Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Доли головной компании (ЗАО) в уставных капиталах дочерних обществ (ООО, ОАО) составляют более 50 %. По решению учредителей дочерние общества перечисляют в головную компанию за счет чистой прибыли денежные средства в качестве целевого финансирования расходов по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми дочерними организациями; для формирования централизованных финансовых фондов (резервов); для поддержания финансово-хозяйственной деятельности головной компании. Передача указанных средств дочерними компаниями производится за счет чистой прибыли.
     
     Как изменится порядок учета и налогообложения целевых поступлений, если централизованное управление дочерними организациями у головной организации будет основным видом деятельности?

     
     Прежде всего считаем необходимым обратить внимание на то, что нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и других законодательных актов не предусмотрен такой вид деятельности, как централизованное управление дочерними организациями.
     
     У коммерческой организации централизованное управление дочерними организациями не может быть основным видом деятельности, так как согласно ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, предусматривающие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
     
     Как следует из вопроса, головная организация зарегистрирована в качестве закрытого акционерного общества, то есть является коммерческой организацией со всеми вытекающими из этого граждан- скими и правовыми последствиями.
     
     Централизованное управление дочерними компаниями или группой компаний могут осуществлять так называемые «холдинговые компании». Однако в во-просе не указано, что головная компания (ЗАО) является «холдингом» по отношению к своим дочерним компаниям (или иным компаниям).
     
     В свете вышеизложенного непонятно, какая же конкретно деятельность является уставной для головной организации и какие иные виды деятельности были заявлены в уставе и других учредительных документах при регистрации головной организации в качестве самостоятельного юридического лица.
     

     Взаимоотношения основного и дочернего обществ регулируются ст. 105 ГК РФ, а также ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон N 208-ФЗ).
     
     Основное и дочернее общества являются независимыми коммерческими юридическими лицами.
     
     Отношения основного общества и дочернего общества характеризуются тем, что первое из них имеет возможность определять решения, принимаемые вторым, и таким образом влиять на его деятельность.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 208-ФЗ основное общество (материнская компания) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, если это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или в уставе дочернего общества.
     
     Распределение прибыли дочернего общества по решению учредителей может быть за счет текущей прибыли, распределяемой учредителями (пайщиками) на основании решения общего собрания дочернего общества, или за счет перераспределения ранее нераспределенной прибыли. По нашему мнению, применительно к ситуации, указанной в вопросе, речь может идти о выплате дивидендов дочерними организациями своей головной организации (холдингу).
     
     Что касается создания головной организацией централизованных финансовых фондов (резервов), то следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 35 Закона N 208-ФЗ в самом акционерном обществе может быть создан резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15 % от его уставного капитала. Резервный фонд общества предназначается для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей и не может перечисляться централизованно другому юридическому лицу.
     

     Организация просит дать разъяснение по во-просу применения районного коэффициента в размере 30 % для городов и районов юга Иркутской области, установленного с 1 января 1993 года постановлением главы Администрации Иркутской области.

     
     Согласно постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029» к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера по Иркут- ской области отнесены:
     

     - районы: Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский;
     
     - города: Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского городского Совета народных депутатов.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются указанным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
     
     Дополнительные гарантии и компенсации могут предоставляться за счет средств бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, средств предприятий, учреждений, организаций (работодателей).
     
     В соответствии с п. 7 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, в состав затрат на оплату труда до 1 января 2002 года включались выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
     
     Статьей 10 вышеназванного Закона предусматривается, что районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются по представлению Правительства РФ.
     
     Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера.
     
     Учитывая, что до настоящего времени районные коэффициенты к заработной плате для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок их начисления не утверждены в законодательном порядке, указанные коэффициенты применяются в размерах, установленных постановлением Государственного комитета по вопросам труда и заработной платы при Совмине СССР и Секретариата ВЦСПС от 05.03.1960 N 298/8 (за исключением субъектов Российской Федерации, где районные коэффициенты установлены решениями Правительства РФ).
     

     Выплаты по районным коэффициентам к заработной плате для лиц, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные в централизованном порядке [то есть постановлениями (решениями) Правительства РФ], включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Таким образом, дополнительные выплаты по районным коэффициентам к заработной плате для лиц, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные по решениям представительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, должны финансироваться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации либо местных бюджетов, а также за счет средств предприятий и организаций, остающихся после налогообложения. Указанные выплаты не должны уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     
     Что касается отражения организациями указанных затрат в связи с введением с 1 января 2002 года главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), то согласно п. 11 ст. 255 к расходам на оплату труда относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
Г.В. Зинькова,  
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ст. 46 и 47) установлено, что платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Данное положение нашло отражение в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (подпункт «г» п. 1 ст. 6). С 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, положения которой противоречат ст. 46 и 47 Закона РФ «Об образовании».
     
     Просим разъяснить, может ли негосударственное образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, при осуществлении затрат инвестиционного характера на развитие и совершенствование материально-технической базы с 1 января 2002 года руководствоваться Законом РФ «Об образовании» и относить данные затраты на расходы?
     
     В каком случае некоммерческая организация - негосударственное образовательное учреждение, осуществляющее только одну платную образовательную деятельность, может относить имущество к амортизируемому в соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 256 НК РФ?

     
     Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ согласно Федеральному закону от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон N 110-ФЗ). Налогообложение прибыли организаций с 1 января 2002 года следует производить только в соответствии с положениями указанной главы НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для россий-ских организаций прибыль - это полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с указанной главой.
     
     Льгота для государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также для негосударственных образовательных учреждений, преду-смотренная Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее - Закон N 2116-1), с 1 января 2002 года не предоставляется.
     
     Однако подпунктом 23 п. 1 ст. 251 НК РФ для государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, установлен особый порядок определения налоговой базы. Так, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде безвозмездно полученного указанными учреждениями оборудования, используемого исключительно в образовательных целях. Иных особенностей налогообложения указанных учреждений главой 25 НК РФ не предусмотрено.
     
     В отношении отнесения имущества негосударственного образовательного учреждения к амортизируемому необходимо иметь в виду следующее.
     

     Законом РФ «Об образовании» установлено, что негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
     
     Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
     
     Подпунктом 2 п. 2 ст. 256 НК РФ определено, что имущество некоммерческих организаций не включается в состав амортизируемого имущества, за исключением имущества, приобретенного в связи с осущест-влением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.
     
     Негосударственное образовательное учреждение оказывает образовательные услуги, и эти услуги предоставляются только на платной основе, то есть организация осуществляет предпринимательскую деятельность. Учитывая положения подпункта 2 п. 2 ст. 256 НК РФ, все имущество такой некоммерческой организации может быть включено в состав амортизируемого имущества.
     

     Фонд социальной поддержки населения является плательщиком налога на прибыль. В соответствии с уставными целями, предоставляя помощь гражданам в связи с экстремальными ситуациями, а также оказавшимся в тяжелом материальном положении, Фонд осуществляет, по нашему мнению, важную благотворительную функцию.
     
     Исходя из этого считаем, что Фонд мог воспользоваться льготой, предусмотренной пунк-том 4.1.3 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». На запрос в налоговой инспекции получен отрицательный ответ. Просим дать разъяснения по данному вопросу.

     
     Подпунктом «в» п. 1 ст. 4.1 Закона N 2116-1 была предусмотрена льгота для организаций, направляющих средства на благотворительные цели.
     
     Фонд социальной поддержки населения осущест-вляет основную уставную деятельность за счет целевых средств, в том числе взносов, полученных в порядке благотворительности от юридических и физических лиц, а также за счет прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль с сумм превышения доходов над расходами, полученных от предпринимательской деятельности. При исчислении налога на прибыль Законом N 2116-1 не было предусмотрено уменьшение облагаемой прибыли на расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности некоммерческих организаций.
     
     Таким образом, расходы Фонда, связанные с его основной уставной деятельностью, не могут быть отнесены к взносам на благотворительные цели.
     

В.А. Угревицкая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Обязанность перехода с 1 января 2002 года на метод признания доходов «по начислению» значительно повлияет на ухудшение финансового положения организаций, дебиторская задолженность которых в силу их специфики составляет значительные суммы, например организаций ЖКХ. Могут ли быть внесены в НК РФ изменения, предусматривающие для таких организаций в начальный период в качестве «переходного положения» порядок определения доходов «по оплате»?

     
     Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов является одной из основных целей совершенствования налогового законодательства.
     
     Так, главой 25 НК РФ предусмотрен переход на обязательное применение метода начисления для определения момента принятия доходов и расходов всеми организациями.
     
     Учитывая, что изменения порядка определения доходов в целях налогообложения соответствуют действующим в бухгалтерском учете правилам признания в этих целях расходов, вопрос о влиянии на положение налогоплательщиков нового для них порядка признания доходов должен рассматриваться наряду с во-просом о принятии расходов в бухгалтерском учете.
     
     В настоящее время организации, определяющие выручку от реализации продукции в целях налогообложения по мере оплаты, при определении финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, принимают фактически произведенные затраты, относящиеся к оплаченной продукции.
     
     В соответствии со ст. 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осущест-вленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.
     
     Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции. Например, для организаций водопроводно-канализационного хозяйства при отсутствии товаров (работ, услуг) отгруженных, но нереализованных, прямые расходы будут практически в полном объеме уменьшать доходы от реализации отчетного периода, так как технологическими особенностями этих организаций не предусматриваются остатки незавершенного производства по основной деятельности, а также готовой продукции на складе.
     
     Следует также отметить, что НК РФ снял ограничения при отнесении на затраты при исчислении налоговой базы тех или иных расходов, связанных с извлечением прибыли.
     

     Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты.
     
     Из вышеизложенного следует, что в рамках НК РФ проблема учета всех обоснованных затрат при исчислении налогооблагаемой базы решается при максимальной возможности учета интересов налогоплательщика. К вычету будут приниматься любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Кроме того, налогоплательщики получили возможность создавать резервы по сомнительным долгам, а при признании долгов безнадежными - уменьшать подлежащие уплате налоги за счет соответствующей корректировки налоговой базы.
     
     Учитывая вышеизложенное, переход к использованию метода начислений не должен существенно ухудшить положение организаций, в том числе организаций ЖКХ.
     
     В целях улучшения финансово-экономического состояния налогоплательщиков, а также обеспечения единого подхода к налогообложению организаций различных отраслей экономики согласно НК РФ уменьшены ставки налога на прибыль с одновременной отменой налоговых льгот и налоговых вычетов. Установлена единая ставка налога на прибыль в размере 24 % для всех налогоплательщиков.
     
     Кроме того, для создания предпосылок для скорейшего восстановления платежеспособности организаций, условий для формирования оборотных средств и накопления существующего капитала в НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшать налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного им убытка в предыдущем налоговом периоде, но не более 30 % от налоговой базы (тогда как по действовавшему до недавнего времени законодательству налогоплательщик имел право на исключение из налогооблагаемой прибыли только пятой части убытков предшествующих лет).
     
     Установление исключений для отдельных налогоплательщиков противоречит принципу равномерности и справедливости распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, положенному в основу налогового реформирования.
     

     Обязано ли акционерное общество предусматривать в трудовом договоре условие возмещения затрат по переезду работника на новое место жительства при его увольнении с предприятия, предусмотренное ст. 35 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», если акционерами общества не предусмотрено расходование фондов на указанные цели?

     

     Статьей 35 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон N 4520-1) гарантируется оплата стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам, в случае переезда работника к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия.
     
     При этом ст. 4 Закона N 4520-1 предусмотрена компенсация за счет консолидированного бюджета Российской Федерации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, только работникам бюджетных учреждений, организаций, проработавшим в указанных районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в этих районах и мест-ностях, а также лицам, проработавшим не менее трех лет на государственных предприятиях, расположенных в указанных районах и местностях, в размере 50 % произведенных затрат, но не превышая норм, преду-смотренных ст. 35 Закона N 4520-1.
     
     Порядок компенсации расходов на выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей лицам, работающим на предприятиях негосударственной формы собственности, за счет средств этих предприятий согласно трудовым соглашениям (контрактам) установлен постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 N 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
     
     Учитывая, что согласно Комментариям к Закону РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - приложению к письму Государственного комитета Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера от 23.08.1993 N 2028 по тем нормам, которые действовали еще до введения Закона N 4520-1, порядок финансирования сохранен, расходы на выезд работникам негосударственных предприятий компенсируются в указанном порядке.
     
     Таким образом, гарантии на оплату стоимости проезда работников предприятий Крайнего Севера в случае их переезда к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) предусмотрены законодательством, и порядок компенсации таких расходов установлен Правительством РФ.
     

     Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его за-ключения.
     
     Учитывая изложенное, условие оплаты стоимости проезда работника в случае его переезда к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) должно предусматриваться сторонами при заключении трудового соглашения в обязательном порядке.
     
     Постановлением Правительства РФ от 31.12.1997 N 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» повышение ответственности работодателей в решении социальных проблем районов Севера определено как одно из необходимых направлений системы государственной поддержки районов Севера. Этим постановлением Правительства РФ (п. 4) поручено Минтруда России и ряду других министерств и ведомств с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить рекомендации по заключению трудового договора (контракта), отражающего специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера.
     
     В соответствии с разработанными в этой связи Рекомендациями по заключению трудового договора (контракта), отражающими специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, утвержденными постановлением Минтруда России от 23.07.1998 N 29, в трудовом договоре (контракте) предусматриваются, в частности, права и обязанности работодателя. Права и обязанности работодателя должны формулироваться в соответствии с требованиями законодательства, соглашениями и коллективными договорами, действующими в организации.
     
     Пунктом 5 Рекомендаций установлено, что трудовые договоры (контракты), заключаемые с работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, долж-ны отражать льготы и компенсации, предоставляемые им в соответствии с Законом N 4520-1. В частности, должна предусматриваться оплата стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам, в случае переезда работника к постоянному или новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям (за исключением увольнения за виновные действия) (подпункт «е» п. 5 Закона N 4520-1).
     
     В качестве источников финансирования затрат на государственные гарантии законодательством предусмотрены, в частности, бюджеты субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
     

     Учитывая, что законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты, вопрос об оказании поддержки предприятиям, производящим компенсационные выплаты, гарантированные законодательством, может решаться на уровне субъектов Российской Федерации и на местах.
     
     Кроме того, постановлением Правительства РФ от 31.12.1997 N 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекать средства для финансирования выезда населения из районов Крайнего Севера путем выпуска целевых облигационных займов.
     
     Главой 25 НК РФ сняты ограничения при отнесении на затраты при исчислении налоговой базы тех или иных расходов, связанных с извлечением прибыли.
     
     Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Затраты по оплате стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам, в случае переезда работника к постоянному или новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям (за исключением увольнения за виновные действия), предусмотренные трудовым договором, принимаются как расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в составе расходов на оплату труда как «другие виды расходов, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором».
       

О едином социальном налоге

    
    Н.В. Барсукова
     

     С 1 января 2001 года индивидуальные предприниматели признаны плательщиками НДС. Просим разъяснить, исключается ли сумма НДС при расчете налоговой базы по ЕСН?

     
     Статьей 171 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, предъявляемые налогоплательщику и уплачиваемые им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, используемых для производства и реализации, подлежат вычету у налогоплательщика при условии принятия к учету налогоплательщиком товаров (работ, услуг), их оплаты и наличия счета-фактуры с выделенной отдельной строкой суммой налога.
     
     У индивидуальных предпринимателей, исполняющих с 1 января 2001 года обязанности плательщика НДС, налог принимается к вычету только по товарам (работам, услугам), приобретенным и оплаченным после 1 января 2001 года при наличии счетов-фактур поставщиков, зарегистрированных в книге покупок у покупателя.
     
     Суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2001 года, к вычету не принимаются и учитываются в составе их покупной стоимости, поскольку до 1 января 2001 года предприниматели не являлись плательщиками НДС.
     
     По итогам налогового периода НДС исчисляется по реализованным товарам (работам, услугам), а сумма налога принимается к вычету только по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам) в данном налоговом периоде при наличии счета-фактуры.
     
     Вместе с тем суммы НДС, не принимаемые к вычету при определении налоговой базы по данному налогу, учитываются в составе профессиональных налоговых вычетов предпринимателей при исчислении ими налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     Таким образом, из облагаемой ЕСН базы у индивидуальных предпринимателей не исключаются суммы НДС по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам), не принятым к зачету по НДС, так как они учитываются в составе профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, которые в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ уменьшают налоговую базу по ЕСН.
     

     Начислялся ли ЕСН в 2001 году на расходы работодателя по оплате (частичной компенсации) стоимости путевок в детский оздоровительный лагерь, приобретенных для детей работников, при условии, что их оплата произведена за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль?

     

     В соответствии с п. 4 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 и 2 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
     
     Вместе с тем согласно п. 4 ст. 237 НК РФ при расчете налоговой базы по ЕСН учитывается материальная выгода от оплаты полностью или частично работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг), в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха и др. При этом перечень материальной выгоды, поименованный в данном пункте, является открытым.
     
     Таким образом, на расходы работодателя по оплате (частичной компенсации) стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря, приобретенные для детей работников, начисляется ЕСН.
     

     Каков порядок обложения ЕСН материальной выгоды, возникшей в результате выдачи работнику беспроцентного займа, например 1 апреля 2001 года?

     
     Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения, в том числе полученная работником от работодателя материальная выгода.
     
     Исходя из вышеуказанного можно говорить о материальной выгоде лишь в случае, если заимодавец и заемщик состоят в отношениях, регулируемых КЗоТ РФ.
     
     Согласно ст. 240 НК РФ отчетным периодом по ЕСН признается календарный месяц. При этом в соответствии с п. 3 ст. 243 НК РФ по итогам отчетного пе-риода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по ЕСН исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки ЕСН. Сумма авансового платежа по ЕСН, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. В общем случае уплата авансовых платежей производится ежемесячно в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
     
     Таким образом, сумма ЕСН должна определяться работодателем по итогам каждого месяца.
     

     Что касается ставок ЕСН, то здесь необходимо отметить следующее. Согласно ст. 241 НК РФ ставка ЕСН варьируется в зависимости от величины налоговой базы работника. Для упрощения анализа рассмотрим ситуацию, когда налоговая база заемщика нарастающим итогом не превышает в течение рассматриваемого периода 100 000 руб. и, кроме того, работодатель заемщика не занят в производстве сельскохозяйственной продукции, не является родовой, семейной общиной малочисленных народов Севера, занимающейся традиционными отраслями хозяйствования, или  крестьянским (фермерским) хозяйством, не имеет прочих льгот.
     
     Согласно п. 4 ст. 237 НК РФ к материальной выгоде относится, в частности, материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 212 НК РФ налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения займа, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Рассмотрим случай, когда заемные средства были выданы работнику 1 января.
     
     Определим налоговую базу по месяцам:
     
     в мае (за апрель) - 30 000 х 25 % x 3/4 : 365 x 31 = = 477,74, с начала года 477,74 руб.;
     
     в июне (за май) - 25 000 х 25 % x 3/4 : 365 x 28 = = 359,60, с начала года 837,34 руб.;
     
     в июле (за июнь) - 20 000 х 25 % x 3/4 : 365 x 31 = = 318,49, с начала года 1155,83 руб.
     
     Следует иметь в виду, что в случае, если работник-заемщик прекращает свои трудовые отношения с работодателем до момента полного возврата суммы займа, начисление ЕСН прекращается с момента прекращения указанных отношений, так как согласно п. 4 ст. 237 НК РФ ЕСН начисляется на материальную выгоду, получаемую работником и (или) членами его семьи за счет работодателя.
     
     Налоговым периодом для ЕСН является календарный год (ст. 240 НК РФ). Но налогоплательщик в соответствии с п. 3 ст. 243 обязан исчислять авансовые платежи и перечислять ЕСН за каждый отчетный период, которым считается календарный месяц (ст. 240 НК РФ).
     

     Исчисление ЕСН производится отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы (ст. 243 НК РФ). По итогам отчетного периода предприятие производит исчисление авансовых платежей по ЕСН исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, и соответствующей ставки ЕСН (ст. 243 НК РФ). Доход от материальной выгоды включается в налоговую базу в сумме с другими вы-платами, начисленными работодателем в пользу работника.     
     

Исчислим ЕСН за весь период пользования займом нарастающим итогом
(только по доходу от материальной выгоды
без учета других доходов)

                                  

(в руб.)

Месяц

ФСС РФ

ПФР

ФФОМС

ТФОМС

апрель

477,74 х 4% = 19

Х 28% = 134

Х 0,2% = 1

Х 3,4% = 16

май

837,34 х 4% = 34
34-19 = 15

Х 28% = 235
235-134 = 101

Х 0,2% = 2
2-1 = 1

Х 3,4% = 29
29-16 = 13

июнь

1155,83 х 4% = 46
46-34 = 12

Х 28% = 324
324-235 = 89

Х 0,2% = 2
2-2 = 0

Х 3,4% = 39
39-29 = 10

     

     Уплату начисленных авансовых сумм предприятие должно осуществлять отдельными платежными поручениями в каждый фонд (ст. 243 НК РФ).


     В бухгалтерском учете данные начисления отражаются следующим образом:     
     

1. Начисление ЕСН ежемесячно

  
 

Д-т 84 (99, если на начало года нет нераспределенной прибыли)

К-т 69-1 "Расчеты по ЕСН в Фонд социального страхования Российской Федерации"

Д-т 84 (99)

К-т 69-2 "Расчеты по ЕСН в Пенсионный фонд Российской Федерации"

Д-т 84 (99)

К-т 69-3 "Расчет по ЕСН в ФФОМС"  

Д-т 84 (99)

К-т 69-4 "Расчет по ЕСН в ТФОМС"  

2. Перечисление ЕСН

  
 

Д-т 69 (субсчета 1, 2, 3, 4)

К-т 51 "Расчетный счет"  

               

О налогообложении имущества физических лиц

     
     С.В. Жукова,  
советник налоговой службы I ранга
     

     Пенсионерка - гражданка Беларуси имеет на территории России в собственности недвижимое имущество. В настоящее время между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключен Договор о Союзе Беларуси и России, а также принят Устав, по которому граждане государств являются гражданами Союза и стороны договора переходят на единые стандарты социальной защиты.
     
     Имеет ли данная гражданка права на льготы по уплате налога на имущество физических лиц как пенсионерка?

     
     Согласно п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” (в ред. от 17.07.1999 N 168-ФЗ) (далее - Закон N 2003-1) плательщиками налога на строения, помещения и сооружения признаются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 4 названного Закона налог на строения, помещения и сооружения не уплачивают пенсионеры - собственники недвижимого имущества, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 18 Устава Союза Беларуси и России от 23 марта 1997 года граждане Республики Беларусь имеют право на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации, на тех же условиях, что и граждане этого государства, то есть данная статья является нормой гражданского законодательства.
     
     Гражданское законодательство регулирует только определенную часть имущественных отношений, а именно отношения собственности и гражданского оборота движимого и недвижимого имущества.
     
     Статьей 2 части первой ГК РФ установлено, что имущественные отношения иного рода регулируются другими отраслями права, и поэтому нормы гражданского законодательства к ним не применяются.
     
     При этом вышеназванный Устав и Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года “О создании Союзного государства” не унифицированы в части налогового законодательства.
     
     Таким образом, поскольку гражданка Беларуси получает пенсию, не установленную пенсионным законодательством Российской Федерации, вышеуказанная льгота по налогу на строения, помещения и сооружения на нее не распространяется.
     

     Имеет ли право налоговый орган предоставить льготу по налогу на имущество несовершеннолетнему ребенку, имеющему в собственности квартиру, которому назначена пенсия по случаю потери кормильца, если пенсионное удостоверение, являющееся основанием для предоставления льготы, выдается на имя второго родителя либо опекуна?

     
     В соответствии со ст. 1 и 2 Закона N 2003-1 (в ред. от 17.07.1999 N 168-ФЗ) граждане, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, являются плательщиками налога на строения, помещения и сооружения (далее - налог на строения), в том числе и дети.
     
     Статьей 4 Закона N 2003-1 предусмотрен ряд льгот по уплате налога на строения, в том числе для пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
     
     Основанием для получения льготы в соответствии с п. 7 раздела III инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 “По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”“, зарегистрированной в Минюсте России 20.01.2000 N 2057, является пенсионное удостоверение.
     
     Согласно ст. 2 и 50 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (в ред. от 08.08.2001 N 122-ФЗ) несовершеннолетние дети считаются нетрудоспособными членами семьи. Для нетрудоспособных членов  семьи смерть кормильца является основанием для пенсионного обеспечения.
     
     Пенсионные удостоверения для несовершеннолетних детей, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, выданные на имя второго родителя или опекуна, должны иметь пометку о том, кому назначена пенсия.
     
     В случае если в пенсионном удостоверении нет пометки о том, кому назначена пенсия, то дополнительным основанием для предоставления льготы по налогу на строения таким детям может быть справка из соответствующих органов пенсионного обеспечения.
     
     Следовательно, налоговый орган обязан предо-ставить несовершеннолетнему ребенку, которому назначена пенсия по случаю потери кормильца, льготу по налогу на имущество за квартиру, находящуюся в его собственности, независимо от того, на чье имя выписано пенсионное удостоверение.
     
Н.А. Орехов,
советник налоговой службы I ранга
     

     Вправе ли работник налогового органа при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования, потребовать от наследника-налогоплательщика документы, подтверждающие факт родства с наследодателем, если в выданном нотариусом свидетельстве о праве на наследство такие реквизиты отсутствуют?

     
     В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации” одной из главных задач налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Подпунктом “а” п. 2 ст. 14 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” предусмотрено, что должностные лица налоговых органов имеют право в установленном законодательством порядке проверять все документы по исчислению и уплате налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках.
     
     Следовательно, работник налогового органа для правильного исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования, вправе потребовать от наследника-налогоплательщика документы, подтверждающие факт родства с наследодателем.
     

     Существует ли очередность получения наследства по закону для братьев и сестер родителей умершего, а также для его прадедов и прабабок, если наследники по закону первой и второй очереди отсутствуют?
     
     В каких размерах вышеназванным наследникам исчисляется налог с имущества, переходящего в порядке наследования?

     
     В соответствии с частью первой ст. 532 Гражданского кодекса РСФСР (в ред. Федерального закона от 14.05.2001 N 51-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статью 532 Гражданского кодекса РСФСР”) при наследовании по закону наследниками в равных долях являются:
     
     в третью очередь - братья и сестры родителей умершего (дяди и тети наследодателя);
     
     в четвертую очередь - прадеды и прабабки умершего как со стороны деда, так и со стороны бабки.
     
     Согласно абзацу шестому ст. 1 вышеназванного Закона наследники каждой последующей очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников предшествующей очереди или при неприятии ими наследства, а также в случае, если все наследники предшествующей очереди лишены завещателем права наследования.
     

     При налогообложении братья и сестры родителей умершего (дяди и тети наследодателя), прадеды и прабабки умершего как со стороны деда, так и со стороны бабки относятся к другим наследникам.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения” (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 2020-1) вышеуказанным физическим лицам налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется в следующих размерах:
     
     а) при наследовании имущества стоимостью от 850 до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (далее - ММОТ) - 20 % от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер ММОТ;
     
     б) при наследовании имущества стоимостью от 1701 до 2550-кратного установленного законом размера ММОТ - 170-кратный установленный законом размер ММОТ + 30 % от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер ММОТ;
     
     в) при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-кратного установленного законом размера ММОТ - 425-кратный установленный законом размер ММОТ + 40 % от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер ММОТ.     
     

Налогообложение банков

     
     Г.И. Писцов
     

     Банк просит разъяснить, правомерно ли он применял в 2001 году льготу по финансированию капитальных вложений производственного назначения в случае, если среди присвоенных ему кодов видов деятельности ОКОНХ имелись коды как сферы материального, так и сферы нематериального производства?

     
     Пунктом 1 ст. 6 Закона N 2116-1 всем плательщикам налога на прибыль при условии, что они были отнесены к отраслям сферы материального производства, предоставлялось право при определении налогооблагаемой прибыли уменьшать ее на суммы фактических затрат и расходов, произведенных за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, и направленных на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов (основной суммы долга и процентов) банков, полученных и использованных на эти цели. Данная льгота могла быть предоставлена при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     Пунктом 4 Методических рекомендаций по отдельным вопросам налогообложения прибыли Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768@ было разъяснено, что эта льгота предоставлялась предприятиям и организациям всех организационно-правовых форм, направившим прибыль на указанные цели по развитию видов деятельности, поименованных по кодам 10000-87900 Общесоюзного классификатора “Отрасли народного хозяйства” (далее - ОКОНХ), утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 1 января 1976 года.
     
     Согласно ОКОНХ коммерческие банки отнесены к непроизводственной сфере деятельности (код 96120), поэтому они не имели возможности воспользоваться указанной льготой. Однако учитывая изложенные в вышеуказанных Методических рекомендациях разъяснения, предприятия (включая кредитные организации), относившиеся к непроизводственной сфере деятельности согласно присвоенным кодам ОКОНХ, но направившие прибыль на развитие вида деятельности сферы материального производства согласно присвоенным им кодам ОКОНХ, имели право воспользоваться данной льготой при условии:
     
     - ведения раздельного учета прибыли, полученной от деятельности, относящейся к сфере материального производства;
     

     - осуществления капитальных вложений, связанных с развитием деятельности в сфере материального производства;
     
     - соблюдения установленного законом ограничения льготируемой прибыли суммой налога не более 50 % в исчисляемом периоде из прибыли от деятельности в сфере материального производства;
     
     - представления специального расчета льготируемой прибыли.
     
     При использовании данной льготы следовало иметь в виду, что во введении к ОКОНХ отмечено, что если на предприятии, в учреждении, организации имеются подсобно-вспомогательные производства и подразделения, осуществляющие различные по своему характеру функции, и если они имеют самостоятельную систему учета и выделены в отдельные учетные единицы, то такие производства и подразделения относятся к тем отраслям народного хозяйства, которые соответствуют характеру их деятельности в общественном разделении труда.
     
     Структурные подразделения предприятий и организаций (цехи, мастерские, отделы), осуществляющие внутренние перевозки, снабженческо-сбытовую деятельность, организации и пункты связи, машиносчетные станции, а также базы и склады предприятий, учреждений и организаций, не выделенные на самостоятельный баланс, учитываются по основной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций.
     
     Таким образом, одним из необходимых условий предоставления права пользования указанной льготой являлось выделение структурного подразделения, отнесенного согласно присвоенным ему кодам видов деятельности ОКОНХ к сфере материального производства (например занимавшегося предоставлением посреднических услуг при купле-продаже товаров, ценных бумаг) на самостоятельный баланс.
          

Трудовое законодательство

     
     Н.3. Ковязина,
зам. начальника отдела Минтруда России
     

     Законом Вологодской области с 11 июля 2001 года установлены доплаты в размере 20 % к тарифным ставкам (окладам) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
     
     Производится ли в связи с этим корректировка среднего заработка при уходе работника в отпуск после 1 июля 2001 года?

   &nb