Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Порядок исчисления и уплаты ЕСН индивидуальными предпринимателями


Порядок исчисления и уплаты индивидуальными предпринимателями
единого социального налога и страховых взносов в 2002 году

     
     Л.В. Журавлева
     

1. Порядок исчисления единого социального налога

     
     В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (далее - индивидуальные предприниматели).
     
     Следует иметь в виду, что в соответствии с вышеназванной статьей НК РФ физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, при исполнении обязанностей, возложенных на него Кодексом, не вправе ссылаться на то, что оно не является индивидуальным предпринимателем.
     
     Итак, в данной статье рассмотрим порядок исчисления и уплаты единого социального налога (далее - ЕСН) индивидуальными предпринимателями.
     
     В соответствии со ст. 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются:
     
     1) лица, производящие выплаты физическим лицам (далее - работодатели), в том числе:
     
     организации;
     
     индивидуальные предприниматели;
     
     физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
     
     2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
     
     Таким образом, если индивидуальный предприниматель одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным выше, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     Из вышеизложенного следует, что в случае если индивидуальные предприниматели выступают в качестве работодателей, то они производят исчисление ЕСН с выплат, производимых в пользу наемных работников, а также с выплат и вознаграждений по договорам гражданско-правового характера. При этом индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве работодателей, не производят исчисление ЕСН с вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, так как индивидуальные предприниматели в соответствии со ст. 244 НК РФ являются самостоятельными плательщиками ЕСН со своих доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели являются плательщиками ЕСН как с доходов от предпринимательской деятельности, так и с выплат, производимых в пользу наемных работников.
     
     Уплата налога по наемным работникам, а также со своих доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, производится индивидуальным предпринимателем по месту постановки на налоговый учет по месту жительства в соответствии со ст. 83 НК РФ.
     

2. Порядок исчисления и уплаты ЕСН индивидуальными предпринимателями, являющимися работодателями

     
     Индивидуальные предприниматели должны исчислять сумму ЕСН (авансовых платежей по ЕСН) отдельно в отношении каждого фонда как соответствующую процентную долю налоговой базы. При этом уплату необходимо производить отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
     
     Правоотношения по уплате ЕСН индивидуальными предпринимателями, производящими выплаты физическим лицам, определяются нормами, установленными п. 1 и 3 ст. 236 "Объект налогообложения", п. 1, 2, 4 ст. 237 "Налоговая база", ст. 238 "Суммы, не подлежащие налогообложению", п. 1 ст. 241 "Ставки налога", ст. 242 "Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)", ст. 243 "Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями" НК РФ.
     
     При этом льгота, установленная подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, в части освобождения организаций любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, не вправе применяться индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выплаты в пользу инвалидов.
     
     Индивидуальные предприниматели, производящие выплаты в пользу физических лиц, должны производить исчисление ЕСН по следующим ставкам (см. табл. 1).
     

Таблица 1

     

Налоговая база на каждого отдельного

Федеральный бюджет

Фонд социального

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

работника нарастающим итогом с начала года


 

страхования Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования


 

1

2

3

4

5

6

До 100 000 руб.
     

28,0 %

4,0 %

0,2 %

3,4 %

35,6 %

От 100 001 руб. до 300 000 руб.

28 000 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

4000 + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

3400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

35 600 + 20 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

От 300 001 руб. до 600 000 руб.

59 600 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

8400 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

400 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

7200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

75 600 руб. + 10 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

83 300 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

11 700 руб.

700 руб.

9900 руб.

105 600 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

     
     В соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ вышеназванные регрессивные ставки налогообложения применяются при выполнении следующего условия.
     
     Налогоплательщики (в том числе индивидуальные предприниматели), производящие выплаты физическим лицам, имеют право производить расчет ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу лицами, производящими выплаты физическим лицам, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму не менее 2500 руб. Если это условие не соблюдается, то налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной п. 1 ст. 241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база составила менее 2500 руб., не вправе до конца налогового периода использовать регрессивные ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 чел. не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 чел. (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
     
     Так, например, если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН за январь размер налоговой базы в среднем на одно физическое лицо составляет сумму менее 2500 руб., то налогоплательщик до конца года обязан производить исчисление налога по максимальным ставкам налогообложения.
     
     Следует иметь в виду, что при расчете условия права на регрессию принимается средняя численность работников, учитываемая при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе ЕСН в федеральный бюджет, и рассчитанная в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в среднюю численность работников за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) включается:
     

     - среднесписочная численность работников;
     
     - средняя численность внешних совместителей;
     
     - средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
     
     При этом средняя численность работников показывается в целых единицах.
     
     После определения условия на право применения регрессивных ставок налогообложения можно переходить к расчетам самого налога (авансовых платежей), то есть либо с применением регрессивных ставок налогообложения, либо по ставкам, установленным для налогооблагаемой базы до 100 000 руб.
     
     Сумму ЕСН, уплачиваемую в составе налога в ФСС РФ, следует самостоятельно уменьшить на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
     
     Налогоплательщики-работодатели (в том числе индивидуальные предприниматели) обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
     
     С целью упрощения ведения такового учета МНС России утвердило приказом от 21.02.2002 N БГ-3-05/91 форму индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения. Данная форма носит рекомендательный характер. Поэтому каждый конкретный налогоплательщик может вносить в нее необходимые и удобные для себя изменения и дополнения.
     
     Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей по ЕСН индивидуальными предпринимателями - работодателями должны отражаться в расчете, представляемом ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49. Данным приказом также утвержден Порядок заполнения форм расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу).
     
     Уплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН следует производить не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим.
     
     Необходимо помнить, что по результатам работы за год индивидуальные предприниматели - работодатели обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию по ЕСН не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной приказом МНС России от 27.12.2001 N БГ-3-05/573. Приказом МНС России от 31.01.2002 N БГ-3-05/45 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу (взносу).
     
     Кроме того, не позднее 1 июля года, следующего за истекшим, индивидуальные предприниматели представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) копию налоговой декларации по ЕСН с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган.
     
     Что касается отчетности по средствам ФСС РФ, то она представляется страхователями ежеквартально (п. 5 ст. 243 НК РФ). Таким образом, отчетный период по ЕСН и период представления отчетности по средствам государственного социального страхования совпадают.
     
     Так, согласно п. 5 ст. 243 НК РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС РФ сведения (отчеты) по форме 4-ФСС РФ, установленной постановлением Правительства ФСС РФ от 06.12.2001 N 122 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)", о суммах, уплачиваемых в ФСС РФ:
     
     1) начисленного налога в ФСС РФ;
     
     2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
     
     3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
     
     4) расходов, подлежащих зачету.
     
     Налогоплательщики представляют в налоговый орган по месту регистрации второй экземпляр раздела I "Расчеты по единому социальному налогу (взносу)" формы 4-ФСС РФ.
     

3. Порядок исчисления ЕСН индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями

     
     Правоотношения по уплате ЕСН индивидуальными предпринимателями, указанными в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, определяются нормами, установленными п. 2 и 3 ст. 236 "Объект налогообложения", п. 3 и 4 ст. 237 "Налоговая база", абзацем вторым п. 2 ст. 239 "Налоговые льготы", п. 3 ст. 241 "Ставки налога", ст. 242 "Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)", ст. 244 "Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями" НК РФ.
     
     Кроме того, индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, не исчисляют и не уплачивают ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в ФСС РФ.
     
     При этом добровольная уплата ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в ФСС РФ, Кодексом не установлена.
     

     Пример 1.

     
     Индивидуальный предприниматель, занимающийся торгово-закупочной деятельностью, закупает товары у частных лиц и поэтому не имеет документов, подтверждающих их стоимость. Ранее расходы по стоимости товара, на который отсутствовали закупочные документы, учитывались в размере 20 % от цены его реализации. Можно ли уменьшить налоговую базу по ЕСН на 20 %, то есть учесть документально не подтвержденные расходы?
     
     При рассмотрении данной ситуации необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ (в ред. от 31.12.2001 N 198-ФЗ) налоговая база по ЕСН для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 235 Кодекса, в 2002 году определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
     
     Таким образом, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, документально не подтвержденные расходы индивидуальных предпринимателей не принимаются к вычету при определении налоговой базы по ЕСН.
     
     В связи с вышеизложенным стоимость товаров, закупленных индивидуальным предпринимателем, на которые отсутствуют закупочные документы, не подлежит включению в состав расходов, принимаемых в соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ к вычету при определении налоговой базы по ЕСН названной категории плательщиков.
     
     Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 НК РФ. Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен п. 3 ст. 241 НК РФ, а именно: изменены ставки ЕСН для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ (в том числе индивидуальных предпринимателей). Данные изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, и действуют до 1 января 2003 года. В табл. 2 приведены ставки, по которым должно производиться исчисление ЕСН индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
     

Таблица 2

     

Налоговая база на каждого отдельного

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

работника нарастающим итогом с начала года


 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования


 

1

2

3

4

5

до 100 000 руб.
     

9,6 %

0,2 %

3,4 %

13,2 %

от 100 001 руб. до 300 000 руб.

9600 руб. + 5,4 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

3400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

13 200 руб. + 7,4 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
     

от 300 001 руб. до 600 000 руб.

20 400 руб. + 2,75 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

400 руб.

7200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

28 000 руб. + 3,65 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
     

свыше 600 000 руб.

28 650 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

400 руб.

9900 руб.

38 950 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.


     Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно. В данном случае расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 НК РФ.
     
     Индивидуальные предприниматели производят уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений:
     
     1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
     
     2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
     
     3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
     
     Рассмотрим пример расчета авансовых платежей.     

    
     Пример 2.

     
     Допустим, что налоговая база (предполагаемый доход) индивидуального предпринимателя в 2002 году составит 500 000 руб. (указанный в налоговой декларации за 2001 год).
     
     В данном случае налог, подлежащий уплате в каждый фонд, составит:
     
     в федеральный бюджет - 25 900 руб. {20 400 руб. + [(500 000 руб. - 300 000 руб.) х 2,75 %)};
     
     в ФФОМС - 400 руб.;
     
     в ТФОМС - 9000 руб. {7200 руб. + [(500 000 руб. - 300 000 руб.) х 0,9 %]}.
     
     Авансовые платежи по периодам в каждый фонд (1/2, 1/4 и 1/4 годовой суммы авансовых платежей) составят:
     
     федеральный бюджет - 25 900 руб. (12 950 руб. + 6475 руб. + 6475 руб.);
     
     ФФОМС - 400 руб. (200 руб. + 100 руб. + 100 руб.);
     
     ТФОМС - 9000 руб. (4500 руб. + 2250 руб. + 2250 руб.).
     

     Таким образом, всего налогоплательщиком должны быть уплачены не позднее 15.07.2002, 15.10.2002 и 15.01.2003 следующие суммы авансовых платежей:
     
     за январь - июнь - 17 650 руб. (12 950 руб. + 200 руб. + 4500 руб.)
     
     (федеральный бюджет + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за июль - сентябрь - 8825 руб. (6475 руб. + 100 руб. + 2250 руб.)
     
     (федеральный бюджет + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за октябрь - декабрь - 8825 руб. (6475 руб. + 100 руб. + 2250 руб.)
     
     (федеральный бюджет + ФФОМС + ТФОМС).
     
     В результате сумма авансовых платежей за 2002 год составит 35 300 руб. (17 650 руб. + 8825 руб. + 8825 руб.).
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на норму п. 3 ст. 244 НК РФ, которым предусмотрено, что в случае значительного (более чем на 50 %) увеличения дохода в налоговом периоде индивидуальный предприниматель обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую налоговую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации.
     
     Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.
     
     Рассмотрим данный случай на примере.
     

     Пример 3.

     
     Предположим, что налоговая база (предполагаемый доход) индивидуального предпринимателя (указанный в налоговой декларации за 2001 год) в 2002 году составит 800 000 руб.
     
     Налоговый орган должен произвести исчисление сумм авансовых платежей на текущий налоговый период и выслать налогоплательщику налоговые уведомления.
     
     Налог, подлежащий уплате в каждый фонд, составит:
     
     в федеральный бюджет - 32 650 руб. {28 650 руб. + [(800 000 руб. - 600 000 руб.) х 2 %]};
     
     в ФФОМС - 400 руб.;
     
     в ТФОМС - 9900 руб.
     
     Авансовые платежи по периодам в каждый фонд (1/2, 1/4 и 1/4 годовой суммы авансовых платежей) составят:
     
     в федеральный бюджет - 32 650 руб. (16 326 руб. + 8162 руб. + 8162 руб.);
     
     в ФФОМС - 400 руб. (200 руб. + 100 руб. + 100 руб.);
     
     в ТФОМС - 9900 руб. (4950 руб. + 2475 руб. + 2475 руб.).
     
     Всего налогоплательщиком должны быть уплачены не позднее 15.07.2002, 15.10.2002 и 15.01.2003 следующие суммы авансовых платежей:
     
     за январь - июнь - 21 476 руб. (16 326 руб. + 200 руб. + 4950 руб.)
     
     (федеральный бюджет + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за июль - сентябрь - 10 737 руб. (8162 руб. + 100 руб. + 2475 руб.)
     
     (федеральный бюджет + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за октябрь - декабрь - 10 737 руб. (8162 руб. + 100 руб. + 2475 руб.)
     
     (федеральный бюджет + ФФОМС + ТФОМС).
     
     Сумма авансовых платежей за 2002 год составит 42 950 руб. (21 476 руб. + 10 737 руб. + 10 737 руб.)
     
     (федеральный бюджет + ФФОМС + ТФОМС).
     
     Допустим, что налогоплательщик подал в налоговую инспекцию новую налоговую декларацию, в которой указал, что его предполагаемый доход на 2002 год составит 360 000 руб. При этом он уже произвел уплату первого авансового платежа, но срок данного платежа, ранее начисленного ему налоговым органом, еще не наступил.
     
     Налоговый орган не позднее пяти дней с момента подачи плательщиком новой налоговой декларации должен сделать перерасчет сумм налога с учетом ранее уплаченных сумм и в случае излишне уплаченных сумм авансовых платежей налога произвести зачет в счет будущих платежей в соответствии со ст. 78 НК РФ.
     
     Налог, подлежащий уплате в каждый фонд, следует исчислять с налогооблагаемой базы 360 000 руб. В результате сумма авансовых платежей составит:
     
     в федеральный бюджет - 22 050 руб. {20 400 руб. + [(360 000 руб. - 300 000 руб.) х 2,75 %]};
     
     в ФФОМС - 400 руб.;
     
     в ТФОМС - 7740 руб. {7200 руб. + [(360 000 руб. - 300 000 руб.) х 0,9 %]}.
     
     Авансовые платежи по периодам в каждый фонд (1/2, 1/4 и 1/4 годовой суммы авансовых платежей) составят:
     
     в федеральный бюджет - 22 050 руб. (11 026 руб. + 5512 руб. + 5512 руб.);
     
     в ФФОМС - 400 руб. (200 руб. + 100 руб. + 100 руб.);
     
     в ТФОМС - 7740 руб. (3870 руб. + 1935 руб. + 1935 руб.).
     
     Таким образом, всего должны быть начислены по срокам уплаты не позднее 15.07.2002, 15.10.2002 и 15.01.2003 следующие суммы авансовых платежей:
     
     за январь - июнь - 15 096 руб. (11 026 руб. + 200 руб. + 3870 руб.)
     
     (федеральный бюджет + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за июль - сентябрь - 7547 руб. (5512 руб. + 100 руб. + 1935 руб.)
     
     (федеральный бюджет + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за октябрь - декабрь - 7547 руб. (5512 руб. + 100 руб. + 1935 руб.)
     
     (федеральный бюджет + ФФОМС + ТФОМС).
     
     Следовательно, всего за 2002 год сумма авансовых платежей составит 30 190 руб. (15 096 руб. + 7547 руб. + 7547 руб.).
     
     Учитывая, что налогоплательщик произвел уплату налога за январь - июнь в размере 19 476 руб., производится перерасчет суммы налога, подлежащей уплате по двум оставшимся срокам уплаты авансовых платежей 15.10.2002 и 15.01.2003 с учетом образовавшейся переплаты по первому сроку в следующем размере:
     
     - - 6380 руб. (15 096 руб. - 21 476 руб.), в том числе:
     
     в федеральный бюджет - -5300 руб. (11 026 руб. - 16 326 руб.);
     
     в ФФОМС - 0 руб. (200 руб. - 200 руб.);
     
     в ТФОМС - -1080 руб. (3870 руб. - 4950 руб.).
     
     Таким образом, следует перечислить:
     
     - по второму сроку всего - 1167 руб. (7547 руб. - 6380 руб.), в том числе:
     
     в федеральный бюджет - 212 руб. (5512 руб. - 5300 руб.);
     
     в ФФОМС - 100 руб. (100 руб. - 0 руб.);
     
     в ТФОМС - 855 руб. (1935 руб. - 1080 руб.);
     
     - по третьему сроку всего - 7547 руб., в том числе:
     
     в федеральный бюджет - 5512 руб.;
     
     в ФФОМС - 100 руб.;
     
     в ТФОМС - 1935 руб.
     
     Следует отметить, что расчет ЕСН по итогам налогового периода производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 НК РФ (приведены в табл. 2).
     
     Кроме того, на основании подпункта 3 п. 1 ст. 239 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III групп, освобождаются от уплаты ЕСН в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
     
     Рассмотрим на примере особенность расчета ЕСН индивидуальным предпринимателем, являющимся инвалидом.
     

     Пример 4.

     
     Допустим, что налоговая база инвалида составит 280 000 руб.
     
     Для упрощения рассчитаем сумму ЕСН в части федерального бюджета.
     
     Итак, сумма льготы составляет 100 000 руб. Таким образом, налоговая база, с которой уплачивается ЕСН, составит 180 000 руб. (280 000 руб. - 100 000 руб.).     
     

Интервалы налоговой базы

Облагаемая налоговая база

Ставки

Сумма налога

от 100 001 руб. до 300 000 руб.

180 000 руб. (280 000 руб. - 100 000 руб.)


 

9600 руб. + 5,4 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

В том числе:


 


 


 

100 000 руб.

100 000 руб.

0 %


 

свыше 100 000 руб.

180 000 руб.

5,4 %

9720 руб.

  
 


 


 

Итого: 9720 руб.

     
     В данном случае фактически налоговая база (280 000 руб.) относится к интервалу налоговой базы от 100 001 руб. до 300 000 руб. При этом со 180 000 руб. (как суммы, превышающей 100 000 руб.) налог исчисляется по ставке 5,4 %.
     
     Таким образом, с налоговой базы инвалида 100 000 руб. исчисление ЕСН не производится, а с суммы, превышающей 100 000 руб. (280 000 руб. - 100 000 руб. = 180 000 руб.), то есть со 180 000 руб. подлежит уплате ЕСН в сумме 9720 руб.
     
     Читателям журнала следует обращать внимание на то, что индивидуальные предприниматели по итогам налогового периода в соответствии с п. 5 ст. 244 НК РФ обязаны самостоятельно произвести расчет налога исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением по ставкам, приведенным в табл. 2 данной статьи, и представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной приказом МНС России от 26.12.2000 N БГ-3-07/456. Данным приказом также утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации для индивидуальных предпринимателей (включая применяющих упрощенную систему налогообложения), родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств по единому социальному налогу (взносу).
     
     При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
     
     Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
     

4. Порядок исчисления страховых взносов в ПФР

     
     В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
     
     - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
     
     организации;
     
     индивидуальные предприниматели;
     
     физические лица;
     
     - индивидуальные предприниматели, адвокаты.
     
     Если страхователь относится одновременно к нескольким категориям страхователей, указанным выше, исчисление и уплата страховых взносов производится по каждому основанию.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что в целях применения Закона N 167-ФЗ частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
     
     В соответствии со ст. 7 Закона N 167-ФЗ застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с федеральным Законом N 167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
     

4.1. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями,
производящими выплаты физическим лицам

     
     В соответствии со ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.
     
     Таким образом, правоотношения по уплате страховых взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями, производящими выплаты физическим лицам, определяются нормами, установленными п. 1 и 3 ст. 236 "Объект налогообложения", п. 3 и 4 ст. 237 "Налоговая база", ст. 238 "Суммы, не подлежащие налогообложению" НК РФ.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что льготы по уплате страховых взносов в ПФР по выплатам, производимым в пользу физических лиц - инвалидов, Законом N 167-ФЗ не установлены.
     
     Статьей 22 Закона N 167-ФЗ определены тарифы страхового взноса для страхователей, выступающих в качестве работодателей, которые приводятся в табл. 3.
     

Таблица 3

     

База для начисления страховых взносов на

Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше

Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и старше и женщин с 1957 по 1966 год рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

1

2

3

4

5

6

7

до 100 000 руб.

14,0 %

0,0 %

12,0 %

2,0 %

8,0 %

6,0 %
     

от 100 001 руб. до 300 000 руб.

14 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

0,0 %

12 000 руб. + 6,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

2000 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб.