Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
     
Т.Н. Соколова
     

     Поскольку решение городской Думы “О ставке налога на прибыль предприятий и организаций, подлежащего зачислению в городской бюджет”, принятое 27.10.2000, официально опубликовано в средствах массовой информации 02.12.2000, считаем, что данное решение в целях налогообложения следует применять с 01.01.2002, так как налоговым периодом в соответствии п. 1 ст. 55 НК РФ считается календарный год, а согласно п. 1 ст. 5 вышеназванного Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
     
     Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить:
     
     1) что понимается под налоговым периодом;
     
     2) с какой даты вступает в силу решение городской Думы “О ставке налога на прибыль предприятий и организаций, подлежащего зачислению в городской бюджет”?

     
     В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
     
     Пунктом 1 ст. 55 НК РФ определено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
     
     Согласно п. 2 ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (далее - Закон N 2116-1) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляли сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании I квартала, полугодия, девяти месяцев и года.
     
     При этом отчетным периодом, по истечении которого окончательно определялась налогооблагаемая база, на основе которой исчисляется фактическая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в 2001 году, являлся год.
     
     Учитывая вышеизложенное, поскольку по окончании отчетного периода определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, отчетный период по налогу на прибыль одновременно является и налоговым.
     

     В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” (далее - Закон N 118-ФЗ) с 1 января 2001 года в местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления, в размере не выше 5 %.
     
     В п. 1 письма МНС России от 19.10.2000 N ВГ-6-02/812@ “О порядке применения статьи 8 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ”, согласованного с Минфином России, дано разъяснение, что указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2001 года, дополнительная ставка налога на прибыль в размере 5 % может вводиться представительными органами мест-ного самоуправления начиная с 1 января 2001 года.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, оговоренных этой статьей.
     
     Поскольку решение городской Думы “О ставке налога на прибыль предприятий и организаций, подлежащего зачислению в городской бюджет” было официально опубликовано в средствах массовой информации 2 декабря 2000 года, днем его вступления в силу следует считать 1 апреля 2001 года.
     
     С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” (далее - Закон N 110-ФЗ), согласно которому в местные бюджеты зачисляется сумма налога на прибыль, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %. При этом налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года согласно ст. 285 НК РФ. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей установлен в ст. 286 НК РФ.
     

     Права ли налоговая инспекция, применив при перерасчете налога на прибыль за прошедшие периоды ставки налога на прибыль, действовавшие в период совершения ошибки, приведшей к уменьшению налога, в то время как согласно совместному письму Минфина России от 09.02.2001 N 3-01-01-59 и МНС России N ФС-6-09/122 по регулирующим доходам от уплаты налогов в счет погашения недоимки и по доначисленным суммам налогов по результатам документальных проверок и перерасчетам за прошедшие периоды применяются нормативы отчислений доходов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, установленные Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2001 год”?

     
     В соответствии со ст. 7 Закона N 118-ФЗ налог на прибыль, являясь федеральным налогом согласно подпункту “к” п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, исключен из перечня регулирующих доходных источников.
     
     В соответствии со ст. 48 “Регулирующие доходы бюджетов” Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирующими доходами бюджетов являются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Налог на прибыль формирует доходы федерального бюджета не по нормативам, а по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации, поэтому не является регулирующим доходом.
     
     Поскольку налог на прибыль не относится к регулирующим доходам, налоговым органам следовало руководствоваться п. 1 ст. 54 НК РФ и произвести перерасчет налога на прибыль за прошедшие периоды, применяя нормативы отчислений доходов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, действовавшие в период совершения ошибки, повлекшей уменьшение налога на прибыль.
     

     В п. 7 ст. 6 Закона N 2116-1 налоговые льготы ограничены в пределах 50 % фактической суммы налога на прибыль. Учитывается ли при этом п. 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1?

     
     В соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. б Закона N 2116-1 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных (оплаченных) затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, и предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     При этом согласно п. 7 ст. 6 Закона N 2116-1 данная льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета налоговых льгот более чем на 50 %.
     
     В положениях ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” (далее - Закон N 4520-1) ограничений применения льготы не предусмотрено.
     
     Согласно п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 28.12.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” до введения соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
     
     Следовательно, до введения в действие главы 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ при осущест-влении финансирования капитальных вложений производственного назначения предприятие могло руководствоваться ст. 5 Закона N 4520-1.
     
     В случае если налоговыми органами при проведении камеральных и выездных налоговых проверок организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются факты применения ст. 5 Закона N 4520-1, уточненные расчеты по налогу от фактической прибыли не производятся, штрафные санкции и пени не предъявляются.
     
     Если вышеуказанными организациями эта норма не учитывалась при определении облагаемой налогом прибыли, возврат организациям излишне уплаченной суммы налога на прибыль производится только при наличии соответствующего решения арбитражного суда.
     
     Глава 25 НК РФ не устанавливает порядок предо-ставления налоговых льгот.
     

     Согласно п. 5 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 не являлись плательщиками налога на прибыль предприятия по прибыли от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Можно ли было воспользоваться этой льготой при переработке семян рапса в масло?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона N 2116-1 не являлись плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сель-скохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции.
     
     Указанное положение Закона N 2116-1 распро-странялось на предприятия, которые реализовали собственную произведенную ими, а также произведенную и переработанную на данных предприятиях сельскохозяйственную продукцию.
     
     В случае если организация не являлась производителем сельскохозяйственной продукции (семян рапса), прибыль, полученная указанной организацией от реализации масла рапсового, полученного в результате переработки семян рапса, облагалась налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
     
     Следует обратить внимание на ст. 2 Закона N 110-ФЗ, установившую, что порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует до вступления в силу соответствующей главы НК РФ, регулирующей специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.