Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-участниками СНГ


О применении НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-участниками СНГ

     

А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Правительство РФ подписало в 2000-2001 годах ряд Соглашений о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле с государствами-участниками СНГ. Просим разъяснить, какими нормативными актами будет регулироваться в 2002 году применение НДС в торговых отношениях Российской Федерации c государствами-участниками СНГ, с которыми подписаны такие Соглашения?

     
     В настоящее время в Российской Федерации действуют четыре соглашения о принципах взимания косвенных налогов, заключенные с государствами-участниками СНГ. Так, с 1 января 2001 года применяются Соглашения с Кыргызской Республикой и Республикой Армения. С 1 апреля 2001 года применяется межправительственное Соглашение с Азербайджанской Республикой. С 1 июля 2001 года действует Соглашение с Республикой Казахстан.
     
     Все вышеперечисленные Соглашения регулируют порядок применения НДС при реализации товаров из Российской Федерации в данные государства- участники СНГ, а также порядок взимания этого налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации из этих государств. Кроме того, Соглашениями установлен порядок налогообложения услуг по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого государства, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке; услуг по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории этих государств, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке и услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого государства в прямом и обратном направлении.
     
     В отношении остальных торговых операций между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и хозяйствующими субъектами вышеуказанных государств-участников СНГ, особенности налогообложения которых не отражены в межправительственных соглашениях, применение НДС регулируется положениями главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     В течение 2001 года Российская Федерация также подписала следующие соглашения, регулирующие применение НДС: 4 мая - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле; 29 мая - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле; 10 июля - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Грузия о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг).
     

     В соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 15 Федерального закона от 16.06.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом, подлежат ратификации. Кроме того, подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.
     
     Соглашения Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов с Республикой Узбекистан, Республикой Молдова и Республикой Грузия до настоящего времени процедуру ратификации в Российской Федерации не прошли. В связи с этим налогообложение товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Узбекистан, Республики Молдова и Республики Грузия, и товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории этих государств, а также услуг, оказываемых по договорам с хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан, Республики Молдова и Республики Грузия, осуществляется в порядке, предусмотренном российским налоговым законодательством, то есть главой 21 НК РФ.
     
     Следует обратить особое внимание на срок вступления в силу соглашений, подписанных Российской Федерацией с этими государствами СНГ.
     
     Согласно ст. 9 данных Соглашений срок вступления их в силу определен иначе, чем в аналогичных соглашениях с Республикой Армения, Кыргызской Республикой и Азербайджанской Республикой. Так, после прохождения процедуры ратификации Соглашения с Республикой Узбекистан, Республикой Молдова и Республикой Грузия они вступят в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем получения по дипломатическим каналам последнего  письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашений в силу.
     
     Таким образом, в 2002 году до вступления в силу соглашений, подписанных Российской Федерацией с Республикой Узбекистан, Республикой Молдова и Республикой Грузия, торговые отношения с данными государствами в целях применения НДС будут осуществляться в порядке, предусмотренном российским налоговым законодательством.
     

     В 2001 году Российской Федерацией ратифицирован Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанный 26 февраля 1999 года, между Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Статьей 28 указанного Договора предусмотрено, что государства, входящие в Таможенный союз, будут применять единую систему взимания косвенных налогов во взаимной торговле по принципу “страны назначения”, для чего заключат соответствующее Соглашение. Просим разъяснить, существуют ли в настоящее время различия в применении НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-участниками Таможенного союза и с другими государствами СНГ, не входящими в Таможенный союз.

     
     В настоящее время между государствами-участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве отдельного Соглашения, регулирующего порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле, не существует.
     
     Федеральный закон от 22.05.2001 N 55-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве” был принят в Российской Федерации с оговоркой к ст. 16 и 18 Договора, в соответствии с которой Российская Федерация во взаимной торговле с государствами-участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Беларусь, и другими государствами-участниками СНГ переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу “страны назначения” (за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа).
     
     Учитывая вышеизложенное, с 1 июля 2001 года Российская Федерация перешла на взимание косвенных налогов по принципу “страны назначения” (за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) со всеми государствами-участниками СНГ. Поэтому различий в применении НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-участниками Таможенного союза и с другими государствами СНГ, не входящими в Таможенный союз, не имеется.
     
     Единственным исключением в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-участниками Таможенного союза является Республика Беларусь, так как согласно вышеуказанному Федеральному закону применение НДС по принципу “страны назначения” на Республику Беларусь не распространяется.
     
     Таким образом, после 1 июля 2001 года во взаимной торговле с этим государством сохраняется порядок применения НДС и акцизов, действовавший до указанной даты и установленный ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”, согласно которой реализация товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам Республики Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Поэтому операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) хозяйствующим субъектам Республики Беларусь осуществляются по ценам (с учетом акцизов по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью), увеличенным на сумму НДС. При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, НДС таможенными органами Российской Федерации не взимается.