Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об исчислении и уплате единого социального налога в 2001 и 2002 годах


Об исчислении и уплате единого социального налога в 2001 и 2002 годах

Н.Н. Шелемех,
государственный советник налоговой службы III ранга,
Московская обл.
     
Л.В. Комарова,
советник налоговой службы II ранга
          

     Налоговые органы приступают к выездным налоговым проверкам исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) в 2001 году.
     
     Изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах” в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), не затрагивают порядок исчисления и уплаты ЕСН в 2001 году и вводятся в действие с 1 января 2002 года (за исключением отдельных позиций, вводимых с 1 января 2003 года).
     
     Налогоплательщики-работодатели обязаны сдать налоговую декларацию по уплате ЕСН за 2001 год в срок не позднее 30 марта 2002 года, с учетом того, что исчисление налога должно быть произведено в порядке, действовавшем в 2001 году.
     
     Предлагаемые ответы затронули наиболее часто встречающиеся вопросы по начислению и уплате ЕСН в 2001 году, которые не потеряют актуальности и в 2002 году.
     

     Начисляется ли ЕСН на сумму материальной помощи, премии, зарплаты инструктора по работе с детьми, выплачиваемую акционерным обществом своим сотрудникам, а также при оплате обществом посещения плавательного бассейна, путевок в оздоровительные лагеря, путевок в санатории и пансионаты отдыха в случае, если вышеперечисленные расходы производятся за счет средств предприятия, оставшихся после уплаты налога на прибыль?

     
     В 2001 году объектом обложения ЕСН согласно п. 1 ст. 236 НК РФ являлись выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, а также выплаты в виде материальной помощи и иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовыми отношениями (трудовыми договорами либо договорами гражданско-правового характера). Указанные выплаты не признавались объектом налогообложения, если они производились за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, что было предусмотрено в п. 4 ст. 236 НК РФ.
     
     Исходя из этого материальная помощь, премии, зарплата инструктора по работе с детьми не подлежали обложению ЕСН, если выплачивались за счет средств, остававшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль предприятий и организаций при условии, что при этом у работников предприятия не возникала материальная выгода согласно п. 4 ст. 237 НК РФ, так как при расчете налоговой базы в 2001 году учитывалась материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К одной из категорий материальной выгоды относилась материальная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника.
     
     При оплате посещения детского сада ребенком сотрудника, посещения плавательного бассейна, при оплате санаторной путевки для сотрудника, при возмещении сотруднику стоимости санаторной путевки, при оплате за обучение сотрудника в институте, при оплате для детей сотрудников путевок в детский лагерь, а также при выдаче материальной помощи на указанные цели возникала материальная выгода, которая подлежала обложению ЕСН несмотря на то, что данные выплаты производились за счет средств, остающихся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль предприятий и организаций.
     

     В 2002 году в главе 24 НК РФ отсутствует понятие материальной выгоды.
     
     Со всех вышеперечисленных выплат, произведенных за счет средств предприятия, оставшихся после уплаты налога на прибыль, по которым в 2001 году рассчитывалась материальная выгода для включения в базу для расчета ЕСН, в 2002 году исчисляться ЕСН не будет.
     

     Являются ли плательщиками ЕСН организации и предприниматели-работодатели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” (в редакции, действовавшей 2001 году) (далее - Закон N 148-ФЗ) со дня введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1  “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (далее - Закон N 2118-1), за исключением перечисленных в ст. 1 Закона N 148-ФЗ девяти налогов, сборов и пошлин.
     
     Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” ЕСН включен в ст. 19 Закона N 2118-1 и не указан в числе девяти налогов, сборов и пошлин, подлежащих уплате организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     
     Таким образом, в 2001 году указанные организации и индивидуальные предприниматели не являлись плательщиками ЕСН ни со своего дохода, ни с выплат, производимых наемным работникам.
     
     В 2002 году плательщики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности являются плательщиками ЕСН начиная с начисленной заработной платы и иных подлежащих обложению ЕСН выплат в январе 2002 года. ЕСН включен ст. 2 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”, внесшего в Закон N 148-ФЗ изменения и дополнения, в перечень налогов и сборов, подлежащих уплате при переходе на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     

     Акционерным обществом было получено превышение расходов на цели государственного социального страхования против начисленных авансовых платежей ЕСН в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) в следующих периодах: март, апрель, июнь, сентябрь 2001 года - всего на сумму 194 517 руб. В начислениях ЕСН, подлежащего уплате в ФСС РФ, сумма перерасхода не учитывалась, в связи с чем образовалась недоимка по ЕСН в ФСС РФ в этих периодах.
     
     Приказ МНС России от 18.07.2001 N БГ-3-05/243 “О внесении изменений в приказы МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469 и от 27.02.2001 N БГ-3-07/63” изменил порядок расчета авансовых платежей ЕСН в ФСС РФ и предусмотрел возможность зачета перерасхода по взносам в ФСС РФ в счет предстоящих авансовых платежей ЕСН в части ФСС РФ.
     
     Возмещение произведенных расходов на цели государственного социального страхования не производилось.
     
     Просим разъяснить, каков порядок зачета суммы перерасхода по взносам ЕСН в ФСС РФ, какие действия нужно предпринять, чтобы налоговый орган уменьшил начисленные авансовые платежи по ЕСН на сумму перерасхода по взносам в ФСС РФ?

     
     Порядок исчисления и уплаты ЕСН определяется главой 24 НК РФ.
     
     По итогам отчетного периода, который в 2001 году признавался как календарный месяц, налогоплательщики производили начисление авансовых платежей по ЕСН исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по ЕСН, подлежащая уплате за отчетный период, определялась с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
     
     В порядке заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН, утвержденном приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469, было определено, что строка 600 “Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования, нарастающим итогом с начала года” заполняется плательщиками самостоятельно и формируется как сумма строк 610 “в пределах суммы начисленных авансовых платежей” и 620 “сверх начисленной суммы авансовых платежей”. Здесь же предусмотрено, что расходы, произведенные на цели государственного социального страхования сверх начисленной суммы авансовых платежей, подлежат возмещению ФСС РФ, а не налоговыми органами, в связи с чем при расчете строки 800 “К доплате (возврату)” они не учитываются.
     
     Приказом МНС России от 18.07.2001 N БГ-3-05/243 “О внесении изменений в приказы МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469 и от 27.02.2001 N БГ-3-07/63” внесены изменения в форму расчетов авансовых платежей по ЕСН и в порядок ее заполнения. Согласно вышеуказанному порядку в том случае, если по строке 810 расчета “Подлежит уплате в ФСС РФ за отчетный месяц” отражению подлежит сумма со знаком (-), то есть когда сумма расходов, произведенных налогоплательщиком на цели государственного социального страхования, с учетом возмещения, полученного от исполнительного органа ФСС РФ, превышает начисленную сумму налога, то возврат перерасхода по средствам ФСС РФ осуществляется исполнительным органом ФСС РФ. Налоговые органы могут зачесть суммы перерасхода по средствам ФСС РФ в счет предстоящих авансовых платежей по налогу в части уплаты в ФСС РФ.
     
     Там же указано, что в связи с изменением порядка заполнения расчетов по авансовым платежам по ЕСН налогоплательщики-работодатели вправе представить уточненные расчеты по авансовым платежам по ЕСН за предыдущие отчетные периоды по новым формам. Следовательно, организация была вправе представить в налоговый орган уточненные расчеты за соответствующий отчетный период 2001 года по новой форме, выверить расчеты с налоговым органом по ЕСН, в том числе и по ФСС РФ, и решить вопрос о зачете в порядке, определенном ст. 78 НК РФ.
     

     Просим дать разъяснения по поводу начисления или неначисления пени по ЕСН в случае, если организация или предприятие имело переплату по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

     
     Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени определен ст. 78 НК РФ.
     
     Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и ЕСН регулируется Методическими указаниями о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога, утвержденными приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/466.
     
     Данными Методическими указаниями разъяснено, что если по страховым взносам в какой-либо фонд по состоянию на 1 января 2001 года имеются излишне уплаченные суммы, то по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика, эти суммы могут быть зачтены в счет предстоящих платежей той доли ЕСН, которая подлежит зачислению в этот фонд.
     
     Зачет сумм страховых взносов или доли ЕСН, излишне уплаченных (взысканных) в один фонд, в счет погашения задолженности по страховым взносам или доле ЕСН, образовавшихся по другому фонду, не производится.
     
     Согласно ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
     
     Исходя из вышеизложенного если заявление на зачет переплаты по страховым взносам не подавалось налогоплательщиком, пени на недоимку по ЕСН должны начисляться, так как в данном случае обязанность по уплате налога не считается исполненной.
     

     Просим разъяснить: освобождаются ли от уплаты ЕСН дачные потребительские кооперативы, не указанные в п. 8 ст. 238 НК РФ, как льготная категория, хотя там же указаны садоводческие и садово-огородные кооперативы?

     
     В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
     
     Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” (далее - Закон N 66-ФЗ) общественные объединения граждан-садоводов могут быть представлены в виде садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических или дачных потребительских кооперативов либо садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих партнерств (юридические лица).
     
     Пунктом 1 ст. 35 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что такие организации могут в установленном федеральными законами порядке полностью или частично освобождаться от уплаты федеральных налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей.
     
     Кроме того, п. 1 ст. 53 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что уставы садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов, созданных до вступления в силу Закона N 66-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами вышеназванного Закона в течение пяти лет со дня его официального опубликования.
     
     Кроме того, со дня вступления в силу Закона N 66-ФЗ на территории Российской Федерации не применяется Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI “О кооперации в СССР” в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
     
     Учитывая вышеизложенное, норма, установленная подпунктом 8 п. 1 ст. 238 НК РФ, применяется ко всем объединениям граждан-садоводов, указанным в п. 4 ст. 4 Закона N 66-ФЗ, и, соответственно, суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, дачных потребительских кооперативов лицам, выполняющим работы (услуги) для этих организаций, не подлежат обложению ЕСН.
     

     Просим разъяснить порядок обложения ЕСН кондоминиумов (товариществ собственников жилья) в связи с неясностью применения п. 8 ст. 238 НК РФ по отнесению плательщиков к данной категории. Согласно вышеуказанной статье не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
     
     Кондоминиум - это единый комплекс недвижимого имущества, который включает земельный участок в установленных границах и расположенные на указанном участке жилое здание, иные объекты недвижимости и в котором отдельные предназначенные для жилых или иных целей части (помещения) находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а другие части (общее имущество) - в общей долевой собственности.
     
     Товарищество собственников жилья - это некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.
     
     Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 15.06.1996 N 72-ФЗ “О товариществах собственников жилья” в жилищной сфере термины “товарищество” и “товарищество собственников жилья” являются идентичными.

     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
     
     В вышеуказанном подпункте товарищества собственников жилья не поименованы, и перечень организаций, которым предоставлено право не уплачивать ЕСН с выплат, производимых за счет членских взносов наемным работникам, является исчерпывающим.
     
     Таким образом, правовых оснований для неуплаты товариществами собственников жилья ЕСН с выплат, начисленных лицам, выполняющим для них определенные работы (услуги), не имеется.
     

     При выходе из состава учредителей общества учредитель получает долю капитала. Капитал сформирован из средств, за несколько лет остававшихся после уплаты налога на прибыль. Облагается ли ЕСН выплачиваемая доля капитала учредителю?

     
     В 2001 году согласно п. 4 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не признавались объектом налогообложения, если они производились за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
     
     В 2002 году согласно п. 3 ст. 236 НК РФ, в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения ЕСН, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Порядок использования средств, остающихся в распоряжении организации, определяется ее собственниками (акционерами, учредителями), и эти средства не относятся к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль.
     
     Таким образом, доля капитала, сформированного из средств, за несколько лет остающихся после уплаты налога на прибыль, получаемая при выходе учредителя из состава учредителей общества, не облагается ЕСН.
     

     Предприятие производит добровольные отчисления в негосударственный пенсионный фонд с каждого сотрудника. Облагаются ли эти отчисления ЕСН?

     
     В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (с изменениями от 31.12.1997 и 20.11.1999) объектами страхования в добровольной форме могут выступать имущественные интересы, связанные с пенсионным обеспечением застрахованного лица.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” указанные фонды являются некоммерческими организациями социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фондов в пользу участников фонда.
     
     Отчисления пенсионных взносов организациями-работодателями в указанные фонды направляются на формирование пенсионных резервов для дальнейшей выплаты негосударственных пенсий конкретным физическим лицам при наступлении пенсионных оснований.
     
     Учитывая вышеизложенное, договоры по негосударственному пенсионному обеспечению застрахованных работников, заключенные между организацией-работодателем и негосударственным пенсионным фондом, являются одной из разновидностей договоров добровольного страхования.
     
     Статьей 970 ГК РФ на страхование пенсионных выплат по договорам с негосударственными пенсионными фондами распространяются общие правила страхования.
     
     В 2001 году в соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст.238 НК РФ, в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, суммы страховых платежей (взносов) по договорам добровольного страхования не облагались ЕСН в случае, если по таким договорам были предусмотрены выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников или оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам. Если условия договора добровольного страхования не соответствовали критериям, установленным подпунктом 7 п. 2 ст. 238 НК РФ, то материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов, уплачиваемых за него работодателем по данному договору, на основании п. 4 ст. 237 НК РФ должна была в 2001 году учитываться при исчислении ЕСН.
     
     Таким образом, уплачивая взносы за своих работников в негосударственный пенсионный фонд, организация обеспечивала этим работникам получение материальной выгоды, которая на основании п. 4 ст. 237 НК РФ должна была в 2001 году облагаться ЕСН.
     
     Начисление ЕСН на рассматриваемую материальную выгоду в соответствии со ст. 237 НК РФ должно было производиться организацией-работодателем по каждому работнику отдельно.
     
     В 2002 году в главу 24 НК РФ внесены изменения и дополнения Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ. В данной редакции главы 24 НК РФ понятие “материальная выгода” отсутствует.
     
     Добровольные взносы предприятий в негосударственные пенсионные фонды не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль и, следовательно, не признаются объектом налогообложения согласно п. 3 ст. 236 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ).
     
     Таким образом, в 2002 году добровольные взносы в негосударственный пенсионный фонд предприятий за физических лиц не облагаются ЕСН и по данным взносам не рассчитывается материальная выгода.
     

     Просим разъяснить порядок начисления пеней на недоимку по страховым взносам, образовавшуюся в связи с непринятием к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов на цели государственного социального страхования.

     
     В соответствии с п. 2.1 совместного письма ФСС РФ от 29.06.2001 N 02-08/03-1648 “П” и МНС России от 29.06.2001 N СА-6-07/507 территориальные органы МНС России начисляют пени на недоимку по страховым взносам, образовавшуюся в связи с непринятием к зачету расходов на цели государственного социального страхования.
     
     Начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в ФСС РФ осуществляется в соответствии с частью первой НК РФ.
     
     Пени начисляются на недоимку по страховым взносам, образовавшуюся в связи с непринятием к зачету расходов, отраженных в решении о непринятии к зачету расходов, вынесенном органами ФСС России, там же указываются месяц и год, в котором произведены расходы, не принятые к зачету, то есть время, с которого необходимо налоговым органам начинать начислять пени.
     
     При получении от органов ФСС РФ решения о непринятии к зачету расходов налоговые органы проводят камеральную проверку всех полученных документов и выносят решение согласно НК РФ и регламенту проведения камеральной проверки.
     

     Являются ли частные охранники, имеющие лицензию, плательщиками ЕСН?

     
     Приказом МНС России от 13.11.2001 N БГ-3-05/502 внесены изменения и дополнения в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), где разъяснено следующее:
     
     “В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” оказание услуг в сфере охранной деятельности разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Частные охранники, имеющие лицензию на право оказания охранных услуг и осуществляющие свою деятельность на основании трудовых соглашений, заключаемых со службами безопасности организаций (частными охранными предприятиями), являются работниками по отношению к данным организациям. Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса указанные организации как работодатели, производящие выплаты наемным работникам (охранникам), являются плательщиками единого социального налога (взноса) и, соответственно, применяют ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога для данной категории плательщиков (пункт 1 статьи 241, статья 243 Кодекса)”. В 2002 году вышеуказанный порядок не изменен.
     

     Просим дать разъяснение о порядке представления в 2001 году данных о численности военнослужащих и выплаченных им суммах при представлении отчетности по ЕСН в связи с тем, что такие сведения являются конфиденциальными.

     
     Статья 25 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год” освобождала в 2001 году Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, ФСО России, СВР России, ФПС России и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, ФСНП России, Минюст России, ГТК России и Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации от уплаты ЕСН в части, исчисляемой и уплачиваемой в ФСС РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Приказом МНС России от 18.07.2001 N БГ-3-05/243 внесены частичные изменения в приказ МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469 “Об утверждении форм расчетов по авансовым платежам и порядков их заполнения”, в соответствии с которыми Порядок заполнения форм расчетов по авансовым платежам по ЕСН, с учетом изменений и дополнений, предусматривал, что в 2001 году федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, ФСНП России, Минюст России, ГТК России и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации налоговую базу ПФР, фондов ОМС и ФСС РФ формировали как стр. 100 - стр. 200 - стр. 300 минус суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, освобождаемых от уплаты ЕСН и отражаемых в расчете по авансовым платежам справочно по п. 1. Расчет производился по лицам, в отношении которых указанные органы являются работодателями.
     
     Если федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, в связи с конфиденциальностью представляемой информации не имели возможности заполнения всей формы расчета по авансовым платежам, то ее заполнение производилось начиная со строки 500. В строках 100-410 ставился прочерк. Таблица “Справочно” при этом не заполнялась.
     

     Возникнет ли материальная выгода, подлежащая обложению ЕСН, в случае самостоятельной оплаты сотрудником через страховую компанию лечения в стационаре, если в по- следующем организация возместит ему понесенные расходы из средств, оставшихся после уплаты налога на доходы?

     
     Статья 236 НК РФ в 2001 году не давала основания для неначисления ЕСН на оплату лечения в стационаре, возмещенного организацией из средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль.
     
     Пункт 4 ст. 237 НК РФ регламентировал, что в налоговую базу налогоплательщиков включались выплаты, начисленные работодателями за налоговый период в пользу работников в виде материальной выгоды.
     
     К такой материальной выгоде относилась, в частности, материальная выгода, полученная работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования в случае, если страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем и имелась выплата застрахованному физическому лицу.
     
     На основании вышеизложенного сумма, оплаченная работодателем за понесенные застрахованным лицом расходы на оплату лечения, подлежала включению в налоговую базу для исчисления ЕСН в виде материальной выгоды независимо от того, что была произведена за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль.
     
     В 2002 году понятие “материальная выгода” в главе 24 НК РФ отсутствует, то есть материальная выгода не будет включаться в объект налогообложения ЕСН.
     
     Оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц, не включается в налоговую базу для исчисления ЕСН в 2002 году независимо от того, за счет каких средств эта оплата произведена, что следует из п. 1 ст. 237 НК РФ, в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ.
     

     Является ли объектом налогообложения возмещение проезда из дома до работы и обратно, если это возмещение выплачивается работникам за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации (в перечне того, что относится к материальной выгоде, возмещение проезда из дома до работы не упоминается)?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 237 НК РФ в 2001 году при определении налоговой базы учитывалась материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К одной из категорий материальной выгоды относилась, в частности, материальная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника, независимо от того, за счет какого источника организация-работодатель приобретала для работника товары (работы, услуги).
     
     Исходя из вышеизложенного в 2001 году возмещение проезда из дома до работы и обратно подлежало обложению ЕСН в общеустановленном порядке как материальная выгода от оплаты услуг по проезду.
     
     В 2002 году в главе 24 НК РФ понятие “материальная выгода” отсутствует. Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ, в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, не признаются объектом налогообложения ЕСН выплаты, в том числе и выплаты по возмещению проезда из дома до работы и обратно, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определены в главе 25 НК РФ.
     

     Просим разъяснить порядок применения регрессивной шкалы и расчета средней численности работников при применении регрессивной шкалы.

     
     В соответствии со ст. 245 НК РФ в течение 2001 года ставки, предусмотренные п. 1 ст. 241 НК РФ, применялись налогоплательщиками-работодателями при условии, что фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в ПФР во 2-ом полугодии 2000 года, превышал 25 000 руб.
     
     Для целей расчета фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете взносов в государственные социальные внебюджетные фонды у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек и до 30 человек, подлежала соответственно исключению численность 10 и 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.
     
     При расчете выплат в среднем на одного работника также не учитывались выплаты и численность работников, являющихся инвалидами I, II, III группы и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации, выплаты, производимые организацией в пользу студентов, пенсионеров, женщин, находившихся в отпусках по беременности и родам, а также в отпусках по уходу за ребенком, так как в соответствии с Федеральным законом от 20.11.1999 N 197-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год” на вышеуказанные выплаты страховые взносы в 2000 году не начислялись.
     
     Кроме того, в соответствии с вышеназванным Федеральным законом не учитывались выплаты (в том числе и безвозмездные) в пользу физических лиц, не связанных с организацией трудовыми или иными договорными отношениями.
     
     Налогоплательщики, у которых указанный размер выплат в 2000 году составил менее 25 000 руб. и которые осуществляли деятельность менее шести месяцев, были обязаны в течение всего 2001 года уплачивать ЕСН по ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 241 НК РФ, при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб. независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
     
     Обязательным условием для применения вышеназванных ставок по налогу в 2001 году являлось то, что на момент уплаты авансовых платежей по налогу величина налоговой базы, накопленная с начала года и исчисленная в среднем на одного работника, должна была быть не менее суммы, равной 4200 руб., умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде.
     
     При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывалась средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России.
     
     Для расчета размера выплат (налоговой базы), начисленных в среднем на одного работника, средняя численность работников организации определялась в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 (далее - Инструкция N 121).
     
     Согласно разделу II Инструкции N 121 средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) включает:
     
     - среднесписочную численность работников;
     
     - среднюю численность внешних совместителей;
     
     - среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
     
     Расчет средней численности работников производится согласно условиям, указанным в п. 5, 6 и 7 раздела II Инструкции N 121.
     
     В 2002 году порядок применения регрессивной шкалы, действовавший в 2001 году, существенно изменен. Из п. 2 ст. 241 НК РФ, в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, следует, что применение регрессивной шкалы возможно только при условии, что на момент уплаты авансовых платежей по налогу лицами, производящими выплаты физическим лицам, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму не менее 2500 руб. Если данное условие не соблюдено хотя бы на одну дату уплаты авансовых платежей, то налог уплачивается по максимальной ставке до конца налогового периода независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо и превышения в дальнейшем суммы налоговой базы - 2500 руб. на одно физическое лицо.
     

     Пример.

     
     Если налогоплательщик при уплате авансовых платежей единого социального налога за январь 2002 года не обеспечит сумму налоговой базы на одно физическое лицо 2500 руб., то он уже весь 2002 год не вправе будет применять регрессивную шкалу.
     
     В 2002 году для расчета средней численности принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
     

     В соответствии с постановлениями Губернатора Московской области от 15.02.2001 N 51-ПГ “О материальной поддержке семей военнослужащих” и от 28.11.2000 N 389-ПГ “Об улучшении материальной поддержки семей военнослужащих, погибших в Афганистане” на территории Московской области установлена ежемесячная выплата материальной помощи семьям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, участвующих в боевых действиях в мирное время, и семьям военнослужащих, погибших в Афганистане, в размере 500 руб. Облагаются ли данные выплаты ЕСН?

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
     
     Следовательно, пособия, выплачиваемые в соответствии с Законом Московской области от 07.03.2001 N 32/2001-ОЗ “Об областной целевой программе “Социальная защита населения Московской области на 2001-2002 годы”“ (к которым относятся и пособия, выплачиваемые в соответствии с постановлениями Губернатора Московской области от 15.02.2001 N 51-ПГ “О материальной поддержке семей военнослужащих” и от 28.11.2000 N 389-ПГ “Об улучшении материальной поддержки семей военнослужащих, погибших в Афганистане”) не подлежат обложению ЕСН. В случае если выплата пособия осуществляется за счет благотворительной помощи предприятий и организаций, то эти выплаты являются объектом налогообложения ЕСН.
     
     Материальная помощь особо нуждающимся не подлежит обложению ЕСН, если она согласно подпункту 1 п. 1 ст. 238 НК РФ выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. В иных случаях эти выплаты подлежат обложению ЕСН.
     

     Кооператив зарегистрирован как потребительский гаражно-строительный. Права ли налоговая инспекция, заявляя, что производимые за счет членских взносов выплаты облагаются ЕСН, так как они не указаны в п. 8 ст. 238 НК РФ?

     
     Согласно п. 8 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
     
     Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденными приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, разъяснено, что при применении п. 8 ст. 238 НК РФ следует учитывать, что не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам для указанных организаций.
     
     Перечень организаций, указанных в подпункте 8 п. 1 ст. 238 НК РФ, является исчерпывающим.
     
     На другие организации, производящие выплаты за счет членских взносов и не указанные в данной статье, льготы по уплате ЕСН не распространяются.
     

     Таким образом, если организация зарегистрирована как потребительский гаражно-строительный кооператив, то производимые ею выплаты, в том числе за счет членских взносов, не освобождаются от обложения ЕСН.