Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об исчислении налога с доходов физических лиц, облагаемых налоговыми органами


Об исчислении налога с доходов физических лиц, облагаемых налоговыми органами

          

Н.Н. Стельмах,
советник налоговой службы I ранга


     Увеличивает (уменьшает) ли совокупный доход курсовая разница (положительная или отрицательная) у индивидуального предпринимателя, занимающегося внешнеэкономической деятельностью?
     
     Какую сумму валюты, пересчитанную в рубли, нужно включить в доход: поступившую на транзитный валютный счет, на текущий валютный счет или на расчетный счет?

     
     Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Россий- ской Федерации. При этом доходы физических лиц, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату фактического получения доходов.
     
     Статьей 223 НК РФ определено, что дата фактического получения дохода при его получении в денежной форме определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
     
     Для индивидуального предпринимателя, занимающегося внешнеэкономической деятельностью и получающего доходы от такой деятельности в ино-странной валюте, датой получения дохода считается дата зачисления валюты на транзитный счет предпринимателя. Продажа валюты, зачисленной на транзитный счет индивидуального предпринимателя, производится уполномоченным банком по распоряжению предпринимателя, а в случае неполучения распоряжения уполномоченный банк самостоятельно производит продажу той части валюты, которая подлежит обязательной продаже, в последний день установленного для ее продажи срока. В связи с тем, что сроки зачисления валюты на транзитный счет предпринимателя и ее продажи, а также курс валюты различны, в дальнейшем на счетах предпринимателя возникают курсовые разницы.
     
     Возникающие при таком пересчете курсовые разницы, образовавшиеся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Банком России иностранным валютам по валютным счетам и операциям в иностранных валютах, в отличие от организаций, для которых предусмотрено их зачисление на финансовые результаты как внереализационные доходы или внереализационные расходы, не учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.
     
     Таким образом, доходом индивидуального предпринимателя является поступившая на транзитный счет предпринимателя сумма валюты, пересчитанная в рубли по курсу Банка России, установленному на дату ее фактического зачисления на счет.
     

     Просим дать разъяснение о порядке списания индивидуальным предпринимателем расходов, связанных с подключением телефонных номеров в нежилое помещение, находящееся в его собственности и используемое при осущест-влении предпринимательской деятельности на основании заключенного договора, с одной стороны, между ОАО “Городская телефонная сеть” и Государственным унитарным предприятием Управление электрической связи (далее - Оператор связи), и индивидуальным предпринимателем (далее - Абонент), с другой стороны, где первым предоставлена возможность доступа к телефонной сети Абонента?

     
     В соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235, услуги телефонной связи оказываются на основании договора об оказании услуг телефонной связи, заключенного между оператором связи и абонентом (клиентом).
     
     На основании заключенного договора между ОАО “Городская телефонная сеть” и Государственным унитарным предприятием Управление электрической связи, с одной стороны, и индивидуальным предпринимателем, с другой стороны, следует, что Оператором связи была предоставлена возможность доступа к телефонной сети Абонента посредством подключения телефонных номеров в нежилом помещении, используемом для занятия предпринимательской деятельностью.
     
     Расходы, связанные с подключением телефонных номеров, в этом случае следует рассматривать как приобретение права пользования городскими телефонными номерами (подпункт 3 п. 37 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N 24н/БГ-3-08/419), порядок списания которых производится путем начисления амортизации по нормам амортизационных отчислений, установленным в расчете на двадцать лет.
     

     В качестве индивидуального предпринимателя я осуществляю деятельность не только по месту регистрации в г. Москве, но также на территории других субъектов Российской Федерации силами лиц, работающих у меня по гражданско-правовым договорам. Указанные физические лица заключают с заказчиками от моего имени договора на выполнение работ (оказание услуг), а также исполняют от моего имени обязательства, возникшие из этих договоров.
     
     Согласно п. 13 Порядка учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода. Более того, установлено, что индивидуальные предприниматели заполняют Книгу учета непосредственно в момент совершения хозяйственной операции. Однако поскольку Книга учета находится у меня, а хозяйственная операция совершается от моего имени другим лицом в другом регионе Россий-ской Федерации, то я не в состоянии в момент хозяйственной операции вносить соответствующие записи в Книгу учета.
     
     Учитывая вышеизложенное, прошу дать разъяснения по следующим вопросам:
     
     1) вправе ли я завести несколько Книг учета, и если “да”, то работник какого налогового органа должен ее заверять: по месту постановки на учет как налогоплательщика или по каждому месту осуществления деятельности;
     
     2) если я обязан иметь лишь одну Книгу учета, то в какой момент я должен отражать хозяйственные операции, осуществляемые в другом регионе от моего имени моим работником?

     
     Статьей 83 НК РФ определено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Исходя из приведенной нормы постановка на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя нормами НК РФ не предусмотрена; следовательно, местом его учета следует считать налоговый орган по месту жительства физического лица.
     
     Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осущест-вляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Исчисление налоговой базы индивидуальными предпринимателями производится на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа по месту учета налогоплательщика и скрепляется печатью. Названным Порядком учета не предусмотрено ведение нескольких Книг учета по каждому месту осуществления деятельности.
     
     Пунктом 4 Порядка учета предусмотрено отражение в Книге учета операции о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом. Поскольку работающие по договорам гражданско-правового характера физические лица совершают хозяйственные операции от имени предпринимателя в других регионах Российской Федерации, а он не в состоянии в момент хозяйственной операции внести соответствующие записи в Книгу учета, то необходимо исходить из следующего. Так как обязанность по ведению Книги учета позиционным способом возложена на индивидуального предпринимателя, то физические лица при совершении хозяйственной операции по окончании каждого дня, когда такие сделки совершались, информируют предпринимателя, используя при этом любые средства передачи информации. На основании полученной информации предприниматель отражает в Книге учета хозяйственные операции, что позволяет ему выполнить требования, изложенные в Порядке учета.
     

     Насколько правомерно включение в состав расходов стоимости приобретения лицензий и лимитов на право заниматься добычей северного оленя и отловом рыбы для исчисления налогооблагаемой базы у индивидуальных предпринимателей за 2000 год?
     
     Согласно действующему законодательству в нашем регионе для осуществления отлова рыбы физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны приобретать лицензию на право осуществления вылова рыбы и производить оплату лимита на требуемое количество рыбы.
     
     Кроме того, при добыче северного оленя физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны оплачивать разрешение на право охоты и разовую лицензию на отстрел определенного количества оленей.
     
     Являются ли лимит на вылов рыбы и разовая лицензия на отстрел дикого оленя у физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью по вылову рыбы и отстрелу дикого северного оленя, расходами, непосредственно связанными с получением дохода?

     
     Статьей 12 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”, действовавшего до 1 января 2001 года, предусмотрено, что в состав затрат физических лиц, занимающихся предпринимательской или иной деятельностью без образования юридического лица, включаются документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, подлежащих налогообложению.
     
     Индивидуальными предпринимателями, осущест-вляющими деятельность, связанную с добычей северного оленя и отловом рыбы, стоимость разовой лицензии на отстрел дикого оленя списывается на расходы в полной сумме, а затраты по оплате лимита на вылов рыбы - только в части реализованной продукции.
     
     Аналогичный порядок списания стоимости разовой лицензии на отстрел дикого оленя и затрат по оплате лимита на вылов рыбы следует применять индивидуальным предпринимателям в 2001 году.
     

     В нашем регионе в настоящее время практически отсутствует рынок земель сельскохозяйственного назначения, есть лишь единичные сделки по купле-продаже таких земель. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (не глава фермерского хозяйства), имеющий в собственности земельный участок, продает данный земельный участок физическому лицу для дальнейшего образования и ведения фермерского хозяйства. Установленная договором купли-продажи стоимость земельного участка ниже нормативной цены данного земельного участка, рыночной стоимости нет ввиду отсутствия рынка сельскохозяйственной земли.
     
     При определении налогооблагаемого дохода продавца какая стоимость земельного участ-ка будет учитываться: договорная или нормативная?

     
     В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
     
     Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 “О порядке определения нормативной цены земли” установлено, что нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Обязанность выдачи документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка возложена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
     
     Учитывая названную норму НК РФ, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, реализовавшего земельный участок физическому лицу, определяется как разница между нормативной ценой земли, установленной органами исполнительной власти области, и стоимостью, определенной до- говором (в рассматриваемом случае она ниже нормативной).
     
     Следует иметь в виду, что при наличии государственных цен определение рыночной стоимости не производится.
     

     Основным видом деятельности нашей фирмы является розничная торговля ювелирными изделиями, принятыми по договорам комиссии. В основном комитентами являются физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Вступившая в действие глава 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ предусматривает удержание налоговым агентом, которым является наш магазин, налога на доходы и его перечисление в бюджет. Так как определение налоговой базы источником выплаты не производится и не применяются налоговые вычеты, возникают конфликты с комитентами. Как быть в данной ситуации?

     
     К доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, относятся доходы от реализации имущества. Налоговая база определяется согласно ст. 210 НК РФ как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ.
     
     Из п. 1 ст. 220 НК РФ следует, что налогоплательщик, признаваемый налоговым резидентом Российской Федерации, при определении размера налоговой базы по доходам, полученным от реализации имущества, находящегося в его собственности, имеет право на получение соответствующих имущественных вычетов. При этом названные вычеты согласно п. 2 этой же статьи НК РФ могут быть предоставлены только на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Следовательно, определить налоговую базу может только налоговый орган, предоставляющий имущественный налоговый вычет.
     
     Налоговый агент, являющийся источником вы-платы дохода, согласно ст. 230 НК РФ представляет в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме N 2-НДФЛ “Справка о доходах физического лица за 2001 год”.
     
     В сведениях указывается общая сумма дохода от реализации имущества, полученного в налогооблагаемом периоде, без его уменьшения на совокупную сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов либо на сумму фиксированного вычета в пределах 125 000 руб.
     
     Таким образом, при выплате в 2001 году доходов от реализации ювелирных изделий, принадлежащих на праве собственности физическим лицам - налоговым резидентам Российской Федерации (комитентам), налоговый агент не производит исчисление и удержание налога на доходы физических лиц, а только сообщает сведения об этих выплатах в налоговый орган в указанном порядке. Налоговые агенты, вы-плачивающие доход от продажи имущества, принадлежащего физическому лицу - нерезиденту, обязаны удержать налог по ставке 30 % от общей суммы дохода от их реализации.
     

     Я как индивидуальный предприниматель имею право на основании свидетельства о государственной регистрации заниматься такими видами деятельности, как торгово-закупочная деятельность и услуги физическим и юридическим лицам. В настоящее время осущест-вляю торгово-закупочную деятельность, по которой переведен на уплату единого налога на вмененный доход. Следует ли мне представлять декларацию по налогу на доходы физических лиц по другому виду деятельности, если результаты деятельности нулевые? Какие санкции предусмотрены за несвоевременное представление “нулевой” декларации по налогу на доходы физических лиц?

     
     Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
     
     Из этого следует, что налоговая декларация является своеобразной формой отчетности налогоплательщиков, выполняющих обязанности по ее представлению, по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, и на основании которой налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления налогов и перечислением их в бюджет.
     
     Более того, налоговая декларация как форма налоговой отчетности соответствует такому порядку взимания налога, при котором обязанность определения суммы налога либо заявление о нулевых результатах возлагается непосредственно на налогоплательщика.
     
     Отсутствие необходимости в представлении налоговой декларации НК РФ допускается в случае, если это связано только с взиманием налогов, обязанность по исчислению сумм которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возлагается на налоговый орган или на налогового агента, что предусмотрено ст. 52 НК РФ. Такой подход объясняется тем, что налог в первом случае уплачивается на основании налогового уведомления, вручаемого налоговым органом налогоплательщику, а во втором случае причитающаяся с налогоплательщика сумма налога удерживается и перечисляется в бюджет организацией - налоговым агентом, выплачивающей доход.
     
     НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от представления в налоговый орган декларации по причине неосуществления им деятельности в отчетном налоговом периоде, в связи с чем предприниматель, задавший вопрос, должен представить налоговую декларацию.
     
     Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 указанной статьи НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.
     
     Исходя из смысла приведенной нормы критерием ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, является непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации. Примечательно то, что ответственность в данном случае наступает за сам факт непредставления в установленный срок налоговой декларации и только при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 указанной статьи НК РФ.
     
     Таким образом, в случае непредставления налоговой декларации, по которой налог к доплате равен нулю, в налоговый орган в течение 180 дней и менее к налогоплательщику применяется штраф в размере 100 руб.