Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Изменения, внесенные в порядок исчисления и уплаты единого социального налога в 2002 году


Изменения, внесенные в порядок исчисления и уплаты единого социального налога в 2002 году

    

В.Н. Дольнова
    

     1 января 2002 года произошли существенные изменения в порядке исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН), что связано с проводимой реформой пенсионной системы и введением в действие Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее - Закон N 167-ФЗ). В результате был принят Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах” (далее - Закон N 198-ФЗ)*1.
     _____
     *1 См.: Налоговый вестник. — 2002. — № 2. — С. 200/19.

     
     Сразу хочется обратить внимание читателей на то, что с принятием вышеназванных Законов налогоплательщики наряду с уплатой ЕСН обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые поступают в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и направляются на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии.
     
     При этом доля ЕСН, ранее зачисляемая в ПФР, поступает теперь в федеральный бюджет и выделяется на финансирование базовой части трудовой пенсии.
     
     В связи с этим для налогоплательщиков установлен новый порядок расчета сумм ЕСН.
     
     В отношении круга плательщиков ЕСН изменения коснулись плательщиков единого налога на вмененный доход и сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     
     Так, с 1 января 2002 года плательщики единого налога на вмененный доход (организации и индивидуальные предприниматели) уплачивают ЕСН в порядке, установленном главой 24 НК РФ (в ред. Закона N 198-ФЗ).
     
     Это связано с тем, что ст. 2 Закона N 198-ФЗ в Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” внесены изменения, касающиеся исключения платежей в государственные социальные внебюджетные фонды (ЕСН) из состава единого налога на вмененный доход.
     
     Далее хочется обратить внимание сельскохозяйственных товаропроизводителей на то, что Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” (далее - Закон N 187-ФЗ) введена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
     
     Единый сельскохозяйственный налог устанавливается НК РФ и вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге. До введения на территории субъекта Российской Федерации единого сельскохозяйственного налога организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, платят ЕСН на общих основаниях.
     

     Следует отметить, что не все сельскохозяйственные товаропроизводители будут переводиться на уплату единого сельскохозяйственного налога, а только те, которые удовлетворяют критерию, установленному Законом N 187-ФЗ.
     
     Так, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся в соответствии с главой 26.1 “Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)” НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями, будут переводиться на уплату единого сель-скохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения в соответствии со ст. 346.3 НК РФ), в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70 %.
     
     Перевод организаций, крестьянских (фермер-ских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога будет производиться независимо от численности работников.
     
     Следует иметь в виду, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, после введения в действие закона субъекта Российской Федерации о едином сельскохозяйственном налоге не будут являться плательщиками ЕСН, но при этом они будут уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении в общеустановленном порядке.
     
     Теперь остановимся на изменениях, коснувшихся объекта налогообложения и налоговой базы.
     
     В новой редакции главы 24 НК РФ введено понятие “лица, производящие выплаты физическим лицам” вместо ранее используемого понятия “работодатель-работник”. Скорее всего это связано с приведением в соответствие понятий главы 24 части второй НК РФ с понятиями части первой НК РФ, а именно ст. 11.
     
     Что касается объекта налогообложения, то одним из наиболее существенных изменений, внесенных в главу 24 НК РФ, стало исключение из объекта налогообложения выплат в виде материальной помощи и иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским договором.
     
     Так, если организацией в 2002 году начислены и выплачены суммы материальной помощи физическим лицам, не связанным с данной организацией трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским договором, то эти суммы не включаются в объект обложения ЕСН. При этом данная выплата в 2001 году была объектом обложения ЕСН.
     
     Следует отметить, что из объекта обложения ЕСН исключены вознаграждения по лицензионным договорам. Таким образом, выплаты, начисленные и производимые по заключенным в 2001 году лицензионным договорам, после 1 января 2002 года не признаются объектом обложения ЕСН.
     
     Нормами абзаца первого ст. 236 НК РФ законодатель определил, что объектом обложения ЕСН с 2002 года для лиц, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а для организаций и индивидуальных предпринимателей - также выплаты по авторским договорам.
     
     Далее остановимся на норме, в соответствии с которой в 2001 году выплаты не признавались объектом налогообложения, если они производились за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
     
     С 1 января 2002 года вышеназванная норма изложена в следующем виде: выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:
     
     - у налогоплательщиков-организаций такие вы-платы не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
     
     - у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие вы-платы не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     При этом следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     В соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Из вышеизложенного следует, что не подлежат налогообложению только выплаты и иные возна-граждения, поименованные в п. 1 ст. 236 НК РФ, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Таким образом, выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 237 НК РФ, в виде полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ), скорее всего, как и в 2001 году, в 2002 году подлежат включению в налогооблагаемую базу независимо от того, что они не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
     
     Кроме того, следует отметить, что перечень вы-плат, поименованный в п. 1 ст. 237 НК РФ, не является исчерпывающим.
     
     В случае если налогоплательщик осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, доход от реализации товаров и оказания услуг и расходы, связанные с этой реализацией, признаются доходом и расходами организации в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
     
     Поэтому выплаты, начисленные работникам обслуживающих производств и хозяйств, относимые, например, в соответствии с главой 25 НК РФ, на расходы по оплате труда (ст. 255 НК РФ), подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке, так как относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
     
     В п. 1 ст. 236 НК РФ (в ред. Закона N 198-ФЗ) введена новая норма, согласно которой выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не признаются объектом налогообложения.
     
     К таким договорам относится, например, договор аренды. В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Соответственно вознаграждения по договору аренды имущества не признаются объектом налогообложения ЕСН.
     
     В случае если организация заключила договор аренды здания с физическим лицом, то выплаты по данному договору не являются объектом обложения ЕСН.
     
     Вместе с тем обращаем внимание читателей журнала на особенности договора аренды транспортного средства с экипажем.
     

     Пример.

     
     ООО “Демос” заключило договор аренды транспортного средства с экипажем.
     
     Согласно заключенному договору ООО “Демос” по истечении каждого месяца производит начисление возна-граждения физическому лицу за услуги по управлению и эксплуатации автомобиля в размере 5000 руб. и плату за аренду автомобиля - 3000 руб.
     
     Налоговая база и сумма ЕСН определяются по итогам каждого месяца.
     
     При этом в налоговую базу по ЕСН (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
     
     Так, налоговая база по ЕСН за январь должна определяться от вознаграждения физическому лицу за услуги по управлению и эксплуатации автомобиля в размере 5000 рублей.
     
     Предположим, сумма страховых взносов, поступающих в бюджет ПФР на финансирование накопительной и страховой части трудовой пенсии, составит 14 % (далее в примерах - сумма страховых взносов в ПФР) или 5000 х 14 % = 700 руб.;
     
     Таким образом, сумма ЕСН составит:
     
     в федеральный бюджет: 28 % - 14 % = 14 %, или 5000 x 14 % = 700 руб.;
     
     - по ФФОМС: 5000 x 0,2 % = 10 руб.;
     
     - по ТФОМС: 5000 х 3,4 % = 170 руб.
     
     Сумма ЕСН за январь составит 880 руб.
     
     Налоговая база и порядок расчета по ЕСН в следующих месяцах аналогичны расчету за январь.
     
     Согласно новой редакции главы 24 НК РФ при расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) не на день их получения, а на день их выплаты, то есть с 1 января 2002 года организации должны производить начисление ЕСН в день их выплаты работнику.
     
     При этом порядок определения стоимости товаров (работ, услуг) остался прежним, то есть исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
     
     При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что с 2002 года налог с продаж не включается в стоимость товаров (работ, услуг).
     

     Пример.

     
     Руководство предприятия, занимающееся производством холодильников, по договоренности с работником произвело расчет по заработной плате холодильником, себестоимость которого составляет 7000 руб. При этом рыночная стоимость холодильника данной марки на день передачи физическому лицу холодильника составила 8400 руб. (в том числе сумма НДС).
     
     Таким образом, сумма реализованного холодильника физическому лицу в счет зарплаты составляет 8400 руб. (в том числе: 7000 руб. - себестоимость холодильника, 1400 руб. - НДС), и, следовательно, налоговая база по ЕСН составит 8400 руб.: [7000 руб. + 1400 руб. (НДС)].
     
     Предположим, что предприятие не имеет права применять регрессивные ставки налогообложения.
     
     Пусть сумма страховых взносов в ПФР составит: 8400 x 14 % = 1176 руб.
     
     Тогда сумма ЕСН будет равна:
     
     в федеральный бюджет: 8400 x 14 % = 1176 руб.;
     
     в ФСС РФ: 8400 x 4 % = 336 руб.;
     
     в ФФОМС: 8400 x 0,2 % = 17 руб.;
     
     в ТФОМС: 8400 x 3,4 % = 286 руб.
     
     В результате сумма ЕСН составит 1815 руб.
     
     Следует отметить, что механизм определения налогооблагаемой базы в части, касающейся автор- ского договора (лицензионные договора исключены из п. 5 ст. 237 НК РФ), остается прежним.
     

     Пример.

     
     Физическое лицо заключило авторский договор с издательской компанией на создание и публикацию в журнале трех статей по экономической тематике.
     
     Издательская компания производит начисление вознаграждения в момент подписания журнала в печать, а выплачивает вознаграждение за каждую статью после ее опубликования в журнале.
     
     За первую статью автору издательской компанией начислено вознаграждение в размере 2800 руб. 15 января, за вторую - в размере 5400 руб. 11 февраля, за  третью - в размере 1300 руб. 20 февраля.
     
     В целях исчисления ЕСН датой осуществления выплат и иных вознаграждений согласно ст. 242 НК РФ признается день начисления выплат и иных вознаграждений. При этом не принимается во внимание дата фактического осуществления таких выплат и вознаграждений.
     
     Налоговая база и сумма ЕСН определяются по итогам каждого отчетного периода (месяца).
     
     При исчислении налоговой базы по авторским вознаграждениям учитываются профессиональные налоговые вычеты в размере норматива. Согласно п. 3 ст. 221 НК РФ норматив расходов, связанных с созданием литературных произведений, составляет 20 % от суммы начисленного вознаграждения.
     
     С начала года налоговая база для авторского возна-граждения за январь (за первую статью) составит 2240 руб. (2800 - 2800 x 20 %).
     
     Налоговая база для авторского вознаграждения за февраль (по второй и третьей статьям) составит 5360 руб. [5400 + 1300 - (5400 + 1300) x 20 %].
     
     При исчислении ЕСН по авторскому вознаграждению применяем ставки налога, установленные ст. 241 НК РФ, а именно для налоговой базы до 100 000 руб.
     
     Учитывая, что вознаграждения по авторским договорам не подлежат обложению ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, сумма ЕСН за январь составляет 395 руб., в том числе:
     
     в федеральный бюджет: 2240 х 14 % = 314 руб.;
     
     ФФОМС: 2240 х 0,2 % = 5 руб.;
     
     ТФОМС: 2240 x 3,4 % = 76 руб.
     
     При условии, что сумма страховых взносов в ПФР: 2240 x 14 % = 314 руб.
     
     ФФОМС: 2240 х 0,2 % = 5 руб.;
     
     ТФОМС: 2240 x 3,4 % = 76 руб.
     
     При условии, что сумма страховых взносов в ПФР: 2240 х 14 % = 314 руб.
     
     ЕСН за февраль составит 944 руб., в том числе:
     
     в федеральный бюджет: 5360 x 14 % = 751 руб.;
     
     ФФОМС: 5360 x 0,2 % = 11 руб.;
     
     ТФОМС: 5360 x 3,4 % = 182 руб.
     
     При условии, что сумма страховых взносов в ПФР составит: 5360 x 14 % = 751 руб.
     
     Что касается налоговой базы физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, то она определяется как сумма выплат и возна-граждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, за налоговый период в пользу физических лиц. Обращаем внимание читателей журнала на то, что в тексте Закона допущена редакционная ошибка (указан пункт 2 вместо пункта 1).
     
     В данной редакции Закона неизменной осталась норма, в соответствии с которой в 2002 году, как и в 2001 году, лица, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
     
     Законом N 198-ФЗ расширена норма подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, а именно: перечень в части компенсационных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, связанных с бесплатным предоставлением питания и продуктов.
     
     Следует обратить внимание читателей журнала на норму подпункта 7 п. 1 ст. 238 НК РФ, согласно которой не подлежат налогообложению ЕСН:
     
     - суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
     
     - суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;
     
     - суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
     
     При применении данной нормы следует иметь в виду, что суммы страховых платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, не подлежат налогообложению, если договор заключен на срок не менее одного года. Ранее данный критерий отсутствовал.
     
     Особо отметим, что если налогоплательщик производит перечисление средств в пользу физических лиц за их обслуживание напрямую лечебному учреждению, а не в страховую компанию, то данные суммы подлежат налогообложению.
     
     Что касается договоров добровольного личного страхования работников, предусматривающих вы-платы страхового возмещения при наступлении страхового случая, то здесь обращаем внимание читателей журнала на то, что не по всем договорам добровольного личного страхования происходит освобождение сумм страховых взносов, а только в случае наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
     
     Что касается ст. 239 “Налоговые льготы”, то существенных изменений в ее редакции не произошло.
     
     Вместе с тем введена норма подпункта 4 п. 1 ст. 239 НК РФ, согласно которой от уплаты ЕСН освобождаются российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. Следует заметить, что введение данной нормы не несет смысловой нагрузки, так как данные выплаты в соответствии со ст. 236 НК РФ не являются объектом налогообложения.
     
     В целях сокращения отчетности изменен отчетный период с месяца на квартал.
     
     Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
     
     Теперь налогоплательщик должен представлять авансовые расчеты по ЕСН не ежемесячно, а по истечении I квартала, полугодия и 9 месяцев.
     
     Что касается ставок налога и порядка их исчисления согласно ст. 241 НК РФ, необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что осталось только одно условие (критерий) применения регрессивных ставок ЕСН.
     
     Теперь он изложен в следующем виде: в случае если на момент уплаты авансовых платежей по налогу лицами, производящими выплаты физическим лицам, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной п. 1 ст. 241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
     
     Как видно из новой редакции главы 24 НК РФ, снижен минимальный уровень величины налоговой базы в среднем на одно физическое лицо. Вместе с тем налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному условию с начала года, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.
     
     Поэтому в случае если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН за январь размер налоговой базы в среднем на одно физическое лицо составляет сумму менее 2500 руб., то налогоплательщик до конца года обязан производить исчисление налога по максимальным ставкам налогообложения.
     
     Что касается даты осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов, то для организаций и индивидуальных предпринимателей она определяется в прежнем порядке, а именно как:
     
     - день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками;
     
     - день фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов.
     
     Что касается физических лиц, то для них с 1 января 2002 года датой выплат признается день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты.
     

     Пример.

     
     Физическое лицо в июне заключило договор граждан-ско-правового характера с физическим лицом, по которому последний обязуется произвести установку забора. Согласно данному договору работы должны быть закончены в июне, а также в июне должны быть произведены расчеты по договору. Однако физическое лицо - заказчик производит расчет с физическим лицом - подрядчиком только в августе.
     
     Учитывая, что с 1 января 2002 года применяется новый порядок определения доходов для физических лиц, и, следовательно, в случае если физическое лицо - заказчик произведет выплаты по договору в августе, то уплата ЕСН в соответствии со ст. 243 НК РФ должна быть им произведена до 15 сентября.
     
     С 1 января 2002 года финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФР.
     
     Для этого ст. 243 НК РФ, с учетом изменений и дополнений, предусмотрен новый порядок исчисления и уплаты налога. Так, сумма ЕСН уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговые вычеты) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму налогового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
     
     Кроме этого, изменения и дополнения внесены в ст. 243 НК РФ по следующим направлениям:
     
     - порядок уплаты страховых взносов в бюджет ПФР на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии (налоговый вычет) установлен Законом N 167-ФЗ;
     
     - с 1 января 2002 года определен единый для всех налогоплательщиков срок уплаты налога - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены выплаты, получен доход;
     
     - налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган.
     
     Все остальные сведения и документы представляются налогоплательщиками, выступающими в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, в ПФР в соответствии с Законом N 167-ФЗ в отношении застрахованных лиц.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
     
     При этом сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
     
     Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
     
     Неизменной осталась норма, в соответствии с которой налоговым органом исходя из налоговой базы налогоплательщика, не являющегося работодателем за предыдущий налоговый период, и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 и 6 ст. 244 НК РФ, производится расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.
     
     Кроме того, введена норма, согласно которой для исчисления суммы налога (авансового платежа по налогу) применяемые ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в ПФР. При этом указанные ставки по налогу не могут быть ниже, чем одна вторая ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков п. 3 ст. 241 НК РФ с учетом их изменения при применении регрессивной шкалы.
     
     Следует иметь в виду, что данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расчетов и (или) налоговой декларации по налогу.
     
     Читателям журнала необходимо обратить внимание на то, что п. 2 ст. 28 Закона N 167-ФЗ для индивидуальных предпринимателей и адвокатов вместо тарифов страховых взносов установлен размер фиксированного платежа по страховым взносам.
     
     Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 244 НК РФ для исчисления суммы ЕСН (авансового платежа по налогу), подлежащего уплате данными налогоплательщиками, применяемые ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, должны быть уменьшены на ставки тарифа страхового взноса.
     
     В результате в настоящее время сложилась ситуация, при которой в федеральный бюджет подлежит зачислению вся сумма ЕСН, исчисленная по установленной ставке (19,2 %), без учета налогового вычета.
     
     Таким образом, если в срочном порядке не будут приведены в соответствие нормы ст. 28 Закона N 167-ФЗ и п. 7 ст. 244 НК РФ, а налогоплательщик будет вносить в добровольном порядке до установления фиксированного тарифа суммы фиксированного платежа в максимальном размере (3600 руб.) помимо тех сумм ЕСН, которые поступают в федеральный бюджет, то увеличится налоговая нагрузка на данные категории налогоплательщиков.
     
     Что касается порядка исчисления и уплаты налога с доходов адвокатов, то они по-прежнему будут осуществляться коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке, предусмотренном ст. 243 НК РФ.
     
     При этом налоговый вычет на сумму страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование предоставляется адвокатам в порядке, аналогичном порядку, изложенному в п. 2 ст. 243 НК РФ.
     
     Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на то, что для них изменен объект налогообложения. Теперь им является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” (далее - Закон N 222-ФЗ), с учетом положений п. 3 ст. 237 НК РФ, то есть налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
     
     Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     Остальные индивидуальные предприниматели и адвокаты рассчитывают объект налогообложения исходя из доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В соответствии с п. 3 ст. 237 “Налоговая база” НК РФ состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
     
     В заключение следует отметить, что в целом изменения и дополнения, внесенные в главу 24 НК РФ Законом N 198-ФЗ, направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.
     
     Так, с 2002 года значительно снижена налоговая нагрузка в отношении благотворительных и подобного рода организаций (в частности исключены из объекта налогообложения благотворительная помощь, призы, подарки, в том числе производимые в пользу детей).
     
     Значительные изменения претерпели нормы, касающиеся вопросов применения ставок налогообложения.
     
     Длительное время при взимании страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально получаемых работниками доходов и увеличения объемов выплат неучтенными наличными средствами или их переведения в доходы, не подлежащие налогообложению (например с использованием страховых и банковских схем), при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход. В 2001 году организация имела право применять регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы работникам организации в предыдущем году и ее сохранении на минимально допустимом уровне в текущем. С 2002 года предусмотрено упрощение этих условий. Поэтому уже многие организации смогут воспользоваться в течение года ре-грессивными ставками налогообложения и, тем самым, снизить уровень своих издержек.