Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменениях налогового законодательства в 2002 году


Об изменениях налогового законодательства в 2002 году

     

А.А. Лаптиев,
советник налоговой службы I ранга

В.В. Сугак

     
     В 2002 году в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) внесено достаточно много изменений и дополнений с целью уменьшения налогового бремени налогоплательщиков, пополнения доходной части бюджета. В настоящее время существует множество различных мнений относительно того, насколько выбранные законодателями пути решения данных вопросов смогли удовлетворить всем этим требованиям. В настоящей статье делается попытка систематизировать и проанализировать наиболее важные законодательные акты, вносящие изменения и дополнения в законодательство о налогах и сборах, которые вступили в силу с начала 2002 года или вступление в силу которых предполагается в ближайшее время.
     

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

     
     Данная глава введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и вступила в силу с 1 января 2002 года. В ней регулируется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
     
     Согласно ст. 246 данной главы НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются:
     
     - российские организации;
     
     - иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
     
     Таким образом, в соответствии с положениями главы 25 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций являются любые юридические лица, у которых возникает объект налогообложения, вне зависимости от цели их создания, то есть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Данная норма реализует на практике идею о необходимости обеспечения единого подхода к налогообложению различных организаций.
     
     В то же время некоторые организации не являются плательщиками налога на прибыль организаций в силу применения особых режимов налогообложения. К числу таких организаций относятся организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход, а также организации, перешедшие в установленном порядке на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
     
     Объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком.
     
     При этом прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются:
     
     1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой НК РФ;
     
     2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой НК РФ;
     
     3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
     
     Необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что глава 25 НК РФ предусматривает открытый перечень расходов налогоплательщика, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Одновременно осуществлена отмена ограничений по целому ряду расходов, ранее относившихся на себестоимость в пределах установленных норм и нормативов.
     
     К расходам в целях обложения налогом на прибыль организаций относятся обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль расходы должны удовлетворять следующим условиям:
     
     1) обоснованность. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме;
     
     2) документальное подтверждение. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     3) производство расходов для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом ст. 270 НК РФ содержит перечень расходов, которые не учитываются в целях обложения налогом на прибыль организаций и, соответственно, не уменьшают налоговую базу.
     
     Анализ положений этой статьи НК РФ показывает, что данные расходы можно сгруппировать по трем группам.
     
     Первая группа расходов - расходы, источником платежа по которым являются собственные средства предприятий (дивиденды, пени, штрафы, взимаемые органами власти, и т.д.).
     
     Вторая группа расходов - расходы, относимые на финансовый результат деятельности организации, но при налогообложении не учитываемые.
     
     Третья группа расходов - расходы, превышающие предельный уровень, установленный по соответствующей группе (представительские, на страхование работников и т.д.).
     
     Одним из основных принципов главы 25 НК РФ является отмена льгот по налогу на прибыль организаций. Однако практика применения данной главы Кодекса показывает, что не все налогоплательщики согласны с отменой льгот. Налоговым органам регулярно приходится рассматривать обращения, связанные с просьбами о восстановлении тех или иных льгот.
     
     Тем не менее необходимо отметить, что альтернативой отмененным многочисленным налоговым льготам служат существенно сниженная ставка налога (основная ставка - до 24 %, ставка на доходы в виде дивидендов, получаемых резидентами Российской Федерации от резидентов Российской Федерации, - до 6 %), особый порядок формирования налоговой базы, предоставление некоторым налогоплательщикам возможности применения механизма ускоренной амортизации и т.д.
     
     Нельзя также забывать, что в настоящее время сохраняют свое действие ряд льгот по налогу на прибыль, которые установлены Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
     
     Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом вышеуказанная ставка не может быть ниже 10,5 %.
     
     Главой 25 НК РФ был введен новый порядок проведения амортизации в целях обложения налогом на прибыль.
     
     В соответствии с положениями данной главы НК РФ определяются объекты амортизируемого имущества, устанавливается порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества.
     
     Согласно ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, установлена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
     
     Налогоплательщики начисляют амортизацию линейным или нелинейным методом с учетом особенностей, установленных ст. 259 НК РФ.
     
     Глава 25 НК РФ предусматривает возможность переноса убытков на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен убыток.
     
     Еще одним важным положением рассматриваемой главы НК РФ является обязательное применение налогоплательщиками метода начисления при определении даты получения дохода (осуществления расхода). В целях главы 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
     
     Налогоплательщики (за исключением банков) вправе использовать кассовый метод в случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.
     
     С 2002 года расчет налоговой базы строится на основании данных налогового учета.
     
     Система налогового учета - это особый порядок учета доходов и расходов и момента их признания, подразумевающий особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода, особый порядок формирования отложенных расходов [то есть расходы формируют стоимость соответствующего объекта учета, который влияет на налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов, по специальным расчетам (алгоритмам), предусмотренным главой 25 НК РФ].
     
     Система налогового учета является необходимым инструментом, обеспечивающим возможность с минимальными затратами исчислить размер прибыли, подлежащей обложению налогом на прибыль организаций в соответствии с новым порядком, установленным законодательством о налогах и сборах.
     
     Аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
     
     При этом в соответствии со ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно.
     
     Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета, и, следовательно, объекты, показанные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах.
     

Глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ

     
     1 января 2002 года была введена в действие Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ. Для введения в действие данной главы потребовалась разработка большого числа нормативных правовых актов Правительства РФ и ведомственных актов МНС России (декларация, инструкция по ее заполнению, методические рекомендации).
     
     В ходе данной работы был выявлен большой перечень вопросов, требующих дополнительного законодательного регулирования (порядок исчисления и уплаты налога, порядок представления отчетности, порядок и сроки постановки налогоплательщика на налоговый учет по месту нахождения участка недр).
     
     Решение данных вопросов нашло отражение в Законе N 57-ФЗ. В настоящее время ведется активная работа по приведению ведомственных актов МНС России в соответствие с действующим законодательством. В частности, вносятся изменения в приказы МНС России об утверждении формы декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, инструкцию по ее заполнению.
     
     Кроме того, МНС России были переданы полномочия по сбору регулярных платежей за пользование недрами, установленных Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", что потребовало разработки и введения в действие ряда необходимых документов (декларации, инструкции по ее заполнению, методических рекомендаций).
     

Налогообложение малого предпринимательства

     
     В последнее время большое значение придается совершенствованию налогообложения малого предпринимательства. В течение 2002 года было внесено на рассмотрение большое количество документов, авторами которых были как должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, так и рядовые налогоплательщики, предлагающие то или иное решение данной проблемы.
     
     В настоящее время во исполнение поручения Президента Российской Федерации принят Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", предусматривающий введение в действие с 1 января 2003 года главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства" и главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". В нем нашли отражение положения Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, рассмотренной Государственным советом 19 декабря 2001 года. Вступление рассматриваемого проекта федерального закона в действие позволит заметно снизить налоговое бремя на субъекты малого предпринимательства, упростит процедуры налогообложения и представления отчетности и в конечном счете создать более благоприятные условия для ускорения развития в стране малого бизнеса.
     
     Глава 26.2. "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства" позволит устранить недостатки существующей системы налогообложения.
     
     Упрощенная система, в частности, предусматривает, что организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства и перешедшие на упрощенную систему, освобождаются от таких наиболее сложных по режиму применения налогов, как налог на прибыль организаций, НДС, налог с продаж, налог на имущество организаций и единый социальный налог. Сохраняется обязанность налогоплательщиков уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании. Уплаченные страховые взносы вычитаются из общей суммы единого налога, уплачиваемого налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему, определяющими объект налогообложения в виде дохода, но не более 50 % суммы единого налога. В случае применения налогоплательщиками объекта налогообложения в виде дохода за вычетом расходов страховые взносы на обязательное пенсионное страхование принимаются к вычету при исчислении налоговой базы.
     
     В отличие от действующей упрощенной системы налогообложения, когда выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации (совокупный доход или выручка), предлагаемая упрощенная система предусматривает два объекта налогообложения: доход от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и доход, уменьшенный на понесенные налогоплательщиком расходы. При этом выбор объекта налогообложения налогоплательщик осуществляет самостоятельно.
     
     Ставка налога при упрощенной системе устанавливается в следующих размерах:
     
     6 % - если объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства является доход;
     
     15 % - если объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства является доход, уменьшенный на величину расходов.
     
     Определяются критерии перехода на упрощенную систему налогообложения. Так, например, не вправе применять упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек. Еще одним критерием для перехода на упрощенную систему является ограничение дохода налогоплательщика - 15 млн руб. и стоимости амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, - 100 млн руб., которые не должны превышать указанных сумм по итогам налогового (отчетного) периода.
     
     Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает замену ряда существующих налогов единым налогом. В частности, предлагается освободить организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на единый налог на вмененный доход, от уплаты налога на прибыль организаций, НДС, налога с продаж, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
     
     Следует отметить, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога на вмененный доход освобождаются от уплаты единого социального налога с 1 января 2002 года.
     
     Вместе с тем в целях гарантирования пенсионного обеспечения работников организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, предусматривается сохранить обязанность уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании.
     
     Систему налога на вмененный доход предлагается распространить на следующие виды деятельности: оказание бытовых услуг физическим лицам; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, общественное питание; оказание автотранспортных услуг; разносная торговля.
     
     Субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопрос: вводить или не вводить у себя на территории вышеуказанную систему налогообложения.
     
     Вмененный доход определяется путем умножения базовой доходности на количество физических показателей, характеризующих тот или иной вид деятельности (единица площади, численность работающих и т.п. ).
     
     Субъекты Российской Федерации могут изменять указанную базовую доходность, корректируя ее на коэффициенты К1, К2 и КЗ, которые отражают особенности ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенности населенного пункта, месторасположения ассортимента продукции (товаров, работ, услуг), сезонность и другие факторы, а также уровень инфляции.
     
     Ставка единого налога устанавливается в размере 15 % вмененного дохода.
     
     Зачисление сумм налога предусматривается в том же порядке, что и для упрощенной системы налогообложения. При этом сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов в ПФР в порядке, определяемом законодательством об обязательном пенсионном страховании.
     
     Для упрощения порядка уплаты налога в законопроекте предусматриваются лишь квартальные платежи по этому налогу по итогам налогового периода.
     

Глава 27 "Налог с продаж" НК РФ

     
     Глава введена Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ и вступила в действие с 1 января 2002 года.
     
     В соответствии с данной главой НК РФ налог с продаж устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
     
     Плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели в случае, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен данный налог.
     
     Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации в случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Налоговая база по данному налогу определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения налога с продаж. Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Налоговая ставка определяется законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 %.
     
     В главе 27 НК РФ также приводится исчерпывающий перечень операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) налогом с продаж.
     
     Кроме того, предусматривается, что с введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимаются некоторые налоги, предусмотренные Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     
     Глава 27 НК РФ утрачивает силу с 1 января 2004 года.
     

Глава 28 "Транспортный налог" НК РФ

     
     С 1 января 2003 года предусматривается введение согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" транспортного налога, призванного заменить налог с владельцев транспортных средств, установленный ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", и налог на водно-воздушные транспортные средства, установленный Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
     
     Транспортный налог является региональным налогом и устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
     
     Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.
     
     Налоговая база по транспортному налогу определяется:
     
     1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя в лошадиных силах;
     
     2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
     
     3) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.
     
     Налоговым периодом признается календарный год.
     
     Главой 28 НК РФ, устанавливающей транспортный налог, определены ставки данного налога.
     
     В то же время приведенные в НК РФ ставки транспортного налога могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
     
     Учитывая, что транспортный налог является региональным налогом, глава 28 НК РФ не содержит налоговых льгот, но предоставляет субъектам Российской Федерации право по установлению льгот по транспортному налогу своими законами о налоге.
     
     Тем не менее некоторые категории транспортных средств исключены из объектов обложения транспортным налогом. Так, в частности, не признаются объектами налогообложения промысловые морские и речные суда, транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы и др.
     
     Устанавливается, что налогоплательщики, являющиеся организациями, будут исчислять сумму транспортного налога самостоятельно.
     
     Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, будет исчисляться налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, физические лица будут уплачивать транспортный налог на основании налоговых уведомлений, которые будут направляться им налоговыми органами.
     

Акцизы

     
     Особое значение имеет взимание акцизов на нефтепродукты.
     
     Согласно Федеральному закону от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ) предусматривается перенесение бремени по уплате акцизов по нефтепродуктам со сферы производства на сферу реализации.
     
     В рамках действующей системы взимания акцизов на нефтепродукты облагается только часть производимой и реализуемой продукции. Технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только путем переработки на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), но и путем смешивания прямогонного бензина с различными добавками. Объемы бензина, полученные методом смешивания, в большинстве случаев выводятся из-под налогообложения.
     
     В целях повышения собираемости акцизов на нефтепродукты в главу 22 "Акцизы" НК РФ были внесены следующие изменения:
     
     1) установлено, что объектом обложения акцизом являются все бензиновые фракции, в том числе прямогонный бензин, что позволит налоговым органам осуществлять полномасштабный контроль за производством, реализацией и дальнейшей переработкой прямогонного бензина. Введено точное определение терминов "бензиновая фракция", "прямогонный бензин";
     
     2) плательщиком акциза на нефтепродукты является не производитель нефтепродуктов (НПЗ), а все продавцы нефтепродуктов;
     
     3) введено так называемое фискальное лицензирование производителей и продавцов нефтепродуктов. Статья 179.1 НК РФ в качестве прямой нормы содержит процедурные вопросы получения свидетельства (основание для выдачи свидетельства, перечень представляемых документов, сроки их рассмотрения, основания для приостановления действия свидетельства). Реестр лиц, имеющих свидетельство, будет размещен в свободном доступе на сайте МНС России;
     
     4) обязанность по уплате акциза возникает в момент получения и оприходования нефтепродуктов. На суммы акциза, начисленного по объемам, переданным (реализованным) лицам, имеющим свидетельство, предоставляется вычет. В Законе N 57-ФЗ приведен закрытый перечень документов, представляемых для подтверждения права на получение вычета;
     
     5) с целью контроля физических объемов производства будут введены налоговые посты на предприятиях (у индивидуальных предпринимателей), участвующих в цепочке производителей и продавцов нефтепродуктов, которые будут контролировать соответствие объемов сырья, поступивших на НПЗ, фактическим объемам произведенных нефтепродуктов, сверять данные учета и отчетности налогоплательщика с объемами отгруженной продукции, объемами фактических остатков, находящихся в складских помещениях и резервуарах. Работники налоговых постов будут также осуществлять проверку свидетельств (лицензий) на торговлю нефтепродуктами, предъявляемых покупателями нефтепродуктов.
     
     При осуществлении данных функций сотрудники налоговых постов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
     
     6) планируется создание электронной базы данных, позволяющей в режиме реального времени контролировать объемы производства и реализации нефтепродуктов на всех этапах от производителя до потребителя в розничной (оптовой) сети.
     
     Кроме того, согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ специфические ставки акцизов по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью проиндексированы с учетом предполагаемого уровня инфляции 2002 года и будут увеличены с 1 января 2003 года.
     
     Что касается перспектив развития налогового законодательства, то в этой связи необходимо обратить внимание читателей журнала на ряд законопроектов, работа над которыми и их принятие планируются на самое ближайшее время. К таким законопроектам, в частности, относятся проекты новых глав "Водный налог", "Лесной сбор", "Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами", "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" НК РФ.
     

Водный налог

     
     В настоящее время взимание платы за пользование водными объектами осуществляется согласно Федеральному закону от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", законами соответствующих субъектов Российской Федерации и рядом ведомственных нормативных актов. Положения вышеуказанных документов противоречат нормам и терминологии законодательства о налогах и сборах.
     
     В целях устранения имеющихся противоречий в законодательстве разработан проект главы "Водный налог" (НК РФ). Концепция водного налога практически совпадает с действующей концепцией платы за пользование водными объектами.
     
     В проекте этой главы НК РФ установлены твердые ставки налога за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, исключены отдельные налоговые льготы, установленные действующим законодательством о плате за пользование водными объектами.
     
     В связи с принятием водного налога предусматривается отмена Федерального закона "О плате за пользование водными объектами".
     

Лесной сбор

     
     В настоящее время вопросы платности пользования лесным фондом регулируются Лесным кодексом Российской Федерации. Платежи взимаются за все виды лесопользования в виде лесных податей или арендной платы.
     
     Размер платежей рассчитывается на основе минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 127.
     
     Положения данных нормативных актов также во многом не соответствуют законодательству о налогах и сборах.
     
     В частности, до настоящего момента плату за пользование лесным фондом можно лишь условно считать федеральным налогом в связи с отсутствием установленных в законодательном порядке основных элементов налогообложения, определенных ст. 17 НК РФ.
     
     В целях приведения раздела платности за пользование лесным фондом, установленного Лесным кодексом Российской Федерации, в соответствие с законодательством о налогах и сборах подготовлена глава "Лесной сбор" НК РФ, где определены все необходимые элементы обложения сбором и предусмотрено, что лесной сбор будет взиматься только за право заготовки древесины, отпускаемой на корню.
     
     Размеры ставок сбора будут установлены законодательно на основе действующих минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и коэффициентов, учитывающих породный состав древесины, ее крупномерность, товарность и расстояния вывозки.
     
     Сумма сбора будет определяться органами управления лесным хозяйством при выдаче лесорубочного билета.
     
     Одновременно планируется изменить систему администрирования взимания данных платежей.
     
     Поскольку элементы, необходимые для определения суммы лесного сбора, устанавливаются органами управления лесного хозяйства, было высказано предложение передать администрирование лесного сбора вышеуказанным организациям.
     
     Данное предложение МНС России отражено в проекте главы "Лесной сбор" НК РФ.
     
     Платежи за другие виды лесопользования (заготовка живицы, лесных второстепенных ресурсов, побочное лесопользование и др.) отнесены к неналоговым платежам. Порядок их исчисления и определения ставок устанавливается Лесным кодексом Российской Федерации после внесения в него соответствующих изменений.
     
     К неналоговым платежам отнесена также арендная плата за пользование участками лесного фонда, определяемая договором аренды, а также разовые платежи за пользование участками лесного фонда, определяемые по результатам конкурса (аукциона).
     

Сбор за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами

     
     Действующее законодательство Российской Федерации о животном мире, об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации включает разделы платности пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, которые носят рамочный характер и не дают достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании объектами животного мира.
     
     Вместе с тем согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, если определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.
     
     Предусмотренный в проекте данной главы НК РФ сбор за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами приведен в соответствие с частью первой Кодекса, то есть определены все необходимые элементы налогообложения.
     
     При этом учтены все нормы, регулирующие в настоящее время порядок исчисления и сроки уплаты платежей за пользование живыми ресурсами, установленные Федеральными законами от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", постановлениями Правительства РФ, утвержденными в развитие данных Федеральных законов.
     
     Объектом налогообложения признается право пользования объектами животного мира и право пользования водными биологическими ресурсами, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешений (лицензий) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Фиксированные ставки сбора установлены законодательно по каждому виду объекта животного мира и водного биологического ресурса.
     

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

     
     В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ведется работа по рассмотрению проекта главы "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" НК РФ, которая была внесена в Государственную Думу Правительством РФ 3 декабря 2001 года и принята в первом чтении 28 июня 2002 года.
     
     Проект данной главы НК РФ устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", а также соглашений, вступивших в силу до принятия вышеуказанного Федерального закона.
     
     Данная глава НК РФ направлена на урегулирование существующих проблем при налогообложении участников действующих соглашений о разделе продукции, устанавливает основные права и обязанности, а также статус налогоплательщиков, действующих на условиях соглашений о разделе продукции, определяет многие аспекты исчисления и уплаты налогов и сборов при выполнении соглашений о разделе продукции, которые не нашли отражения в действующем законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах.
     

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

     
     В настоящее время действующая нормативная правовая база определения и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия утратила силу. Это обусловлено принятием Федерального закона "Об охране окружающей среды", которым определено, что формы и механизм применения платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
     
     Вследствие вступления в силу данной нормы по решению Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 было признано недействительным постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". И как следствие образовался пробел в природоохранном законодательстве Российской Федерации.
     
     В этой связи первоначально рассматривался проект главы "Экологический налог" НК РФ. Концепция данного налога кардинально отличалась от концепции платежей за загрязнение окружающей среды, взимаемых до настоящего времени. Экологическим налогом планировалось облагать производство отдельных экологически опасных видов продукции. Ставки налога должны были устанавливаться с учетом токсичности каждого вида продукции, предусматривались меры, стимулирующие налогоплательщика применять более экологически безопасные технологии, повышать степень очистки отходов производства.
     
     В процессе рассмотрения данного проекта были выявлены неустранимые противоречия данного проекта нормам части первой НК РФ. Предлагаемый платеж в виде экологического налога носил компенсационный характер, что противоречило определению налога как индивидуально безвозмездного платежа.
     
     В результате на совещании в Правительстве РФ было принято решение об отказе от разработки главы "Экологический налог" НК РФ и было решено сохранить существовавшую концепцию взимания платы за загрязнение окружающей среды как неналоговых платежей.
     
     В целях реализации принятого решения в настоящее время рассматривается проект Федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
     
     Согласно данному проекту:
     
     1) плательщиками определены юридические лица и индивидуальные предприниматели, производственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду;
     
     2) платежная база зависит от соответствующих показателей измерения количества (объема) негативного воздействия в пределах допустимых нормативов, лимитов, а также при их превышении;
     
     3) предусматривается применение максимальных и минимальных ставок платы за негативное воздействие, которые дифференцируются по административно-территориальным образованиям и основным бассейнам водных объектов;
     
     4) плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к неналоговым платежам федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, поскольку данная плата по своей природе не является ни налогом, ни сбором.
     
     Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это неналоговый платеж, носящий компенсационный характер.
     
     Учитывая данное обстоятельство, было выдвинуто предложение исключить из проекта закона нормы, предусматривающие участие налоговых органов в процедуре взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду, что нашло отражение в соответствующем проекте федерального закона.