Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на пользователей автомобильных дорог


О налоге на пользователей автомобильных дорог

М.А. Высоцкий,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

     Наша компания заправляет мазутом и дизельным топливом иностранные и российские суда, то есть занимается шипчандлерской деятельностью (снабжением судов). Стоимость услуг по бункеровке топлива состоит из стоимости услуг по перевозке, заливу топлива и стоимости самого топлива. При этом компания осуществляет бункеровку как собственным топливом, так и топливом заказчиков, но вести раздельный учет этих операций компания не может, поскольку продажа топлива и услуги неразделимы, так как это одна деятельность — бункеровка (операция по загрузке топлива в емкости, предназначенные для обеспечения движения судна, для потребления топлива этим судном).
     
     Просим разъяснить, что является налоговой базой для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог при осуществлении шипчандлерской деятельности? Правомерно ли применение нами такого же порядка налогообложения по данному налогу, как и по товарам, реализуемым в рамках торговой деятельности?


     В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектом обложения по налогу является объект, имеющий стоимост-

ную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

     Согласно ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» до признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон N 2118-1) ссылки в п. 1 ст. 38, ст. 39 НК РФ на положения части второй НК РФ приравниваются к ссылкам на Закон N 2118_1 и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов. Аналогичные нормы содержались ранее в ст. 5 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» до ее признания утратившей силу с 1 января 2001 года.


     Законодательным актом, регулирующим порядок налогообложения налогом на пользователей автомобильных дорог, является Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (далее — Закон N 1759-1), которым установлено, что налог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.


     Статья 39 НК РФ четко определяет понятие «реализация товаров, работ или услуг» как передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу. При этом «работой» и «услугой» для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой соответственно имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц, а также не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (см. п. 4 и 5 ст. 38 НК РФ).


     На основании вышеуказанных норм, положений подпункта 4 п. 1 ст. 148 НК РФ и разъяснений МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@ (согласованных с Минтрансом России и Минфином России) шипчандлерское обслуживание, снабжение судов топливом относятся к другим работам (услугам), непосредственно связанным с обслуживанием морских судов и судов внутреннего плавания.


     Таким образом, названное обслуживание судов, включающее бункеровку топлива, отнесено к работам (услугам), реализация которых является объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог в соответствии с Законом N 1759-1.


     Кроме того, если налогоплательщик оказывает услуги по перевозке, заливу как собственного топлива, так и топлива заказчиков (бункеровку топлива), но не ведет при этом раздельного учета названных операций, то рассматривать в целях налогообложения такие работы (услуги), как осуществляемые в рамках торговой или снабженческо-сбытовой деятельности, и, соответственно, применять к ним такой же порядок налогообложения, как и по реализуемым в названных видах деятельности товарам, — нет оснований.


     В связи с вышеизложенным уплата налога на пользователей автомобильных дорог должна производиться от выручки, полученной от оказания услуг при осуществлении шипчандлерской деятельности, — обслуживанию судов и бункеровке топлива, включающей стоимость услуг по перевозке, заливу топлива и стоимость топлива.


     Наше предприятие, имеющее лицензию на розничную торговлю грузовыми автомобилями, специальными автотранспортными средствами и автобусами, приобретает у завода — изготовителя автомашин шасси транспортных средств, передает их на доработку без перехода права собственности сторонней организации (например другому заводу) для установки на них различных кузовов с целью последующей реализации полученных транспортных средств.
     
     Правы ли мы, считая, что налог на пользователей автомобильных дорог в данной ситуации должен уплачиваться нашим предприятием от суммы разницы между продажной и покупной стоимостью транспортных средств, передававшихся на доработку?


     Нет, не правы.


     Основным условием признания для целей налогообложения торговой деятельности организации является продажа невидоизмененных товаров. При соблюдении указанного условия организация вправе производить исчисление сумм налога, принимая в качестве объекта обложения сумму разницы между продажной и покупной ценами товаров.


     Однако если организацией передаются шасси транспортных средств для установки на них различных кузовов, фургонов либо специального оборудования с целью последующей реализации не шасси, а готовых автомобилей, то указанное условие нарушается, поскольку ранее приобретенное организацией шасси транспортных средств в процессе доработки (установки нового оборудования) преобразуются в новый товар, меняющий свои первоначальные технические, качественные и иные характеристики.


     В соответствии с Законом N 1759-1 для организаций, реализующих продукцию (а не товар), объектом обложения является выручка от ее реализации, а деятельность таких организаций для целей исчисления налога на пользователей автомобильных дорог приравнивается к производственной.


     В рассматриваемой ситуации перехода права собственности от предприятия к сторонней организации, осуществлявшей доработку полученных шасси транспортных средств (установку нового оборудования, в частности кузовов), не происходит, следовательно, реализации шасси транспортных средств не возникает.


     В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что налог на пользователей автомобильных дорог является оборотным налогом, налогообложению данным налогом у предприятия подлежит вся выручка, полученная от реализации транспортных средств, полученных после их доработки сторонней организацией.


     Предприятие (ОАО), имеющее лицензию на передачу и распределение электрической энергии, заключило договор электроснабжения с электроснабжающей организацией (АО), предметом которого является снабжение абонента (ОАО) как двухставочного потребителя. Согласно данному договору абонент (ОАО) обязан своевременно и в установленном порядке заключать договора с субабонентами на поставку им электроэнергии, а также представлять в электроснабжающую организацию (АО) сведения о субабонентах, подключенных к сетям абонента (ОАО).
     
     Счет за всю электроэнергию с учетом субабонентов выставляется электроснабжающей организацией (АО) абоненту (ОАО). В свою очередь, абонент (ОАО) выставляет счета за электроэнергию субабонентам согласно за-ключенным с ними договорам электроснабжения без наценки по утвержденным тарифам. При этом сам абонент (ОАО) получает электроэнергию от электроснабжающей организации (АО) для собственного потребления по льготным тарифам.

     Что в данном случае является объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог у абонента (ОАО) при передаче и распределении электроэнергии суб-абонентам?


     Согласно пункту 33.7 инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» организации, перепродающие электроэнергию, уплачивают налог от разницы между продажной и покупной ценами электроэнергии. При преобразовании напряжения электроэнергии и изменении иных характеристик налогообложению подлежит в установленном порядке разница между продажной и покупной ценами указанных товаров (электроэнергии). При производстве и переработке из других видов энергии (энергоносителей) облагается налогом выручка от реализации соответствующей продукции (услуг).


     Исходя из вопроса предприятие-абонент (ОАО) имеет лицензию на осуществление передачи и распределения электрической энергии, получает электроэнергию от энергоснабжающей организации (АО) как для собственных нужд, так и для перепродажи (не осуществляя при этом производственных процессов преобразования напряжения электроэнергии), а также пользуется скидками при оплате потребляющейся им (абонентом) электроэнергии для своих собственных нужд.


     Таким образом, при реализации абонентом (ОАО) электроэнергии субабонентам по установленным тарифам без наценки (например при условии использования абонентом полученной от электроснабжающей организации части электроэнергии для собственных нужд по льготным тарифам) налоговой базы у предприятия-абонента по передаваемой электроэнергии не возникает.


     Просим разъяснить, подлежат ли налогообложению средства, полученные учреждениями социального обслуживания от оказания гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях частичной оплаты?


     При отнесении средств, получаемых учреждениями социального обслуживания, к выручке от реализации услуг или целевым средствам и соответственно их обложению налогом на пользователей автомобильных дорог необходимо учитывать положения ст. 24 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а также Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 473.


     На основании п. 10 названного Положения при оказании социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты учреждения социального обслуживания обязаны заключать с гражданами пожилого возраста и инвалидами или с их законными представителями договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты. Изменение и рас-торжение договора осуществляются в соответствии с действующим законодательством.


     Таким образом, денежные средства, получаемые учреждениями социального обслуживания от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве полной или частичной оплаты за предоставляемые услуги, являются выручкой от оказания услуг названными учреждениями и подлежат налогообложению налогом на пользователей автомобильных дорог в общеустановленном порядке.


     Региональным законодательным актом установлены налоговые льготы по налогу на пользователей автомобильных дорог для отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     Согласно действовавшей до 1 января 2001 года редакции Закона N 1759-1 региональные законодатели с учетом местных условий были наделены правом по налогу на пользователей автомобильных дорог повышать или понижать ставку налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, в пределах 50 % от ставки федерального налога. На основании указанного права соответствующие органы власти установили налоговые льготы по данному налогу.

     Вместе с тем Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» изменена редакция Закона N 1759-1, согласно которой региональные законодательные органы власти лишены права изменять какие-либо существенные элементы данного федерального налога.

     Учитывая, что в региональных законодательных актах налоговые льготы устанавливались без указания срока их действия, можно ли применять их (в частности по налогу на пользователей автомобильных дорог) после вступления в силу Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ?


     При решении вопроса применения льгот по налогу на пользователей автомобильных дорог, предо-ставленных в соответствии с региональным законодательством, необходимо учитывать следующее.


     Обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов установлена ст. 57 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция). Принятие и изменение федеральных законов, а также контроль за их соблюдением находится в ведении Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции.


     Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации за-креплено в ст. 4 Конституции. Прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральных законодательных актов по предметам ведения Российской Федерации также предусмотрено в п. 1 ст. 76 Конституции.


     Согласно ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон N 943-1) налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией, Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и другими федеральными законами, данным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Россий-ской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.


     На основании положений ст. 32 НК РФ, Закона N 943-1 налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Россий-ской Федерации.


     В соответствии с Законом N 2118-1 (подпункт «м» п. 1, п. 5 ст. 19), Законом N 1759-1 (п. 2 ст. 5) налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным налогом, размер ставки которого устанавливается в порядке, определяемом федеральным законодательством, а законодательным органам субъектов Российской Федерации независимо от зачисления названного налога в федеральный и (или) территориальные дорожные фонды не было предоставлено право установления льгот категориям налогоплательщиков по данному налогу. Согласно федеральному законодательству с момента вступления в силу Закона РФ от 25.12.1992 N 4226-1 «О внесении  изменений и дополнений в Закон РСФСР “О дорожных фондах в РСФСР”» законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлялось право изменения ставки налога на пользователей автомобильных дорог в порядке, определенном ст. 5 Закона N 1759-1.


     Вместе с тем на основании ст. 4 и 34 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не предоставлено право изменения ставки налога на пользователей автомобильных дорог.


     Перечень лиц, освобожденных от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, указан в п. 3 ст. 5 Закона N 1759-1, которым не предусмотрено освобождение от уплаты данного налога других категорий налогоплательщиков.


     Учитывая вышеназванные нормы федерального законодательства, а также п. 5 ст. 76 Конституции, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, полагаем неправомерным использование в 2001 году налоговой льготы по уплате налога на пользователей автомобильных дорог (в том числе в виде уменьшения суммы налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд субъекта Российской Федерации, на 50 % для отдельных категорий налогоплательщиков), как предоставленной с превышением полномочий региональным законодательным органом власти.