Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовые основы таможенного контроля

     

Правовые основы таможенного контроля

     

А.Н. Козырин,
д.ю.н., профессор
     

     Таможенный контроль является одним из важнейших институтов таможенного права. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы (п. 16 ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации, далее - ТК РФ, Кодекс).
     
     Правовые основы таможенного контроля закреплены в ТК РФ и в многочисленных принимаемых в развитие Кодекса нормативных правовых актах ГТК России. Кроме того, особое место в механизме правового регулирования таможенного контроля занимают международные договоры и соглашения, заключаемые как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. В последнее время заметно усилилась активность Таможенного союза в составе Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по развитию системы таможенного контроля государств - членов Таможенного союза.
     
     При осуществлении таможенного контроля устанавливается соответствие проведенных операций и предпринятых действий таможенному законодательству. Такой контроль имеет целью обеспечить соблюдение физическими и юридическими лицами действующих таможенных предписаний и процедур.
     
     Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций в сфере таможенного дела, взимают таможенные платежи, осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выполняют ряд других функций, предусмотренных ст. 10 ТК РФ.
     
     Различают следующие виды таможенного контроля: таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств.
     
     В рамках каждого вида таможенного контроля может быть проведена более дробная классификация. Например, таможенный контроль транспортных средств в зависимости от их вида подразделяется на:
     
     а) таможенный контроль морских судов;
     

     б) таможенный контроль речных судов;
     
     в) таможенный контроль железнодорожных составов;
     
     г) таможенный контроль воздушных судов;
     
     д) таможенный контроль автотранспортных средств.
     
     Применительно к таможенному контролю товаров следует различать таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.
     
     Поскольку при осуществлении таможенного контроля большое значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный  контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа и т.п.
     
     В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются:
     
     1) двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляется таможенными органами каждой из стран;
     
     2) двусторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводится, как правило, таможенными органами только одной из стран;
     
     3) совместный таможенный контроль, имеющий место в случае осуществления таможенного досмотра одновременно таможенными служащими обоих государств.
     
     Таможенный контроль может быть однократным и повторным. Однократный таможенный контроль имеет место, если таможенная граница пересекается только в одном направлении и таможенный до-смотр проводится один раз. Если товары и транспортные средства в течение сравнительно короткого периода пересекают таможенную границу дважды, они подпадают под повторный таможенный контроль.
     
     Для проведения повторного таможенного контроля не всегда требуется факт неоднократного пересечения таможенной границы. Так, морское (речное) судно заграничного плавания, прибывшее в порт назначения, как правило, не подлежит повторному таможенному досмотру, если таковой уже был произведен при проходе пограничного таможенного пункта. Однако при наличии данных о контрабанде таможенным органам предоставляется право повторного досмотра судна в пределах портовых вод и во время стоянки судна в порту. Аналогичные правила действуют и в отношении других видов транспортных средств.
     
     Метод таможенного контроля представляет собой совокупность приемов, способов его осуществления. Среди методов контроля можно выделить:
     

     - обычный таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт;
     
     - таможенный контроль, осуществляемый во время движения транспортного средства;
     
     - сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы контроля, приведенные в ТК РФ, за исключением случаев, указанных в ст. 188 ТК РФ;
     
     - выборочный таможенный контроль (ст. 187 ТК РФ) и др.
     
     В части первой ст. 180 ТК РФ определены следующие формы таможенного контроля:
     
     1) документальный таможенный контроль;
     
     2) таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля);
     
     3) учет товаров и транспортных средств;
     
     4) устный опрос физических лиц и должностных лиц;
     
     5) проверка системы учета и отчетности;
     
     6) осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
     
     7) иные формы таможенного контроля.
     
     1. Документальный таможенный контроль осуществляется путем проверки документов на товары и транспортные средства, подпадающие под действие таможенно-правового регулирования. В ходе документального таможенного контроля изучаются документы и сведения, необходимые для таможенных целей, на предмет установления их соответствия предписаниям действующего таможенного законодательства, а также полноты и правильности оформления.
     
     При осуществлении документальной проверки устанавливается наличие всех необходимых реквизитов документа, проверяется правильность произведенных арифметических подсчетов, верность отражения операций. При проверке документов, используемых в таможенных целях, могут применяться встречные проверки и взаимный контроль документов.
     
     Осуществляя документальную проверку с использованием метода взаимного контроля документов, контролирующий орган сопоставляет два или несколько первичных документов, связанных между собой в рамках одной финансово-хозяйственной внешнеторговой операции.
     

     Встречная проверка применяется, если на предприятиях и в организациях, связанных между собой хозяйственными операциями, имеются различные экземпляры одного и того же документа либо разные документы, отражающие одну и ту же операцию.
     
     Разновидностью документальной проверки является проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Порядок таких проверок установлен в ст. 186 ТК РФ.
     
     2. Таможенный досмотр - это административное действие, которое сводится к фактической проверке товаров и транспортных средств с целью установления законности их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, соответствия контролируемых товаров данным, зафиксированным в таможенных декларациях и (или) в разрешительных документах государственных органов, предотвращения фактов незаконного ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, а также определения некоторых характеристик товара или транспортного средства в зависимости от конкретных задач досмотра.
     
     Таможенный досмотр товаров и транспортных средств проводится путем:
     
     - вскрытия тары и упаковки товаров;
     
     - установления их наименования;
     
     - подсчета количества товаров и транспортных средств;
     
     - оценки качества товаров, технических и эксплуатационных особенностей транспортных средств;
     
     - проверки всех мест полостей конструктивных особенностей в товарах и транспортных средствах с целью обнаружения тайников, в которых могут быть скрыты товары.
     
     Имеются следующие виды таможенного досмотра:
     
     - идентификационный досмотр, то есть до-смотр, проводимый с целью установления фактического соответствия товаров и транспортных средств их описанию и количеству, заявленному декларантом, определения страны происхождения и т.п. (внешняя идентификация товаров);
     
     - досмотр с пересчетом количества грузовых мест без их вскрытия*1, с выборочным вскрытием, с вскрытием всех грузовых мест;
     
     - досмотр с пересчетом количества предметов в грузовых местах (выборочно или всех);
     

     - досмотр с замерами и определением характеристик товара с взятием проб и образцов или без них;
     
     - досмотр, имеющий целью выявление тайников, сокрытий, контрабанды*2.
     _____
     *1 Иногда действия должностных таможенных органов, заключающиеся в проверке внешнего вида транспортных средств или находящихся в них товаров без вскрытия грузовых отсеков (помещений), тары либо упаковки, выделяют в самостоятельную форму таможенного контроля - таможенный осмотр. См., например: Голощапов Н.А. Таможенный контроль. - М.: Экзамен, 2000. - С. 60-62.

     *2 Основы таможенного дела: Учебник / Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 1998. - С. 136.

     
     По результатам досмотра составляется акт таможенного досмотра.
     
     В обязательном порядке досматриваются следующие виды товаров:
     
     1) подакцизные товары;
     
     2) товары, подлежащие обложению таможенной пошлиной;
     
     3) товары, подпадающие под действие нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование и т.д.);
     
     4) товары, классификация которых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ) вызывает сомнение (когда такое сомнение не может быть разрешено без фактического досмотра);
     
     5) товары, в отношении которых у таможенного органа имеется оперативная информация.
     
     Особо следует выделить такую разновидность таможенного досмотра, как личный досмотр, который может быть применен к лицам, пересекающим таможенную границу. В соответствии со ст. 189 ТК РФ личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
     
     3. Таможенный контроль в виде учета товаров и транспортных средств осуществляется, в частности, путем ведения различных журналов, регистрационных книг и т.п., в которые вносится информация о контролируемых товарах и транспортных средствах.
     
     Таможенное законодательство обязывает предприятия, организации и учреждения вести учет и представлять отчетность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем либо на территории свободных таможенных зон и свободных складов. Такой учет может вестись по различным направлениям (товары ввозимые и вывозимые, хранящиеся, перерабатываемые, реализуемые и т.д.) с использованием различных документов учета, а именно: журналов регистрации ГТД, книги учета товаров и транспортных средств на складе временного хранения, книги учета товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, журнала учета транспортных средств, пересекающих таможенную границу, и т.д.
     
     4. Устный опрос физических лиц и должностных лиц используется при контроле за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Сотрудник таможенного органа опрашивает лицо, перемещающее товары и транспортные средства, о наличии товаров, запрещенных к ввозу и (или) вывозу, о количестве перемещаемой валюты и т.д.
     

     5. Проверка системы учета и отчетности заключается в контроле за состоянием учета товаров и транспортных средств и отчетности о ввозимых и вывозимых товарах; товарах, хранящихся на складах временного хранения, таможенных складах и т.д.; товарах, реализованных в магазинах беспошлинной торговли; перерабатываемых и изготавливаемых товарах применительно к таможенным режимам переработки; товарах, уничтоженных под таможенным контролем, и т.д.
     
     В соответствии со ст. 197 ТК РФ таможенные органы вправе в любое время проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей.
     
     6. Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, с целью исключить любую возможность изъятия товаров и транспортных средств, помещенных под конкретный таможенный режим, минуя таможенный контроль.
     
     7. Иные формы таможенного контроля, предусмотренные действующим законодательством или не противоречащие ему, заключаются, например, в таможенном контроле поставок, регламентированных ст. 227-229 ТК РФ.
     
     Другой пример. В соответствии с п. 3.1 Положения об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 03.02.1999 N 60, таможенный контроль за фактическим перемещением электроэнергии осуществляется сотрудниками таможенных органов совместно с ответственными представителями энергообъекта и электронадзора путем снятия показаний с приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии, а также проверки системы учета и отчетности, документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
     
     Перечень, содержащийся в ст. 180 ТК РФ, может быть дополнен иными формами таможенного контроля, а именно: наблюдением, обследованием, анализом, разработкой прогнозов и др., - позволяющими вывести контрольную функцию из непосредственного контакта с объектом и выполнять ее «дистанцированно»*1.
     _____
     *1 Социалистический таможенный контроль. - 1989. - № 3. - С. 4.

     

     В основу организации проведения таможенного контроля положена таможенная декларация. Вся процедура таможенного контроля условно может быть разделена на пять этапов.
     
     На первом этапе осуществляется формально-логический контроль сведений, заявленных в ГТД. Для этого сотрудники грузовых (оперативных) отделов таможни используют компьютерную программу «Достоверность». При отсутствии компьютерной техники проводится визуальная проверка правильности заполнения всех граф декларации и устанавливается наличие документов, необходимых для таможенного контроля товаров в соответствии с заявленным режимом и наименованием товаров. После проверки ГТД получает номер (графа 7) или возвращается декларанту для устранения ошибок технического характера.
     
     На первом этапе проверяется правильность заполнения товаротранспортных документов и соответствие указанных в них сведений тем сведениям, которые содержатся во внешнеторговом договоре (контракте) и других документах, представленных к таможенному оформлению вместе с ГТД в соответствии с заявленным таможенным режимом и наименованием товаров. После этого в правом верхнем углу транспортного документа (коносамента, железнодорожной, авиационной или автомобильной накладной) указывается номер ГТД.
     
     Кроме того, на первом этапе проверяются сведения и документы, касающиеся нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (лицензирования, сертификации, разрешений иных государственных органов), а также осуществляется контроль за достоверностью и полнотой сведений, указанных в ГТД для целей идентификации товара.
     
     На втором этапе предметом контроля становятся платежно-расчетные операции в иностранной валюте, осуществленные банковскими учреждениями, указанными в ГТД. Одновременно с этим сотрудники отдела (группы) валютного контроля проверяют соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства.
     
     На третьем этапе сотрудники отдела федеральных таможенных доходов проверяют правильность начисления таможенных платежей, правомерность предоставления таможенно-тарифных преференций, контролируют поступление платежей на счета таможни.
     
     Четвертый этап - это проверка сотрудниками отдела таможенной статистики правильности заполнения тех граф декларации, на основании которых формируется таможенная статистика.
     

     На пятом этапе таможенного контроля руководитель грузового (оперативного) отдела либо другой сотрудник таможни, им уполномоченный, принимает решение о проведении досмотра товаров.
     
     При принятии решения о непроведении досмотра товаров руководитель грузового (оперативного) отдела либо другой уполномоченный сотрудник, принявший такое решение, указывает на оборотной стороне первого листа ГТД под цифрой 5 «Без досмотра» и заверяет эту запись своей подписью и личной номерной печатью.
     
     По завершении всех этапов таможенного контроля в грузовом документе проставляется штамп «Выпуск разрешен». Этот штамп, а также номер ГТД в правом верхнем углу грузового документа заверяются личной номерной печатью руководителя грузового (оперативного) отдела таможни либо уполномоченного им сотрудника.
     
     Выдача штампа «Выпуск разрешен» неуполномоченным сотрудникам таможни и доступ к этому штампу таких сотрудников не допускаются.
     
     В ходе таможенного контроля может применяться органолептический метод, предусматривающий использование органов чувств человека (зрения, слуха, осязания, обоняния). Могут привлекаться различные измерительные приборы и приспособления (мерная линейка, весы и т.д.), а в ряде случаев допускается назначение исследования свойств и характеристик взятых проб и образцов с помощью различных химических приборов и реактивов.
     
     Статья 180 ТК РФ допускает применение на стадии таможенного контроля специальных технических средств: «при проведении таможенного контроля могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам».
     
     Использование технических средств приводит к значительному снижению трудозатрат и времени таможенного контроля пассажиро- и грузопотоков; позволяет обследовать труднодоступные места товаров и транспортных средств; содействует упрощению процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Технические средства контроля имеют особое значение в борьбе с контрабандой.
     
     В учебном пособии «Технические средства в таможенном деле», выпущенном Российской таможенной академией, технические средства таможенного контроля определяются как «комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными органами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью установления соответствия содержимого объектов данным декларирующих их документов и выявления среди них материалов, предметов и веществ, запрещенных к ввозу (вывозу)*1.
     _____
     *1 Технические средства в таможенном деле // Основы таможенного дела / Под ред. Г.А. Дугина. - М., 1995. - Вып. VI. - С. 5.

     

     Выполнение каждого отдельного вида оперативных задач требует применения особых технических средств таможенного контроля, а именно:
     
     а) для проверки таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения - оптические увеличительные приборы (лупы с подвеской, микроскопы);
     
     б) для дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения объектов контрабанды - досмотровые конвейерные рентгенотелевизионные аппараты, рентгеноаппараты - флюороскопы прямого наблюдения, наборы досмотровых эндоскопов*1, наборы досмотровых щупов*2, металлоискатели и металлодетекторы (для обнаружения оружия, боеприпасов, драгоценных металлов) и др.;
     _____
     *1 Эндоскоп досмотровый - тонкие наблюдательные оптические трубки с внутренней подсветкой контролируемых зон, позволяющие путем их введения через малые естественные отверстия в конструкциях просматривать пространства за преградами.
     *2 Наборы досмотровых щупов применяются для прокалывания мягких материалов сидений, подушек, диванов и кресел кают, купе, а также тюков, мешков, коробок. Щупы играют роль пробоотборников материалов и веществ, находящихся внутри прокалываемых объемов, с целью проведения их экспресс-анализа или экспертных исследований.
     

     в) для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля - различные анализаторы, экспресс-идентификаторы и др.;
     
     г) для визуального наблюдения за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля - аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работающими в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и др.);
     
     д) для контроля носителей аудиовидеоинформации - различные виды диктофонов, аудиоплееров, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и др.;
     
     е) для выполнения технологических операций при таможенном досмотре - индивидуальные и групповые наборы специального инструмента для вскрытия как небольших предметов ручной клади, багажа, почтовых отправлений, так и крупногабаритных транспортных упаковок (ящиков, контейнеров);
     
     ж) для наложения атрибутов таможенного обеспечения - пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные спецметки и др.
     
     Кроме того, в ходе таможенного контроля используются различные вспомогательные технические средства: источники питания, зарядные устройства, приборы взвешивания, измерительные приборы и приборы дозиметрического контроля.
     
     Часть третья ст. 180 ТК РФ закрепляет за ГТК России право определять правила проведения таможенного контроля. Реализуя это право, ГТК России своим приказом от 22.11.1999 N 803*1 утвердил Типовую инструкцию об организации и проведении сотрудниками таможенных органов Российской Федерации таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами.
     _____
     *1 Таможенные ведомости. - 2000. - № 3.
     

     В соответствии с этим правовым актом к проведению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, должны привлекаться сотрудники таможенных органов, прошедшие в установленном порядке профессиональную подготовку или обучение и отвечающие морально-психологическим, профессиональным, образовательно-культурным и этическим критериям, определяемым нормативными правовыми актами ГТК России, и, как правило, владеющие иностранными языками.
     
     При проведении таможенного контроля сотрудники таможенных органов должны быть в форменной одежде, определенной правилами ее ношения и характером выполняемой работы (парадная, повседневная или рабочая).
     
     К проведению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами, допускаются сотрудники таможенных органов, имеющие специальные звания и личные номерные печати, назначенные на соответствующую должность на основании приказа начальника таможенного органа.
     
     С разрешения начальника таможенного органа либо его заместителя к проведению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами, могут допускаться сотрудники таможенных органов, принятые в установленном порядке в таможенные органы с испытательным сроком, но не имеющие специальных званий и личных печатей (стажеры). Стажеры и их наставники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за исполнение своих служебных обязанностей.
     
     Распределение сотрудников таможенных органов по участкам работы осуществляется ежедневно руководителями подразделений (отделов) таможенных органов с учетом оперативной обстановки, профессиональной подготовки сотрудников и их соответствия вышеуказанным критериям.
     
     Таможенный контроль за товарами должен начинаться с выяснения цели перемещения лицами товаров через таможенную границу Российской Федерации на основании имеющихся у них паспортов, виз, документов на перемещаемые товары и личных объяснений.
     
     При возникновении конфликтных ситуаций, особенно во время проведения таможенного контроля багажа лиц, пользующихся на территории Российской Федерации таможенными льготами на основании международных договоров Российской Федерации, положений ТК РФ либо освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и ТК РФ от определенных форм таможенного контроля, сотрудники таможенных органов незамедлительно ставят в известность руководителя (начальника отдела), а в его отсутствие - начальника или заместителя начальника таможенного органа.
     
     Досмотр товаров, перемещаемых указанными лицами, допускается только с разрешения начальника или заместителя начальника таможенного органа, который в установленном порядке информирует региональное таможенное управление и ГТК России.
     
     О случаях проведения досмотра товаров иностранных лиц, пользующихся на территории Российской Федерации таможенными льготами, либо о случаях задержания товаров у указанных лиц начальник таможенного органа или его заместитель незамедлительно ставит в известность в установленном порядке региональное таможенное управление и ГТК России.
     
     Все случаи конфликтных ситуаций подлежат фиксации таможенными органами в специальных журналах.
     
     Досмотр содержимого багажа и перемещаемых в нем товаров должен носить целевой характер.
     
     Опрос сотрудниками таможенных органов лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, должен начинаться с приветствия. Беседа должна вестись в вежливой и корректной форме, по возможности, на понятном лицам, перемещающим товары, языке.
     
     Не допускается ведение бесед с лицами, перемещающими товары, на отвлеченные темы, не относящиеся к процессу таможенного контроля товаров, а также не должны допускаться высказывания, унижающие честь и достоинство лиц, их национальную или социальную принадлежность, вероисповедание, и т.п.
     
     Вскрытие и упаковка багажа с товарами производятся по указанию сотрудников таможенных органов лицами, перемещающими товары и представляющими их к таможенному контролю, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
     
     Досмотр товаров, перемещаемых физическими лицами, должен производиться, как правило, в выборочном порядке и исключать, по возможности, осмотр досматриваемых товаров и доступ к сведениям и объяснениям, даваемым владельцами товаров о характере и цели их перемещения, посторонних лиц.
     
     Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля должен проводиться в строгом соответствии с ТК РФ и полностью исключать возможность наблюдения за его проведением посторонними лицами.
     
     Решения о досмотре товаров, применении технических средств таможенного контроля, привлечение к контролю товаров сотрудников организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации контрольные и иные функции в пунктах пропуска, должны приниматься сотрудниками таможенных органов с учетом характера, количества и цели перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и иных обстоятельств, которые могут служить основаниями для принятия таких решений.
     
     Исторически правила осуществления таможенного контроля формировались в рамках национальных правовых систем. Каждое государство устанавливало свои собственные правила таможенного контроля исходя из национальных интересов и потребностей.
     
     Единообразное и длительное применение отдельными государствами идентичных по содержанию национальных правил и требование соблюдения принципа взаимности в межгосударственных отношениях привели к формированию международно-правовых обычаев, относящихся к наиболее важным аспектам осуществления таможенного контроля.
     
     В современных условиях государства, стремясь к упрощению таможенных формальностей и вместе с тем к повышению эффективности таможенного контроля с целью ускорения движения огромных масс пассажиро- и грузопотоков, идут по пути выработки международно-правовых договоренностей, регламентирующих процедуры таможенного контроля (например Киотская конвенция 1973 года об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Чикагская конвенция 1944 года о международной гражданской авиации, касающаяся порядка проведения таможенного контроля воздушных судов, и т.д.).
     

(Продолжение следует.)