Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
     
Т.Н. Соколова
     

     1. В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также вводимой главой 25 НК РФ с 1 января 2002 года отменены все виды льгот (за исключением отдельных) по налогу на прибыль, предусмотренные ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1. Как будут льготироваться затраты организаций на содержание находящихся на их балансе объектов социальной сферы?

     
     В подпункте “б” п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (далее - Закон N 2116-1) установлено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, уменьшается на сумму затрат (в соответствии с утвержденными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих организаций объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии организаций.
     
     В п. 4.1.2 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (далее - Инструкция N 62) дополнительно к указанному выше говорится о том, что если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам.
     
     Введенная с 1 января 2002 года в действие глава 25 НК РФ не предусматривает предоставление льгот организациям на содержание объектов социальной сферы отдельной позицией.
     
     Однако в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг), поименованных в ст. 264 НК РФ, преду-смотрено следующее:
     
     1) если налогоплательщик осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, то он учитывает доходы от реализации услуг и расходы, связанные с этой реализацией, в общеустановленном порядке.
     
     Если налогоплательщик осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, то доход от реализации товаров и оказания услуг и расходы, связанные с осуществлением этой деятельности и содержанием указанных объектов, признаются расходом с учетом положений настоящей статьи НК РФ.
     

     При этом к обслуживающим производствам и хозяйствам в этом случае относятся подсобное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, объекты социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
     
     К объектам жилищно-коммунальной сферы относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы и объектов физкультуры и спорта.
     
     К объектам социально-культурной сферы относятся учреждения здравоохранения, объекты культуры, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
     
     Если налогоплательщик понес убыток по деятельности, связанной с использованием вышеприведенных объектов, то указанный убыток может быть признан таковым при соблюдении следующих условий:
     
     стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, связанных с использованием указанных объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичные услуги и использующими такие же объекты;
     
     расходы по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, подсобных хозяйств и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычные расходы на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эти виды деятельности являются основными;
     
     условия оказания услуг равны или близки к условиям деятельности специализированных организаций, для которых эта деятельность является основной.
     
     Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении этих видов деятельности, не учитывается в целях налогообложения. Налогоплательщик может перенести полученный от этих видов деятельности убыток на срок не более десяти лет;
     
     2) если налогоплательщик является градообразующей организацией и имеет на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские до-школьные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых и (или) инвалидов, то он вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Эти расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, то налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории, подведомственных указанным органам.
     
     Налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к указанным видам деятельности.
     

     2. В п. 1 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено в этой статье, то для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Чем в этом случае следует руководствоваться, чтобы обеспечить правильное формирование цены на товары, работы, услуги?

     
     Статьей 40 части первой НК РФ установлено, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в предусмотренных Кодексом случаях, в том числе при совершении внешнеторговых сделок.
     
     Когда цены товаров, работ или услуг, применяемые сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
     
     При этом необходимо учитывать положения п. 9 вышеуказанной статьи НК РФ, согласно которой при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
     
     Вышеизложенным следует руководствоваться при формировании цен при реализации идентичных товаров на внутреннем и внешнем рынках.
     
     При этом следует иметь в виду, что пока не доказано обратное, цена, указанная сторонами сделки, соответствует уровню рыночных цен.
      

     3. Регулирование лотерейной деятельности в Российской Федерации осуществляется согласно Указу Президента Российской Федерации от 19.09.1995 N 955 и постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 N 1004. При этом стоимость затрат по проведению лотерей отдельными особенностями не определена. Есть ли основания у организаторов лотерей включать в затраты расходы по аренде МБП и на другие предметы, используемые для оформления праздничных программ?

     
     Лотерейная деятельность в России регулируется Указом Президента Российской Федерации от 19.09.1995 N 955 “Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации”, а также постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1004 “О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации”.
     
     При определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, которое распространяется и на лотерейную деятельность.
     
     Указанным Положением предусмотрено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других за-трат на ее производство и реализацию.
     
     Положением о составе затрат не предусмотрено отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по аренде малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Затраты на продукты, используемые для оформления праздничных программ, на игрушки, передаваемые безвозмездно физическим лицам, не связаны с проведением лотереи.
     
     В связи с этим указанные расходы осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
     

     4. В каких случаях налоговые органы принимают суммы НДС, относимые на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг)?

     
     В ст. 170 НК РФ установлен порядок отнесения суммы НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), который заключается в следующем.
     
     Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг) при:
     
     1) производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с п. 1-3 ст. 149 НК РФ;
     
     2) производстве и (или) передаче товаров (работ, услуг), операции по передаче (выполнению, оказанию) которых для собственных нужд признаются объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, но не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ;
     
     3) реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.
     
     Иначе говоря, согласно общим правилам, действующим по НДС, сумма НДС, уплаченная поставщикам (заказчикам) за производственные ресурсы, услуги, подлежит вычету из налоговых обязательств налогоплательщика. Однако если совершаются операции по реализации товаров и услуг, которые не подлежат обложению НДС или местом их реализации не является территория Российской Федерации, то уплаченные налогоплательщиком суммы НДС подлежат включению (отнесению) в состав произведенных затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), что способствует снижению налога на прибыль.
     

     5. В подпункте 32 п. 1 ст. 264 НК РФ установлен порядок отнесения по статье прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, затрат на содержание объектов социальной сферы по градообразующим организациям. Какие организации имеются в виду в этом случае?

     
     В подпункте 32 п. 1 ст. 264 НК РФ установлен порядок включения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, расходов на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, в том числе по градообразующим организациям.
     
     Налогоплательщики, являющиеся градообразующими организациями и имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых и (или) инвалидов, вправе принимать для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.
     
     Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утверж-денных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверж-дены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории, подведомственных указанным органам.
     
     Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к деятельности объектов жилищного хозяйства и социальной сферы.
     
     Понятие “градообразующие организации” приведено в ст. 132 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-Ф3 “О несостоятельности (банкротстве)”, из которой следует, что градообразующие организации - это юридические лица, численность работников в которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.
     

     6. Принимаются ли для целей налогообложения убытки от списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности?

     
     В п. 15 Положения о составе затрат было преду-смотрено, что в состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания.
     
     Аналогичный порядок списания указанной задолженности предусмотрен и в подпункте 2 п. 2 ст. 265 НК РФ, то есть оставлен в силе действовавший ранее порядок по списанию дебиторской задолженности, срок исковой давности которой составляет согласно ГК РФ три года, или той задолженности, которую налогоплательщиком нереально взыскать.
     
     В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, в конце отчетного года организациями проводится инвентаризация имущества, дебиторской и кредиторской задолженности. Выявленная в этом случае дебиторская задолженность в соответствии с результатами инвентаризации и принятым решением списывается на внереализационные расходы.
     
     Как Положением о составе затрат, так и ст. 265 НК РФ предусмотрено списание не только дебитор-ской задолженности по отгруженным и неоплаченным товарам (работам, услугам), учитываемой на счете 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, но и другой дебиторской задолженности, числящейся в бухгалтерском учете у организаций.
     

     7. В каких случаях у налогоплательщика принимаются для целей налогообложения расходы по международным и междугородным телефонным переговорам?

     
     Согласно подпункту “и” п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) подлежали включению затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), в том числе осуществлявшиеся в целях управления производством и реализацией, включая оплату услуг связи.
     
     В связи с этим оплата международных и междугородных телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи, подлежали списанию на затраты производства продукции (работ, услуг) организации в случае, если они имели непосредственное отношение к производству и реализации продукции (работ, услуг).
     
     Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-Ф3 “О бухгалтерском учете” и п. 12-13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ут-врежденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, все хозяйственные операции, проводимые организациями, должны быть оформлены оправдательными документами, которыми являются первичные учетные документы, отвечающие требованиям, указанным в этих нормативных актах.
     
     Таким образом, чтобы у налогоплательщика были приняты для целей налогообложения произведенные расходы по международным и междугородным телефонным переговорам или разговорам по другим видам связи (независимо от места нахождения абонента и принадлежности абонентского номера), необходимо было наличие доказательств производственного характера переговоров, которыми могли быть, в частности, счета телефонной станции, расшифровка АТС с обязательным указанием номеров телефонов, которые использовались для ведения переговоров, и др.
     
     В подпункте 25 п. 1 ст. 264 НК РФ определено, что налогоплательщик в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, отражает расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).
     
     В п. 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в случаях, преду-смотренных в ст. 252 НК РФ, - осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.