Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     

Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Администрация города эмитировала ценные бумаги. В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" администрация города уплатила налог на операции с ценными бумагами, но Минфин России не зарегистрировал проспект эмиссии ценных бумаг, в связи с чем ценные бумаги не выпускались. Должна ли быть возвращена уплаченная сумма налога на операции с ценными бумагами?

     
     Прежде всего следует иметь в виду, что при рассмотрении вопроса законности уплаты налогоплательщиком отдельного вида налога или сбора следует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Так, в отношении налога на операции с ценными бумагами таким законодательным актом является Закон РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (далее - Закон N 2023-1).
     
     Согласно ст. 2 Закона N 2023-1 объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.
     
     Согласно ст. 5 Закона N 2023-1 сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.
     
     Статьей 3 Закона N 2023-1 установлено, что в случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается.
     
     Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 30.05.2001 N 69-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами”" внесено изменение в ранее действовавшую редакцию Закона N 2023-1, устанавливающее, что не является объектом обложения налогом данного вида номинальная сумма выпусков государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.
     
     Данная норма вступила в силу по истечении одного месяца со дня опубликования Федерального закона от 30.05.2001 N 69-ФЗ.
     

     При взносе в уставный капитал основного средства подлежит ли обложению налогом на прибыль согласно главе 25 НК РФ превышение оценочной стоимости объекта основных средств, произведенное независимыми оценщиками, над его остаточной стоимостью?

     
     Согласно п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер [в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов].
     
     Таким образом, если учредитель (участник) акционерного общества осуществляет неденежный взнос в уставный капитал акционерного общества, то для целей налогообложения такая хозяйственная операция у учредителя (участника) акционерного общества согласно нормам части первой НК РФ не признается реализацией.
     
     Учредитель (участник) - юридическое лицо акционерного общества осуществляет взносы в уставный капитал за счет собственной прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налога на прибыль.
     
     Исходя из этого п. 3 ст. 270 НК РФ установлено, что расходы участника (учредителя) акционерного общества в виде взносов в уставный (складочный) капитал не уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 277 НК РФ не признается прибылью (убытком) налогоплательщика-акционера (участника, пайщика) разница между стоимостью вносимых в качестве оплаты имущества, имущественных прав и номинальной стоимостью приобретаемых акций (долей, паев).
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 277 "Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации" НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.
     

     Из содержания подпункта "б" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 следовало, что при исчислении налога на прибыль до 1 января 2002 года облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остававшейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов социально-культурной сферы. Организация льготировала по указанному основанию объекты, переданные в доверительное управление и числившиеся на балансе доверительного управляющего. Просим разъяснить, что подразумевалось в указанном Законе под понятием "баланс": основной баланс организации или иные балансы, в том числе баланс доверительного управления?

     
     Прежде всего сообщаем, что понятие "баланс предприятия (организации)" не является предметом ведения Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1).
     
     В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридические лица (то есть предприятия, организации) должны иметь самостоятельный баланс.
     
     Самостоятельность (законченность) бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем отражаются все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица. Таким образом, юридическое лицо обязано иметь полный и законченный (то есть самостоятельный) баланс.
     
     Под балансом предприятия, о котором шла речь в подпункте "б" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1, понимается самостоятельный баланс юридического лица.
     
     В гражданском законодательстве существует также понятие "отдельный баланс", который не является самостоятельным, то есть полным, законченным.
     
     Так, в соответствии с п. 1 ст. 1018 ГК РФ имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
     
     Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.
     
     Исходя из этой нормы ГК РФ отдельный баланс доверительного управляющего не может рассматриваться как баланс предприятия, о котором шла речь в Законе N 2116-1.
     
     Вышеназванная норма Закона N 2116-1 устанавливала, что льгота по налогу на прибыль предоставлялась предприятиям (организациям), осуществлявшим затраты в пределах утвержденных местными органами государственной власти нормативов на содержание находившихся на балансе этих предприятий [то есть на самостоятельном (законченном) балансе юридического лица] объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат при долевом участии предприятий.
     
     Поэтому если организация передавала в доверительное управление объекты недвижимости, то после государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке сделки с недвижимостью эти объекты должны были учитываться на отдельном балансе доверительного управляющего.
     
     Кроме того, на балансе предприятия могли учитываться только те объекты недвижимости (основные средства), которые находились в собственности данного предприятия.
     
     В соответствии со ст. 1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
     
     Нормы Закона N 2116-1 распространялись на предприятия и организации любой организационно-правовой формы, то есть на юридические лица.
     
     Согласно ст. 1015 ГК РФ доверительным управляющим может быть не только коммерческая организация (юридическое лицо), но и индивидуальные предприниматели и граждане, не являющиеся предпринимателями и юридическими лицами.
     
     Кроме того, у доверительного управляющего от деятельности, связанной с выполнением договора доверительного управления, возникает прибыль в виде вознаграждения, которая может быть использована только на финансирование собственных объектов жилищно-социальной сферы. Объекты, находившиеся в доверительном управлении, не могли принадлежать доверительному управляющему и не могли льготироваться в соответствии с нормами Закона N 2116-1 за счет прибыли доверительного управляющего.
     
     Учитывая это, в соответствии с подпунктом "б" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 льгота по налогу на прибыль не могла быть предоставлена доверительному управляющему, которому в соответствии с договором доверительного управления учредителем управления были переданы в доверительное управление объекты недвижимости.
     

     Организация выполнила в 1997 году работы, стоимость которых в соответствии с договором определена в условных денежных единицах. В 2002 году от покупателя получены денежные средства в качестве оплаты за выполненные работы. В результате по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" образовалась положительная суммовая разница.

     

     Данная суммовая разница отражена на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Так как расходы по выполненным работам были учтены в 1997 году, то и доход следует отнести к этому периоду.

     

     Просим подтвердить следующее:

     

     - отражение суммовых разниц, полученных в 2002 году, как прибыль прошлых лет;

     

     - сдачу уточненной декларации по налогу на прибыль за 1997 год.

     
     Как следует из вопроса, организация выполнила работы в 1997 году, а покупатель произвел расчеты только в 2002 году в условных денежных единицах согласно договору.
     
     В вопросе не указано, какой метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения применялся организацией в учетной политике как до 1 января 2002 года, так и после 1 января 2002 года: по мере оплаты либо по мере отгрузки.
     
     Исходя из этого дать однозначный ответ без ознакомления с условиями договора и другими сведениями по сути произведенных операций не представляется возможным.
     
     В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
     
     Пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, установлено, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации и относятся соответственно за счет средств резерва по сомнительным долгам либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п. 70 указанного Положения.
     
     Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность отражается за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
     
     При погашении дебиторской задолженности счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей.
     
     На счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" отражаются также суммовые разницы, которые увеличивают (уменьшают) оборот по этому счету.
     
     Учитывая, что в указанный период (с 1997 по 2002 год) отмечался устойчивый рост курса иностранных валют (доллара США) по отношению к рублю, то величина поступившей дебиторской задолженности определяется (увеличивается) с учетом положительной суммовой разницы, возникшей в результате оплаты в рублях, в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
     
     Так как в вопросе не указано, по какому методу организацией определены доходы и расходы по состоянию на 1 января 2002 года, предположим, что она переходит на определение доходов и расходов по методу начисления. При исчислении налога на прибыль с включением в налоговую базу сумм дебиторской задолженности по ранее реализованным, но неоплаченным товарам (работам, услугам) организация обязана руководствоваться положениями ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ).
     
     В целях реализации положений ст. 10 Закона N 110-ФЗ организация должна была провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно. В процессе инвентаризации необходимо было выделить дебиторскую задолженность (включая сумму положительной суммовой разницы, образовавшейся по состоянию на 31 декабря 2001 года) за реализованные, но неоплаченные товары (работы, услуги), отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со ст. 249 НК РФ, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     По состоянию на 1 января 2002 года при определении налоговой базы налогоплательщик, переходивший на определение доходов и расходов по методу начисления, также был обязан включить в состав расходов, уменьшавших доходы от реализации, суммы, определявшие в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу главы 25 НК РФ, себестоимость реализованных, но не оплаченных по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно товаров (работ, услуг), которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. При этом указанные суммы включаются в состав расходов, уменьшающих доходы от реализации, только при их документальном подтверждении.
     
     Исчисленная в соответствии с вышеизложенным сумма налога подлежит уплате в порядке, установленном ст. 10 Закона N 110-ФЗ.
     
     Поступившие в 2002 году от покупателя (заказчика) денежные средства в качестве оплаты за выполненные работы должны отражаться в бухгалтерском учете как погашение дебиторской задолженности.
     
     Положительная разница в курсе иностранных валют по отношению к рублю между курсом, существовавшим на 1 января 2002 года, и курсом, существовавшим на дату фактической оплаты выполненных работ в 2002 году, подлежит отражению для целей налогообложения как прочие (внереализационные) текущие доходы 2002 года, которые в соответствии с положениями главы 25 НК РФ подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     

     В соответствии с договором займа организация предоставляет займ в натуральной форме.

     

     1. Правильно ли отражается предоставление займа в натуральной форме на счетах в бухгалтерском учете:

     

     - у займодавца: Д-т 58 (06) К-т 07, 10, 12, 41 и др.;

     

     - у заемщика: Д-т 07, 10, 12, 41 К-т 94 (95)?

     

     2. Являются ли обороты по передаче вещей заемщику и их возврат займодавцу объектом обложения НДС и налогом на пользователей автомобильных дорог?

     
     1. Согласно заключению Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России отражение в бухгалтерском учете операции, связанной с исполнением заключенного договора займа в натуральной форме, осуществляется следующим образом:
     
     - у займодавца:
     
     Д-т 58 "Финансовые вложения" К-т счетов учета имущества;
     
     - у заемщика:
     
     Д-т счетов учета имущества К-т 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
     
     2. В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией признаются операции, связанные с передачей права собственности на товары (работы, услуги).
     
     Статьей 807 ГК РФ установлено, что по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне деньги и другие вещи.
     
     Учитывая это, операции по передаче товаров займодавцем заемщику и заемщиком займодавцу являются операциями по реализации товаров и, соответственно, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Согласно Закону РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
     
     В бухгалтерском учете предприятия сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается на счете 90 "Продажи", а в годовой и квартальной отчетности отражается по строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
     
     Поскольку обороты по передаче вещей заемщику и их возврат займодавцу вещей того же рода и качества не проходят через указанный счет, они не являются объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог.
     

     Сбербанком России взимается плата в размере 3 % от уплачиваемой суммы неналоговых платежей в бюджет физическими лицами, таких как административные штрафы, государственная пошлина и др.

     

     Свои действия Сбербанк России обусловливает тем, что п. 2 ст. 60 НК РФ предусматривается бесплатное обслуживание банками только налоговых платежей. За счет каких средств должна оплачиваться услуга банка (бюджета или физического лица)?

     

     Следует ли при возврате уплаченной суммы неналогового платежа возвращать сумму, уплаченную физическим лицом или фактически поступившую в бюджет?

     
     Согласно подпункту "о" п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений) государственная пошлина относится к федеральным налогам, то есть государственная пошлина является налоговым платежом.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 60 НК РФ коммерческие банки не взимают плату за обслуживание по операциям, связанным с перечислением налогов налогоплательщиками (как юридическими, так и физическими лицами) или взысканием налоговых платежей.
     
     Таким образом, налоговые платежи (налоги и сборы), в том числе и государственная пошлина, должны быть перечислены в бюджет в полном размере без уплаты процентов.
     
     Возврат государственной пошлины налогоплательщику из бюджета в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 6 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине", также производится в полном размере уплаченной суммы.
     
     Относительно перечисления через систему Сбербанка России неналоговых платежей, в том числе административных штрафов, сообщаем следующее.
     
     В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     
     Так, например, Банк России распоряжением от 30.06.2000 N Р-219 "О тарифах на расчетные услуги Банка России" установил расценки (тарифы) за оказание расчетных услуг.
     
     Соответственно и другие коммерческие банки, включая Сбербанк России, нормативными документами (приказами) устанавливают тарифы (расценки) за оказание платных услуг юридическим и физическим лицам.
     
     Исходя из этого установленные банком комиссионные и иные сборы (плата) за осуществление расчетно-кассовых операций (при перечислении неналоговых платежей) взыскиваются только за счет клиента банка (физического лица).
     
     Возврат ранее уплаченной физическим лицом суммы неналогового платежа осуществляется в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) или постановлениями органов местного самоуправления о конкретном виде неналогового платежа (например в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях; а с 01.07.2002 - согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, принятому Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ).
     

     В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" банки должны удерживать налог в рублях в момент выплаты с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютный счет с рублевого счета.

     

     При этом не подлежат обложению налогом на покупку валюты операции по выдаче с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютный счет в наличной форме или с других валютных счетов.

     

     В то же время МНС России в письме от 06.06.2000 N ВП-6-18/433 (в ред. от 22.01.2002 N ШС 6-14/59) предлагает учитывать, что уплата физическим лицом суммы в рублях в банк, производимая в целях поступления денежных средств на валютные счета, служащих источником выплаты наличной иностранной валюты, и осуществляемая непосредственно при выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты, создает объект обложения налогом на покупку иностранной валюты. Ранее же Госналогслужба России направляла в адрес банков разъяснения противоположного содержания. Просим разъяснить: подлежит ли исполнению п. 6 письма МНС России от 06.06.2000 N ВП-6-18/433?

     
     В соответствии с п. 3 раздела II инструкции Госналогслужбы России от 07.08.1997 N 45 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" (в ред. от 27.07.1998 N БФ-3-05/154) при выплате наличной иностранной валюты физическому лицу в случае конвертации средств с рублевых счетов налог исчисляется по курсу коммерческого банка, действовавшему на день фактической выплаты иностранной валюты.
     
     При этом выдача наличной иностранной валюты, поступившей на валютный счет с рублевого счета физического лица, осуществляется сверх сумм, внесенных самим физическим лицом, а также иных поступлений на этот валютный счет, кроме поступлений, связанных с приобретением наличной иностранной валюты.
     
     Таким образом, у физического лица не удерживается налог при выплате иностранной валюты с валютного счета в случае, если физическое лицо произвело ранее перечисления в наличной иностранной валюте на указанный валютный счет (то есть осуществило операцию, непосредственно не связанную с покупкой иностранной валюты). У физического лица не удерживается налог также в случае безналичных перечислений средств в иностранной валюте на указанный валютный счет с других валютных счетов при условии, что средства в иностранной валюте на данные валютные счета были внесены физическим лицом в наличной иностранной валюте. Во всех остальных случаях независимо от источника поступления валютных средств на валютный счет, открытый физическому лицу, с физического лица при выплате ему наличной иностранной валюты с указанного валютного счета удерживается налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
     

     Относятся ли операции по расчетам за поставленные товары (услуги) векселями третьих лиц к товарообменным операциям?

     
     Как следует из вопроса, речь идет о векселях третьих лиц, которые отражаются в учете как ценные бумаги.
     
     При погашении образовавшейся дебиторской задолженности за поставленные товары, оказанные услуги векселями третьих лиц происходит товарообменная операция, в результате которой организации в обмен за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) получают ценные бумаги в виде векселей третьих лиц. В этом случае применяется такой же порядок бухгалтерского учета и налогообложения, как для товарообменных операций.
     
     В зависимости от условий договора и применяемого организацией метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения финансовые результаты исчисляются или на дату отгрузки продукции (работ, услуг), или на дату оприходования векселя.
     
     При реализации или погашении векселя возникает прибыль от реализации иного имущества (ценные бумаги - это иное имущество согласно ГК РФ), налогообложение которой до 1 января 2002 года производилось в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1 или осуществляется с 1 января 2002 года согласно ст. 249 и 271 НК РФ.
     

     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.11.1996 N 1320 "О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 года" выпущены облигации внешнего облигационного займа 1996 года со сроком погашения в 2001 году. Данные облигации являются государственными ценными бумагами Российской Федерации. Доходы, полученные по государственным ценным бумагам, эмитированным до вступления в силу Федерального закона от 10.01.1997 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”", не подлежали обложению налогом.

     

     В связи с условиями выпуска данные ценные бумаги являются процентными купонными облигациями, и при приобретении или продаже на вторичном рынке процентных облигаций в стоимость сделки купли-продажи кроме цены этого долгового обязательства включается накопленный процентный купонный доход за время от начала процентного купонного периода до даты перехода облигаций в собственность покупателя. В момент выплаты процентного дохода (погашения купона) сальдо накопленных, уплаченных и полученных процентных (купонных) доходов по данной облигации относится на доходы банка (владельца облигации).

     

     В связи с вышеизложенным банк считает, что доходы банка в виде процентов (накопленного купонного дохода) по операциям с облигациями внешнего облигационного займа 1996 года, полученные в период обращения данных облигаций в виде сальдо уплаченного купонного дохода и полученного в результате погашения купона у последнего владельца, а также в виде сальдо уплаченного купонного дохода и полученного в результате продажи облигаций на вторичном рынке, не подлежали обложению налогом на прибыль. Прав ли банк?

     
     В соответствии с условиями выпуска внешнего облигационного займа 1996 года, нормами подпункта "а" п. 1 ст. 10 Закона N 2116-1 (в ред. законов, действовавших до принятия Федерального закона от 10.01.1997 N 13-ФЗ) доходы, полученные по облигациям внешнего облигационного займа 1996 года, не подлежали налогообложению.
     
     Согласно положениям совместного письма Минфина России и Госналогслужбы России от 18.11.1996 N 1-35/105/ПВ-6-08/795 "О некоторых вопросах налогообложения, связанных с облигациями внешнего облигационного займа 1996 года" доходы в виде процентов, полученные юридическими лицами - владельцами внешнего облигационного займа 1996 года в соответствии с условиями выпуска, не облагались налогом на прибыль или налогом на доходы у источника его выплаты.
     
     Учитывая это, мы полагаем, что позиция банка верна по указанному вопросу в части необложения налогом на прибыль доходов, полученных при выплате процентов по облигациям внешнего облигационного займа 1996 года.
     
     При совершении операций с ценными бумагами (облигациями внешнего облигационного займа 1996 года) на вторичном рынке проценты из цены сделки не исключаются.