Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика применения единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности


Практика применения единого налога на вмененный доход и упрощенной
системы налогообложения, учета и отчетности

И.М. Андреев,
советник налоговой службы I ранга
     

     Индивидуальный предприниматель применял в 2001 году упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В очередном году применять этот налоговый режим он не предполагает, о чем письменно уведомил налоговый орган в конце января текущего года. Оплата годовой стоимости патента им не производилась. Подлежит ли он в этом случае переводу на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” (далее - Закон N 222-ФЗ) упрощенная система налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     
     Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Законом N 222-ФЗ.
     
     Согласно ст. 5 Закона N 222-ФЗ патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности выдается субъектам малого предпринимательства налоговыми органами по месту постановки на налоговый учет на основании письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении ими отдельных условий и ограничений, предусмотренных данным Законом.
     
     Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
     
     Исходя из содержания вышеприведенных положений Закона N 222-ФЗ субъекты малого предпринимательства вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности либо отказаться от ее применения только на основании поданного ими в налоговый орган в установленные Законом сроки соответствующего заявления.
     
     Учитывая данное обстоятельство, субъекты малого предпринимательства, подавшие в налоговый орган заявление об отказе примененять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с нарушениями установленного Законом N 222-ФЗ срока, не подлежат переводу на принятую ими ранее систему налогообложения, учета и отчетности до истечения текущего календарного года.
     

     При этом суммы платежей годовой стоимости патента, своевременно не внесенные налогоплательщиками в бюджет, подлежат добровольной уплате с начислением пени за каждый день их просрочки, либо - принудительному взысканию в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     

     С какого налогового периода вступают в силу законодательные акты субъектов Российской Федерации о внесении изменений в перечень корректирующих коэффициентов базовой доходности, предусмотренный региональным законодательством о едином налоге на вмененный доход, официально опубликованные 1-го числа месяца, предшествующего началу очередного налогового периода по единому налогу?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” (далее - Закон N 148-ФЗ) единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Этим органам предоставлено право определять конкретные сферы деятельности в пределах перечня, установленного ст. 3 Закона N 148-ФЗ, результаты от занятия которыми подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход; размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога; налоговые льготы; порядок и сроки уплаты единого налога, а также иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Исходя из предоставленных полномочий законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе вносить изменения и дополнения в принятые ими ранее законодательные акты о едином налоге на вмененный доход, в том числе и в части расширения перечня корректирующих коэффициентов базовой доходности, используемых при исчислении единого налога на вмененный доход.
     
     Согласно ст. 5 НК РФ законодательные акты о внесении указанных изменений вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому налогу.
     
     Согласно п. 3 ст. 6 Закона N 148-ФЗ в случае внесения изменений в перечень сфер деятельности, установленный ст. 3 данного Закона, а также при внесении количественных или качественных изменений в формулы расчета единого налога единый налог должен быть пересчитан начиная со дня вступления в силу соответствующего федерального закона и (или) нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Таким образом, уточнение налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход с учетом внесенных в региональный законодательный акт о налогах и сборах изменений и дополнений осуществляется налогоплательщиками начиная с того налогового периода (квартала), с которого вводятся в действие данные изменения и дополнения.
     
     Однако следует иметь в виду, что согласно положениям ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
     
     Таким событием при введении в действие изменений и дополнений в принятые ранее законодательные акты о налогах и сборах является дата их официального опубликования.
     
     В связи с этим акты законодательства о налогах и сборах, опубликованные в течение установленного месячного срока, вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода (квартала), следующего за налоговым периодом (кварталом), в котором истек месячный срок со дня официального опубликования таких актов.
     

     Какую численность следует понимать под предельной численностью работающих у субъектов малого предпринимательства в целях применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности?

     
     В соответствии со ст. 5 Закона N 222-ФЗ организациям и индивидуальным предпринимателям патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при условии, что общее число работающих у субъектов малого предпринимательства не превышает установленной Законом N 222-ФЗ предельной численности, при отсутствии за предыдущий отчетный период просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей, а также своевременности сдачи за предыдущий отчетный период необходимой налоговой отчетности.
     
     По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента.
     
     При превышении определенной Законом N 222-ФЗ предельной численности работающих налогоплательщики (организации) переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен вышеуказанный отчет.
     
     Таким образом, в целях соблюдения вышеприведенного ограничения под предельной численностью работающих в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, следует понимать среднюю численность работающих за отчетный период, исчисленную по состоянию на 1-е число квартала, следующего за отчетным периодом.
     
     Применение организациями данного порядка определения предельной численности работающих обусловлено возложенной на них обязанностью ежеквартального уточнения в зависимости от фактических результатов их деятельности и налоговых обязательств по единому налогу.
     
     На индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, такая обязанность не распространяется, поскольку уплачиваемая ими годовая стоимость патента является особой формой налоговых обязательств, не предусматривающей налогообложение фактических результатов их деятельности по итогам налогового периода.
     
     В связи с этим под предельной численностью работающих у индивидуального предпринимателя следует понимать среднюю численность работающих, исчисленную за период года, предшествующего началу квартала, в котором произошла подача заявления на право применения в очередном году упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
     
     В аналогичном порядке следует определять предельную численность работающих и в организациях, изъявивших желание впервые перейти на применение данного налогового режима.
     

     Могут ли налогоплательщики, которым Законом N 148-ФЗ предоставлено право добровольного перехода на уплату единого налога, осуществлять такой переход в течение налогового периода по единому налогу? Вправе ли они по истечении какого-то времени вернуться к принятой ими ранее системе налогообложения?

     
     Законом N 148-ФЗ установлено, что единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов предоставлено только общественным организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов.
     
     Если иное не предусмотрено региональным законодательством, переход данной категории налогоплательщиков на уплату единого налога осуществляется с начала очередного налогового периода (квартала) в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона N 148-ФЗ.
     
     Возврат к применяемой ими ранее системе налогообложения, учета и отчетности не производится.
     

     Вправе ли вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель при соблюдении им установленного срока подачи заявления перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с квартала, следующего за кварталом, в котором произошла его официальная регистрация?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с ранее принятой системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     
     Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном законодательством.
     
     Согласно положениям ст. 2 Закона N 222-ФЗ субъекты малого предпринимательства вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности при соблюдении ими установленных данной статьей ограничений по численности работающих и размеру совокупной валовой выручки.
     
     Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, подавшие заявление на право применения данного налогового режима, считаются субъектами упрощенной системы с того квартала, в котором произошла их государственная регистрация.
     
     Статьей 5 Закона N 222-ФЗ установлено, что официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговым органом по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Выдача субъектам малого предпринимательства патента осуществляется на основании письменного заявления, подаваемого ими в налоговый орган не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.
     
     Как следует из вышеизложенного, для действующих и вновь зарегистрированных (созданных) организаций и индивидуальных предпринимателей Законом N 222-ФЗ предусмотрен различный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в соответствии с которым действующие организации и индивидуальные предприниматели подлежат переводу на применение этого налогового режима только с очередного квартала при соблюдении ими вышеуказанных ограничений и сроков подачи заявления, а вновь зарегистрированные (созданные) организации и индивидуальные предприниматели (при подаче ими заявления) - с квартала, в котором произошла их государственная регистрация, вне зависимости от установленных ограничений.
     
     При этом следует иметь в виду, что если в отношении действующих организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотренный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности является обязательным, то для вновь зарегистрированных (созданных) организаций и индивидуальных предпринимателей переход на упрощенную систему с квартала, в котором произошла их официальная регистрация, является предоставленным им правом, которым они при необходимости могут воспользоваться, подав в налоговый орган соответствующее заявление (независимо от даты его подачи в течение такого квартала).
     
     В заявлении, поданном в квартале их официальной регистрации, вновь зарегистрированные (созданные) организации и индивидуальные предприниматели вправе указать, с какого квартала (текущего или очередного) они желают перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели, воспользовавшиеся предоставленным им правом перехода на упрощенную систему, с квартала их официальной регистрации производят оплату годовой стоимости патента за весь период его действия, включая и квартал выдачи такого патента, и не вправе отказаться от применения данной системы до истечения текущего календарного года.
     
     Налогоплательщики, не воспользовавшиеся таким правом, подлежат переводу (по их желанию) на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с квартала, следующего за кварталом, в котором произошла их официальная регистрация, при условии подачи ими заявления не позднее чем за один месяц до начала этого квартала и указания в нем данной информации.
     
     В остальных случаях перевод данной категории налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных для действующих организаций и индивидуальных предпринимателей.
     

     Правомерно ли установление региональными законодательными актами о применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности ограниченного перечня видов деятельности, по которым определена годовая стоимость патента?

     
     Согласно Закону N 222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации при соблюдении ими установленных ст. 2 данного Закона ограничений, в том числе и по отдельным сферам предпринимательской деятельности.
     
     Иных ограничений в применении субъектами малого предпринимательства данного налогового режима Законом N 222-ФЗ не установлено.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что с введением в действие на территории соответствующих субъектов Российской Федерации единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, который обязателен к уплате на территории таких регионов, положения Закона N 222-ФЗ применяются в части, не противоречащей Закону N 148-ФЗ (ст. 11 Закона N 148-ФЗ), то есть в отношении тех видов деятельности, которые не подпадают под действие единого налога на вмененный доход.
     
     Таким образом, с момента введения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, подпадающих под действие единого налога на вмененный доход, теряют право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по таким сферам деятельности.
     
     По остальным видам деятельности упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется индивидуальными предпринимателями в общеустановленном порядке.
     
     Решение об отказе индивидуальным предпринимателям в применении данного налогового режима может быть принято налоговыми органами только по основаниям, предусмотренным Законом N 222-ФЗ.
     
     Поскольку федеральным законодательством об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности не предусмотрено ограничений в применении индивидуальными предпринимателями данного налогового режима по видам осуществляемой ими деятельности, установление таких ограничений в региональном законодательстве об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности является неправомерным и не может служить основанием для отказа индивидуальным предпринимателям в применении упрощенной системы.
     

     Индивидуальный предприниматель закупает мясо у населения и по договору гражданско-правового характера передает его на переработку мясоперерабатывающему предприятию для изготовления колбасных изделий. Готовую продукцию (колбасные изделия) он реализует через собственную розничную торговую сеть.
     
     Относится ли в этом случае осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность к сфере розничной торговли в целях применения единого налога на вмененный доход?

     
     В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Деятельность в сфере розничной торговли связана с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже без видоизменения) любых новых и бывших в употреблении товаров, приобретенных или полученных продавцом для дальнейшей их реализации в целях извлечения доходов от занятия этой деятельностью.
     
     Данный вид предпринимательской деятельности включает четкий перечень определенных работ и услуг, направленных на обеспечение процесса купли-продажи товаров, и не предусматривает выполнения иных работ или оказания иных услуг (в том числе и производственного характера), непосредственно не связанных с осуществлением этого процесса.
     
     Выполнение розничными продавцами или по их поручению другими лицами работ, связанных с видоизменением (доработкой, переработкой) приобретенного ими товара, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, целью которой является извлечение доходов от розничной реализации конечному потребителю продукции собственного производства, а процесс ее реализации - как способ извлечения доходов от осуществления такой деятельности.
     
     Учитывая, что деятельность в сфере производства готовой продукции не подпадает под действие Закона N 148-ФЗ, доходы, извлекаемые субъектами предпринимательской деятельности от реализации продукции собственного производства через сеть принадлежащих им розничных магазинов, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо в порядке, предусмотренном Законом N 222-ФЗ.
     
     В случае реализации субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность в сфере производства готовой продукции, через принадлежащую им сеть розничных магазинов наряду с продукцией собственного производства и приобретенных товаров (без видоизменения) доходы, полученные от реализации последних, подлежат в установленном порядке налогообложению единым налогом на вмененный доход.
     
     В этих целях субъекты предпринимательской деятельности обязаны вести раздельный учет доходов и расходов от каждого осуществленного ими вида деятельности.
     

     Является ли обязательным условием для перевода налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход осуществление ими расчетов с покупателями и заказчиками в наличной денежной форме?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, поименованных в данной статье Закона.
     
     Согласно ст. 4 Закона N 148-ФЗ объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц.
     
     Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций (ст. 2 Закона N 148-ФЗ).
     
     Вмененный доход определяется как произведение установленных значений базовой (условной) доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, объема физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также корректирующих коэффициентов базовой доходности, учитывающих степень влияния того или иного фактора на результаты осуществляемой деятельности.
     
     Таким образом, вмененный доход как объект налогообложения единым налогом является расчетной величиной, не связанной с фактическими результатами осуществляемой предпринимательской деятельности и, следовательно, не может зависеть от форм и способов получения таких результатов.
     
     Единственным обязательным критерием применения налогоплательщиками в качестве налоговой базы исчисленного размера вмененного дохода служит условие осуществления предпринимательской деятельности в сферах, определенных Законом N 148-ФЗ.
     
     Исходя из этого действие единого налога на вмененный доход распространяется на всех налогоплательщиков, занимающихся определенными видами деятельности, вне зависимости от применяемых им в процессе ее осуществления форм расчетов.