Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности


О применении единого налога на вмененный доход и упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности


И.М. Андреев,
советник налоговой службы I ранга
     

     Согласно региональному законодательному акту о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности по предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли применяется рекомендованный письмом Правительства РФ от 07.09.1998 N 4435п-П5 физический показатель базовой доходности - общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности налогоплательщика. При этом определение данного показателя в региональном законодательном акте отсутствует. Площадь каких помещений включается в указанную площадь торговой точки в целях исчисления единого налога на вмененный доход?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” (далее - Закон N 148-ФЗ) единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Этим органам предоставлено право определять сферы предпринимательской деятельности (в пределах перечня, установленного ст. 3 Закона N 148-ФЗ), результаты от занятия которыми подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход; размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога; налоговые льготы; порядок и сроки уплаты единого налога, а также иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, установление физических показателей базовой доходности, характеризующих тот или иной вид предпринимательской деятельности, является исключительным правом региональных законодательных (представительных) органов государственной власти, которые при их выборе обязаны исходить из того, что валовой доход налогоплательщика и прогнозируемый на его основе вмененный доход должны зависеть от выбранного физического показателя и от количества его единиц.
     
     Письмом Правительства РФ от 07.09.1998 N 4435п-П5, доведенным до законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в качестве физического показателя базовой доходности, характеризующего деятельность в сфере розничной торговли, рекомендована общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности налогоплательщика (кв.м).
     
     Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выбравшие по деятельности в сфере розничной торговли указанный физический показатель, обязаны в принятом нормативном правовом акте о едином налоге на вмененный доход дать четкое определение данного физического показателя, ответив при этом на следующий вопрос: площади каких помещений магазина включаются в его общую площадь?
     

     При отсутствии в нормативном (правовом) акте субъекта Российской Федерации такого определения плательщикам единого налога на вмененный доход следует при исчислении этого налога руководствоваться аналогичными терминами и определениями, установленными ГОСТом Р 51303-99 “Торговля. Термины и определения”, в частности определением, предусмотренным п. 48 ГОСТа: “Общая площадь магазина - площадь всех помещений магазина, включая все надземные, цокольные и подвальные помещения, в том числе галереи, тоннели, площадки, ан-тресоли, рампы и переходы в другие помещения”.
     
     В связи с этим в расчете суммы единого налога с применением вышеуказанного физического показателя базовой доходности учитывается вся площадь магазина, включая и площадь помещений, не используемых налогоплательщиками для осуществления торговли товарами.
     

     Правомерно ли взимание на территориях субъектов Российской Федерации единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, установленного Законом N 148-ФЗ, если данный налог не предусмотрен ст. 13-15 Налогового кодекса Российской Федерации?

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” (далее - Закон N 147-ФЗ) с 1 января 1999 года Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (далее - Закон N 2118-1) признан утратившим силу, за исключением п. 2 ст. 18 и ст. 19, 20 и 21, которые применяются на территории Российской Федерации впредь до введения в действие ст. 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Согласно ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” п. 3 ст. 1, ст. 12-15 и 18 НК РФ, устанавливающие систему взимаемых на территории Российской Федерации налогов и сборов, вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона N 2118-1.
     
     Впредь до введения в действие ст. 13, 14 и 15 НК РФ налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет и внебюджетный фонд, не установленные ст. 19, 20 и 21 Закона N 2118-1 не взимаются (ст. 2 Закона N 147-ФЗ).
     
     Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, предусмотренный Законом N 148-ФЗ, включен Федеральным законом от 31.07.1998 N 149-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”“ в ст. 20 Закона N 2118-1, установление и взимание данного налога на территории соответствующих субъектов Российской Федерации является правомерным.
     

     Индивидуальный предприниматель осущест-вляет деятельность, связанную с изготовлением ювелирных изделий из лома драгоценных металлов, а также по индивидуальным заказам клиентов из ювелирных изделий, бывших в употреблении. Готовые ювелирные изделия реализуются через сеть принадлежащих предпринимателю розничных магазинов, а также передаются непосредственно заказчикам. Подпадает ли в этом случае деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем, под действие единого налога на вмененный доход?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги и сборы (за исключением поименованных в данной статье Закона N 148-ФЗ), указанные в ст. 19-21 Закона N 2118-1, включая и акцизы, предусмотренные подпунктом “б” п. 1 ст. 19 вышеуказанного Закона и взимаемые в соответствии с положениями главы 22 НК РФ.
     
     Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, подпадающих под действие единого налога на вмененный доход, освобождаются от обязанностей по уплате акцизов в части результатов такой деятельности.
     
     Согласно ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных региональным законодательством в пределах перечня, установленного Законом N 148-ФЗ, в том числе и в сферах оказания бытовых услуг физическим лицам по ремонту ювелирных изделий, а также розничной торговли, осуществляемой через магазин с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Однако следует иметь в виду, что розничная торговля как вид предпринимательской деятельности предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи.
     
     В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Деятельность в сфере розничной торговли связана с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже) без видоизменения любых новых и бывших в употреблении товаров, приобретенных или полученных продавцом для их дальнейшей реализации в целях извлечения доходов от занятия этой деятельностью.
     
     Данный вид предпринимательской деятельности включает четкий перечень определенных работ и услуг, направленных на обеспечение процесса купли-продажи товаров, и не предусматривает выполнение иных работ или оказания иных услуг (в том числе и производственного характера), непосредственно не связанных с осуществлением этого процесса.
     
     Выполнение розничными продавцами или по их поручению другими лицами работ, связанных с видоизменением (доработкой, переработкой) приобретенного или полученного ими товара, например лома драгоценных металлов, а также бывших в употреблении ювелирных изделий, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, целью которой является извлечение доходов от розничной реализации конечному потребителю продукции собственного производства, а процесс ее реализации - как способ извлечения доходов от осуществления такой деятельности.
     
     Учитывая, что деятельность, связанная с извлечением доходов от розничной продажи ювелирных изделий, изготовленных из лома драгоценных металлов, а также по индивидуальным заказам клиентов из ювелирных изделий, бывших в употреблении, не относится к деятельности в сферах розничной торговли, оказания бытовых услуг физическим лицам по ремонту ювелирных изделий и, следовательно, не подпадает под действие Закона N 148-ФЗ, доходы, извлекаемые субъектами предпринимательской деятельности от реализации таких изделий как непо-средственно заказчикам, так и через сеть принадлежащих им розничных магазинов, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” (далее - Закон N 222-ФЗ), а стоимость реализованных (переданных заказчикам) ювелирных изделий - акцизами в порядке, предусмотренном главой 22 НК РФ.
     
     В случае реализации субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность в сфере изготовления ювелирных изделий, через сеть принадлежащих им розничных магазинов наряду с изготовленными и приобретенных ювелирных изделий доходы, полученные от реализации последних, подлежат в установленном порядке налогообложению единым налогом на вмененный доход в сфере розничной торговли.
     
     В этих целях субъекты предпринимательской деятельности обязаны вести раздельный учет доходов и расходов от каждого осуществленного ими вида деятельности.
     

     Относится ли к бухгалтерским услугам в целях применения единого налога на вмененный доход деятельность индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг другим предпринимателям по ведению учета доходов и расходов, заполнению деклараций о доходах, а также по представлению интересов предпринимателей в контролирующих органах?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных данной статьей этого Закона, в том числе и в сфере деятельности индивидуальных предпринимателей по оказанию бухгалтерских услуг.
     
     Данный вид предпринимательской деятельности включает широкий спектр работ и услуг, связанных с формированием полной и достоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта, его имущественном положении, а также об имеющихся обязательствах, и заключается прежде всего в ведении непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, составлении на его основе данных необходимой бухгалтерской и налоговой отчетности.
     
     Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, состоящим из Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее - Закон N 129-ФЗ) и других федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства РФ.
     
     В соответствии с положениями ст. 4 Закона N 129-ФЗ под действие данного Закона подпадают все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
     
     Граждане, осуществляющие предприниматель-скую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Россий-ской Федерации.
     
     Таким образом, на индивидуальных предпринимателей положения Закона N 129-ФЗ не распространяются.
     
     В соответствии со ст. 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России.
     
     В настоящее время такой порядок утвержден совместным приказом Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N 24н/БГ-3-08/419 “Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей” (вступил в силу с 1 июля 2001 года) и распространен на всех индивидуальных предпринимателей, обязанных уплачивать налоги исходя из фактических результатов их деятельности.
     
     По своей сути, учет доходов и расходов, осущест-вляемый индивидуальными предпринимателями в вышеуказанном порядке, является формой бухгалтерского учета их имущества, обязательств, а также всех хозяйственных операций от занятия предпринимательской деятельностью и, следовательно, по своим целям и задачам может быть приравнен к бухгалтерскому учету, осуществляемому организациями.
     
     В связи с этим деятельность индивидуальных предпринимателей, связанная с извлечением доходов от оказания услуг по ведению учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, а также представлению в налоговые и иные органы власти (по поручению индивидуальных предпринимателей) налоговой отчетности и другой информации о их деятельности, может быть отнесена к бухгалтерским услугам и подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
     

     Индивидуальный предприниматель, осущест-вляющий деятельность в сфере общественного питания, уплачивает единый налог на вмененный доход. Наряду с услугами питания и услугами по организации потребления кулинарной продукции индивидуальный предприниматель предоставляет посетителям принадлежащей ему точки общественного питания услуги сети “Интернет” (игры, электронные версии газет, журналов и т.п.). Относятся ли услуги сети “Интернет”, предоставляемые посетителям точки общественного питания, к услугам общественного питания? Подпадают ли в этом случае такие услуги под действие единого налога на вмененный доход?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сферах, определенных данной статьей этого Закона, в том числе и в сфере общественного питания (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с числен- ностью работающих до 50 человек).
     
     Согласно ГОСТу Р 50647-94 “Общественное питание. Термины и определения” под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Услугой общественного питания является результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга.
     
     В соответствии с ГОСТом Р 50764-95 “Услуги общественного питания. Общие требования” услуги, предоставляемые потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, а также граждан-предпринимателей, подразделяются на услуги питания; услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий; услуги по организации потребления и обслуживания; услуги по реализации кулинарной продукции; услуги по организации досуга; информационно-консультативные услуги и прочие услуги.
     
     При этом к услугам по организации досуга относятся услуги по организации музыкального обслуживания; по организации проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, а также по предо-ставлению газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов и бильярда.
     
     Кроме того, указанным стандартом установлено, что перечень услуг, предоставляемых предприятием общественного питания, может быть расширен в зависимости от его типа, класса и специфики обслуживаемого контингента потребителей.
     
     Исходя из этого к услугам общественного питания могут быть отнесены любые не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации услуги, предоставляемые хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в сфере общественного питания, включая и услуги сети “Интернет”, за исключением случаев, когда предоставление таких услуг является для них самостоятельным видом предпринимательской деятельности.
     
     Учитывая вышеизложенное, доходы, извлекаемые налогоплательщиками от предоставления потребителям в рамках осуществляемой ими деятельности в сфере общественного питания услуг сети “Интернет”, подлежат в установленном порядке налогообложению единым налогом на вмененный доход.
     

     Являются ли плательщиками единого налога на вмененный доход иностранные граждане, осуществляющие на территории Российской Федерации разовую (эпизодическую) деятельность в сферах, определенных Законом N 148-ФЗ?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласно данному Закону и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Этим органам предоставлено право определять сферы предпринимательской деятельности (в пределах перечня, установленного ст. 3 Закона N 148-ФЗ), результаты от осуществления которых подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход; размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога; налоговые льготы; порядок и сроки уплаты единого налога, а также иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Иных прав и полномочий, в том числе и в части расширения круга плательщиков единого налога на вмененный доход, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Россий-ской Федерации Законом N 148-ФЗ не предоставлено.
     
     Статьей 3 Закона N 148-ФЗ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности и категорий налогоплательщиков, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход, которым законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны руководствоваться при введении данного налога на территориях соответствующих регионов.
     
     Согласно указанной статье Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных вышеуказанным Законом сферах.
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     Таким образом, действие единого налога на вмененный доход распространяется только на тех налогоплательщиков, чья деятельность в сферах, определенных Законом N 148-ФЗ, по всем признакам соответствует вышеприведенному определению предпринимательской деятельности.
     
     Деятельность в этих сферах, осуществляемая налогоплательщиками в ином порядке, не относится к предпринимательской деятельности и, следовательно, не подпадает под действие единого налога на вмененный доход.
     
     Учитывая вышеизложенное, иностранные граждане, осуществляющие на территории Российской Федерации разовую (эпизодическую) деятельность в сферах, определенных Законом N 148-ФЗ, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей не являются плательщиками единого налога на вмененный доход.
     
     Налогообложение результатов их деятельности осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных главой 23 НК РФ.
     

     Подпадает ли под действие единого налога на вмененный доход деятельность индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг по прокату компьютерной техники в компьютерном зале?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных данной статьей вышеприведенного Закона, в том числе и в сфере оказания физическим лицам бытовых услуг, связанных с прокатом имущества.
     
     Согласно ст. 626 ГК РФ по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.
     
     Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.
     
     При этом договор проката заключается в письменной форме.
     
     Учитывая, что Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, прокат компьютерной техники (код 019436) отнесен к услугам предприятий по прокату (код подгруппы 019400), систематическая деятельность налогоплательщиков, связанная с предоставлением таких услуг на основе заключенных с клиентами договоров проката, подпадает в установленном порядке под действие единого налога на вмененный доход.
     

     Индивидуальный предприниматель, осущест-вляющий деятельность в сфере оказания ремонтно-строительных услуг, переведен на уплату единого налога на вмененный доход. Физическим показателем базовой доходности по данному виду деятельности согласно региональному законодательному акту о едином налоге на вмененный доход является численность работающих. Должен ли индивидуальный предприниматель при исчислении единого налога на вмененный доход учитывать себя в качестве единицы установленного физического показателя, если весь комплекс ремонтно-строительных работ выполняется нанятыми им рабочими, а в его функции входят вопросы организации производства, заключения договоров и т.п.? Если должен, то как в этом случае определяется его базовая доходность?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных данной статьей вышеуказанного Закона.
     
     Согласно ст. 4 Закона N 148-ФЗ объектом налогообложения при применении налогоплательщиками единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц.
     
     Сумма единого налога рассчитывается налогоплательщиками с учетом ставки установленного региональным законодательством значения базовой доходности на единицу физического показателя, фактического объема физических показателей (численность работающих, площадь помещения и т.д.), влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также действующих на территории региона корректирующих коэффициентов базовой доходности, показывающих степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности и т.д.) на результаты предпринимательской деятельности (ст. 5 Закона N 148-ФЗ).
     
     Согласно ст. 1 Закона N 148-ФЗ конкретный порядок исчисления и взимания единого налога на вмененный доход на территории того или иного региона, а также перечень и значения составляющих формул расчета единого налога устанавливаются законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и являются обязательными для применения всеми хозяйствующими субъектами, переведенными на уплату единого налога.
     
     Плательщики данного налога, осуществляющие свою деятельность в сферах, по которым региональным законодательством установлен физический показатель базовой доходности - “численность работающих”, производят исчисление единого налога с учетом фактической численности всех работников (независимо от выполняемых ими обязанностей), участвующих в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности, включая и административно-управленческий персонал организаций, а также индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями по отношению к нанятым ими работникам.
     
     Значение показателя базовой доходности на единицу указанного физического показателя определяется налогоплательщиками в порядке и на условиях, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     

     Что следует понимать под налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход? Обязан ли индивидуальный предприниматель, уплативший в истекшем году единый налог авансом за 12 месяцев очередного года, представлять в дальнейшем в налоговый орган ежеквартальные расчеты по единому налогу? Сохраняется ли за индивидуальным предпринимателем право на получение скидки в установленном размере по уплате единого налога в отношении суммы доплаты этого налога по перерасчету, произведенному в связи с внесением в региональное законодательство о едином налоге на вмененный доход количественных или качественных изменений в формулы его расчета?

     
     Согласно ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
     
     В соответствии со ст. 4 Закона N 148-ФЗ объектом налогообложения при применении налогоплательщиками единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.
     
     При этом ст. 6 Закона N 148-ФЗ установлено, что уплата единого налога на вмененный доход производится налогоплательщиками ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 % суммы единого налога за календарный месяц.
     
     Таким образом, под налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход следует понимать каждый очередной квартал календарного года, до начала которого налогоплательщики обязаны представить расчет (налоговую декларацию) суммы единого налога, подлежащей ежемесячной авансовой уплате в этом квартале.
     
     Уплата налогоплательщиками единого налога авансом за 3, 6, 9 или 12 месяцев дает им право только на получение установленных Законом N 148-ФЗ скидок по уплате этого налога за соответствующие налоговые периоды, но не освобождает их от обязанности по представлению расчетов (налоговых де-клараций) по единому налогу на каждый очередной налоговый период.
     
     Налогоплательщики, уплатившие единый налог авансом за вышеуказанные периоды и получившие право на уплату этого налога в меньших размерах, не лишаются данного права и по налоговым обязательствам, уточненным ими в связи с внесением каких-либо изменений и дополнений в действующее на территориях субъектов Российской Федерации законодательство о едином налоге на вмененный доход.
     

     Является ли правомерным перевод на уплату единого налога на вмененный доход только отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих тот или иной предусмотренный федеральным законодательством о едином налоге на вмененный доход вид деятельности, например только тех налогоплательщиков, которые занимаются розничной торговлей через магазины с численностью работающих до 30 человек?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Этим органам предоставлено право определять сферы предпринимательской деятельности (в пределах перечня, установленного ст. 3 вышеуказанного Закона), результаты от занятия которыми подлежат обложению единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога, а также иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Статьей 3 Закона N 148-ФЗ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности и категорий налогоплательщиков, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход, которым законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны руководствоваться при введении данного налога на территориях соответствующих регионов.
     
     В рамках предоставленных федеральным законодательством о едином налоге на вмененный доход полномочий эти органы вправе только сузить указанный перечень сфер деятельности, не внося в него каких-либо изменений и дополнений, ограничивающих законные права налогоплательщиков.
     
     Исходя из изложенного, а также учитывая, что действие единого налога на вмененный доход распространяется только на те сферы предпринимательской деятельности и те категории налогоплательщиков, которые поименованы в Законе N 148-ФЗ, установление в региональных законодательных актах о едином налоге на вмененный доход ограничений по кругу налогоплательщиков данного налога или каким-либо иным критериям (способ осуществления деятельности, виды используемых объектов недвижимости и т.д.) не допускается.
     

     Сохраняется ли за индивидуальным предпринимателем право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности до конца текущего календарного года, на который им получен патент, в случае превышения в течение этого года установленного Законом N 222-ФЗ размера валовой выручки? Подлежит ли он в этом случае принудительному переводу на общеустановленную систему налогообложения до окончания текущего года?

     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 222-ФЗ действие упрощенной системы распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения данной системы, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика не превысил сумму 100 000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Согласно ст. 5 Закона N 222-ФЗ официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период, который, следовательно, не подлежит перерасчету исходя из фактических результатов их деятельности.
     
     Таким образом, до окончания срока действия патента индивидуальные предприниматели сохраняют право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и не подлежат принудительному переводу на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности даже при превышении размера фактически полученной ими в течение отчетного года валовой выручки установленного Законом N 222-ФЗ предела.
     
     В случае возникновения такой ситуации перевод индивидуальных предпринимателей на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности допускается только с начала очередного календарного года.