Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

     

Ответы на вопросы

         

В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы I ранга
     

     В какой форме допускается исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и допускается ли исполнение соответствующей обязанности в иностранной валюте?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     
     Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Госкомсвязи.
     
     Пунктом 3 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
     
     НК РФ устанавливает право производить уплату налога наличными денежными средствами через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организации связи Госкомсвязи.
     
     Однако следует иметь в виду, что такое право предоставлено НК РФ только налогоплательщикам или налоговым агентам, являющимся физическими лицами.
     
     Налогоплательщики или налоговые агенты, являющиеся организациями, уплату налогов наличными денежными средствами вправе производить только посредством внесения денежной суммы в банк.
     
     При исполнении обязанности по уплате налога в безналичном порядке налогоплательщик вправе использовать единственную предусмотренную НК РФ форму расчетов - расчеты платежными поручениями.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями и физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
     
     Таким образом, уплата налогов производится денежными средствами, в валюте Российской Федерации (в исключительных случаях - в иностранной валюте), в наличной или безналичной форме.
     

     Уплата налогов в неденежной форме (товарно-материальными ценностями, посредством вексельной формы расчетов) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрена.
     

     Допускается ли уплата налогов и сборов в бюджет за налогоплательщика третьими лицами?

     
     Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика (п. 2 ст. 45 НК РФ).
     
     Таким образом, из содержания п. 2 ст. 45 НК РФ следует, что самостоятельность исполнения налогоплательщиком заключается в исполнении налогоплательщиком своей обязанности за счет собственных денежных средств, находящихся на счете налогоплательщика.
     
     Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
     
     Таким образом, уплата налога за налогоплательщика третьими лицами не может являться надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога. При условии ненадлежащего исполнения указанной обязанности налоговый орган имеет право потребовать исполнения соответствующей обязанности надлежащим образом самостоятельно.
     
     Учитывая изложенное, погашение третьими лицами задолженности по налогам и сборам в бюджет, числящейся за налогоплательщиком (переуступка долговых обязательств по налогам в бюджет) противоречит НК РФ.
     

     При каких условиях налогоплательщику может быть произведен зачет или возврат излишне уплаченного налога? Могут ли налоговые органы произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения имеющейся у налогоплательщика задолженности по пеням без заявления налогоплательщика? Права ли налоговая инспекция, не возвращая в 2001 году излишне уплаченные организацией в 1996 и 1997 году суммы налогов?

     
     В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
     
     Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
     
     Следует обратить внимание на то, что ранее действовавшие нормы по данному вопросу не возлагали на налоговый орган обязанность сообщать о всех известных фактах переплаты налога налогоплательщикам.
     
     Сумма излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
     
     Таким образом, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих налоговых платежей осуществляется налоговым органом только на основании письменного заявления налогоплательщика.
     
     Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
     
     Таким образом, зачет излишне уплаченного налога при наличии недоимки по пеням может быть произведен налоговым органом только по заявлению налогоплательщика.
     
     Кроме того, НК РФ не предусматривает возможность направления сумм излишне уплаченного налога даже при отсутствии недоимки по тому же бюджету на погашение недоимки в другой бюджет. Указанная сумма может быть засчитана в счет предстоящих платежей по тому же бюджету, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога, или подлежит возврату налогоплательщику.
     
     Согласно п. 8, 9 ст. 78 НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога.
     
     Таким образом, в случае обращения налогоплательщика в 2001 году возвратить переплату по налогам, образовавшуюся в 1996 или в 1997 году, то есть по истечении трехгодичного периода времени, в течение которого организация вправе требовать возврата излишне уплаченных сумм налогов, у налоговых органов отсутствуют правовые основания для возврата указанных сумм.
     
     Относительно применения при регулировании данного вопроса норм ГК РФ следует отметить, что ст. 200 ГК РФ устанавливает течение срока исковой давности со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права. Однако этой же статьей определено, что изъятия из этого правила устанавливаются указанным Кодексом и иными законами.
     
     В данном случае к иным законам относится вступившая в действие с 1 января 1999 года часть первая НК РФ - федеральный закон, регулирующий налоговые отношения.
     
     Учитывая вышеизложенное, установленная гражданским законодательством норма, определяющая течение срока исковой давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, в данном случае применима быть не может.
     
     Налоговый орган возвращает суммы излишне уплаченного налога в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При этом следует иметь в виду, что при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням возврат излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
     

     В какой срок налоговый орган должен рассмотреть и принять решение по жалобе организации-налогоплательщика? Является ли прио-становление исполнения обжалуемого налогоплательщиком акта обязанностью налогового органа? Возможна ли частичная отмена акта в случае, если лицо, подавшее жалобу, оспаривает часть акта налогового органа?

     
     В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
     
     Таким образом, обжалуются лишь те акты налоговых органов, которые нарушают законные права налогоплательщика или налогового агента, то есть решения, принимаемые налоговыми органами о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     В соответствии со ст. 140 НК РФ жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
     
     Согласно ст. 141 НК РФ подача, как правило, жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.
     
     Если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствует законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
     
     Таким образом, приостановление налоговым органом, рассматривающим жалобу, полного или частичного исполнения обжалуемого налогоплательщиком акта или действия является правом налогового органа, а не обязанностью.
     
     Согласно ст. 139 НК РФ жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
     
     При этом предусмотренное подпунктом 2 п. 2 ст. 140 НК РФ право вышестоящего налогового органа отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика указывает на обязанность вышестоящего налогового органа отменить именно решение нижестоящего налогового органа.
     
     Решение отменяется в полном объеме и в случае, если налогоплательщик, подавший жалобу, оспаривает часть решения налогового орган, поскольку НК РФ не предусматривает возможность отмены решения в какой-либо части.
     
     Целью дополнительной проверки является уточнение обстоятельств, лежащих в обосновании вынесения соответствующего решения по какому-либо конкретному вопросу.
     
     По результатам проведения дополнительной проверки выносится новое решение, учитывающее в том числе и результаты первоначальной проверки.
     

     Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке. В каком порядке осуществляется списание средств со счета налогоплательщика, к которому в соответствии со ст. 76 НК РФ применено приостановление операций по счету?

     
     Статьей 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, начисления пени, а также применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 76 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога руководитель (его заместитель) налогового органа, направивший требование об уплате налога, принимает одновременно с вынесением решения о взыскании налога решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
     
     Таким образом, приостановление операций по счетам в банке применяется налоговым органом в целях обеспечения исполнения решений о взыскании с налогоплательщика налога или сбора в случае, если налогоплательщик в установленные законом сроки не внес в бюджет причитающиеся налоги.
     
     При этом условием применения указанной меры является предварительно вынесенное налоговым органом решение и направление требования об уплате налога.
     
     Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением тех, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
     
     Таким образом, приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету по платежам, исполнение которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации отнесено к очередности, следующей за исполнением налоговых платежей.
     
     Согласно ст. 855 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год” при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке календарной очередности поступления распоряжений клиента и других документов на списание, если иное не предусмотрено законом.
     
     При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъ-явленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет, производится в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных ст. 855 ГК РФ к первой и второй очереди.
     
     Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.
     
     Таким образом, только налоговый орган, не считая решений суда, может отменить принятое решение.