Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Основания заключения договоров займа (кредита) и порядок налогообложения материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами

     

Основания заключения договоров займа (кредита)
и порядок налогообложения материальной выгоды,
полученной от экономии на процентах за пользование
налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами

    

Л.А. Панина,
советник налоговой службы II ранга     
     

1. Общие положения

     
     Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) установлены правила, в соответствии с которыми заключаются договора займа и кредита на получение заемных (кредитных) средств. Кредитором по кредитному договору (за исключением коммерческого кредита) выступают банки и иные кредитные организации. В качестве займодавца по договору займа могут выступать любые физические и юридические лица.
     
     В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество вещей того же рода и качества.
     
     Помимо прочих условий вышеприведенная норма устанавливает, что заемные средства носят характер возвратности, хотя и считаются с момента получения собственностью заемщика.
     
     Договор займа может быть возмездным и безвозмездным.
     
     Согласно ст. 809 ГК РФ проценты по договору займа, а также размер и порядок их оплаты устанавливаются, если иное не предусмотрено законом, договором займа. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца (а если займодавцем является юридическое лицо - в месте его нахождения) ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.
     
     Договор займа предполагается беспроцентным, если в нем такое условие прямо предусмотрено.
     
     Таким образом, в случае если договором займа определяется размер процентов, начисляемых на сумму займа, и сроки их выплаты, договор является возмездным, заемные средства - возвратными. Безвозмездный договор - это договор, по которому проценты за пользование заемщиком заемными средствами не уплачиваются, а возвращаются только заемные денежные средства.
     
     Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
     
     Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением требований Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле” в случае предо-ставления уполномоченным банком налогоплательщику денежных средств в иностранной валюте по кредитному договору.
     
     Банк или иная кредитная организация имеет право заключить кредитный договор при наличии такой банковской операции в лицензии.
     
     Согласно ст. 819 ГК РФ банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются по кредитному договору предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
     
     Кредитный договор должен быть заключен в  письменной форме, несоблюдение которой влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным. Кредитный договор вступает в силу с момента его подписания сторонами (кредитором и заемщиком). Проценты за пользование кредитными средствами начисляются со дня поступления таких средств на счет заемщика, если иное не вытекает из кредитного договора.
     
     Таким образом, организация-работодатель вправе заключать со своими работниками договора займа. При этом займодавец-работодатель вправе получать с заемщика-работника проценты на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором займа. Однако юридическое лицо вправе заклю-чить со своим работником и безвозмездный договор, то есть договор, по которому возвращаются только заемные денежные средства, а проценты за пользование заемщиком (работником) этими средствами не уплачиваются. Такое условие о беспроцентном пользовании заемными денежными средствами обязательно должно быть в договоре займа.
     

     Пример.

     
     ООО “Найда” приняло решение о выдаче заемных денежных сумм своему работнику в размере 100 000 руб. В этом случае ООО “Найда” является займодавцем, а работник - заемщиком. В соответствии со ст. 808 ГК РФ ООО “Найда” заключает с работником договора займа в письменной форме, в котором определяется помимо прочих условий выплата процентов за пользование заемными средствами в размере 15 %, то есть помимо возврата суммы займа работник (заемщик) должен возвратить ООО “Найда” (займодавцу) и сумму процентов за пользование займом. Кроме того, договором займа определяется срок пользования заемными средствами - 5 лет, сроки возврата суммы заемных средств, а именно: ежеквартально равными долями с соответствующей уплатой процентов. Днем возврата соответствующей суммы заемных средств и уплатой по ним процентов устанавливается последний рабочий день квартала.
     
     Обязанности заемщика (работника) по возврату сумм займа считаются выполненными после зачисления соответствующих денежных средств на банковский счет займодавца (ООО “Найда”) либо после их передачи посредством приходных ордеров займодавцу (ООО “Найда”).
     
     При этом еще раз обращаем внимание читателей на то, что вне зависимости: установлены проценты по договору займа (возмездный договор) или не установлены (безвозмездный договор) - сумма займа носит характер возвратности, то есть заемщик в любом случае обязан возвратить сумму займа.
     
     После совершения вышеназванных действий отношения между займодавцем ООО “Найда” и заемщиком (работником) в гражданско-правовом обороте прекращаются. Налоговые правоотношения по договору займа возникают в момент уплаты процентов по заемным средствам.
     

2. Порядок налогообложения материальной выгоды, полученной от экономии на
процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами

     
     Согласно налоговым правоотношениям обязанность по уплате налогов возлагается как на займодавца, так и на заемщика при условии возникновения такого вида объекта налогообложения, как материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
     

     Пример.

     
     У работодателя ООО “Найда” (займодавца) возникает обязанность уплачивать с объекта налогообложения, указанного в вышеприведенном примере, единый социальный налог.
     
     У работника (заемщика) возникает обязанность уплачивать с этого объекта налогообложения налог на доходы физических лиц.
     

3. Основания обложения налогом на доходы физических лиц заемщика (работника), расчет налога и порядок его уплаты

     
     Согласно ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика - физического лица является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
     
     В соответствии с частью второй ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Россий-ской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” по правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
     
     В связи с этим с остаточных заемных (кредитных) средств рассчитывается материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами по состоянию на 1 января 2001 года.
     

     Пример.

     
     По каждому из приведенных случаев возникают следующие обязанности в налоговых правоотношениях:
     
     у заемщика - работника ООО “Найда” - уплата налога на доходы физических лиц с дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, а также ежеквартальное исчисление налоговой базы;
     
     у займодавца - работодателя ООО “Найда” - отражение материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, в налоговой карточке по налогу на доходы физических лиц, уплата единого социального налога с такого объекта налогообложения, как материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 НК РФ, и расчет по нему налоговой базы.
     
     Работник ООО “Найда” (заемщик) является налогоплательщиком - физическим лицом, и в соответствии с главой 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ, которой установлен порядок обложения налогом на доходы физических лиц материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, он обязан исчислить налоговую базу и уплатить налог на доходы физических лиц в соответствии с нижеприведенными нормами.
     
     Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком - физическим лицом в соответствии со ст. 210 НК РФ, которой установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
     
     Согласно ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика - физического лица, полученным в виде материальной выгоды, является в том числе материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
     
     При получении налогоплательщиком - физическим лицом дохода в виде указанной материальной выгоды налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, либо как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 % годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком - физическим лицом.
     
     Сроки определения налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды соответствуют дате фактического получения дохода. Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам при получении доходов в виде материальной выгоды, но не реже чем один раз в налоговый период.
     
     Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
     
     Порядок исчисления налога на доходы физических лиц установлен ст. 225 НК РФ, в соответствии с п. 3 которой общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
     
     Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц установлены ст. 224 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 %, если иное не предусмотрено этой же статьей. В соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35 % в отношении, в частности, такого дохода, как суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ.
     
     Из норм ст. 224 НК РФ можно сделать следующий вывод: доход, полученный в виде суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств, облагается по ставке 35 %, а тот же доход по кредитным средствам - по ставке 13 %.
     
     Следует иметь в виду, что только для доходов, облагаемых по ставке 13 %, установлен режим применения налоговых вычетов. Это положение вытекает из п. 3 и 4 ст. 210, которыми установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, то есть 30 и 35 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ, не применяются, то есть нельзя уменьшить налоговую базу физических лиц по таким доходам.
     
     Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ, то есть доходов физических лиц, на которые распространяются налоговые вычеты, исчисляется как соответствующая налоговой ставке 13 %-ная доля налоговой базы.
     
     Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 210 НК РФ, то есть доходов физических лиц, на которые не распространяются налоговые вычеты, исчисляется как соответствующая налоговой ставке 30- либо 35 %-ная доля налоговой базы.
     
     Особенности исчисления и порядок уплаты налога на доходы физических лиц в отношении отдельных видов доходов, к которым относится и материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, установлены ст. 228 НК РФ, в соответствии с которой исчисление и уплату налога производят следующие категории налогоплательщиков:
     
     физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
     
     физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;
     
     физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.
     
     Вышеприведенные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
     
     Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
     
     Вышеуказанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. При этом налоговая декларация представляется не позд-нее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     В случае прекращения обязательств по уплате процентов по заемным средствам до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Уплата налога, доначисленного по такой налоговой декларации, производится не позднее чем через 15 дней с момента подачи такой декларации.
     
     Физические лица указывают в налоговых декларациях все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
     
     Инструкция по заполнению декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 год утверждена приказом МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/378.
     
     Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных (кредитных) средств, осуществляется самостоятельно налогоплательщиком в день уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, но не реже чем один раз в налоговый период (не реже одного раза в календарном году).
     
     При этом налогоплательщик вправе согласно ст. 26 и 29 НК РФ уполномочить организацию, выдавшую заемные (кредитные) средства, участвовать в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.
     
     В случае назначения в установленном порядке организации-займодавца (кредитора) в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика в отношениях по уплате налога с суммы материальной выгоды такой уполномоченный представитель определяет налоговую базу, а также исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет сумму исчисленного и удержанного налога.
     
     При уплате процентов налогоплательщиком либо организацией - уполномоченным представителем налогоплательщика производится исчисление налога с суммы материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, по ставке 35 %, за пользование кредитными средствами - по ставке 13 % (у налогоплательщиков-нерезидентов - по ставке 30 %).
     
     Исчисленная сумма налога удерживается у налогоплательщика уполномоченным представителем за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.
     
     Расчет суммы материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах в налоговом периоде, согласно разделу II-2 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 “Налог на доходы физических лиц” части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утверж-денных приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, осуществляется в следующем порядке.
     
     1. Определяется сумма процентной платы за пользование заемными (кредитными) средствами исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России, по рублевым средствам (исходя из 9 % годовых - по валютным средствам) по формуле:
     

С1 = Зс х Пцб х Д/365 или 366 дней,

     
     где С1 - сумма процентной платы исходя из трех чет-  вертых действующей ставки рефинансирова-
     
     ния Банка России на дату выдачи средств (ис-  ходя из 9 % годовых - по валютным сред-  ствам);
     
     Зс - сумма заемных (кредитных) средств, находя-
     
     щаяся в пользовании в течение соответству-  ющего количества дней в налоговом периоде;
     
     Пцб - сумма процентов в размере трех четвертых   действующей ставки рефинансирования на   дату получения рублевых заемных средств   (9 % годовых - по валютным заемным сред-  ствам);
     
     Д - количество дней нахождения заемных средств   в пользовании налогоплательщика со дня вы-  дачи займа (кредита) до дня уплаты процен-  тов либо возврата суммы займа (кредита).
     
     2. Из суммы процентной платы, исчисленной исходя из трех четвертых ставки рефинансирования по рублевым средствам (исходя из 9 % годовых - по валютным), - С1 вычитается сумма процентной платы, внесенной согласно условиям договора займа (кредита), - С2. При этом сумма процентной платы, внесенной заемщиком исходя из условий договора, рассчитывается с учетом порядка ее уплаты, преду-смотренного соответствующим договором. Налоговая база определяется в размере полученной положительной разницы от произведенного вычитания (Мв):
     

С1 - С2 = Мв.

     
     Рассмотрим два случая, когда работодатель-займодавец и работник-заемщик заключили договор займа по нижеприведенным условиям:
     
     1) сумма процентов за пользование заемными средствами, исчисленная исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, превышает сумму процентов, исчисленную исходя из условий договора; в нашем примере проценты по договору займа определены в размере 15 % годовых (пример 1);
     
     2) проценты по договору займа не устанавливались, так как условием договора займа является беспроцентное (безвозмездное) пользование заемными средствами (примеры 2 и 3).
     

     Пример 1.

     
     ООО “Найда” выдало 1 июля 2001 года заемные денежные средства своему работнику в размере 100 000 руб. Установлены проценты за пользование заемными средствами в размере 15 % годовых. Договором займа определен срок пользования заемными средствами - 5 лет, порядок возврата суммы заемных средств - ежеквартально равными долями с соответствующей уплаты процентов. Днем возврата соответствующей суммы заемных средств и уплаты по ним процентов устанавливается последний рабочий день квартала.
     
     Условно примем на день выдачи указанных заемных денежных средств ставку рефинансирования, установленную Банком России по рублевым средствам, в размере 28 %.
     
     1. У работника появляется доход в виде материальной выгоды в день уплаты процентов по полученным заемным средствам. Работник ежеквартально исчисляет налоговую базу на день уплаты процентов по заемным средствам.
     
     Сумма заемных средств, возвращаемая работником еже-квартально, составляет (100 000 руб. : 5 : 4) = 5000 руб.
     
     Сумма процентов по договору займа, приходящаяся к уплате, ежеквартально составляет [(5000 руб. х 15 % х х (91 день : 365 дней)] = 187,5 руб.
     
     Три четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России по рублевым средствам на день выдачи заемных средств, составляют (28 % х 3/4) = 21 %.
     
     Сумма процентной платы за пользование заемными средствами исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России на день выдачи заемных рублевых средств, составляет [(5000 руб. х х 21 % х (91 день : 365 дней)] = 262,5 руб.
     
     Налоговая база за квартал определяется в размере полученной положительной разницы между суммой процентной платы, исчисленной исходя из трех четвертых ставки рефинансирования по рублевым средствам, и суммой процентной платы, установленной договором займа, и составляет 262,5 руб. - 187,5 руб. = 75 руб.
     
     В 2001 году у работника возникнет обязанность два раза исчислить свою налоговую базу, так как в соответствии с договором займа им были фактически уплачены проценты за пользованием заемными денежными средствами соответственно 28 сентября 2001 года и 31 декабря 2001 года, то есть в последний рабочий день квартала.
     
     Налоговая база за 2001 год составит 2 х 75 руб. = 150 руб.
     
     2. Работник отражает исчисленную налоговую базу в налоговой декларации по ставке 35 %. Налог на доходы физических лиц с дохода в виде сумм материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, составит 150 руб. х 35 % = = 52,5 руб.
     
     3. Если ООО “Найда” признается на основании доверенности указанного работника его уполномоченным представителем в отношениях по уплате налога с суммы материальной выгоды по заемным средствам, то оно производит определение налоговой базы, а также исчисляет, удерживает и перечисляет причитающуюся сумму налога.
     

     Пример 2.

     
     ООО “Найда” выдало своему работнику беспроцентный заем в размере 100 000 руб. сроком на три года. Условиями договора займа предусмотрено, что его погашение будет произведено единовременно по истечении трех лет со дня выдачи заемных средств. ООО “Найда” уполномоченного представителя налогоплательщика по уплате налога с суммы материальной выгоды не назначило.
     
     Условно примем на день выдачи указанных заемных денежных средств ставку рефинансирования, установленную Банком России по рублевым средствам, в размере 28 %.
     
     Три четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России по рублевым средствам на день выдачи заемных средств, составляют (28 % х 3/4) = 21 %.
     
     Расчетная сумма процентной платы исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России, составляет (100 000 руб. х 21 %) = 21 000 руб.
     
     В этом случае работник самостоятельно по итогам каждого налогового периода (календарного года) определяет налоговую базу и производит уплату налога на доходы физических лиц на основании налоговой декларации, представляемой налоговому органу по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по ставке 35 % с суммы процентной платы за пользование заемными средствами исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России на день выдачи заемных рублевых средств, что составляет 21 000 руб. х 35 % = = 7350 руб.
     

     Пример 3.

     
     ООО “Найда” выдало заемные денежные средства своему работнику по беспроцентному договору займа 1 июня 1998 года в размере 240 000 руб. сроком на шесть лет. Условиями договора предусмотрено, что сумма займа работником будет погашаться равными долями 1 июня каждого года.
     
     По состоянию на 1 января 2001 года работник возвратил 80 000 руб., по 40 000 руб. соответственно за два года, 01.06.1998-01.06.1999 и 01.06.1999-01.06.2000. За работником сохранилась обязанность возвратить 160 000 руб. в течение следующих трех лет по 40 000 руб. соответственно в 2001, 2002 и 2003 годах.
     
     В соответствии с частью второй ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ по правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после ее введения в действие.
     
     В связи с этим с остаточных заемных средств рассчитывается материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами по состоянию на 1 января 2001 года.
     
     Ставка рефинансирования по состоянию на 1 июня 1998 года установлена Банком России по рублевым средствам в размере 150 %.
     
     Три четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России по рублевым средствам, на день выдачи заемных средств составляют (150 % х 3/4) = 112,5 %.
     
     По условиям договора займа работник возвращает ежегодно по 40 000 руб. и одновременно уплачивает проценты за пользование этими заемными средствами; с учетом этих условий ежегодная расчетная сумма процентной платы исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России, по остаточным заемным средствам составляет (160 000 руб. : 4) х 112,5 % = 45 000 руб.
     
     Ежегодная сумма налога на доходы физических лиц по заемным средствам составляет 45 000 руб. х 35 % = = 15 750 руб.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ.
     
     Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
     
     Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
     
     1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
     
     2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
     
     3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
     
     4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
     
     5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;
     
     6) иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
     
     К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие вышеназванных оснований. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.
     
     Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на доходы физических лиц с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. В части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется срок уплаты налога на основании решения Минфина России, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа. Что касается полномочий субъекта Российской Федерации на предоставление отсрочек, рассрочек и налогового кредита, то они изложены в письме Минфина России от 06.02.2001 N 03-07-28/25.
     
     Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
     
     По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предо-ставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.
     
     В отношении кредитных средств, то есть средств, которые получены по кредитным договорам, заключенным с банками и иными кредитными учреждениями, имеющими лицензию на право кредитования физических лиц, действует такой же порядок налогообложения, как и по заемным средствам, но ставка налога на доходы физических лиц применяется в размере 13 %.
     

4. Основания обложения единым социальным налогом займодавца (работодателя)

     
     Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС РФ), предназначен для мобилизации средств с целью реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
     
     Налогоплательщиками налога признаются в том числе работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в частности организации.
     
     Объектом налогообложения для налогоплательщиков-работодателей являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
     
     При определении налоговой базы налогоплательщиками-работодателями учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме либо полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
     
     Вышеуказанные налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
     
     При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получения, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений ст. 40 НК РФ, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
     
     При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, налога с продаж, а для подакцизных товаров - соответствующая сумма акцизов.
     
     В аналогичном порядке учитывается материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К такой материальной выгоде относится, в частности, материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 НК РФ, которым установлено, что доходом физических лиц является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей. При получении налогоплательщиком - физическим лицом дохода в виде указанной материальной выгоды налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, либо как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 % годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     Налоговым периодом признается календарный год.
     
     Отчетным периодом по налогу признается календарный месяц.
     
     По налоговым ставкам, установленным ст. 241 НК РФ, в отношении 2001 года применялся особый порядок.
     
     Так, согласно ст. 17 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ до 1 января 2002 года в ст. 241 НК РФ при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы единого социального налога (взноса), подлежащей уплате в ПФР, превышающей 600 000 руб., применяется ставка в размере 5 %.
     
     В течение 2001 года ставки, предусмотренные п. 1 ст. 241 НК РФ, применялись налогоплательщиками-работодателями в порядке, установленном ст. 245 НК РФ, при условии, что фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в ПФР во втором полугодии 2000 года, превышал 25 000 руб. При расчете фактического размера вы-плат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете взносов в государственные внебюджетные фонды, у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитывались выплаты 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.
     
     Налогоплательщики-работодатели, не соответствующие вышеназванному критерию, уплачивали единый социальный налог по ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 241 НК РФ при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб. независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
     
     Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:
     
     день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками-работодателями;
     
     день списания денежных средств со счета налогоплательщика - при расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях.
     
     Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями установлен ст. 243 НК РФ, в соответствии с которым:
     
     сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процент-ная доля налоговой базы;
     
     сумма налога, уплачиваемая в составе налога в ФСС РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
     
     по итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производится ежемесячно в срок,  установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
     
     Налогоплательщики представляют налоговую де-кларацию по единому социальному налогу не поз-днее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.