Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О проблемах, возникающих при применении положений НК РФ на предприятиях железнодорожного транспорта


О проблемах, возникающих при применении положений НК РФ на предприятиях железнодорожного транспорта

     

Г.В. Крафт,
профессор Петербургского государственного университета путей сообщения
     
Н.В. Харлапенко,
заместитель начальника департамента аудита государственных унитарных предприятий ООО «ИНСЭИ»
     

     В соответствии с Федеральным законом от 25.08.1995 N 153-ФЗ железнодорожный транспорт - один из видов транспорта общего пользования, который находится в ведении Российской Федерации и представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями. Железная дорога - это основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе.
     
     Общеизвестно, что транспортировка является важным элементом производственного процесса, поскольку пока какой-либо продукт не доставлен потребителю, он не является полностью готовым и не может быть использован потребителем.
     
     Под товародвижением понимается определенный вид деятельности, связанный с доставкой товаров от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и выгодой для себя. За счет улучшения системы товародвижения можно предложить потребителям товары по более низкой цене, делая их более конкурентоспособными. Таким образом, транспорт выступает как средство повышения уровня экономической активности, позволяет вовлечь в хозяйственный оборот потенциальные возможности экономически слаборазвитых регионов страны.
     
     Отправка, то есть партия груза, может быть представлена одним или несколькими вагонами, а перемещение конкретной отправки - это транспортная услуга, целостность и неделимость которой юридически закрепляется одним перевозным документом. Изложенное позволяет сделать вывод, что транспорт обладает рядом особенностей, отличающих его от других отраслей материальной сферы:
     
     - продукция транспорта не имеет вещественной формы;
     
     - продукцию транспорта нельзя накопить;
     
     - у транспорта особая форма ценообразования - тарифы на перевозки;
     
     - транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимым товарам.
     
     Вся железнодорожная сеть России разделена на хозяйствующие субъекты - железные дороги, в состав которых входит множество структурных подразделений. Перевозка грузов и пассажиров осущест-вляется как в пределах одной дороги, так и с участием нескольких дорог, что и обуславливает особый порядок формирования выручки от перевозок и объема продаж дорог.
     
     Технология осуществления перевозочного процесса определяет специфику формирования финансовых потоков, притоков и оттоков денежных средств.
     

     В состав дорог входят прежде всего предприятия, обеспечивающие перевозочный процесс: локомотивные и мотор-вагонные депо, пассажирские вагонные депо и участки, дистанции электроснабжения, дистанции сигнализации и связи, дистанции гражданских сооружений, пассажирские станции, грузовые станции, механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ, дистанции пути и т.д., а также отделения железных дорог, координирующие работу указанных линейных предприятий на определенной территории.
     
     В определенной мере специфика деятельности железных дорог учитывалась в налоговом законодательстве до введения Налогового кодекса Россий-ской Федерации (НК РФ), в частности НДС и налог на прибыль уплачивался централизованно железными дорогами на основании федеральных законов и постановления Правительства РФ от 22.05.1996 N 629.
     
     В последние годы на железных дорогах осущест-влялась структурная реорганизация: укрупнялись железные дороги и их отделения, лишались статуса юридического лица линейные предприятия. Железные дороги осуществляют свою деятельность на территории десятков субъектов Российской Федерации, а их подразделения - на территории сотен муниципальных образований. Так, Московская железная дорога осуществляет свою деятельность на территории 12 субъектов Российской Федерации, Октябрьская железная дорога - 10 субъектов Российской Федерации.
     
     При этом если исходить из понятий и терминов, используемых в НК РФ, то постановка на налоговый учет и снятие с него превращается в процесс, сопо-ставимый с активной деятельностью предприятия железнодорожного транспорта, так как в ст. 11 НК РФ обозначено, что обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца, в то время как ст. 83 НК РФ предусмотрено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Иными словами, если юридическим лицом является дорога, то она должна встать, например, на учет в 12 субъектах Российской Федерации. При любом структурном изменении, связанном с организацией технологического процесса, оптимизацией управления, необходимо сняться с учета и снова встать на учет.
     
     Таким образом, НК РФ вновь не предусматривает порядок постановки на налоговый учет, при котором соблюдались бы как интересы бюджета, так и интересы предприятий различных отраслей.
     

     Возникает вопрос: влияют ли на объем платежей в бюджет условия постановки на учет организаций железных дорог? Можно уверенно ответить: объем платежей в целом остается неизменным, при этом происходит перераспределение их между федеральными, региональными и местными бюджетами. Таким образом, для хозяйствующего субъекта не имеет значения, как осуществляется постановка на учет и снятие с учета, предусмотренные НК РФ, ведущие лишь к росту трудозатрат бухгалтерских работников.
     
     Юридическое лицо, находящееся в г. Санкт-Петербурге, должно заниматься сбором информации о начисленных налогах, их распределением и перечислением платежей в сотни местных бюджетов, фондов, должно знать и следить за процентными соотношениями по зачислению в бюджеты разных уровней в обслуживаемом регионе.
     
     С вступлением в силу части второй НК РФ с 2001 года предусмотрена также постановка предприятий на учет и в качестве налогоплательщиков по НДС. Статья 144 НК РФ гласит: “Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 настоящего Кодекса и с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой” (курсив наш - авт.).
     
     По вопросу, касающемуся постановки на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, МНС России издало приказ от 31.10.2000 N БГ-3-12/375 и письмо от 19.01.2001 N ММ-6-12/46@.
     
     Статьей 175 НК РФ предусмотрено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.
     
     При этом cумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется как одна вторая произведения общей суммы налога, подлежащей уплате организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
     
     Вместе с тем ст. 9 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год” установлено, что НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, в размере 100 % поступает в доход федерального бюджета.
     

     В связи с вышеизложенным и в целях упорядочения и упрощения системы уплаты НДС письмом МНС России от 12.02.2001 N ВГ-6-03/130@ организациям, имеющим обособленные подразделения, было разрешено производить в 2001 году централизованную уплату налога.
     
     При этом по строке 24 декларации по НДС организация ставит прочерк и представляет в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений титульный лист декларации и с отметками “справочно” - приложение расчета суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений, и приложение по перечню этих обособленных подразделений.
     
     В п. 48 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость Налогового кодекса Российской Федерации”, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, поясняется, что при определении среднесписочной численности работников в соответствии с инструкцией Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 “По заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения” не учитывается численность внешних совместителей и лиц, не состоящих в штате, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера (при этом в расчетах по распределению налога на прибыль численность указанных категорий работников должна учитываться).
     
     Таким образом, для того чтобы юридическому лицу, имеющему сотни обособленных подразделений, представить декларацию по НДС, зачисляемому полностью в федеральный бюджет, необходимо выполнять расчеты, содержать штат бухгалтерских работников, приобретать программы для формирования “справочных” данных по обособленным подразделениям.
     
     Декларации по НДС и Инструкция по их заполнению, утвержденные приказом МНС России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407 (в ред. от 27.08.2001), также стали так называемым образцом упорядочения и упрощения. Вместо одного листа надо заполнять девятнадцать. Введены такие справочные формы, как операции по реализации товаров, работ, услуг в Республику Беларусь и т.д. Ради выполнения данных информационных задач предприятие вынуждено внести изменения в учет и программное обеспечение.
     
     Еще одной проблемой для предприятий железнодорожного транспорта является реализация положений письма МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 “О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость”.
     

     Согласно этому письму если организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги) через обособленные структурные подразделения, счета-фактуры оформляются в следующем порядке:
     
     счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными подразделениями;
     
     нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации;
     
     журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и продаж организации.
     
     Каким же образом обеспечить единообразие на предприятиях, расположенных в нескольких субъектах Российской Федерации?
     
     С 1 января 2001 года была введена глава 24 “Единый социальный налог” НК РФ. В документ в течение года вносились существенные изменения по объекту обложения ЕСН, порядку уплаты и представления отчетности, что говорит о серьезных упущениях при его принятии. Возникли и значительные сложности у предприятий, имеющих обособленные подразделения.
     
     Как представляют себе составители совместного письма МНС России N БГ-6-05/658, Пенсионного фонда Российской Федерации N МЗ-16-25/7003, Фонда социального страхования Российской Федерации N 02-08/06-2065П, Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 3205/80-1/м от 28.08.2001 “Об уплате единого социального налога (взноса) организациями, в состав которых входят обособленные подразделения” реализацию следующих положений: обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога, а также представляют налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам по месту своего нахождения, но расчет условий для применения регрессивных ставок единого социального налога (взноса) производится в целом по организации?
     
     Таким образом, у крупных предприятий со сложным технологическим циклом и разветвленной филиальной сетью возникают значительные сложности и неоправданные потери при реализации норм законодательства.