Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Информационная система поддержки принятия решений при управлении качеством работы налоговых органов

     

Информационная система поддержки принятия решений при управлении качеством работы налоговых органов

     

Г.Н. Хубаев,
д.э.н., профессор
     
Л.Н. Хашиева,
г. Ростов-на-Дону
     

1. Постановка задачи

     
     Известно, что используемые в настоящее время показатели и методики оценки качества работы подразделений налоговой службы имеют недостатки. Среди наиболее существенных из них можно назвать отсутствие четкой взаимосвязи с целями функционирования всей налоговой системы, слабую содержательную обоснованность состава показателей, низкую достоверность исходной информации и, как следствие, недостаточное качество результатов оценки, большие трудозатраты на реализацию и т.д. Рассматриваемый в настоящей статье подход лишен, по нашему мнению, отмеченных недостатков, поскольку в условиях функционирования глобальных и локальных компьютерных сетей появляется возможность нового подхода к сравнительной оценке качества работы налоговых органов, потенциала и результативности работы ведущего звена, основного элемента налоговой системы - районной (городской и сельской) налоговой инспекции (РНИ).
     

2. Принципы построения системы показателей

     
     Формируя совокупность показателей-критериев, мы ориентировались, во-первых, на то, что процесс анализа любой системы должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечной цели функционирования исследуемой системы, и, во-вторых, на то, что цели отдельных элементов и подсистем не должны вступать в противоречие с целями вышестоящей системы, то есть цели элементов должны быть определены так, чтобы каждый из них, стремясь к достижению собственных целей, одновременно способствовал продвижению к цели системы верхнего уровня.
     
     В чем же состоит цель функционирования налоговой системы? Эту цель мы сформулировали как максимизацию прибыли государства при условии соблюдения налогового законодательства, то есть максимизацию величины П = Н - З, где П - прибыль государства; Н - общая сумма налоговых поступлений за год; З - затраты на организацию сбора налогов, которые включают затраты на функционирование налоговой службы и затраты на организацию контроля за соблюдением налогового законодательства. Очевидно, что для увеличения П необходимо, во-первых, увеличивать общую сумму налоговых поступлений Н, то есть расширять налогооблагаемую базу, увеличивать число эффективно работающих предприятий и физических лиц и, во-вторых, уменьшать затраты на функционирование самой налоговой службы.
     

3. Особенности предлагаемого подхода

     
     Описываемая методика имеет ряд особенностей, относящихся к формированию исходной информации и выбору оценочных показателей, алгоритмов их расчета.
     
     В отличие от ныне действующих методик предлагаемый подход базируется на использовании в качестве исходной информации первичных (неагрегированных) данных, причем только таких, которые допускают перекрестную проверку, возможность контроля достоверности.
     
     В качестве оценочных берутся следующие показатели, которые являются относительными величинами:
     
     1) отношение общей суммы налоговых поступлений от налогоплательщиков района к численности штатных сотрудников РНИ - , к одной тысяче жителей обслуживаемого района - , к объему бюджетного финансирования налоговой инспекции - ;
     
     2) отношение площади обслуживаемой территории к числу штатных сотрудников РНИ - ;
     
     3) число зарегистрированных малых и индивидуальных предприятий на одного штатного сотрудника РНИ - , на одну тысячу жителей - , на единицу обслуживаемой площади - ;
     
     4) число жителей на обслуживаемой территории на одного сотрудника РНИ - x;
     
     5) валовая выручка малых предприятий по отраслям на одного штатного сотрудника РНИ - , на тысячу жителей обслуживаемого района - ;
     
     6) валовая выручка индивидуальных предприятий по отраслям на одного штатного сотрудника РНИ - , на тысячу жителей обслуживаемого района - ;
     
     7) отношение общей валовой выручки предприятий района к числу жителей на обслуживаемой территории - , к числу выявленных в ходе внешних (перекрестных) проверок нарушений налогового законодательства - и к общей сумме выявленных недоплат в бюджет - ;
     
     8) общая сумма налоговых поступлений от физических лиц на одного штатного сотрудника РНИ - , на одну тысячу жителей на обслуживаемой территории - ;
     
     9) число налогоплательщиков - физических лиц на одного штатного сотрудника РНИ - , на одну тысячу жителей на обслуживаемой территории - ;
     
     10) вычислительная мощность (суммарная частота процессоров) на одного штатного сотрудника РНИ - , на одну тысячу жителей обслуживаемой территории - ;
     
     11) остаточная стоимость средств вычислительной техники и организационной техники на одного штатного сотрудника РНИ - , на одну тысячу жителей обслуживаемой территории - ;
     
     12) доля лиц среди сотрудников РНИ, имеющих базовое экономическое образование, - x.
     
     Все эти показатели можно сгруппировать в зависимости от характера влияния на выходную функцию. Так, определенная часть показателей, оказывая косвенное влияние на качество работы налоговой инспекции, способствует активизации деятельности сотрудников налогового органа в направлении увеличения налогооблагаемой базы, ориентируя их на поиск резервов роста общей валовой выручки предприятий, числа зарегистрированных индивидуальных и частных предприятий и др., например на организацию подразделений и служб по оказанию консультационных услуг юридического и экономического характера и т.д. Другая часть показателей характеризует потенциальные возможности обеспечить высокое качество технологического процесса сбора налогов (хотя, вполне вероятно, эти возможности будут реализованы не в полной мере). В составе этой группы показателей могут быть такие, как среднегодовая доля сотрудников, имеющих высшее экономическое образование, отношение остаточной стоимости средств вычислительной техники, оргтехники к числу штатных сотрудников РНИ, к тысяче жителей обслуживаемой территории и т.д.
     
     Обратим внимание читателей на то, что рост значений большинства из предложенных показателей в значительной степени обусловлен улучшением деятельности конкретного налогового органа, то есть увеличение оценочного показателя связано с ростом производительности труда работников налоговых органов, повышением предпринимательской активности населения (возможно, именно за счет лучшей разъяснительной работы и консультационной помощи гражданам со стороны работников налоговых органов), с более строгим соблюдением налогового законодательства, снижением затрат на функционирование налоговой инспекции и др. Исключение составляют показатели x, x, x. Однако эти показатели характеризуют потенциальные возможности увеличения производительности труда. Так, классификация по показателям (классификационным признакам) x, x позволит выявить различия между налоговыми органами в уровне применения передовых информационных технологий и т.д.
     
     Если же провести классификацию по показателям x, x, x, x, x и с учетом структуры отраслей в зоне обслуживания налоговой инспекции, то можно увидеть, какие из инспекций, работая в примерно равных условиях, лучше используют имеющиеся ресурсы, то есть собирают больше налогов на одного работника налоговой инспекции, обслуживают большее число налогоплательщиков и т.д.
     
     Число и состав оценочных показателей устанавливаются системой верхнего уровня: МНС России или областной налоговой инспекцией - на определенный период. Предполагается, что оценочные показатели автоматически формируются на основе содержащейся в базе данных первичной информации. При этом используются среднегодовые (например за три последних года) данные, соотнесенные с числом штатных сотрудников РНИ и числом жителей на обслуживаемой территории.
     
     Значения оценочных показателей рассчитываются для всех налоговых инспекций и представляются в виде таблицы (см. табл. 1). Каждая строка такой таблицы относится к конкретной инспекции, а в столбцах записаны значения соответствующего оценочного показателя. Затем производится нормировка оценочных показателей (переход к безразмерным величинам).
     

    Таблица 1

     

Приведенные значения входных данных (оценочных показателей)     

     

Наименование РНИ


 


 


 

x



 


 


 

x



х

х


  
 

1

2

3

4

5

6

7

8


j

j + 1


A1

20 000

40

50

200

1000

2

5

400


6

600


A2

16 000

41

50

200

1000

2,5

5

400


8,3

533


A3

15 000

40

50

200

1250

3,3

6,25

375


7,3

425


A4

12 500

30

37,5

208

1250

3

6

416


6

625


A5

14 500

29

35,5

181

1454

2,9

8

500


5,4

500


A6

12 000

24

26,6

250

1500

3

6

500


5

600


A7

13 000

50

40

133

1333

5

10

266


10

266


 

A8

10 000

41

45,4

120

1200

5

10

240


5

240


Среднее значение

14 125

36,88

41,875

186,5

1248,38

3,34

7,03

387,125


6,625

473,6


 


     Х,…,Х - среднегодовые значения оценочных показателей.
     
     Для нормировки показателей целесообразно использовать один из следующих трех способов:
     
     1) Y = X / ;
     
     2) Y = Х / X;
     
     3) Y = Х /X, где  Y, X, , X - соответственно нормированное, исходное, среднее и максимальное значения оценочного показателя.
     
     Пример.
     
       и  т.д.

     
     В табл. 2 представлены нормированные значения оценочных показателей, рассчитанные по данным табл. 1 (нормирование выполнено по первому способу).
     
     Полученная совокупность оценочных показателей может быть сведена к одному или нескольким аддитивным показателям, характеризующим потенциал и результативность деятельности РНИ той или иной области. Так, общий рейтинг R  i -й налоговой инспекции может быть рассчитан по формуле: R =  Y.
     

    Таблица 2

Наимено-
вание РНИ


 


 


 


Y


 


 


 


Y





Y


Y




 

1

2

3

4

5

6

7

8


j

j + 1


A1

1,416

1,0847

1,194

1,072

0,801041

0,5993

0,71111

1,03326


0,906

1,26683


A2

1,133

1,1119

1,194

1,072

0,801041

0,7491

0,71111

1,03326


1,253

1,12536


A3

1,062

1,0847

1,194

1,072

1,001302

0,9888

0,88889

0,96868


1,102

0,89733


A4

0,885

0,8136

0,8955

1,115

1,001302

0,8989

0,85333

1,07459


0,906

1,31961


A5

1,027

0,7864

0,8478

0,971

1,164714

0,8689

1,13778

1,29157