Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

"Горячая линия" от 9 января 2002 года


"Горячая линия" от 9 января 2002 года

     Во время проведения «горячей линии» читатели журнала в основном просили разъяснить ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ в части списания не учитываемой ранее налогоплательщиком задолженности за отгруженные товары (работы, услуги) для целей налогообложения и письмо МНС России от 03.01.2002 N ВГ-6-02/1 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет авансовых платежей налога на прибыль в I квартале 2002 года и перехода в 2002 году на определение доходов и расходов по кассовому методу».
     
     Указанные вопросы возникли потому, что до конца 2001 года п. 13 Положения о составе затрат предоставлял налогоплательщику право выбора учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) - по методу начисления или методу оплаты (кассовому методу). При выборе расчета выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения по методу оплаты у налогоплательщика образовалась дебиторская задолженность за отгруженную продукцию (работы, услуги), которую необходимо учесть согласно ст. 10 Закона N 110-ФЗ. Так как указанный Закон введен в действие с 1 января 2002 года, а задолженность образовалась на 31 декабря 2001 года, то у читателей журнала в связи с неясностью изложения порядка списания этой задолженности правомерно возникли вопросы о том, как отразить эту задолженность для целей налогообложения.
     
     Ясность по вопросу о включении для целей налогообложения доходов и расходов по дебиторской задолженности должны внести подготавливаемые Изменения и дополнения, вносимые в ст. 10 Закона N 110-ФЗ, из проекта которых следует, что к определению в этой статье налоговой базы применяются налоговые ставки, установленные ст. 284 НК РФ, а сумма начисленного налога подлежит уплате начиная со второго отчетного периода 2002 года.
     
     В своем письме от 03.01.2002 N ВГ-6-02/1 МНС России разъяснило порядок исчисления и уплаты в бюджет авансовых платежей у налогоплательщиков, которые в соответствии со ст. 273 НК РФ определяют с 1 января 2002 года доходы и расходы для целей налогообложения по кассовому методу.
     
     Как установлено в п. 1 ст. 273 НК РФ, организации имеют право на определение даты получения дохода (осу- ществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.
     

     В ст. 285 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики согласно ст. 286 НК РФ уплачивают ежемесячные авансовые платежи равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
     
     Учитывая требования ст. 273, 285, 286 НК РФ, МНС России довело до сведения налоговых органов следующее: налогоплательщики, которые осуществляют уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в течение отчетного периода в I квартале 2002 года, производят ежемесячные авансовые платежи из расчета 1/3 от суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет за III квартал 2001 года. Это связано с тем, что у налогоплательщика еще не будет составлена и представлена в налоговый орган годовая бухгалтерская отчетность для определения суммы налога на прибыль за IV квартал 2001 года.
     
     Основанием для расчета сумм налога на прибыль за III квартал 2001 года являются данные представленной декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2001 года и 1-е полугодие 2001 года.
     
     Если организация является плательщиком авансовых платежей по налогу на прибыль, то ею представляются сведения о подлежащих уплате этих платежей в I квартале 2002 года в налоговые органы по произвольной форме исходя из суммы платежей по уровням бюджетов III квартала 2001 года по самой организации и по обособленным подразделениям.
     
     Если организацией не представлены сведения об уплате ею авансовых платежей в I квартале 2002 года в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения ее обособленных подразделений, то МНС России довело до сведения налоговых органов о предоставленном им праве самостоятельно определять на основании имеющихся у них расчетов по налогу на прибыль суммы авансовых платежей в I квартале 2002 года.
     
     МНС России сообщило также в письме от 03.01.2002 N ВГ-6-02/1 о том, что авансовые платежи в части федерального бюджета в расчете принимаются без распределения по обособленным подразделениям, а также о том, что указанный в этом письме порядок не распространяется на организации, указанные в п. 3 ст. 286 НК РФ, так как по ним установлен специальный порядок расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.