с видом осуществляемой ими деятельности, но и с некоторыми другими условиями, предусмотренными данной статьей Закона N 148-ФЗ. Так, по сфере розничной торговли таким условием является осуществление деятельности в торговых структурах, относящихся как к стационарной, так и к нестационарной торговой сети.
     
     В соответствии с ГОСТом Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" под стационарной торговой сетью подразумевается торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях.
     
     К нестационарной торговой сети относится торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли, в том числе палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.
     
     Учитывая, что розничная продажа товаров посредством почтовых отправлений не предполагает наличия торговых структур, предусмотренных в подпункте 7 п. 1 ст. 3 Закона N 148-ФЗ, доходы, извлекаемые налогоплательщиками от осуществления такой деятельности, не подпадают под действие единого налога на вмененный доход и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     

     Индивидуальный предприниматель, осуществляющий оптовую торговлю ювелирными изделиями, применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

     

     Реализуемые им ювелирные изделия изготавливаются по договору поручения ювелирным заводом из давальческого сырья.

     

     Кто является производителем ювелирных изделий - индивидуальный предприниматель, реализующий оптом изготовленные из принадлежащего ему сырья ювелирные изделия, либо ювелирный завод, осуществляющий изготовление из сырья заказчика таких изделий?

     
     Согласно ГОСТу Р 51303-99 под оптовой торговлей понимается торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
     
     При этом оптовая торговля как подвид предпринимательской деятельности предполагает в сфере торговли заключение договоров поставки.
     
     В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     
     Таким образом, деятельность в сфере оптовой торговли включает четкий перечень определенных работ и услуг, связанных с обеспечением процесса купли-продажи товаров, и не предусматривает выполнение иных работ или оказание иных услуг (в том числе производственного характера), непосредственно не связанных с осуществлением данного процесса.
     
     Выполнение оптовыми продавцами или по их поручению другими хозяйствующими субъектами работ, связанных с видоизменением (доработкой, переработкой и т.п.) приобретенного ими товара, в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности в сфере производства готовой продукции, а процесс реализации этой продукции - как способ извлечения доходов от осуществления такой деятельности.
     
     В этом случае оптовый продавец признается производителем реализуемой им продукции.
     

     Взимается ли с плательщиков единого налога на вмененный доход плата за загрязнение окружающей природной среды?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ со дня введения единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются налоги и сборы (за исключением поименованных в ст. 1 Закона N 148-ФЗ), предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1).
     
     Учитывая, что плата за загрязнение окружающей природной среды отнесена Законом РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" к платежам за пользование природными ресурсами, предусмотренным ст. 19 Закона N 2118-1, и не включена в перечень налогов и сборов, подлежащих обязательной уплате плательщиками единого налога на вмененный доход, ее взимание с организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, не производится.
     

     Индивидуальный предприниматель осуществляет реализацию товаров через физических лиц, с которыми заключает договора комиссии или поручения.

     

     Какую торговлю (розничную или оптовую) осуществляет индивидуальный предприниматель - собственник товара? В каком порядке производится налогообложение результатов такой деятельности?

     

     Могут ли быть признаны в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальными предпринимателями физические лица, осуществляющие оптовую или розничную торговлю товарами по договорам гражданско-правового характера без государственной регистрации в этом качестве?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных данной статьей этого Закона, в том числе и в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
     
     При этом следует иметь в виду, что розничная торговля как вид предпринимательской деятельности предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи.
     
     Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли связана с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже) без видоизменения любых новых и бывших в употреблении товаров, приобретенных продавцом или полученных им иным, не запрещенным действующим законодательством Российской Федерации способом в целях извлечения доходов от ее осуществления.
     
     Согласно ГОСТу Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" под комиссионной торговлей понимается розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами - комитентами по договорам комиссии.
     
     В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
     
     По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
     
     Исходя из смысла вышеприведенной нормы гражданского законодательства передача комитентами принадлежащих им на праве собственности товаров комиссионерам по договорам комиссии для дальнейшей реализации следует рассматривать в качестве одного из способов поставки товаров, предназначенных для использования последними в предпринимательской деятельности.
     
     Учитывая, что комитент не является как поставщик товара участником (стороной) договора розничной купли-продажи, заключаемого между розничными продавцами (комиссионерами) и покупателями, осуществляемая им предпринимательская деятельность, направленная на систематическое извлечение доходов от реализации (поставки) товаров на основе договоров комиссии, не может быть отнесена к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли и, следовательно, не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Налогообложение результатов такой деятельности осуществляется в общеустановленном порядке.
     
     Отнесение вышеуказанной деятельности в целях налогообложения к оптовой торговле возможно лишь в том случае, если извлечение доходов от реализации товаров по договорам комиссии осуществляется комитентами в рамках соответствующей предпринимательской деятельности, а заключаемые ими с комиссионерами договора комиссии содержат основные признаки, присущие договорам поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ).
     
     В аналогичном порядке квалифицируется и реализация товаров по договорам поручения, заключаемым между доверителем и поверенными в порядке и на условиях, предусмотренных главой 49 ГК РФ, за исключением случаев, когда сторонами такого договора являются хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на основе договоров розничной купли-продажи (доверитель), и наемный работник, непосредственно выполняющий обязанности розничного продавца (поверенный).
     
     При этом систематическое извлечение доходов (прибыли) от осуществления как розничной, так и оптовой торговли лицами, не прошедшими государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, является нарушением действующего порядка занятия предпринимательской деятельностью и влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
     

     Индивидуальный предприниматель осуществляет комиссионную торговлю товарами народного потребления, принятыми от населения по договорам комиссии, и является плательщиком единого налога на вмененный доход.

     

     В соответствии с региональным законом о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности размер вмененного налогоплательщикам дохода по деятельности в сфере розничной торговли через магазины зависит от площади торговых помещений магазинов. Правомерно ли применение такого порядка определения дохода в отношении комиссионной торговли, если в реальной ситуации доходы комиссионера зависят не от площади торгового зала занимаемого им магазина, а от размера причитающегося ему по договору комиссии комиссионного вознаграждения?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных данной статьей этого Закона, в том числе и в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, включая объекты, не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Согласно ст. 4 Закона N 148-ФЗ объектом обложения единым налогом на вмененный доход признается вмененный доход на очередной календарный месяц, определяемый налогоплательщиками расчетным путем исходя из предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации значений базовой доходности на единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности, фактического объема таких показателей, а также значений корректирующих коэффициентов базовой доходности, показывающих степень влияния того или иного фактора на результат осуществляемой предпринимательской деятельности.
     
     Таким образом, для субъектов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие Закона N 148-ФЗ, объектом обложения единым налогом на вмененный доход является расчетная величина потенциально возможного к получению облагаемого дохода от осуществляемого ими вида деятельности, а не фактические результаты такой деятельности.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что ГОСТом Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" комиссионная торговля отнесена к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, подпадающей под действие единого налога на вмененный доход, налогообложение результатов такой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, является правомерным.
     

     Индивидуальный предприниматель, являющийся плательщиком единого налога на вмененный доход, имеет несколько мест осуществления своей деятельности. Единый налог им уплачен единовременно за весь налоговый период. По объективным причинам, возникающим в течение налогового периода, предприниматель прекратил свою деятельность в одном из мест ее осуществления.

     

     Подлежит ли возврату предпринимателю сумма излишне уплаченного им единого налога по такому месту осуществления деятельности?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Этим органам предоставлено право определять сферы предпринимательской деятельности (в пределах перечня, установленного ст. 3 Закона N 148-ФЗ), результаты от занятия которыми подлежат обложению единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога, а также иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Объектом обложения единым налогом является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу установлен в один квартал (ст. 4 Закона N 148-ФЗ).
     
     Согласно п. 2 ст. 6 Закона N 148-ФЗ уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 % суммы исчисленного по каждому виду предпринимательской деятельности и каждому месту осуществления такой деятельности единого налога за календарный месяц.
     
     В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
     
     При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора согласно положениям ст. 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
     
     Обстоятельствами, с которыми законодательство о едином налоге на вмененный доход связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по уплате данного налога, являются осуществление налогоплательщиками предпринимательской деятельности в определенных сферах, а также наличие источника доходов.
     
     При отсутствии (прекращении существования) указанных обстоятельств у налогоплательщиков не возникает (прекращается) обязанность по уплате данного налога.
     
     В связи с этим субъекты предпринимательской деятельности, временно либо окончательно прекратившие осуществление своей деятельности в сферах, подпадающих под действие законодательства о едином налоге на вмененный доход (в том числе и по отдельно расположенному месту осуществления такой деятельности), утрачивают обязанность по уплате единого налога.
     
     Сумма излишне уплаченного авансом единого налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о едином налоге на вмененный доход.
     

     Обязан ли индивидуальный предприниматель, применяющий по осуществляемому им виду предпринимательской деятельности упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, включать фактически полученные им по такому виду деятельности доходы в декларацию по налогу на доходы физических лиц за истекший год?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Учитывая данное обстоятельство, доходы, фактически полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности на основе выданного им патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и, соответственно, включению в состав доходов, подлежащих декларированию физическими лицами в соответствии с положениями главы 23 НК РФ.
     

     Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере розничной торговли комиссионными товарами, изъявил желание перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Каким образом ему следует исчислять валовую выручку от осуществления данного вида деятельности: как сумму всех денежных средств, полученных от реализации комиссионных товаров, или как сумму полученных им комиссионных вознаграждений по исполненным договорам комиссии?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона N 222-ФЗ субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном данным Законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     Таким образом, в целях применения вышеуказанного положения Закона N 222-ФЗ в валовой выручке субъекта малого предпринимательства учитываются все денежные средства, полученные им от осуществленной на основе патента предпринимательской деятельности, независимо от вида такой деятельности, используемых форм расчетов, а также способов извлечения доходов.
     

     Индивидуальный предприниматель, осуществляющий два вида предпринимательской деятельности, является по одному из них плательщиком единого налога на вмененный доход, а по другому применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

     

     Деятельность, по которой применяется упрощенная система налогообложения, осуществляется предпринимателем эпизодически и не приносит желаемых доходов.

     

     Вправе ли предприниматель отказаться от применения данного налогового режима в течение текущего календарного года, а сумму излишне уплаченной им годовой стоимости патента зачесть в счет предстоящих платежей по единому налогу на вмененный доход?

     
     Согласно ст. 1 Закона N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с ранее принятой системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     
     Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Законом N 222-ФЗ.
     
     Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации при соблюдении ими установленных ст. 2 Закона N 222-ФЗ ограничений, в том числе и по отдельным сферам предпринимательской деятельности.
     
     Иных ограничений в применении субъектами малого предпринимательства данного налогового режима Законом N 222-ФЗ не установлено.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что с введением в действие на территории соответствующих субъектов Российской Федерации единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, который обязателен к уплате на территории таких регионов, положения Закона N 222-ФЗ применяются в части, не противоречащей Закону N 148-ФЗ (ст. 11 данного Закона), то есть в отношении тех видов деятельности, которые не подпадают под действие единого налога на вмененный доход.
     
     Таким образом, со дня введения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, подпадающих под действие этого налога, теряют право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по таким видам деятельности и переводятся в обязательном порядке на уплату указанного налога с одновременным зачетом или возвратом излишне уплаченных ими на момент перевода платежей за патент.
     
     В остальных случаях отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства только с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.