Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменении общего уровня тарифов на транспорте


Об изменении общего уровня тарифов на транспорте

          

О.В. Семенова,
к.э.н.
     

1. Железнодорожные перевозки

     

1.1. Международное сообщение

     
     Тарифы устанавливаются в соответствии с Тарифной политикой железных дорог государств-участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении (далее - Тарифная политика) и утверждаются на ежегодных тарифных конференциях железнодорожных администраций стран СНГ - участниц Тарифного соглашения от 17.02.1993.
     
     Ставки тарифной политики на соответствующий фрахтовый год установлены на базе Международного железнодорожного транзитного тарифа (МТТ) и Единого транзитного тарифа (ЕТТ). Валютой тарифа является швейцарский франк.
     
     Железнодорожные администрации - участницы Тарифного соглашения имеют право на внесение изменений и дополнений в настоящую Тарифную политику.
     
     Так, например, при перевозке круглого леса в 2001 году на расстояние до 5000 км базовые ставки Тарифной политики по сравнению с 2000 годом применялись с коэффициентом 1,24; на перевозку пиломатериалов на расстояние до 2000 км - с коэффициентом 1,23.
     
     При пересчете ставок Тарифной политики в доллары США применяется курс пересчета, установленный исходя из среднего соотношения швейцарского франка к доллару США.
     
     В случае изменения курса швейцарского франка к доллару США более чем на 5 % к указанному индексу дополнительно применяется поправочный коэффициент, что не является изменением ставок, предусмотренных Тарифной политикой. Размер поправочного коэффициента определяется соотношением между объявляемым курсом пересчета швейцарского франка к доллару США и объявленным на 1 января 2001 года.
     
     Единый для всех железнодорожных администраций индекс объявляется централизованно одновременно с объявлением курса пересчета.
     
     С 1 января 2001 года к ставкам Тарифной политики установлен индекс 1,17.
     
     Особо следует отметить ситуацию, сложившуюся с неправомерным, с точки зрения МАП России, распространением Тарифной политики СНГ на перевозки экспортно-импортных грузов во внутригосударственном сообщении (между станциями российских железных дорог). Президентом Российской Федерации было поручено прекратить практику взимания платы за перевозку железнодорожным транспортом во внутрироссийском сообщении экспортно-импортных грузов по тарифам, применяемым в отношении перевозок в международном сообщении (поручение от 29.11.2000 N Пр-2367).
     
     Во исполнение данного поручения комиссией Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте утвержден План-график унификации грузовых железнодорожных тарифов от 18.04.2001 N 2341п-П10, которым предусмотрено проведение унификации грузовых железнодорожных тарифов в два этапа с переходом к оплате железнодорожных перевозок экспортно-импортных грузов по тарифам Прейскуранта N 10-01 “Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки” в I квартале 2002 года.
     
     Реализация первого этапа унификации грузовых железнодорожных тарифов, по данным отраслевого ведомства, должна обеспечить экономию транспортных расходов грузоотправителей в размере 16 млрд руб. (в расчете на год).
     

1.2. Внутригосударственное сообщение

     
     В практике тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте с 1992 по 1999 годы на фоне высоких темпов инфляции в основном использовался принцип валовой затратной индексации грузовых железнодорожных тарифов, основу которого составлял метод учета инфляционного роста оптовых цен за предыдущий период. Если уровень грузовых тарифов и темп их роста признавались чрезмерно высокими, на правительственном уровне принималось решение о замораживании тарифов или даже об их значительном снижении на отдельные группы массовых грузов, имеющих важное значение для экономики России (например снижение тарифов в 1998 году на перевозки нефти, угля, других массовых грузов на 25 %).
     
     Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном сообщении не повышались с июля 1997 года вплоть до ноября 1999 года.
     
     По данным Госкомстата России, общий среднегодовой рост грузовых тарифов на всех видах транспорта за 1999 год составил 1,18 раза, за 2000 год - 1,51 раза. Наиболее высокий индекс повышения тарифов в 2000 году на железнодорожном транспорте - 1,69 раза.
     
     В 1999 году изменение общего уровня грузовых железнодорожных тарифов проводилось дважды: с 1 ноября 1999 года - индекс 1,10; с 30 декабря 1999 года - индекс 1,15.
     
     В 2000-2002 годах изменение общего уровня грузового тарифа проводилось следующим образом:
     
     с 1 августа 2000 года - индекс 1,185, включая коэффициент 1,035 на период до 1 июня 2001 года на восстановление инфраструктуры железнодорожного транспорта в Чеченской Республике и изменение размеров льгот при перевозке ряда грузов в собственном специализированном подвижном составе; с учетом доли этих грузов в общем объеме перевозок размер общей индексации составил 1,22 (1,185 х х 1,032);
     
     с 4 декабря 2000 года снижены размеры тарифных льгот, действующих при перевозках каменного угля, руд и концентратов железных, нефти сырой, мазута нефтяного и каменноугольного до 5 %, минерально-строительных природных материалов и  сырья минерально-промышленного - до 20 %, сахарной свеклы и бахчевых культур - до 15 %; с учетом доли этих грузов в общем объеме перевозок размер индексации составил 1,05;
     
     с 5 мая 2001 года отменены понижающие коэффициенты к Прейскуранту N 10-01 при перевозках каменного угля, руд и концентратов железных, нефти сырой, мазута нефтяного и каменноугольного и установлен понижающий коэффициент 0,9 при перевозках минерально-строительных природных материалов и сырья минерально-промышленного, сахарной свеклы и бахчевых культур; с учетом доли этих грузов в общем объеме перевозок размер индексации составил 1,02.
     
     С 1 июля 2001 года осуществлен переход на оплату перевозок экспортно-импортных грузов через российские порты по Прейскуранту N 10-01, а также установлен коэффициент 1,18 к действующим ставкам плат за перевозки специальных грузов, плат за пользование вагонами, контейнерами и размерам уменьшения действующих тарифов, установленных Правилами применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными приказом МАП России от 22.02.2001 N 180.
     
     Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 04.09.2001 N 1091 “О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 29.11.1995 N 1194 “О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации”“ ФЭК России наделена функциями государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий на транспорте.
     
     С 1 февраля 2002 года постановлением ФЭК России от 09.01.2002 N 1/5 установлен понижающий коэффициент 0,525 к действующим тарифам Прейскуранта N 10-01 на перевозку нефелиновых руд и их концентратов (тарифные коды 151446, 151183) повагонными отправками во внутригосударственном сообщении.
     
     С 15 февраля 2002 года постановлением ФЭК России от 05.02.2002 N 7/1 установлен коэффициент 1,16 к действующим тарифам на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном сообщении и на перевозки экспортно-импортных грузов через российские порты по ставкам Прейскуранта N 10-01 (Тарифное руководство N 1, часть 1 издания 1989 и часть 2 издания 1994 г.).
     
     Таким образом, общее изменение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки за указанный период составило 2,26 раза.
     
     Изменение тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании, багажа и грузобагажа МАП России проводил за последнее время четыре раза - в ноябре 1999 года, в сентябре 2000 года, в январе и июне 2001 года.
     
     Общий итог роста пассажирских тарифов с 1999 года по 2001 год составил:
     
     вагоны типа “СВ” - в 3,1-3,35 раза;
     
     купейные вагоны фирменных поездов -  в 2,83-3,07 раза;
     
     купейные вагоны - в 1,79 раза;
     
     плацкартные вагоны - в 1,625 раза;
     
     перевозка багажа и грузобагажа - 1,79 раза.
     
     Решением Правления МАП России от 03.08.2000 в порядке эксперимента для развития межотраслевой конкуренции на рынке пассажирских транспорт-ных услуг МПС России предоставлено право сроком на один год (с 10.09.2000 по 10.09.2001) самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку пассажиров в вагонах “СВ” всех категорий поездов и в купейных вагонах фирменных поездов с условием, что общее количество таких поездов не будет превышать 104. За прошедший период с сентября 2000 года по июнь 2001 года МПС России использовало это право шесть раз (с 01.10.2000 - коэффициент 1,2; с 20.10.2000 - коэффициент 1,1; с 24.12.2000 - коэффициент 1,3; с 02.01.2001 - коэффициент 1,3; с 26.04.2001 - коэффициент 1,2; с 11.05.2001 - коэффициент 1,2). Таким образом, в общей сложности МПС России поднял тарифы на перевозки в вагонах типа “СВ” и купейных вагонах фирменных поездов за семь месяцев на 32 % (в отдельные периоды до 72 %). Дополнительные доходы от этого вида перевозок составили в 2000 году более 150 млн руб.
     
     В целях сокращения перекрестного субсидирования индексация тарифов на пассажирские перевозки осуществлялась опережающими темпами по сравнению с грузовыми.
     
     В 2002 году постановлением ФЭК России от 09.01.2002 N 1/2 с 15 января установлен коэффициент 1,3 к действующим тарифам на пассажирские железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении на пассажирские перевозки в дальнем следовании (в том числе платы за пробег вагонов независимо от форм их собственности, следующих в составах пассажирских, скорых, почтово-багажных и грузопассажирских поездов).
     
     С 15 января 2002 года вышеуказанным постановлением ФЭК России стоимость комплекса сервисных услуг в вагонах повышенной комфортности всех категорий поездов увеличена на сумму повышения платы за пользование комплектом постельных принадлежностей, входящих в стоимость комплекса сервисных услуг, с учетом вышеуказанного коэффициента 1,3.
     
     ФЭК России постановлением от 09.01.2002 N 1/3 разрешило МПС России самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров при дальнем следовании в скоростных поездах, в вагонах “СВ” и купейных вагонах всех поездов (за исключением перевозок пассажиров в купейных вагонах на маршрутах, определяемых МАП России, где отсутствуют условия эффективной конкуренции с другими видами транспорта).
     

2. Услуги морских и речных портов

     
     Тарифная политика МАП России в указанной сфере направлена на повышение привлекательности российских портов. В течение 1999 и 2000 годов тарифы и сборы в каботажном плавании были проиндексированы; при этом уровень индексации был ниже роста цен на промышленную продукцию соответствующего периода.
     
     Решения Правления МАП России, как правило, не предусматривали значительных изменений тарифов на перевалку внешнеторговых грузов, а для каботажа грузов имели целью минимальное изменение уровня тарифов.
     
     В 2000 году средний уровень повышения тарифов в речных портах не превысил 25-30 % при росте цен в промышленности за 2000 год - 32 %.
     
     В 2001 году произошло снижение тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для экспортно-импортных грузов в отдельных портах (Туапсе, Владивосток, Ейск) до 10-15 %.
     
     В 2001 году среднее увеличение тарифов на услуги речных портов составило 20 %.
     

3. Услуги аэропортов

     
     Увеличение ставок аэропортовых сборов и тарифов в 2000 году не превысило в среднем 30 % при росте оптовых цен в промышленности за 2000 год на 32 % с учетом комплекса факторов (рост цен на потребляемые ресурсы, необходимость обеспечения безопасности полетов, авиационная безопасность и качество наземного обслуживания пассажиров и грузов, потребность в инвестициях, а также практическое отсутствие государственных дотаций).
     
     В 2001 году в связи с принятием Налогового кодекса Российской Федерации ставки сборов и тарифов за аэропортовое обслуживание воздушных судов российских эксплуатантов были проиндексированы всем предприятиям на 6 %.
     
     Среднее увеличение ставок сборов и тарифов в 2001 году составило за взлет-посадку - 12,4 %, за обеспечение авиационной безопасности - 8 %, за пользование аэровокзалом на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) - 23 %, за обслуживание пассажиров на ВВЛ - 16,5 %, международных воздушных линиях (МВЛ) - 16,75. При этом рост расходов авиакомпаний за вылет самолета Ту-154 из аэропорта составил 16,5 % (ВВЛ) и 20,1 % (МВЛ).