Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Наука — основа всех перспективных разработок ГНИВЦ МНС России


Наука — основа всех перспективных разработок ГНИВЦ МНС России*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. — 2002. — № 1. — С. 11; № 2. — С. 13.

Ю.П. Калинин,
директор ГНИВЦ МНС России, д.т.н., профессор
     

В.В. Деев

начальник научно-исследовательской лаборатории, д.т.н., профессор
     
Н.Н. Тютюнников,
старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории,
к.т.н.

     

     3. Управления разработки программного обеспечения федерального и регионального уровня отвечают за разработку программных средств для федерального и регионального уровня налоговых органов. Пересечение функций этих двух управлений обу-словлено схожестью процессов управления, осущест-вляемых на автоматизируемых ими уровнях, однако акцент в работе каждого Управления ставится на уровень налоговых органов в соответствии с их назначением. Среди множества задач, решаемых в этих подразделениях, в Управлении разработки программного обеспечения федерального уровня основное внимание уделяется разработке программных средств ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и свода данных налоговой отчетности, а в Управлении разработки программного обеспечения регионального уровня - программным средствам обработки сведений о доходах физических лиц.
     
     4. Управление разработки программного обеспечения центров обработки данных и местного уровня предназначено для разработки информационных и технологических задач, поставленных перед налоговыми органами местного уровня, где осуществляются непосредственное взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов, сбор и обработка первичной налоговой информации, являющейся главным источником различных сведений о функционировании налоговой системы. Другим направлением деятельности этого подразделения являются работы, осуществляемые в соответствии с программой модернизации налоговых органов и связанные планом введения в структуру МНС России центров обработки данных, которые позволят оптимизировать информационные потоки налоговой информации, повысить эффективность функционирования территориальных налоговых органов и улучшить анализ и прогнозирование деятельности налоговых органов за счет централизованной и оперативной обработки первичной информации, большие объемы которой сосредоточены в налоговых органах местного уровня, и перераспределения функций налогового администрирования между налоговыми органами местного уровня и центром обработки данных. Кроме того, специалисты Управления разрабатывают свободно распространяемые прикладные программы, обеспечивающие предоставление налогоплательщиками налоговой отчетности в территориальные налоговые органы в электронном виде.
     
     5. Управление информационных ресурсов отвечает за решение комплекса вопросов о применении в налоговых органах перспективных информационных технологий для достижения максимальной эффективности и надежности работы всей информационной инфраструктуры. На основе анализа состояния рынка современных информационных технологий, средств специальной и вычислительной техники, телекоммуникационных систем и вычислительных сетей, программных средств общего программного обеспечения специалисты управления выбирают и апробируют те из них, которые органично встраиваются в автоматизированную информационную систему налоговых органов, легко адаптируются и настраиваются под предметную область подразделений МНС России.
     

     6. Центр сертификации и сопровождения программного обеспечения предназначен для проведения сертификационных испытаний программных средств в интересах налоговых органов в системе добровольной сертификации и представления протоколов испытаний в орган сертификации “Сертинформ ВНИИНМАШ” для принятия решения о выдаче сертификата соответствия. Центр сертификации и сопровождения программного обеспечения аккредитован Госстандартом России в “Системе аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий” в качестве технически компетентной испытательной лаборатории (аттестат аккредитации от 27.07.1999 РОСС RU.0001.22СП29, действителен до 27.07.2002). На данное подразделение возложена задача оценивать в ходе сертификационных испытаний соответствие функциональных характеристик программных средств требованиям технического задания или описанию постановки задач, надежность функционирования программных средств во всех режимах, полноту и качество программной и эксплуатационной документации, а также правильность формирования выходных файлов налоговой и бухгалтерской отчетности.
     
     7. Учебно-методический центр предназначен для проведения авторизованного обучения как сотрудников налоговых органов с целью наиболее эффективной подготовки специалистов МНС России к применению современных информационных технологий в процессе выполнения своих функциональных обязанностей, так и граждан Российской Федерации - налогоплательщиков по автоматизированной подготовке и передаче документации по вопросам налогообложения и обеспечивает эффективное и рациональное взаимодействие их с налоговыми органами (лицензия Комитета образования Правительства Москвы от 27.06.2001, серия СЛОД, рег. N 009290, код-Г, действительна до 27.06.2004). Центр осуществляет дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации или профессиональную подготовку) специалистов по разным специальностям и отраслям науки, а именно: автоматизированные информационные технологии в экономике; налоги и налогообложение; бухгалтерский учет и аудит; финансы и кредит; управление персоналом; право; менеджмент; этика и психология делового общения. Использование перспективных методик и программ обучения, квалифицированные преподавательские кадры, индивидуальный подход к каждому слушателю, а также современный уровень технической оснащенности учебных классов обеспечивают высокий профессиональный уровень подготовки и переподготовки специалистов. По окончании обучения слушателям выдаются сертификаты и свидетельства о прохождении обучения по выбранным ими специальностям.
     
     Как видно из описанной структуры ГНИВЦ МНС России, основной его продукцией являются сертифицированные программные средства, предназначенные для использования в подразделениях центрального аппарата МНС России, УМНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных и территориальных инспекциях МНС России и во вновь создаваемых налоговых органах. Эти программные средства, перечень которых по результатам выполнения Плана информатизации МНС России за 2000 год представлен в табл. 3, используются для автоматизации как решения задач налогового администрирования и всестороннего обеспечения деятельности налоговых органов, так и подготовки данных налоговой отчетности налогоплательщиками.
     

Таблица 3

Перечень программных средств, разработанных в ГНИВЦ МНС России для федерального,
регионального и местного уровня налоговых органов

№ п/п

Шифр

Назначение программного средства

Уровень


 


 


 

Ф

Р

М

1. Комплексы задач налоговой отчетности

1.1

«Отчет»

Сбор, анализ и мониторинг данных налоговой отчетности

+


 


 


 

«Свод-Р»

 Реализация измененных и вновь введенных форм налоговой отчетности


 

+


 


 

  
 

Налоговая отчетность


 


 

+

1.2

 «Крупнейшие»

Автоматизированный сбор и анализ данных по крупнейшим налогоплательщикам

+

+

+

1.3

 «Госмонополия -отчет»

Сбор, сортировка и доведение данных о производстве, хранении и оптовой реализации алкогольной и табачной продукции

+

+

+

1.4

«Нарушения»

Сбор, обобщение и анализ данных о нарушениях налогового законодательства

+

+


 


 

«Налоговые проверки»

Контроль соблюдения налогового законодательства


 


 

+

1.5

  «ККМ»  

Сбор, обобщение и анализ данных по учету утерянных и похищенных контрольно-кассовых машин

+

+

+

1.6

«Налоговая статистика»

Формирование базы данных и обработки информации по налоговой статистике

+


 


 

1.7

«6-НСП»

Свод отчетов о результатах рассмотрения споров по вопросам налогообложения

+

+


 

1.8

«Обмен»

Информационное взаимодействие между АИС «Налог» и АИС министерств и ведомств России

+


 


 

2. Комплексы задач внешнеэкономической деятельности

2.1

«Таможня»

Прием, сортировка, обработка и доведение данных из таможенной информации

+

+

+

2.2

«НДС»

Прием, учет и анализ данных по возмещению «входного» НДС при экспортных операциях

+

+

+

2.3

«Акциз»

Учет и передача данных сумм акцизов, уплаченных в стране происхождения подакцизных товаров при реализации их на территории государства - участника Таможенного союза

+

+


 

2.4

«Учет международного сотрудничества»

Учет и хранение информации по международному сотрудничеству по налогоплательщикам - резидентам и нерезидентам

+


 


 

3. Комплексы задач учета налогоплательщиков и их доходов

3.1

«ЕГРН»

Формирование и ведение базы данных Единого государственного реестра налогоплательщиков

+

+

+

3.2

«ПИНН»

Присвоение идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам - получателям доходов


 

+

+

3.3

  
 

Информационные ресурсы по учету и переучету налогоплательщиков   


 


 

+

3.4

«Информацион-
ные ресурсы учета налого-    
плательщиков»        

Формирование и ведение информационных ресурсов по учету иностранных и международных организаций (Реестр иностранных и международных организаций)  

+

+

+

3.5

«Бланки»

Формирование и ведение баз данных учета движения бланков «Свидетельств о постановке на учет в налоговом органе», относящихся к категории бланков строгой отчетности

+

+

+

3.6

«Доход»

Прием, сортировка, первичная обработка и доведение данных о доходах физических лиц

+

+

+

3.7

«Налог-М»

Налогообложение физических лиц


 


 

+

3.8

«PRO»

Налогообложение юридических лиц


 


 

+

3.9

«ПД-4»

Штрих-кодовая технология формирования и обработки платежных документов


 


 

+

3.10

  
 

Ведение лицевых счетов


 


 

+

3.11

  
 

Автоматизированное заполнение физическими лицами налоговых деклараций


 


 

+

3.12

  
 

Разработка программных средств подготовки и приема справок о доходах физических лиц


 


 

+

3.13

  
 

Прием данных из бухгалтерских документов налогоплательщиков - юридических лиц на магнитных носителях


 


 

+

3.14

  
 

Подготовка сведений о доходах физических лиц на магнитных носителях, представляемых налоговыми агентами в налоговые органы


 


 

+

4. Комплексы задач финансово-экономической, кадровой и хозяйственной деятельности центрального
аппарата МНС России  

4.1

«Бухгалтерия»

Бухгалтерский учет и финансовое обеспечение  

+


 


 

4.2

«Администрация и хозяйство»

Административно-хозяйственное обеспечение

+


 


 

4.3

«Кадры»

Учет кадров МНС России  

+


 


 

4.4

«Загранкоман-  
дировки»     

Учет и анализ загранкомандировок   

+


 


 

4.5

  
 

Автоматизация деятельности лечебно-оздоровительных учреждений МНС России   

+


 


 

5. Отдельные программно-информационные комплексы

5.1

«Целевое фи-  
нансирование»     

Расчеты целевого финансирования расходов федерального бюджета по погашению задолженности получателей средств федерального бюджета по оплате за поставленную им продукцию, выполненные работы и оказанные услуги  

+

+

+

5.2

«Паспорт»

Сбор, обобщение и анализ данных по налоговому паспорту региона  

+

+


 

5.3

«Документы»

Система электронного документооборота (СЭД) в Центральном аппарате МНС России  

+


 


 

5.4

«Ответ»

Исходящая корреспонденция Центрального аппарата МНС России по разъяснению налогового законодательства   

+


 


 

5.5

«Отбор»

Отбор подразделений МНС России для проведения комплексных проверок  

+

+


 

5.6

«Справка»

Информационно-справочная система МНС России   

+


 


 

5.7

«Госмонопо-
лия»       

Формирование и ведение сводного государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции и журнала учета специальных марок   

+

+


 

5.8

«Прогноз»

Разработка программного обеспечения прогнозирования динамики поступлений по основным налогам  

+


 


 

5.9

«ФАП»

Мониторинг состояния комплексов программных средств централизованной разработки, хранящейся в Фонде алгоритмов и программ  

+


 


 

5.10

«Раздел продукции»

Сбор, обобщение и анализ данных по реализации соглашений о разделе продукции