Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Регулирование платежей за загрязнение окружающей природной среды


Регулирование платежей за загрязнение окружающей природной среды

          

О.В. Семенова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России


     В связи с принятием Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее - Закон N 7-ФЗ) утратил силу Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды”.

     Закон N 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации.
     
     Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
     
     МПР России разработало, согласовало с Минфином России и Минэкономразвития России и утвердило письмом от 27.11.1992 базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
     
     Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы за-грязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов насчитывают 566 наименований.
     
     К ним относятся базовые нормативы платы:
     
     - за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
     
     - за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
     
     - за размещение отходов.
     
     Согласно Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26.01.1993, плата взимается с 1993 года за:
     
     - выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
     
     - выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
     
     Налогооблагаемой базой при расчете платежей являются объемы вредного воздействия за выброс или сброс 1 т загрязняющих веществ, размещение 1 т или 1 куб.м отходов.
     
     Указанные нормы ежегодно индексируются в связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности.
     
     Коэффициент индексации ставок платы рассчитывается ежегодно Госкомэкологии России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России.
     
     Статьей 15 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год” предусмотрена индексация действующих ставок платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов с коэффициентом 1,18.
     
     Кроме того, МПР России устанавливает к базовым нормативам платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов повышающие фиксированные коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и поч-вы территорий экономических районов Российской Федерации.
     
     Эти коэффициенты могут увеличиваться для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, а также на территориях, включенных в международные конвенции, до двух раз, а для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, - на 20 %.
     
     Расчет конкретной организацией платежей за предусмотренные законодательством виды вредного воздействия на природную среду производится исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. В данном случае не имеет значения, находятся различные стационарные и передвижные источники загрязнения природной среды в личной собственности (владении) этой организации, привлечены на условиях аренды или получены каким-либо иным способом.
     
     При этом плата вносится как за сверхнормативные, так и за нормативные выбросы загрязняющих веществ.
     
     Расчет платежей представляется по месту учета в налоговых органах (месту нахождения организации и каждого ее обособленного подразделения).
     
     В связи с этим при осуществлении организацией (ее филиалами и представительствами) выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов на территории каждого, или одного, или нескольких субъектов Российской Федерации суммы платежей зачисляются в федеральный бюджет и бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации в соотношении, установленном Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год”.
     
     Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации “О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу”, в котором одной из первоочередных задач бюджетной политики определен отказ от целевого использования налоговых доходов, зачисляемых в целевые бюджетные фонды, в федеральном бюджете не предусмотрено создание целевых бюджетных фондов.
     
     Основным аргументом ликвидации с 1 января 2001 года практически всех целевых бюджетных фондов федерального бюджета стала реализация законодательно закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа общего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.
     
     Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 721 “О ликвидации Федерального экологического фонда Российской Федерации” был ликвидирован Федеральный экологический фонд Российской Федерации.
     
     Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О Федеральном бюджете на 2002 год” предусмотрено поступление в федеральный бюджет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов в размере 19 % доходов в сумме 1613,2 млн. рублей.
     
     При этом плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов подлежит зачислению по статье 1050600 “Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов” Классификации доходов бюджетов Российской Федерации (федеральный бюджет - 19 %, бюджет субъекта Российской Федерации - 81 %).
     
     Плата за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
     
     В случае нарушения установленного срока внесения в бюджет платы за загрязнение окружающей природной среды с 1 января 1999 года применяются пени в размере одной трехсотой действующей на каждый день просрочки ставки рефинансирования Банка России (ст. 75 НК РФ).
     
     Перерасчет пеней осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.06.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” и приказом МНС России от 03.09.1999 N АП-3-09/290 “Об утверждении порядка пересчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам”.
     
     Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с Положением о МНС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 783, возложен на МНС России.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 27.09.2000 N 726 “Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации” МПР России утверждает нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую природную среду, организует и осуществляет выдачу, приостановление действия и аннулирование лицензий (разрешений) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и другие вредные физические воздействия на нее.
     
     Осуществление выверки задолженности (переплаты) по платежам с организациями, перечислявшими ранее платежи в экологические фонды, производится в порядке, утвержденном совместным приказом МПР России и МНС России от 22.03.2001 N 239/БГ-304/90 “О совместной деятельности МПР России и МНС России в осуществлении сбора платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду”.
     
     С вступлением в силу главы 25 НК РФ Положение о составе затрат, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, утратило силу.
     
     Согласно ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы). В соответствии со ст. 270 НК РФ расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду при налогообложении не принимаются.
     
     Что касается льгот по платежам за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду, то частью первой НК РФ, определяющей общие принципы налогообложения и сборов и введенной в действие с 1 января 1999 года, не предусматривается право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать льготы по федеральным налогам.